Запретная планета
Forbidden Planet
7.2
7.5
1956, фантастика, боевик, триллер
США, Япония, 1 ч 38 мин
12+

В ролях: Джордж Уоллес, Роберт Дикс, Джимми Томпсон, Джеймс Друри, Гарри Харви мл.
и другие
Командир Адамс и его экипаж должны выяснить судьбу колонии землян в системе Альтаир IV, переставшей выходить на связь несколько лет назад. После года путешествия в гиперпространстве корабль Объединенных Планет садится на планету, где они находят только двух живых человек — филолога Морбиуса и его дочь Альтаиру. Все остальные колонисты погибли по неизвестной причине. Морбиус настаивает, чтобы астронавты немедленно покинули планету, ибо он не может гарантировать их безопасность, но командир решает остаться. Той же ночью несколько человек погибает, буквально разорванные на части некоей неведомой и невидимой силой. Несмотря на все усилия экипажа, они не могут противостоять инопланетной угрозе. Единственная их надежда — могучий робот Робби, порождение внеземного разума, и юная Альтаира.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Запретная планета

английское название:

Forbidden Planet

год: 1956
страны:
США, Япония
слоган: «IT'S OUT OF THIS WORLD! (original print ad - all caps)»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Джордж Дж. Фолси
художники: Ирвинг Блок, Седрик Гиббонс, Артур Лонерган, Хью Хант, Эдвин Б. Уиллис, Ментор Хюбнер
монтаж:
жанры: фантастика, боевик, триллер, приключения
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1900000
Сборы в США: $1 530 000
Мировые сборы: $1 530 000
Дата выхода
Мировая премьера: 23 марта 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, боевик, триллер, приключения

Видео к фильму «Запретная планета», 1956

Видео: Трейлер (Запретная планета, 1956) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Запретная планета», 1956

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Запретная планета», 1956

Хочу на Альтаир-4!

Само начало, название фильма стилизованно, как оформление sci-fi журналов тех лет, автоматически отправляет нас в увлекательное путешествие, эти яркие красные буквы с жёлтой прожекторной перспективой – гарант того, что мы увидим что-то поистине настоящее, грандиозное и красивое!

Дальше, обращу внимание сразу на самые интересные моменты:

Первое: в главных ролях… Лесли Нильсон. Многим, он знаком, прежде всего, по ролям в комедийных фильмах, типа “Голый Пистолет”, но это было потом… Нильсон поседел, поумнел, и возможно, стал смотреть на жизнь более скептически, играя соответствующие роли, полные иронии, сарказма и юмора. Но здесь, актёр ещё молод, и он искренне верит в то, что играет, в роли командира Адамса, верит в гуманизм и высшие ценности, особую положительную миссию людей во Вселенной.

Второй важный момент: корабль землян здесь изображён как самая настоящая летающая тарелка! В классическом типичном её исполнении, как мы себе это представляем. Обратил на это внимание, резонанс в восприятии! Так как впоследствии, во всех более поздних кинолентах, на подобную космическую тематику – наши, земные звездолёты будут изображаться, как угодно, и обычно – как громоздкие и продолговатые многоступенчатые технологические гиганты, но только не как здесь. Простая, гладка и симметричная летающая тарелка, ничего лишнего.

Третий важный факт: это удачно проработанные декорации, стилистика фильма, всё очень красиво и атмосферно. Я нашёл это кино в 2019 году, открыл для себя, и с тех пор, каждый год – пересматриваю, хотя-бы раз в году, и это классное стильное оформление всех декораций мотивирует приобрести киноленту и посмотреть в очень высоком качестве. Когда тарелка землян прибывает на Запретную планету, в системе Альтаир-4, это надо видеть! Это такая красота! И как тарелка летит в космосе, приближаясь к гигантской планете, где кислорода даже больше, чем на Земле. И как, при посадке – вокруг зеленеют чужие небеса, открываются неизвестные нам и науке, интригующие ландшафты.

Это кино шестидесятых годов, и оно во многом отражает культуру и мировоззрение тех лет, - астронавты дисциплинированны, как военные, все одеты в стильную утверждённую серую униформу, большое внимание уделяется науке, и техническому оснащению корабля. Хотя, многие из этих приборов, сегодня смотрятся смешно, и понятно, что в будущем вряд ли будут кнопочные компьютеры и такие огромные микрофоны, но это не портит впечатление от происходящего, мы ясно осознаём – когда снимался фильм, и какие тогда были высокие технологии, представления фантастов и разработчиков о будущем.

К слову, - некоторые инженерно-технические know-how, представленные в кино – здесь опередили своё время, и даже сегодня – нет таких разработок, как голограмма девушки, трёхмерное изображение, появляющееся внутри лабораторной сферы, как проекция мыслеформ учёного. Морбиус думает о своей дочери, и его дочь – визуализируется уменьшенной копией, трёхмерной проекций. Гигантские индустриально-технические сооружения, оставшиеся на планете в наследство от инопланетян, - вообще поражают своей грандиозностью и одновременно, - детальной прописанностью. Идущие люди, сквозь эти многоэтажные индустриальные лабиринты каких-то могущественных реакторов, - выглядят крошечными игрушками, и усиливают впечатление величия и могущества мира закрытой планеты, её высоких и непонятных технологий. Как это всё снимали и моделировали, я не знаю, но однозначно – это смотрится лучше и больше впечатляет, чем многие и многие современные трёхмерные декорации. Ловил себя на восторженной мысли, просматривая это кино, ясно осознавая, что фильм захватывает воображение и восхищает.

Тарелка приземлилась, образцовая команда дисциплинированно высадилась, и люди осваиваются в новой местности. Эти бледно-изумрудные небеса, эта огромная голубая луна, и гротескные скалы, - жми на паузу и пиши картину маслом, на этой основе! Просто фантастика, как красиво и грандиозно. Некоторая кукольность этих декораций привносит свой особый шарм, формирует какую-то особую, ещё более реалистичную реальность другого мира. Кто знает? Возможно, где-то далеко во Вселенной, на какой-то заброшенной и закрытой планете – именно так выглядит мир, вся его дивная природа, окружающие пейзажи и ландшафты.

Робот Робби, говорящий на 187 языках, вместе с различными диалектами и наречиями, — это, конечно уже архаизм, и “мультяшка–обаяшка”, громоздкий и неуклюжий, устаревшие представления о робототехнике. В то же время – он интересен, как оригинальная разработка, в его прозрачной голове вертятся какие-то компасы, а когда робот говорит – возникают светящиеся волны, символизирующие эквалайзер, или возможно, это имитация рта робота. В общем – чудо ретрофутуризма. Ну и главное! Какая разница, как выглядит машина, если она умеет делать всё что угодно! По запросу страждущего, и к его неописуемому восторгу, Робби охотно произвёл шестьдесят галлонов отменного алкоголя высшего сорта, взяв только образец настоящего Бурбона, “Древняя ракета”

Специфическая космическая любовная интрига здесь также присутствует, когда сэр лейтенант объясняет Альтаире, голубоглазой блондинке - всю пользу поцелуев, “традицию высокоразвитых цивилизаций, что стимулируют организм, способствуют пребыванию в отличной форме” — это, безусловно, умиляет.

