Кабулиец
Kabuliwala
7.9
1957, драма
Индия, 1 ч 56 мин
В ролях: Чхаби Бисвас, Тинку Такур, Радхамохан Бхаттачария, Манджи Дей, Кали Баннерджи
и другие
В поисках заработка кабулиец Рохмот покидает родной Афганистан и отправляется в Индию. В Калькутте он встречает девочку Мини. Мини очень напоминает Рохмоту его маленькую дочь, оставленную на родине. Дружба с Мини — единственная радость в трудной жизни Рохмота. Но неожиданные обстоятельства лишают бедняка и этого. Рохмот попадает в тюрьму за то, что ударил человека, оскорбившего его. Проходят годы. Рохмот вновь на свободе. Он разыскивает свою любимицу — Мини. Но Мини уже не ребенок — она не узнает Рохмота. Видя отчаяние Рохмота, родители Мини решают помочь ему уехать на родину к своей дочери.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кабулиец

английское название:

Kabuliwala

год: 1957
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Anil Banerjee
композитор:
художник: Suniti Mitra
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 января 1957 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Кабулиец», 1957

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кабулиец», 1957

Гимн хорошему человеку

- Сейчас быть хорошим человеком слишком накладно…

В далёком-далёком Афганистане жил крестьянин Рохмод. Жил он вместе со своей женой и маленькой дочуркой, в которой просто души не чаял. Она была для него светом очей, надеждой и радостью даже в самый печальный день. А горести не заставили себя долго ждать. Сколько не гнул спину Рохмод на своём поле, а всё же засуха сгубила урожай. И вместе с другими такими же как он, Рохмод был вынужден отправиться на заработки на чужбину в Индию. Другая страна, огромная многолюдная Калькутта, кишащая ворами и мошенниками. Столько новой несправедливости и нужды придётся ему здесь вынести. И кто знает, смог бы Рохмод преодолеть все трудности, если бы не Мини — крошечная бенгальская девочка из семьи среднего класса, так напоминающая ту самую далёкую афганскую девочку своим миловидным личиком и манерой поведения.

Трудно в наши дни быть хорошим человеком. Да, наверное, и не только в наши. Всегда это было трудно. Хорошему человеку тяжело сколотить состояние, он не может отказать нуждающемуся, он просто так раздаёт товар детям. Деньги утекают у него как песок между пальцами. Не отложить, не скопить. Ещё страшнее самому влезть в долги, тогда уж долговая кабала неминуема. Это только ворам и мошенникам всё может сойти с рук, они, не гнушаясь, живут за чужой счёт и совесть их ничуть не мучает. А при удобном случае, они и у бедняка готовы отобрать последнюю копейку. Да, очень тяжело быть хорошим человеком. Особенно если этот человек ещё наделён своей знойной родиной, нещадно опаляемой солнцем пустынь, горячим нетерпимым нравом. В приступе праведного гнева, защищая себя и свою честь, такой человек может случайно наломать дров, за которые будет расплачиваться долгие годы.

Хороший человек верит людей. Ведь «если не верить в людей, так и жить на свете не стоит», — так рассуждает Рохмод. Особенно он верит детям. Этим маленьким человеческим существам, так похожим на ангелочков, не смотря на все их проказы, капризы и баловство. Ребёнок тоже способен обидеть, сделать пакость, но чаще всего не со злым умыслом. Зато с какой искренней теплотой он готов ответить на горячую привязанность любого человека, пусть даже совсем чужого. Жаль только, что дети вырастают и теряют эту свою способность, а привязанности своих ранних лет забывают намного крепче взрослых.

Трогательное во многом очень простое кино об отцовской любви людей разных национальностей, социального происхождения и рода деятельности. Оно снято по мотивам одноимённого рассказа Рабиндраната Тагора. Но киноистория вышла более глубокой и богатой на всевозможные детали и нюансы, нежели коротенькая новелла. Здесь больше второстепенных персонажей с глубоко проработанными характерами и линией поведения, как обогащающих повествование в целом, так и позволяющих увидеть Рохмода в самых разнообразных жизненных ситуациях неизменно благородным, честным и душевным человеком. Он просто само воплощения гуманизма и идеального человека, способного не просто пронести нетронутым светильник свей души сквозь все бури житейских мытарств, но заронить искру добра и сочувствия в души многих людей, встречающихся на его пути.

19 июля 2016

Чужестранец

Дороги… Как много их было в жизни кабулийца Рохмота, и как они были невыносимо бесконечны. Залитые ливневыми дождями, укрытые пестроцветными сари из лучей солнечного света и бликов лунных переливов, эти дороги стали для Рохмота сутью, смыслом его жизни, венами на его огрубевших от тяжкой работы руках и кровотоком, что заставлял его сердце биться, и идти дальше, невзирая ни на что, к той единственно важной и настоящей цели. Его пятки порой стирались в кровь, от адского солнцепека глаза заливал пот, а шум в ушах сводил с ума, кружилась голова, не было сил ступить дальше, кажется, что все, его путь завершен(почему именно так?), но неизбежное и предательское ощущение, что лишь стоит ему упасть от бессилия, высохнуть от жажды, сгореть в пламени безнадеги, придавало Рохмоту новых сил. И вновь неровное, морщинистое полотно дороги, уходящее в даль багровеющего горизонта, представало перед ним в своей неизбежности. Его жизнь — эта дорога.

