Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кабулиец |
английское название: |
Kabuliwala |
год: | 1957 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Тапан Синха |
сценаристы: | Тапан Синха, Премендро Миттро, Рабиндранат Тагор |
видеооператор: | Anil Banerjee |
композитор: | Рави Шанкар |
художник: | Suniti Mitra |
монтаж: | Субод Рой |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
- Сейчас быть хорошим человеком слишком накладно…
В далёком-далёком Афганистане жил крестьянин Рохмод. Жил он вместе со своей женой и маленькой дочуркой, в которой просто души не чаял. Она была для него светом очей, надеждой и радостью даже в самый печальный день. А горести не заставили себя долго ждать. Сколько не гнул спину Рохмод на своём поле, а всё же засуха сгубила урожай. И вместе с другими такими же как он, Рохмод был вынужден отправиться на заработки на чужбину в Индию. Другая страна, огромная многолюдная Калькутта, кишащая ворами и мошенниками. Столько новой несправедливости и нужды придётся ему здесь вынести. И кто знает, смог бы Рохмод преодолеть все трудности, если бы не Мини — крошечная бенгальская девочка из семьи среднего класса, так напоминающая ту самую далёкую афганскую девочку своим миловидным личиком и манерой поведения.
Трудно в наши дни быть хорошим человеком. Да, наверное, и не только в наши. Всегда это было трудно. Хорошему человеку тяжело сколотить состояние, он не может отказать нуждающемуся, он просто так раздаёт товар детям. Деньги утекают у него как песок между пальцами. Не отложить, не скопить. Ещё страшнее самому влезть в долги, тогда уж долговая кабала неминуема. Это только ворам и мошенникам всё может сойти с рук, они, не гнушаясь, живут за чужой счёт и совесть их ничуть не мучает. А при удобном случае, они и у бедняка готовы отобрать последнюю копейку. Да, очень тяжело быть хорошим человеком. Особенно если этот человек ещё наделён своей знойной родиной, нещадно опаляемой солнцем пустынь, горячим нетерпимым нравом. В приступе праведного гнева, защищая себя и свою честь, такой человек может случайно наломать дров, за которые будет расплачиваться долгие годы.
Хороший человек верит людей. Ведь «если не верить в людей, так и жить на свете не стоит», — так рассуждает Рохмод. Особенно он верит детям. Этим маленьким человеческим существам, так похожим на ангелочков, не смотря на все их проказы, капризы и баловство. Ребёнок тоже способен обидеть, сделать пакость, но чаще всего не со злым умыслом. Зато с какой искренней теплотой он готов ответить на горячую привязанность любого человека, пусть даже совсем чужого. Жаль только, что дети вырастают и теряют эту свою способность, а привязанности своих ранних лет забывают намного крепче взрослых.
Трогательное во многом очень простое кино об отцовской любви людей разных национальностей, социального происхождения и рода деятельности. Оно снято по мотивам одноимённого рассказа Рабиндраната Тагора. Но киноистория вышла более глубокой и богатой на всевозможные детали и нюансы, нежели коротенькая новелла. Здесь больше второстепенных персонажей с глубоко проработанными характерами и линией поведения, как обогащающих повествование в целом, так и позволяющих увидеть Рохмода в самых разнообразных жизненных ситуациях неизменно благородным, честным и душевным человеком. Он просто само воплощения гуманизма и идеального человека, способного не просто пронести нетронутым светильник свей души сквозь все бури житейских мытарств, но заронить искру добра и сочувствия в души многих людей, встречающихся на его пути.
19 июля 2016
Дороги… Как много их было в жизни кабулийца Рохмота, и как они были невыносимо бесконечны. Залитые ливневыми дождями, укрытые пестроцветными сари из лучей солнечного света и бликов лунных переливов, эти дороги стали для Рохмота сутью, смыслом его жизни, венами на его огрубевших от тяжкой работы руках и кровотоком, что заставлял его сердце биться, и идти дальше, невзирая ни на что, к той единственно важной и настоящей цели. Его пятки порой стирались в кровь, от адского солнцепека глаза заливал пот, а шум в ушах сводил с ума, кружилась голова, не было сил ступить дальше, кажется, что все, его путь завершен(почему именно так?), но неизбежное и предательское ощущение, что лишь стоит ему упасть от бессилия, высохнуть от жажды, сгореть в пламени безнадеги, придавало Рохмоту новых сил. И вновь неровное, морщинистое полотно дороги, уходящее в даль багровеющего горизонта, представало перед ним в своей неизбежности. Его жизнь — эта дорога.