Десять звёздочек рекомендуют: смотреть в компании, или с любимой девушкой, вооружившись бутылочкой старого доброго Виски, ну или у кого какие вкусы, можно и с газировкой. Фильм хорош сам по себе, эффектный, красивый и основательно проработанный, старая добрая научная фантастика, сделанная в годы устремления человека в космос, когда люди жили, трудились и отдыхали, и верили – что человечество очень скоро отправится в новый крестовый поход по освоению Вселенной. В подобных фильмах, во многом, отражена социальная философия тех лет, и она ориентирована на серьёзных, думающих и верящих людей, у которых есть план, есть цель, смысл жизни, устремления, любовь и мотивация. Думаю, что сегодня многим людям, как раз этих экзистенций, атрибутов и качеств - катастрофически не хватает. Закрытая планета, - тот священный артефакт из прошлого, который поможет вам вновь обрести это, то, что возможно уже утрачено, но ещё где-то теплится внутри, тлеет огнями из ушедшей юности. Это кино – поможет вновь разжечь креативное пламя, жить, любить и творить! И стремиться к улучшению своей жизни, подобно той тарелке, что летит сквозь вселенские звёздные дали! А высадка на планете, за сотни световых лет от Солнечной системы — это, оказывается также просто, как зайти и выйти на станциях столичного метрополитена. 01.03.2023

2 марта 2023

Колония землян в системе Альтаир IV перестала выходить на связь. Чтобы узнать об их судьбе на планету отправляют космический корабль во главе с командиром Адамсом. Прибыв на место назначения они встречают лишь ученого-филолога Морбиуса и его красотку-дочь Альтаиру. а также разумного робота Робби. Все остальные жители колонии таинственно погибли. К тому же Морбиус просит пришельцев немедленно улетать с планеты, а в их лагере начинают творится странные вещи.

Эта картина давно уже считается классикой кинофантастики и давно уже стала кладезем для последующих работ в жанре. В частности, им вдохновлялся Джин Родденбери, отчего картина напоминает одну из серий классического «Звездного пути». Да и командир Адамс повадками смахивает на незабвенного капитана Кирка.

Создатели, пожалуй, первыми в кинематографе сумели сделать достаточно серьезную космическую фантастику с вменяемым сюжетом (вдохновленным шекспировской «Бурей») и неплохим для своего времени визуалом. Самой ярким образом картины оказался робот Робби, прообраз многочисленных забавных разумных роботов-помощников из тех же «Звездных войн» и прочего.

А вот актерская игра в фильме довольно средняя. Не впечатляют ни Уолтер Пиджон в роли Морбиуса, ни еще молодой и весьма деревянный Лесли Нильсен, тут практически неузнаваемый в образе командира Адамса. Хороша, прежде всего внешне, Энн Френсис в роли Альтаиры. Весь фильм она разгуливает в весьма вызывающе короткой для того времени мини-юбке и добавляет сексапила в картину.

Для своего времени фильм стал настоящим прорывом в кинофантастике. Ничего более годного в Голливуде не снимали вплоть до «Космической одиссеи» Кубрика. Да, в сценарии присутствуют шероховатости и порой идиотизм персонажей. Но все же это настоящая классика откуда выросли все последующие космические ленты Голливуда.

7,5 из 10

28 мая 2018

Не ходите, дети

Мне точно тяжело оценить уровень тех или иных спецэффектов в старых фантастических фильмах и ужастиках, так что мне важны: сюжет, декор и дизайн.

Сюжет довольно типичный, долго раскачивается действие, минут через 40 задумывашься о том, что же не так, почему это вялое нечто является культовым, но тут доктор Мебиус начинает раскрывать карты — и за фальшивым камином оказывается внушительная скрытая часть и действие резко движется к напряженной развязке.

Декорации сделаны неплохо, но их немного, действие вообще ограничивается 5-ю, по моему, площадками, 3 из которых — в доме доктора. В этом плане фильм вообще статичный, пространство так или иначе замкнуто.

А вот дизайн отличный. Обаятельный робот, единственный взвешенный и трезвый персонаж фильма, способный выдавать гэги — несомненная находка. И визуально, я думаю, попали в точку, п. ч. в дальнейшем при создании образа робота Робби был и остается ориентиром. Машина-манипулятор и огромный сервер-генератор -не-пойми-что тоже выполнены на высоком уровне. Даже если это кустарные работы, то впечатление они создают грандиозное и анахронизмом точно не выглядят.

Фильм все же для любителей фантастики, специфичный.

5 июля 2017

Предпоследний фильм Фреда М. Уилкокса (1907 — 1964), никогда ранее не снимавшего фантастику, оказал большое влияние на последующие кино, отразившись, как и более ранний «Они», в мифологии чужих, а также предвосхищая истории о внутренних демонах. В год выхода фильм остался без значимых наград, получив лишь номинацию на «Оскар» за лучшие спецэффекты, но с годами стал настоящей классикой американского кино. Его сюжет очень прост и будет в дальнейшем воспроизводиться во многих фантастических фильмах. Некая планета, похожая на Землю, куда давным-давно высадилась группа учёных. Из них по прошествии лет остался только доктор Морбеус, у которого есть очаровательная юная дочь. Также нельзя не упомянуть о роботе Робби, мастере на все руки. Позднее во многие фантастические фильмы будут вставлять роботов, но Робби, возможно, был первым в этой череде.

Перед нами не триллер, не хоррор, а именно научная фантастика, где неспешное развитие событий подкрепляется юмором, убедительными героями и знакомством с канувшей в лету цивилизацией инопланетян, которые добились высоких технических успехов, но так и не победили монстров внутри себя, которые всех их уничтожили. В связи с этим их технологии представляют опасность и для людей, одержимых страстями не меньше, чем загадочные инопланетяне. Довольно оригинально было сделать чудовище невидимым, ведь пугает именно неизвестность. Поэтому никому не придётся смеяться над устаревшими спецэффектами, ведь именно техническая сторона подвержена старению, а кинематографическая вечна и неизменна. С этой стороны перед нами отличный фильм, с хорошим сценарием, где сходятся многие фантастические темы. Изучение нового мира, желание обладать богатством знания и закономерное уничтожение этим знанием своих обладателей. Возможно, именно к этому фильму оставил мощную ссылку Стивен Спилберг в 4 части «Индианы Джонса». Ведь действие там происходит в 1950-е гг., а режиссёр, будучи киноманом не хуже Тарантино, не отказал себе в удовольствии процитировать ленты старого Голливуда.

Главные звёзды фильма это Уильям Пиджон, Лесли Нильсен и Энн Фрэнсис. Пиджон актёр золотой поры Голливуда, игравший во многих классических фильмах. Здесь он сотворил образ доктора Мёрбиуса, хорошего учёного, анохорета, избегающего общества людей, любящего отца, не желающего расставаться со своей уже взрослой дочерью и не понимающего, что ей нужно самой выбрать свой путь. Красивая Энн Фрэнсис, первая модель мини-нарядов в кино, сыграла наивную девушку, ничего не знающую о жизни вне планеты и, конечно, об отношениях между мужчиной и женщиной, чем иные хитрецы желали воспользоваться. Лесли Нильсен сыграл главного героя, капитана корабля, честного и мужественного человека. Его образ также впоследствии будет копироваться. Кстати, творческие пути Нильсена и Фрэнсис пересекались и впоследствии. Они оба снимались (пусть и в разных сериях) в сериале «Коломбо» и из жизни ушли друг за другом, как раз к 55-летию фильма.