Разлуки. Ещё больше их было в жизни Рохмота, и боль от них не пройдёт до тех пор, пока он не выполнит обещанное. Сердце его и душа испещрены кровоточащими ранами, глубокими и неизлечимыми. В каждом детском лице, смотрящем на него с открытой непосредственностью, в звонком хрустале ребяческого смеха, для которого не нужны ни причины, ни объяснения, в этих улыбках, полных беззастенчивости он видел свою дочь, и не было ему покоя. И Мини… как ему не хватает даже ее. Острые кинжалы пронзали его насквозь, но он истекал не кровью, прощаясь с жизнью где-то на задворках Калькутты, но слезами, вымаливая прощение и любовь, искупления за свой путь в безвестность. И скромные лица встречающихся ему женщин, укутанных в простые сари, напоминали ему о жене. Нет большей муки в жизни человека, чем разлука, причём вынужденная. Разлука, цена которой невероятно высока.

Экранизируя рассказ Рабиндраната Тагора «Кабуливала» 1892 года, основанный к тому же на реальной истории, непосредственным участником которой был сам индийский классик литературы, режиссёр Тапан Синха в своём фильме «Кабулиец» 1957 года решил отказаться от роли субъективного рассказчика. Все повествование в рассказе велось со стороны бенгальского литератора, alter ego самого Тагора, которому повстречался кабулиец Рохмот, и через призму межличностных отношений в триединстве Рохмот-Мини-рассказчик Тагор успел затронуть вопросы как сугубо религиозного(существующее идеологическое противоборство между исламом и индуизмом автором было предельно сглажено), так и общечеловеческого плана, когда лёд сомнений и недоверия автора постепенно тает. Однако Тапан Синха предпочитает себя идентифицировать с бедовым афганцем, жизнь которому ниспосылает одно тяжёлое испытание тела и души за другим. Роль автора становится второстепенной, и Рохмот по сути саморазоблачается в изобразительно выверенных, практически эстетских монохромных кадрах оператора Анила Банерджи.

Зритель видит его не со стороны, не глазами смутного постороннего, авторская фокусировка на центральном персонаже чиста, лишена предвзятостей, терзаний, сомнений — безымянный автор лапидарными мазками актёрской игры Радхамохана Бхатачаррия низведен до состояния тотальной метафоры. «Кабулиец» — вероятно, один из самых реалистичных и пронзительных фильмов бенгальского кинематографа 50-х, практически полностью очищенный от лубочной шелухи нарочитой порой поэтизации и романтизации синематического пространства; при всей чистоте авторского киноязыка фильм Тапана Синха выглядит прямым комментарием к новой индийской реальности, разодранной противоречиями её постколониального периода становления. Говоря о прошлом, Синха в «Кабулийце» размышляет, но без томительной экзистенциальной рефлексии, о настоящем. Исповедуя, как и Тагор, терпимость к иноверцам и чужестранцам, как Рохмот, тем не менее Синха оставляет право на неотвеченность ряда вечных вопросов о выстраданном бытие.

Мотив чужеродности, инаковости, брошенности звучит в картине с самого начала, но наибольшего драматического накала, на разодранных до крови нервах, до истерического исступления и рокового отчаяния, он достигает ближе к концу ленты, когда кажется, что мир уходит из-под ног Рохмота: он постарел, его волосы покрылись саваном седины, а в глазах застыла неизбывная боль утрат. Где его золотые миражи, отражающиеся гранеными бликами на оконных рубиновых витражах? Где его мечты, сбывшиеся и такие сладкие? Увы, все не так. Крах ожиданий, дальняя дорога привела на порог к прошлому, к вратам памяти, что жестока и коварна. Драма ненужности человека в большом мире, непонимания и порой тотальной неустроенности ввиду его непохожести становится трагедией многотрудного возвращения домой, где лишь там ждёт настоящее спасение и смирение.

6 сентября 2015

Драма Кабулиец появился на свет в далеком 1957 году, более полувека тому назад, его режиссером является Тапан Синха. Кто играл в фильме: Чхаби Бисвас, Тинку Такур, Радхамохан Бхаттачария, Манджи Дей, Кали Баннерджи, Джибен Бозе, Париджат Босе, Пиюш Бозе, Rasuraj Chakraborthy, Нрипати Чаттерджи, Джираж Дас, Аша Деви, Прети Маюмдар, Krishnadhan Mukherjee, Devi Neogy.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.