Разлуки. Ещё больше их было в жизни Рохмота, и боль от них не пройдёт до тех пор, пока он не выполнит обещанное. Сердце его и душа испещрены кровоточащими ранами, глубокими и неизлечимыми. В каждом детском лице, смотрящем на него с открытой непосредственностью, в звонком хрустале ребяческого смеха, для которого не нужны ни причины, ни объяснения, в этих улыбках, полных беззастенчивости он видел свою дочь, и не было ему покоя. И Мини… как ему не хватает даже ее. Острые кинжалы пронзали его насквозь, но он истекал не кровью, прощаясь с жизнью где-то на задворках Калькутты, но слезами, вымаливая прощение и любовь, искупления за свой путь в безвестность. И скромные лица встречающихся ему женщин, укутанных в простые сари, напоминали ему о жене. Нет большей муки в жизни человека, чем разлука, причём вынужденная. Разлука, цена которой невероятно высока.
Экранизируя рассказ Рабиндраната Тагора «Кабуливала» 1892 года, основанный к тому же на реальной истории, непосредственным участником которой был сам индийский классик литературы, режиссёр Тапан Синха в своём фильме «Кабулиец» 1957 года решил отказаться от роли субъективного рассказчика. Все повествование в рассказе велось со стороны бенгальского литератора, alter ego самого Тагора, которому повстречался кабулиец Рохмот, и через призму межличностных отношений в триединстве Рохмот-Мини-рассказчик Тагор успел затронуть вопросы как сугубо религиозного(существующее идеологическое противоборство между исламом и индуизмом автором было предельно сглажено), так и общечеловеческого плана, когда лёд сомнений и недоверия автора постепенно тает. Однако Тапан Синха предпочитает себя идентифицировать с бедовым афганцем, жизнь которому ниспосылает одно тяжёлое испытание тела и души за другим. Роль автора становится второстепенной, и Рохмот по сути саморазоблачается в изобразительно выверенных, практически эстетских монохромных кадрах оператора Анила Банерджи.
Зритель видит его не со стороны, не глазами смутного постороннего, авторская фокусировка на центральном персонаже чиста, лишена предвзятостей, терзаний, сомнений — безымянный автор лапидарными мазками актёрской игры Радхамохана Бхатачаррия низведен до состояния тотальной метафоры. «Кабулиец» — вероятно, один из самых реалистичных и пронзительных фильмов бенгальского кинематографа 50-х, практически полностью очищенный от лубочной шелухи нарочитой порой поэтизации и романтизации синематического пространства; при всей чистоте авторского киноязыка фильм Тапана Синха выглядит прямым комментарием к новой индийской реальности, разодранной противоречиями её постколониального периода становления. Говоря о прошлом, Синха в «Кабулийце» размышляет, но без томительной экзистенциальной рефлексии, о настоящем. Исповедуя, как и Тагор, терпимость к иноверцам и чужестранцам, как Рохмот, тем не менее Синха оставляет право на неотвеченность ряда вечных вопросов о выстраданном бытие.
Мотив чужеродности, инаковости, брошенности звучит в картине с самого начала, но наибольшего драматического накала, на разодранных до крови нервах, до истерического исступления и рокового отчаяния, он достигает ближе к концу ленты, когда кажется, что мир уходит из-под ног Рохмота: он постарел, его волосы покрылись саваном седины, а в глазах застыла неизбывная боль утрат. Где его золотые миражи, отражающиеся гранеными бликами на оконных рубиновых витражах? Где его мечты, сбывшиеся и такие сладкие? Увы, все не так. Крах ожиданий, дальняя дорога привела на порог к прошлому, к вратам памяти, что жестока и коварна. Драма ненужности человека в большом мире, непонимания и порой тотальной неустроенности ввиду его непохожести становится трагедией многотрудного возвращения домой, где лишь там ждёт настоящее спасение и смирение.
6 сентября 2015