«Запретная планета» малодинамичный многоразговорный фильм, поэтому любителей экшена просим не беспокоиться — это не ваше кино. Зато ценители неспешного продуманного действия непременно могут ознакомиться с одним из лучших фантастических фильмов своего времени. Это настоящее кино, а не театр на экране, чем грешат американские фильмы 1930-х гг., с красивым антуражем запретной планеты, прекрасной операторской работой и отличными для своего времени спецэффектами. Но главное, что у фильма есть интересный сюжет, обаятельные герои и своеобразная фантастическая атмосфера, где есть место и саспенсу и комическим перепалкам персонажей.

8 из 10

8 января 2017

На пыльных тропинках далеких планет…

Вильям наш Шекспир давно и прочно утвердился на постаменте классиков и идея адаптировать его пьесы к современности, влить старое вино в новые меха родилась не сегодня. Можно вспомнить писателей девятнадцатого века, решивших приблизить старые сюжеты, ввести шекспировских героев в новую среду. Так появились «Отец Горио», «Степной король Лир», «Леди Макбет Мценского уезда». Однако кинематограф до поры до времени был консервативнее литературы и, если уж решался переложить на пленку очередную шекспировскую пьесу, то максимально соблюдая все положенные для классики каноны, временами даже слишком в этом стараясь. Тот же Лоуренс Оливье в экранизации Генриха Пятого просто ввел зрителя в партер театра Глобус начала семнадцатого века.

«Запретная планета» стала не просто авангардной и, местами, далекой от оригинала попыткой решительно модернизировать английского барда, но и пробным шаром, попыткой понять, выдержит ли давний сюжет испытания в самой, пожалуй, неподходящей для классики фантастической стилистике, да и еще с зарядом актуального для пятидесятых алармистского пафоса. Выдержал. Благо оригинальная «Буря», действие которой происходит на таинственном острове полном духов, эльфов и прочей нечисти, благоприятствует фантазии и размаху постановщика. С тех пор пьесу экранизировали множество раз, и грешен был тот режиссер, который после такого бодрого старта не пересказывал мистическую и полную скрытых смыслов историю все страньше и страньше. Можно вспомнить экранизации Джармена и Тэймор ну и, конечно, «Книги Просперо» Гринуэя, который переплюнул всех коллег в своих авангардности и гротеске. Однако первопроходцем здесь все-таки была «Запретная планета».

Полдень, двадцать второй век. Летающее блюдце с гордым названием «S 57/D» и под мудрым руководством сурового космического волка Лесли Нильсена отправляется к планете Альтаир-4, где пару десятков лет назад пропал научный корабль «Беллерофонт». На планете космонавтов встречает выживший член команды Беллерофонта — доктор Морбиус, который впрочем неплохо обустроился и пирует на развалинах обнаруженной им, погибшей на пике могущества цивилизации инопланетян-креллов. За двадцать лет Морбиус смог овладеть крелльским языком, обнаружил подземные лаборатории и теперь вовсю использует древние инопланетные технологии, считая себя хозяином планеты. Компанию ему составляют робот и его юная прекрасная дочь Альтаира, которая, что твоя Белоснежка играет с оленями и птицами, плескается в прудах обнаженной и носит невыносимо короткие туники. Юная девушка не видела в жизни ни одного мужчины, кроме своего отца и все астронавты, включая героя Нильсена кажутся ей прекрасными и привлекательными.

Идет время, астронавты изучают инопланетные лаборатории и фабрики, наслаждаются покоем и роскошью морбиусовских аппартаментов и всем гуртом ухаживают за Альтаирой, не подозревая, что древние крелльские технологии вкупе с амбициями Морбиуса могут породить чудовищ… В добавок постепенно начинает создаваться впечатление, что Морбиус, проведший практически в одиночестве два десятка лет на планете безумен, как кэрроловский заяц, причем не мило и в марте, а опасно, во все сезоны альтаирского календаря.

Островные декорации старой сказки, притчи о возмездии и предательстве, любви и спасении, прощении и раскаянии рассеялись, на смену им пришли пустынные пейзажи далекой планеты с небом, заполненным незнакомыми созвездиями. Место сверженного миланского герцога-мудреца Просперо занял ученый Морбиус, взбалмошный и веселый дух Ариэль предстал роботом, некоей помесью ходячей метеостанции и арифмометра, а человекозверь Калибан, в оригинальной пьесе символизирующий низменную и животную часть человеческой натуры, здесь стал неким абстрактным, но крайне опасным существом, порождением ошибок зазнавшихся инопланетных ученых и самого Морбиуса. Неаполитанский король и его пестрая свита вышли за скобки и их роли исполняет бравый экипаж космического корабля.

Духов и магию сменили чудеса химии и физики. Ну и спецэффекты, конечно. Бесконечные панорамы подземных заводов и лабораторий погибшей инопланетной цивилизации временами становятся даже нудными, настолько подробно и детально идет описание чуждых технологий и устройств. Смысл, конечно, один — блеснуть эффектностью и поразить воображение зрителя размахом. Картонные звездолеты бороздят просторы Вселенной, а мультяшные лучи бластеров безуспешно пытаются поразить мультяшного же монстра. Звукорежиссер радуется, как ребенок, только народившимся электронным звукам и пихает их пачками в каждый эпизод. Для современников эффекты казались, безусловно, новаторскими и впечатляющими, заложившими прочный фундамент для того же «Стартрека» и многих последующих фантастических фильмов. Многое может радовать глаз любителя фантастики и сегодня, хотя те же летающие тарелки заставляют скривиться и вспомнить не лучшие работы Эда Вуда.

Но все-таки главный пафос «Планеты» не в демонстрации безграничных возможностей голливудских декораторов и постановщиков. Смысл этого фильма-притчи в предостережении от опасных игр с наукой, возможной смертоносности новых технологий, особенно при непродуманном и самонадеянном их применении. Сама повестка пятидесятых — десятилетия, когда только появилась атомная бомба и ученые соперничающих блоков соревновались в поиске и совершенствовании технологий человекоубийства, часто не думая о последствиях своих действий, заставила создать этот фильм. Остановитесь и задумайтесь люди — такое произошло на далекой выдуманной планете, но может произойти и на Земле. Сейчас эта мысль кажется затертой, но в те годы слова звучали вполне ново и живо.

Если в счастливом финале Бури Просперо достаточно просто утопить свои магические книги в море, чтобы развеялись возведенные им чары, то здесь единственный способ победить порожденное неумелым использованием чужих технологий существо — уничтожить машину инопланетян-креллов, а вместе с ней и всю планету. Только в фильме у героев есть возможность вернуться обратно на Землю. Что бы было, если бы что-то подобное создали сами земляне у себя дома?

Алармистские мотивы в фантастике пятидесятых очень сильны. Кроме «Планеты» можно еще вспомнить «На берегу», «День, когда земля остановилась», да и чуть более поздних «Доктор Стренджлав» и «Обратный отсчет». Возможно призывы авторов фильмов оказались услышаны учеными и политиками — по крайней мере с тех пор прошло уже полвека, а наш маленький голубой шарик еще существует. В отличие от Альтаира-4.

