Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Исполнение желаний |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг |
сценаристы: | Тамара Габбе, Эдуард Рене Лефевр де Лабулайе |
видеооператор: | Елена Петрова |
композиторы: | Андрей Волконский, Николай Сидельников |
художники: | Лев Мильчин, Лана Азарх, Гражина Брашишките |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 30 мин |
– По крайней мере, он принц, граф, маркиз?
– Ах, я не знаю. Да и какое это имеет значение?
– Очень большое, дочь моя!
© Разговор о потенциальном зяте короля
Что важнее всего в любом произведении, а особенно в сказке? Наличие привлекательных персонажей. В «Исполнении желаний» их, к сожалению, нет. Все за исключением крылатой феи несут на себе печать чего-то негативного. И это грустно, поскольку режиссёрам в принципе удаётся передать атмосферу Средневековья.
Дровосек Зербино — не просто интроверт, а также мизантроп и пофигист. Если подумать, то идеалу коммунизма не соответствует от слова совсем. Но поскольку критиковать идеологию своей страны авторы не решились, но акцент тут на истории, где много магии, но она не особо привлекает из-за вечно хмурого главного героя. Художники и сценаристы могли бы сыграть на контрастах и вместе с Зербино показать кого-то более жизнерадостного, однако это не так. Алели, несмотря на красивое платье, слишком невзрачна и скучна, Мистигрис — банальный чинопочитатель с голосом Бея из «Палки-выручалки», а король… Король тут вообще странный. Жалкий, ноющий, нечестный и немного жадный (судя по тому, что хочет себе непростого зятя), он ещё и равнодушный, причём, уделывает по этой части даже Зербино. Итого у нас два пофигиста, скучная дама и один раздражитель в виде Мистигриса. Кому сопереживать? Да некому.
Не идут на пользу и локации, которые бледные и нарисованы без особой детальности. Причём, в мультфильме очень недостоверно показаны животные, будь то змея или рыбы в океане. Понятное дело, что всё рассчитано на детей, но рисовать рыб настолько карикатурными всё-таки не следовало. Бледная картинка оставляет после себя ощущение серости, которая по нраву только Зербино и королю, которого, кстати, озвучивает Эраст Гарин.
Не совсем понятно, какой у этой серой истории посыл. Что все рано или поздно находят любовь? Что счастье пробивает дорогу даже к мизантропам? Вроде бы хорошие и добрые мысли, но мультфильм от этого лучше не становится. Этой сказке остро не хватает чего-то радостного и более героического.
5 из 10
23 февраля 2023
Ленин говорил, что кино — лучшее из искусств, подразумевая под ним мощную пропагандистскую силу, воздействующую на умы людей. Значит, мультфильм — лучшее из искусств для детей, в которое можно вложить основные воспитательные идеи. Именно поэтому сестры Брумберг взялись за создание «Исполнения желаний», в котором простой и традиционный сюжет поднимает недетские проблемы и создает основу гражданской позиции и нравственности.
Эдуар де Лабулэ, автор сказки «Зербино-нелюдим», по мотивам которой была снята картина, отправляется при помощи фольклора назад в эпоху средневековья и разворачивает действие в итальянском городке. «Истину можно найти только в вымысле» — говорил он, и этот вымысел помогает ему воплотить больше идей. Это не сказочная прибаутка, а настоящий мысленный эксперимент, в котором он пытается объяснить и философскую тему счастья, и экономическую сущность удовлетворения потребностей. Даже затрагивает теорию появления государства, показывая необходимость последнего, когда под конец произведения отделяет модель человеческих взаимоотношений от надзора власти.
Подобно тому, как Джанни Родари высказал революционно-социалистические взгляды в «Чиполлино», здесь сбываются не желания дровосека, а мечты автора, соответствующие самым настоящим принципам только зарождавшегося социализма: рушатся запреты классового строя; личность больше не сдержана в определении и реализации своих желаний, избавляется от пут повседневности и просто делает свободный выбор, куда пойти и как поступить. Торжество нравственности, в котором лицемеры, прагматики, карьеристы остаются ни с чем, а «благородный дикарь» Зербино, которого словно и описывал в своих ранних повестях Шатобриан, получает от судьбы вознаграждение в виде встречи с феей, исполняющей желания. Автор стремится подвести своего скромного, несколько флегматичного героя к обретению мудрости, знанию обо всех ее формах, с помощью познания им форм блага. Несмотря на это, повествование не превращается в оправдание гедонизма и поиска его моральной ценности. «По щучьему веленью, по моему хотенью» желания Зербино действительно исполняются, и конечным в их списке является любовь. Видимо, Эдуар де Лабулэ видит счастье именно в ней, что, конечно же, является типичным выводом для девятнадцатого века
Сатира и иносказательность образов, поучительность сюжета и ясность авторского замысла прекрасно воплощаются в упрощенной «недиснеевской» советской мультипликации Валентины и Зинаиды Брумберг. В мультфильме уже чувствуются признаки той плакатности, к которой они вскоре прибегнут в «Больших надеждах» и в «Трех толстяках», но простота плоскостных, нарисованных вручную картин заставляет работать детское воображение, а черты героев проявляются еще ярче: жалкий король, который способен часами сидеть в позе роденовского «Мыслителя», размышляя над счастьем народа, но не реагирующего на ужасающий доклад о состоянии государства, его хитрый министр Мистигрис, которого заслуженно отправляют в космос (между прочим, первый чиновник на Луне), карикатурные принцы, слишком абстрагированные от реальности или слишком невежественные и т. д.
