Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Искатели солнца |
английское название: |
Sonnensucher |
год: | 1957 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Конрад Вольф |
сценаристы: | Карл-Георг Эгель, Пол Вьенс |
видеооператор: | Вернер Бергман |
композитор: | Йоахим Верцлау |
художники: | Карл Шнайдер, Элли-Шарлотт Лёффлер, Альфред Дросдек |
монтаж: | Криста Вернике |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Лента «Искатели Солнца» в фильмографии Конрада Вольфа стоит особняком. Он вообще не был склонен снимать что-либо по заказу, тем более производственные драмы на темы ударного социалистического труда, какой на поверхностный взгляд выглядит эта картина. Люди, судьбы на изломе, экстремальные ситуации, требующие максимальной концентрации духа и раскрытия всего лучшего, что есть в человеке — вот, что привлекало режиссера. А соответствует ли это интересам партии и государства, на защите интересов которого стоял его старший брат Маркус, возглавлявший Госбезопасность ГДР — Конрада совершенно не интересовало.
Урановая шахта — что может быть лучше для того, чтобы герои Вольфа сбросили всю свою защитную шелуху и предстали в своем истинном виде. Там нет места сантиментам, там каждый день может стать последним как на фронте, там нельзя без крепкой товарищеской руки. Там вся вражда, все непонимание, все конфликты отступают перед общим делом. И, конечно же там — идеальная среда для рождения Большой Любви.
У выбранного режиссером места действия был только один недостаток — для Советского Союза и Восточной Германии это был стратегический объект, привлекать внимание к которому по вполне понятным причинам не хотелось. К тому же, Вольф, привыкший открыто выражать свои взгляды, без экивоков и политесов поднял тему военного противостояния между Востоком и Западом. И если с идеологической стороны никаких претензий к фильму не было, то с политической власти сочли, что его появление может спровоцировать международный скандал. В результате «Искатели Солнца» на долгие тринадцать лет оказались на полке и только в 1971-м году, когда угроза прямого ядерного противостояния сверхдержав постепенно начала сходить на нет, картине было позволено дойти до зрителя.
Действие «Sonnensucher» разворачивается в 1950-м году. Германия еще только начала восстанавливаться. Еще не все развалины разобраны, не все предприятия восстановили свою работу, что не позволяет справиться с безработицей. У героини фильма Лотте война отняла всю семью, одинокая девушка осталась без всякой защиты в поместье зажиточного бауэра. После очередной попытки изнасилования со стороны хозяина, она собирает нехитрые пожитки и бежит к дальней родственнице в Берлин.
Но и там — не слаще. Эмма (в ее роли снялась бывшая любовница Бормана Маня Беренс) — не придерживается строгих правил, и все, что она может предложить Лотте — заняться таким же сомнительным делом. Альтернативу предлагает старый знакомый Эммы, бурно гулявший в отпуске бригадир с урановой шахты, вместе с которым женщины попадают в полицию после неудачной вечеринки. Платят очень неплохо, обещают жилье и вообще — пора что-то менять…
Впрочем, образ Лотте нужен был Вольфу лишь для того, чтобы показать историю глазами наивной и несмотря ни на что верящей в лучшее девушки. Да, он закручивает сложный мелодраматический узел, создавая даже не любовный треугольник, а целый квадрат. Но главным для режиссера остается другой конфликт — тот, что остался неразрешенным еще со времен войны. Два инженера шахты представляют собой две еще недавно смертельно враждовавшие между собой стороны: бывший эсэсовец Франц Байер и советский капитан Сергей Мельников. Мало того, оба они влюблены в красивую дозиметристку, профессию которой освоила Лотте.
Но и это еще не все. Советское командование, проводником действий которого является Сергей, давит на Байера, требуя увеличить выработку, того же хотят и рабочие, несмотря на риск желающие увеличения заработка. Но экс-эсэсовец отчаянно сопротивляется, сознавая опасность, которую влечет за собой ускорение темпов проходки. А тут еще на шахте, в полном соответствии с типичным сценарием советских производственных драм, завелся саботажник…
Вот только сценарий-то был типичным, а противостояние между Мельниковым и Байером — нет. Просто потому, что у Вольфа правы — оба. И ненависть между ними хоть и не осталась в прошлом, но медленно и верно отступает… Хотя бы потому уже, что прекрасная Лотте между ними двумя выбрала третьего — молодого и разбитного Вальтера, о чем, правда, быстро успела пожалеть…
Общее дело, стремление найти приемлемый выход из тупиковой ситуации, преодоление невозможных, казалось бы, разногласий и, наконец, обретение пусть не друга — но надежного товарища: Вольф, конечно, рассказывает не реальную, а идеальную историю. Такую, которую ему, родившемуся в Германии, но воевавшему в рядах Красной Армии человеку, хотелось бы видеть наяву. Для этого одного из своих героев ему пришлось сделать абсолютным рыцарем без страха и упрека: таких людей как Сергей Мельников просто не бывает. Рядом с ним враг, воевавший в той самой дивизии СС «Райх», солдаты которой убили его жену; к нему же уходит любимая девушка; он же тормозит требования своего собственного руководства… А Сергей проявляет чудеса понимания и (как сказали бы сегодня) толерантности, и постоянно ставит себя на место Байера, пытаясь взглянуть на мир его глазами…
Конечно, в финале будет экстремальная ситуация, пожар и обвал в шахте, героизм главных героев, тоска окончательно запутавшейся в своих трех мужчинах Лотте, отчаянно ждущей у выхода их спасения… Но это уже вторично. Главным для Вольфа была возможность доказать, пусть и несколько идеалистическим способом, возможность преодоления и понимания. Только так, можно было построить новый мир, о котором он мечтал всю жизнь, фактически, разрываясь между двумя своими родными странами — Германией и Россией.
К сожалению, большой неудачей в «Sonnensucher», не позволяющей причислить фильм к лучшим произведениям Вольфа, стал выбор актрисы на главную роль. Все достоинства Ульрике фон Цербони заключались в ее аристократической фамилии (использовать которую в титрах к тому же не позволили) и внешности. А вот с драматическим талантом у девушки дело обстояло весьма печально. Она очень эффектно выглядела в статичных сценах (крупные планы ждущей своих мужчин у выхода Лотте запоминаются не меньше, чем Татьяна Самойлова в «Летят журавли»), но была совершенно беспомощна на фоне Эрвина Гешоннека, Гюнтера Зимона и Виктора Авдюшко. Да и яркая, эмоциональная Эмма, созданный Маней Беренс, запоминается куда сильнее.
Впрочем, молодой тогда еще Вольф, свою ошибку запомнил, и больше не повторял. Уже следующий фильм режиссера «Звезды» («Sterne») подарил кинематографу один из самых запоминающихся женских образов… Впрочем, сравнивать между собой картины — вообще дело неблагодарное. Как и во всем своем творчестве, в «Искателях Солнца» Конрад Вольф просто искренне и честно помогал претвориться в жизнь своей мечте — построению искреннего и честного социалистического общества, вера в которое у него была сродни религиозной. И может быть то, что он не дожил до момента крушения своего идеала — знак того, что кто-то наверху отозвался на эту веру.
12 января 2013