8 из 10

9 мая 2013

Данный замечательный фильм поражает своим размахом, пускай и несущим все характерные черты для Sci-Fi 50-х годов двадцатого века. Однако в этом вся его прелесть, когда зритель буквально утопает в красочной феерии наивной фантастики своих лет. Тогда, когда место человека в космосе затрагивало многие сердца писателей и режиссёров, делающих свои специфические постановки без тени пародии или комедии, являя на экране забавные ряды мигающих лампочек да бессмысленных рычажков, хаотично торчащих на стенах летательных аппаратов. В те дни это было не важно, ведь кто задастся вопросом по поводу отсутствия хоть минимального компьютера на борту космического корабля в виде пластиковой тарелки, если капитан с командой при серьёзно сведённых бровях контролируют дальний межпланетный полёт, сверяясь со стеклянной сферой на столе, где изображена лишь линейная шкала? Или кто захохочет над частым маркетинговым ходом вписывать в начальные титры с актёрским составом имя выдуманного персонажа — робота Робби, пускай он ещё впоследствии лет отыграет в нескольких фильмах, став визитной карточкой своего направления?..

Но это в те далёкие дни эффект был совсем иной, вызывающий примерно схожий визуальный восторг с номинацией на престижную премию Оскар за Лучшие спецэффекты 57-го года, как и нынешняя обласканная поездка в мир Пандоры с синекожими хвостатыми существами. Сейчас всё по-иному, в наши дни есть два подхода к рассмотрению: исторический и любовно-нежный. И, надо отметить, каждый получит сполна в предоставленном материале, возможно, неотступно работающем в оба направления при цельном тандеме.

Как эталон, ставший одним из символов американского фантастического цветного и широкоэкранного блокбастера ушедшего пласта кинематографа, фильм может похвастать роскошными масштабными декорациями, воссоздающими целую громадную планету с неповторимым ландшафтом и растениями, взращенными под зелёным небосводом сразу двух лун, при внимательном рассмотрении отдающих милым сердцу мерцанием плоских стен павильона, расписанных художником. Очарование данной картины в её ушедшей эпохе, когда многое требует от зрителя того, чего почти нет ныне из-за обилья правдоподобных спецэффектов. И это — фантазия. Та самая индивидуальная работа мозга, которая позволяет зрителю принимать, как должное выстрел бластера, произошёдший при помощи рисованной анимации или ужасное инопланетное чудище снова родом из мультфильма поверх целлулоидной плёнки с живыми людьми.

Сколько здесь ещё наивного, но уже уверенно сеющего полноправные семена жанра, любопытно рассказывающие хрестоматийную историю про полёт в дебри загадочного космоса, всё больше цветасто-пёстрого и предвещающего научную славу человечеству, нежели лишь устрашающего непобедимыми монстрами или полным крахом песчинки в море холодных звёзд. Человек в ракете — пока ещё не жадный хозяин внеземных ресурсов или работяга при их рутинной добыче в серой железной консервной банке, наделённой скоростью света. Это пытливый исследователь мира с горящими глазами, гордо зовущийся космонавтом в начищенном до блеска челноке. Конечно, если учёный в кадре, то обязательно гений, хоть добрый или злой, это вовсе не важно. Главное он всё время обременён наукой, поиском, попутно создавая чудесные механизмы, облегчающие людской разум заботами о насущном, когда достаточно нажать на единственную кнопку и все твои потребности будут исполнены. Или позвать между делом робота — то есть статиста, еле передвигающегося в своём неуклюжем гротескном костюме с мигающими огоньками и торчащими изогнутыми антеннами — дабы тот сварил кофе, сшил платье в бриллиантах, попутно произведя обед и любое сырье для межпланетного корабля, лишь узнав его молекулярный состав. Космическая красавица так прелестна и невинна, однако уже сдержанно сексуальна в новомодных мини-юбках на футуристическом фоне или готовая поплавать голышом во внеземном озере с изумительными кустами.

А если есть образ красавицы, то будет и рыцарь, тот самый пытливый Человек из команды себе подобных улыбчивых покорителей дальних пространств. Капитан корабля, чьё кредо — доблесть, с безупречными идеалами всегда при аналогичном идеальном проборе в причёске, с таким приятным глазу хорошо знакомым лицом Лесли Нильсена (Leslie Nielsen). Нет, ещё не пенсионера-комедианта с пистолетом наголо, а серьёзного геройски-красивого идеала с прямой спиной и отсутствием всякой характерной седины да нелепых гэгов.

Проблематика — высока, глобальна, за мишурой футуризма с отдалёнными планетами, копаясь лишь в демонах души людской, создающей чудищ из пороков, предостерегая на примере полубожественной вымершей расы инопланетян обратной стороной безграничных знаний. Духовное никто не отменял при успешном развитии технического прогресса. Чудесные планеты ждут тебя, полные запретных знаний, но дорос ли ты до Человека или всё ещё внутри скрываешь под слоем интеллекта ужасного первобытного монстра?..

В итоге, как всегда с такими фильмами, ими нужно или увлекаться за историческую ценность, несколько наивно, но уже упорно формирующих остовы фантастико-приключенческого жанра на будущие годы вперёд, либо искренне любить всем сердцем, умиляясь всё тем же немного наивным подарком, побывать первооткрывателем далёких миров, без всякой корысти, ведя человечество сквозь чарующий космос в условной летающей тарелке. Ведя туда за собой, за поиском открытий и чудес, где Человек звучит гордо и прекрасно, а Космонавт — ещё благородней.

8 из 10

9 мая 2013

Антиутопии: Запретная планета

Я не склонен относиться к «Запретной планете», как к одной из вершин научно-фантастического жанра. Однако, если рассматривать эту картину, как вариант психологической драмы или антиутопии, то фильм смотрится совсем иначе.

Начинается повествование с простого и тривиального хода — космический корабль приезжает на новую планету. Тот факт, что на планете герои встречают пожилого ученого и его молодую сексуальную дочь — уже влечет отсылку к «Буре» Шекспира. Нужно только добавить, что эпизод с телепортацией в начале картины весьма и весьма интересен во всех отношениях.

То что будет происходить дальше, смотрится на первый взгляд весьма скучно. Мы следим, за простыми и неторопливыми беседами экипажа; общении людей с роботом, который в своей человечности не может не напомнить своего аналога из «Звездных войн» Лукаса; неловком любовном треугольнике, между девушкой, капитаном и его подчиненном; рассказами ученого о его достижениях.

На фоне этого происходят весьма странные вещи. Режиссер фильма Фред Уилкокс специально ничего не подчеркивал, что дало повествованию неожиданный элемент хроникальности и реалистичности. К примеру, на героев может неожиданно наброситься тигр или нам могут сообщить о кровавой трагической смерти одного из героев. Это происходит невзначай, как само собой разумеющееся событие. Неожиданно, но это только усиливает психологическое напряжение.

Вскоре зрителю предстоит узнать тайну гибели цивилизации этой планеты, а равно и причину странных событий, о которых рассказывается в фильме.

Именно в развязке картины становится понятным, почему по своей сути, картина является антиутопией.

В итоге: было время, когда Лесли Нильсен исполнял героические роли, к примеру командира звездного корабля. Запоминающаяся роль. А сам фильм, производит самое хорошее впечатление. Да и постановка вопроса про «чудовища из Ида» — оставляет самые позитивные впечатления.

8 из 10

14 апреля 2013

Забытая жемчужина космической фантастики 50-тых.