«Сказка — ложь, да в ней намек». Вот и история Зербино оказывается не такой простой, как могла показаться на первый взгляд. Однажды Евгений Замятин вывел простую формулу: «Дети — единственно смелые философы. И смелые философы — непременно дети». С помощью успешно выстроенной системы образов ребенок на подсознательном уровне учится мыслить определенными категориями, задавать вопросы, разрешать их вместе с Зербино, приходит к выводу, анализируя слова и поступки, что дает возможность открыть и проявить того самого смелого философа, о котором писал Замятин. И уже разогнавшись по этому философскому трамплину, юный зритель сможет смело идти дальше по жизни сквозь более сложные художественные произведения.
28 июля 2014
На околице славного города Салерно жил нелюдимый дровосек с немного негритянским именем Зербино, чья сущность среди ветвей генеалогического древа познала дзен и выкинула за ненадобностью страсти. Ударник труда и немного мизантроп, он все же был честен, по-своему благороден и обладал ценной способностью ничему не удивляться. Однажды рабочие будни и смешливая судьба привели его к решившей вздремнуть фее, как раз вовремя, чтобы спасти ее от некстати проголодавшийся змеи.. Предложив в награду все что угодно, сказочное существо было удивленно равнодушием Зербино и не желая принять свое спасение как данность фатума, отдало дровосеку способность материализовать свои желания. Впрочем, даже могущество фактически бога не особо заинтересовало носителя возвышенной инфантильности. Случайная встреча с принцессой, брошенное из альтруистических мотивов желание — и вот уже королю приходится обдумывать, что делать с дочерью, влюбленной в, мягко говоря, политически не подходящую партию.
На виду простенькая мораль, что счастье найдет тот, кто его желает, и искать его нужно не в прекрасных хоромах. Хотя в виде приятного бонуса они тоже подойдут. Но кроме этого, сказка несет и второй пласт. Ее автор, Эдуард Рене Лабулэ, депутат Народного Собрания Франции, был видным либеральным политиком 19 столетия. Он отстаивал широкую личную свободу, минимизировал роль государства в человеческой жизни и сражался против государственного вмешательства в экономические отношения. Что не могло не сказаться на волшебных сказках, которые он писал по народным сюжетам. В «Как петушок попал на крышу» подвергается сатире желание занять высокое положение в мире, пусть даже за статусом скрыта внутренняя пустота. В «Герцоге Пальчике» в лице главного героя ум и доброта добиваются больше, чем самоуверенность и сила. В «Зербино-нелюдиме» же за аллюзиями на Золотую рыбку хорошо припрятана тема — отношение государства к простому человеку.
Зербино, принципиально отказывающийся от социальных действий и с негодованием относящийся к попыткам вмешательства в свою жизнь, близок к тому типу гражданства, который отстаивал ярый либертарианец Лабулэ. Счастье свое он обретает в глубоко изолированном от органов власти замке, чьи стены чувствуют ложь. Неожиданная для советского мультфильма сатира в творении оставивших глубокий след в богатом мире анимации Зинаиды и Валентины Брумберг спрятана чуть глубже, чем в литисточнике, но все равно умело колет систему власти. Представляющий высшую власть король в ней просто глуп, и к тому же, слеп к окружающим проблемам, хотя и не совсем тот жестокий и тщеславный диктатор, как в оригинале. Его министр зачитывает зловещий доклад о кражах, убийствах, голодных смертях, которые венчает равнодушное «Происшествий нет». Миссию свою мультфильм видит в деликатном сочетании воспитания и развлечения детей с ударами, словно рапирой, социальной критики. «Исполнитель желаний» мил, словно кот, лежащий среди подсолнухов, но который все равно обладает острыми когтями, незаметными на первый взгляд.
Основные отравленные стрелы теперь летят в льстивого министра Мистигриса, наделенного кошачьими повадками и хитростью, хотя и начинающего лаять по желанию Зербино, приобретая сходство с «цепным псом» государя, функции которого во многом и исполняет. Хрестоматийный пример лживого чиновника, ищущего в людях, благополучию которых обязан служить, лишь способ обогатиться или возвыситься. Не забыв, конечно, после удачного выполнения замысла, выкинуть использованный людской материал куда подальше. Понятное дело, в этом рисованном мире его начинания потерпят крах, разбившись об честность созданных героем говорящих стен замка. Мультфильм иронично предчувствует подвиг Гагарина и в управленческом лице запускает своего первого человека в открытый космос. Все еще до боли актуальный и мечтательный образ. «Исполнение желаний» не может похвалиться особо красочной рисовкой, хотя и порождает любопытные сцены вроде галлюциногенного танца звезд или короткого путешествия Мистигриса на морское дно. В простую форму сестры Брумберг закладывают ударное наполнение одаренного сказочника, чье творчество, как и у самих мастериц анимации, не лимитировано рамками нежного возраста. Да даже без сатирических подтексов, и взрослым нужны яркие сказки.
13 июня 2013