Все-таки 50-тые подарили немало фантастических фильмов. С таким урожайным десятилетием могут сравниться разве что 80-тые. В основном это были или фильмы про вторжение инопланетян или фильмы про гигантских тварей. Впрочем, тематика космоса и космических полетов тоже не оставалась в стороне. Это и «Цель назначения — Луна» (1950) режиссера Ирвина Пичела, снятий по роману Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилей» «. По сюжету фильма американские промышленники и магнаты хотят опередить СССР в освоении космоса». Фильм во многом стал прорывом в жанре. Фантастический сюжет лишь фон для демонстрации политического противостояний двух сверхдержав (США и СССР) в космической гонке. Для холодной войны это был очень актуальный сюжет. Ну а отличные декорации и спецэффекты в сукупности с проработкой характеров персонажей, сделали фильм классикой, которая и в наше время отлично смориться. В том же году вышел фильм Курта Ньюмана «Ракета Икс-Эм». В котором астронавты попадают на Марс и обнаруживают руины марсианской цивилизации. Фильм лишен психологической нагрузки и является просто очень хорошим развлекательным продуктом.

Не обошлось и без космических катастроф. Да-да, задолго до Майкла Бэя и его «Армагеддона», в далеком 1951 году режиссер Рудольф Мате снял превосходный фильм «Когда сталкиваются миры». По сюжету, которого к нашей планете движется «блуждающая планета» что называется Беллус, и ее гравитационные поля создают приливные эффекты уничтожающие человеческую цивилизацию. Немногие выжившие направляют усилия на постройку космического корабля для спасения. Превосходный сюжет, что во многом перекликается с Библейской легендой про Ноя и его ковчег. Спецэффекты, отлично показанные характеры персонажей, а также поднятая тема самопожертвы. Прекрасное кино и серьезное кино.

Отмечу еще две картины оказавшие влияние на жанр космической фантастики. Первый это фильм Джозефа Ньюмана«Этот остров Земля»(1955). Про ученого что был похищен инопланетянами для того чтобы он помог синтезировать уран для силового поля защищающего планету от метеоритов. Очень даже солидный и важный для жанра фильм. В этом заслуга превосходного сценария и грима монстров-мутантов, что стал классическим, сделанного знаменитым постановщиком спецэффектов Бадом Уэстмором. Другой фильм это творение режиссера Эдварда Л. Кана, «Оно! Ужас из космоса» (1958). Про экипаж звездолета, которого терроризует инопланетянин-вампир из Марса. Весьма среднестатичный фильм, но, тем не менее, он считается предвестником фильма «Чужой» (1979). Но, увы, полностью проигрывает шедевру Ридли Скота. Во всем, в плане актеров, спецэффектов, декораций, нагнетания атмосферы и проч.

Это конечно не полный перечень фильмов про космос снятых в то десятилетие. Просто в своем большинстве остальные фильмы являются просто неплохими, но ничем не выделяющимися из потока себе подобных. К примеру «Королева из космоса» (1955) режиссера Эдварда Берндса, фильм про то, как экипаж космолета с Земли попал на Венеру в плен к очаровательным инопланетянкам, что ненавидят мужчин. Прелестное кино, но не несущее никакой интеллектуальной нагрузки. Или «Сердитая красная планета» (1959) снятая Ибом Мельхиором. В которой астронавты столкнулись с негостеприимной флорой Марса. Перечень можно продолжать до бесконечности.

Однако жемчужиной космической фантастики 50-тых заслужено является фильм режиссера Фреда Уилкокса «Запрещенная планета». Фильм стал прорывом и оказал просто огромное влияние на жанр. Именно этот фильм был источником вдохновения для Джима Роденбери, когда тот в 60-тых создавал свой эталон космической фантастики — «Звездный путь». Сходств между этим фильмом и оригинальным сериалом Star Trek очень много. Это и пейзажи планеты, интерьер корабля, костюмы персонажей. Именно в этом фильмы впервые применили электронную музыку. Но главный костяк фильма это спецэффекты и сценарий.

Спецэффекты не просто хороши, они превосходны. Для того времени когда про компьютерную графику никто даже и не мечтал они вышли насколько передовыми и реалистичными что держали этот статус вплоть до фильма «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика. Ну а сцена нападения невидимого монстра выглядит шикарно и по сей день. Никакой халтуры и аляповатости. Интерьера корабля и построен на планеты выполнен с присущим чуством вкуса и шиком. У персонажей нет дурацких костюмов что очень свойственные для многих фантастических фильмов того времени. Даже больше, некоторые из них весьма смелые. Я имею в виду коротенькое платье Альтаиры Морбиус. Для тех времен это было очень вызывающе.

Но, безусловно, главный козырь фильма это сценарий. Хотя нет, превосходный, ювелирно написанный сценарий. В основе сценария лежит пьеса Шекспира «Буря», просто сценарист переделал ее на фантастический манер. Сюжет отдает достаточно сильным психологизмом и поднимает актуальные проблемы: где та грань в нашем сознании над которой властен человек. И что будет, если выпустить наружу темные закоулки сознания. Сколько мы еще должны совершенствовать свою культуру, что бы не пасть жертвами своего прогресса как креллы. События разворачиваются, постепенно раскрывая нам, новые детали сюжета, что складываются в гармонийную мозаику фильма. Напряжение тоже имеется, особенно благодаря концепции монстра.

Отдельного абзаца заслуживают актеры. В первую очередь это Лесли Нильсен. Да-да тот самый король пародий. В наше время мало кто знает, что у него были и серьезные роли. И роль командора звездолета в этом фильме одна из лучших. Остальные актеры заслуживают не меньшей похвали. Особенно Уолтер Пиджон, исполнивший роль доктора Морбиуса. Его персонаж самые трагичный в фильме. Ученый что хотел лишь сохранить культуру креллов, которой он так восхищался. Но стал жертвой той самой ошибки, что и погубила их. Не смог совладать с темной стороной. Ну и разумеется робот Робби. До появы Терминатора и Робокопа это был один из наиболее популярных киноперсонажей роботов. Да и сейчас остается одним из наиболее интересных роботов в кино.

В наше время найдется мало фантастических фильмов снятых в 50-тых которые и в наше время выглядят великолепно. «Запрещенная планета» один из немногих. Прекрасное кино, которое желательно посмотреть всем ценителям жанра.

10 из 10

20 октября 2012

Когда Лесли Нильсон ещё не был комедийным актером

«Жанровая классика, когда Лесли Нильсон ещё не был комедийным актером». Приблизительно так охарактеризовали этот фильм герои сериала «Касл». «Запретная планета» из тех лент, на которых чудики с закрытыми комбинезонами из фольги и с водяными «бластерами» создают целую субкультуру, но ему явно не хватает истории и размаха. Как не хватает серьезной драматургии, более убедительной постановки и игры, ещё разных вещей, которыми в 1957 году кинематограф не обладал, но зато сейчас в избытке. Я к тому, что бытие определяет сознание и сегодня оно куда искушеннее, чем 60 лет назад.

По той же причине современному человеку редуцированный психоаналитический подход Фрейда («влечение к смерти», влечение к разрушению) и этологический подход Лоренца (врожденный инстинкт агрессии) к натуре человека уже должны казаться неубедительными. Тем более что подаются они в фильме под противным, почти идеологическим соусом того, что «религия и закон» только и придумали для того, чтобы сдерживать наши рвущиеся на волю инстинкты разрушения.

А впрочем, декорации и компьютеры меняются быстрее, чем философские идеи и достижения науки переходят из головы в голову, по этой причине не мудрено, что и сегодня кто-то воспринимает идею этого фильма серьезно, со словами что-то вроде «философский», «глубокий», или «заставляет задуматься». Хотя, такие случаи можно оправдать простым очарованием умилительными декорациями и утрированно механическим роботом (кстати, робот Робби стал известной фигурой в узких кругах любителей сай-фай). В милой наивной простоте как-то очень уютно и совершенно безопасно. За это и любят подобные фильмы. К слову, и у меня таких пара дюжин наберется.

10 июля 2012

Смотреть фантастическое кино середины двадцатого века — занятие на любителя. Если кино проходное — то можно просто посмеяться над устаревшими стереотипами и наивными представлениями той эпохи. Если кино имеет кое-какую художественную или историческую ценность — то надо уметь отрешиться от внешней неказистости и попытаться разглядеть авторский замысел.

Я не буду судить о ценности фильма «Запретная планета», вышедшего в 1956 году. Зато скажу, что в одной из главных ролей снимался молодой Лесли Нильсен. Увидеть Нильсена в серьёзной роли — одно удовольствие (а не увидеть, естественно — другое).

Также в этом фильме впервые появился знаменитый робот Робби, засветившийся за три следующих десятилетия в целой куче научно-фантастического кина. На Кинопоиске у Робби даже есть личная страничка, как у настоящего артиста. И правильно — мы против дискриминации роботов.

Кстати, до сегодняшнего дня я про знаменитого робота Робби не знал абсолютно ничего. Но узнал его сразу. Именно с Робби срисованы роботы-протектроны из Fallout 3.

7 из 10

4 июня 2012

Загадка старого отшельника

Посмотрев «Запретную планету», начинаешь понимать, насколько трудно приходится создателям современных фантастических фильмов. Сейчас уже практически невозможно быть оригинальным. Стоит только хорошо покопаться в старом американском кинематографе и обнаружишь, что твоя, как будто «оригинальная» идея, уже была воплощена на экране несколько десятилетий назад. Вот так и я обнаружил, что один из моих самых любимых фантастических фильмов — «Сквозь горизонт» Пола Андерсона, как две капли воды похож на «Запретную планету» Фреда Уилкокса, снятый за 40 лет (!) до хита Андерсона.

Не могу не отметить высочайшее качество фильма Уилкокса, как для того времени (1956 год). Похвал заслуживает и сюжет и спецэффекты. Фильм повествует о спасательной экспедиции на четвертую планету системы Альтаир. Целью экспедиции является пропавший корабль «Беллерофон». Прибыв на планету, команда спасателей обнаруживает в живых только однго члена команды «Беллерофона» — филолога, доктора Морбиуса. И он, к удивлению команды спасателей, совсем не намерен покидать забытую Богом, пустынную планету. Возможно, доктор что-то недоговаривает…

Большая часть фильма посвящена демонстрации технологий древних жителей Альтаира-4. Весьма смелый шаг, учитывая уровень развития спецэффектов в кино полувековой давности. Но, как раз демонстрация технических достижений древней цивилизации выглядит безупречно. Декорации выглядят довольно реалистично, действие различных механизмов подробно разъясняется. Ландшафт планеты у неподготовленного зрителя может вызвать улыбку — нарисованные небо и скалы выглядят довольно наивно. Но в целом техническая сторона «Запретной планеты» оставляет самые приятные впечатления.

Особого внимания в «Зпретной планете» заслуживают актерские работы. Тридцатилетний Лесли Нильсен, поначалу, с трудом узнаваем в роли командира Адамса. Но чем дальше, тем больше общего начинаешь находить между бравым командиром и седовласым маразматиком(имею в виду роли) из комедий 80-х — 90-х гг. Я бы еще выделил Уолтера Пиджена в роли доктора Морбиуса. Игра актеров вполне стандартна для фильмов тех лет — чопорная, камерная, элегантная, без лишних эмоций. Как это ни странно, но в «Запретной планете» не обошлось и без юмора, причем весьма острого и современного, даже для уха зрителя из ХХI века.

Основная интрига фильма — тайна происхождения загадочного, невидимого монстра из Альтаира-4, раскрывается сама собой, ближе к концу фильма. В принципе, любой более-менее сведущий любитель фантастики уже в середине фильма разгадает загадку таинственного монстра. Но от этого, эффект финала ни сколько не уменьшается.

9 из 10

30 июля 2011

Начало

Просмотр старых фильмов, которые ныне считаются классикой жанра в чем-то схож с ощущениями, которые испытывали археологи прошлого перед тем как зайти в гробницу фараона — и в том и в другом случае действующие лица примерно знают, что надеются увидеть, но действительность может как превзойти все их ожидания, так и наоборот не оправдать их.

В случае с Запретной планетой можно сказать что она свои ожидания оправдывает. Являясь продуктом «атомных» 50-х, фильм отлично вобрал в себя дух того времени. Бластеры, дезинтеграторы, летающие тарелки, гиперпространство, открывающая фильм оптимистичная фраза о том, что в последнем десятилетии 21 века люди высадились на Луне — все оно как нельзя лучше позволяет понять каким будущее виделось людям, жившим в то далекое время. Да, сейчас почти все показанное в фильме смотрится достаточно наивно — но это искренняя и вызывающая симпатию наивность, сравнимая с классическими произведениями Жюля Верна, которые продолжают находить своего читателя даже в те времена, когда описываемое в них будущее уже наступило. В конце концов, думается нынешние показывающее будущее фильмы через 60 лет будут производить такое же впечатление на зрителей которые рискнут их посмотреть.

Запретная планета весьма любопытна с технической точки зрения. Бюджет фильма составил 2 000 000 долларов. По нынешним меркам это стоимость эпизода какого-нибудь сериала средней руки, тогда же это было целое состояние (да и доллар тогда был совсем другой — унция золота стоила в те времена 35 долларов — сравните с нынешними ценами и поймете разницу!). И эти деньги были потрачены не зря — миниатюрные модели, декорации, анимация, костюм робота Робби сделаны на максимально возможном для того времени уровне. Сейчас конечно смотрится все это скорее с умилением, но если вспомнить какие технологии имелись в распоряжении киноделов в то время и какие усилия были затрачены на съемку ряда сцен, то работа съемочной группы вызывает искреннее уважение

Как и подобает классике, сюжет разворачивается неторопливо — вначале мы знакомимся с миром и технологиями будушего, потом вместе с экипажем корабля осматриваем поверхность Альтара-4, узнаем его странных обитателей и затем постепенно приоткрываем завесу тайны над этим необычным местом. Безусловно, основной упор в Запретной планете делается на фантастическом элементе, но в то же время в ней есть немного от приключений, немного от комедии (дуэт робота Робби и любящего выпить повара думается оставит немало позитивных впечатлений у зрителей), и даже капелька экшна (даже сейчас в пост-матричную эпоху битва с невидимым монстром смотрится с заметным интересом). Основная тема, поставленная фильмом с годами не только не потеряла, но даже наоборот, стала еще более актуальной. Не погубят ли нас наши технологии? Не является ли современная цивилизация лишь ширмой, которая в один прекрасный момент лопнет, высвободив самые низменные и скрытые желания человека? Это только несколько вопросов поставленных фильмом…

Главную роль в Запретной планете исполняет Лесли Нильсен. Все знают данного актера по ролям забавного старика, который с серьезным выражением лица отмачивает шутки одна абсурднее другой — но мало кто видел фильмы, которые дали толчок его кинокарьере. Запретная планета это фактически дебют Нильсена в кино — и надо сказать, он весьма неплохо и органично смотрится в роли мужественного капитана звездолета… оттого тем более странно осознавать ту метамарфозу, которая в дальнейшем претерпела его карьера. Очаровательная Энн Фрэнсис составила ему достойную пару, а Уолтер Пиджон неплохо воплотил классический типаж слегка безумного ученого.

Запретная планета во многих аспектах стала первой — первым фильмом в саундтреке которого широко использовалась электронная музыка, первым фильмом где действие было вынесено за пределы солнечной системы в глубокий космос, первым фильмом где было показано освоение людьми звезд. Во многом этот фильм стал определяющим, вдохновив новое поколение кинематографистов. Те или иные использованные в Запретной планете детали и приемы позже нашли были задействованы в куче фантастических фильмов, начиная от сериала Стартрек и первого Чужого и заканчивая Звездными войнами (те же С3РО и R2D2 явно духовные наследники робот Робби). Основной сюжетный твист с тех пор был неоднократно и с различными модификациями повторен в ряде фантастических произведений.

Конечно, трудно сравнивать Запретную планету с новенькими блистающими 3Д и CGI фантастическими блокбастерами последних лет, да и наверно это просто ни к чему. Фильмы приходят и уходят, пропадая как слезы под дождем (с), и лишь немногим из них суждено действительно запомниться и остаться в памяти зрителей — и Запретная планета относится как раз именно к этой категории.

8 февраля 2011

Удивительно! Восхитительно!

Удивительный во всех смыслах этого слова фильм.

Лесли такой молодой и такой тёмноволосый, без грамма седины, без полицейского жетона и без Эда — кто бы мог подумать, что такое возможно? Вместо пистолета бластер, Энн Френсис вместо Присциллы Пресли. Что будет дальше? Космические корабли, бороздящие просторы вселенной? Далёкие планеты? Новые миры? Кровожадные монстры? Суперроботы и Суперженщины? Если вы подумали именно об этом, то, космический монстр меня дери, вы были абсолютно правы в своих догадках.

Смотря сие творение 1956 года в году нынешнем, а именно как-никак 2012—2, прекрасно понимаешь, что концовка земных особей будет не совсем такой, как кончина обитателей планеты Альтер 4, именуемых креллами. А так же понимаешь, откуда растут ноги, руки и другие конечности у деятелей последующего потока искусств и, собственно, у их творений.

Звёздный Путь (создатели признали вполне официально), Звёздные Войны, Звёздные Врата, Бондиана, Чужие, Fallout 3 и многие, многие другие творения теперь, после просмотра Запретной Планеты, в составе своём видятся обладателями кусочков и частиц этого фильма пятьдесят шестого года создания.

Такие фильмы редко захочется смотреть в силу отсутствия действия и вполне неторопливого повествования, но в те разы, когда настроение и чувство прекрасного заставят вас достать коробочку с полки и доставить носитель информации в место его воспроизведения… в те разы вы насладитесь абсолютно со всех сторон качественным и с любовью созданным продуктом.

В этом фильме умиляет и радует абсолютно всё: редко в каком фильме, да и в любом другом продукте искусства от картины, до компьютерной игры, можно встретить столь прекрасные и душевные пейзажи, столь выверенный интерьер, столь интересные с дизайнерской точки зрения приспособления, устройства и вооружения. Никогда прежде, ни в одном из фильмов, мною просмотренных, от самых старых, до наисвежейше новых я не встречал такой открытой души, исходящей из каждой, пусть даже самой мельчайшей детали единого целого.

10 из 10

30 ноября 2010

«Их великий час триумфа и трагедии…» (с)

Фантастические фильмы — то звено кинематографа, которое за много лет существование обросло дешевизной и пузтозвоном. Не так много современных «блокбастеров» могут похвастаться чем-то кроме постных перестрелок, пары нарисованных кораблей и пустующих диалогов на фоне бесцветных персонажей. Есть отдельные представители жанра, которые можно смело считать шедеврами. Но начиналось всё совершенно иначе…

«Запретная планета» является ярким примером того, что и пятьдесят лет назад можно было создать качественный фильм, не имея под рукой ни компьютеров, ни зеленых экранов, ни прочих «чудес». Средний зритель поморщиться, увидев хотя бы год вышеозначенной картины — «Черт возьми, фильму больше полувека! На что же там смотреть?». А вот есть на что посмотреть, хоть увольте.

Итак, земляне путешествуют в космическом пространстве… на летающих тарелках. Любопытно и необычно. Люди покоряют системы и основывают новые колонии за пределами многих световых лет от Земли. Команда космического корабля отправлена с миссией выяснить, что же произошло с учеными на далекой планете в системе Альтаир IV. Мы видим заботливо созданные помещения корабля, оборудование, которое кажется сейчас, мягко говоря, странным, и сурового Лесли Нильсена, молодого и строгого капитана космического судна. Команда связывается с профессором Морбеусом, который настоятельно не рекомендует приземляться на планету. Однако капитан решается выяснить, в чем же дело…

И здесь мы видим триумф декораторов — красивые пейзажи, скалистая местность, зеленоватые небеса. Любопытный транспорт и робота, который прибывает, дабы поприветствовать прибывших на планету гостей. Странная груда железа с вращающимися деталями постепенно становится чуть ли не главным героем фильма.

Скрытный профессор и его весьма привлекательная дочь завораживают главную троицу экипажа — доктора Остроу, коммандера Адамса и лейтенанта Джерри Фармана. Каждый из них не против бы приударить за юной красавицей, такой наивной и неиспорченной, что в принципе и происходит. Но миссия экипажа продолжает обрастать вопросами — никто из ученых не выжил, остался лишь Морбеус, ничего толком не поясняющий о причине возникновения «неизвестной планетарной силы».

С течением фильма нам раскрываются всё новые и новые детали. Мы узнаем о существовании древней могущественной цивилизации, таинственно исчезнувшей два миллиона лет назад, на пике своего существования и прогресса. Внушительное наследие древних креллов — причудливые устройства и изобретения, начиная с робота Робби и заканчивая огромной энергетической установкой — всё это предстает нами непоколебимым примером величия, воплощенного в лучших декорациях. Таинственная сила губит людей с корабля, капитан не понимает, что происходит, а профессор не в силах открыть свои жуткие тайны…

Замечательный сюжет, дополненный отличными декорациями и отличными диалогами под занавес картины — отличный пример хорошей фантастики. Та атмосфера гнетущей неизвестности и соприкосновения с миром, несущим печать величия, делает картину незаменимой и актуальной даже сейчас. Это — именно та сторона фантастики, которой чаще всего не хватает современным «эталонам» жанра. Многие идеи и приемы, казалось бы, новаторские, вы увидите в первую очередь здесь, а уже потом, годами позже, во многих и многих фильмах.

Сможет ли человечество перешагнуть через собственные пороки и страсти, чтобы сделать следующий шаг, или же и нас ждет час триумфа и трагедии? — вот главная мысль фильма. И она прекрасна.

8 из 10

26 января 2010

Перед началом просмотра фильма, у меня присутствовало некоторое предубеждение и едкая неприязнь к сравнению картины с лентами нашего времени — кощунство, как ни крути. Но минуте эдак на двадцатой, сразу стало ясно, что это за зверь и с чем его едят. Безупречный представитель своего жанра, первооткрыватель многих аспектов кино, которые стали нам привычными, — вот с чем мы имеем дело.

Уникальным ретро-футуризмом для нас, а для людей тех времен просто футуризмом, пропитан весь кинофильм. Здесь его проявления видны во всем, начиная от костюмов персонажей, заканчивая дизайном роботов и прочей техники. Помимо этого великолепно здесь реализованы декорации планеты, вот уж действительно запретной. Весь этот непривычный, можно даже сказать пугающий вид скалистой и пустынной окружающей действительности отлично нагнетает атмосферу, придавая неуловимый, но весьма действенный «привкус» к фильму.

Сюжет достаточно запутан. Он умело сочетает в себе частичку триллера, частичку приключенческого фильма и щепотку юмора. И самое интересное то, что все эти составные части сюжета невероятно хорошо сбалансированы между собой, что является редким фактом даже в наше время.

Спецэффекты здесь, в отличие от множества других Sci-fi фильмов тех времен, невероятно хороши. Здесь вы не увидите привычной аляповатости, грубости в костюмах и прочем реквизите, что, безусловно, радует. Грубо говоря, Запретная планета — законодатель моды на технически совершенное научно-фантастическое кино.

Безусловно, каждый, кто хотя бы мельком видел этот фильм, не мог не заметить милого и чудного, но неуклюжего на вид робота Робби. Это местная фишка. Робби, как и многие другие приемы в фильме, стал первооткрывателем, в каком-то роде. Сложно вспомнить хотя бы одно киношного робота, который слыл бы столь запоминающимся и ярким персонажем, да-да, именно персонажем, а не частью реквизита. Да что там говорить — посмотрите фильм, только ради самого Робби, и я уверен, вы не пожалеете.

Фильм затянут, но только в том случае, если вы захотите сравнить его с пресловутым «трешом». Настоящая классика фантастических триллеров всегда славилась своей неторопливостью и вниманию к мелочам, что выгодно выделяет её на фоне остальных киножанров. Весь этот способ подачи истории просто шедеврален, он буквально затягивает вас в свой мир, предоставляя пространство для рассуждений, ведь присутствуют здесь и элементы

Интересное и яркое зрелище, помесь философских мыслей и залихватского действия — воистину отличное кино.

10 из 10

20 октября 2009

Recommend

Фильм очень интересный и красочный. Даже не верится, что ему более полувека.

Ни декорации, ни спецэффекты не смотрятся по-игрушечному, конечно, современную компьютерную графику им не переплюнуть, но тем не менее они весьма гармоничны и не ассоциируются с бельмом на глазу.

Лесли Нильсен приятно удивляет в непривычной современному зрителю некомической роли в некомическом фильме!

Финальный монолог капитана Адамса наводит на мысли о Бескрайнем и Великом… и вообще, так сказать, смысловая изюмина Запретной планеты очень вкусная!

26 августа 2009

И Лесли такой молодой…

Ух ты! Оказывается, Лесли Нильсен не всегда играл седых как лунь маразматиков. Кто бы мог подумать, что полвека назад этот высокий, мужественный брюнет, чем-то неуловимо похожий на Дэниела Крейга, отважно покорял космические пространства? И уж совсем в голову не могло прийти, что когда-то он изображал нечто мачоподобное, геройское и мужественное, не пародируя этот образ, а играя на полном серьезе. Нет, конечно, логически рассуждая, можно предположить, что молодой Лесли и выше и красивше, но так уж вьелся в мозг этот седовласый безумный дедушка, что я даже и не задумывался, о временах, когда он был совсем другим. И как же это мешало просмотру! Вот никак не мог заставить себя серьезно относиться к фильму, к центральному персонажу, его переживаниям, когда смотрел на все эти глубокомысленные взгляды и задумчивые выражения лица, а перед глазами стояли герои из «Голого пистолета» или «Шестого элемента». Ну и, в конце концов смешно ей богу, было узнать, что Нильсен раньше сам играл тех самых героев, которых потом так успешно пародировал.

Да. Про фильм. Фильм чудесный. Кто как, а я люблю смотреть старое кино, тем более, если это фантастика. Умиляют меня эти предисловия «к концу 22-го века человечество преодолело скорость света», фантастические устройства, состоящие из реле, транзисторов, свечей и конденсаторов, завораживают неземные звуки, наполняющие таинственную планету, радует также отсутствие размахиваний звездно-полосатым флагом, спасений земли, геройств и прочих атрибутов современной уже фантастики. И, конечно же, доставляют уйму положительных эмоций симпатичные, в наше время уже конечно отсталые, спецэффекты. И пусть сегодня такие чудеса может делать среднестатистический школьник на не самом новом компьютере, они не перестанут быть мне менее дорогими.

Естественно неудивительно, что сейчас, когда взорвать можно уже что угодно, а буйная фантазия режиссеров и техников способно породить любое чудище, техническая сторона картины, в виду ограниченных возможностей того времени, выглядит откровенно убогой. Такие моменты, как убийство тигра и сражение с невидимым монстром, которыми, я уверен, гордились создатели фильма, сейчас, могут вызвать только смех, ну или ностальгическую улыбку, как у меня. Но ради бога, сделайте вы скидку на год выпуска фильма. Представьте себя на месте зрителей в то время. Я больше чем уверен, что в свое время этот «примитив» взрывал мозги сильнее чем сегодня это делают Бэевские «Трансформеры».

Про персонажей. С одной стороны, герои в фильме немного клишированы. Тут тебе и отважный капитан, и подчеркнуто комедийный персонаж, и красотка, и сдвинутый ученый. Но это опять же, сказывается время выхода картины и жанровые особенности кинофантастики того времени. А вот с другой стороны создатели не поленились немного очеловечить персонажей. Астронавты в фильме оказываются не такими уж и непогрешимыми и непобедимыми, они так же как и все не всегда могут решить безвыходную ситуацию, способны испытывать страх, им трудно бороться с влечением к юной красивой девушке (вы бы столько полетали), а одержимый, практически хрестоматийный злодей-ученый в конце осознает свою неправоту и раскается.

В картине есть место юмору. Немало обыгрываются взаимоотношения соскучившихся по женщинам астронавтов и невинной, никогда не общавшейся с мужчинами, кроме своего отца, юной девушкой. Также временами отжигают Робби с поваром. А уж когда у них будет возможность поболтать один на один, то результат технического прогресса, подчиненного земным страстям превзойдет все ожидания, наверное, тут создатели фильма позволили себе немножко помечтать. Робот кстати, совершенно чумовой. Он, как и все устройства, естественно, состоит из различных вращающихся, мигающих, и пищащих штучек. Абсолютно бутафорский с виду, при ближайшем рассмотрении, он оказывается остроумным, хозяйственным, исполнительным, и естественно не лишенным души. Ну что же это за робот из старой доброй фантастики, у которого нет хоть малюсенького намека, на человечность?

Еще при просмотре фильма все время вспоминались отечественные «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Похожие декорации, похожие машины, ну мне так показалось, во всяком случае. Видимо, «Запретная планета» служила в свое время вектором не только для голливудской киноиндустрии.

Вообще, фильм — классическая фантастика того времени. В нем немного действия, но много разговоров, бесед и, близких к философским, рассуждений. Также внимание уделено описанию и демонстрации достижений человеческого и инопланетного разума, будущих достижений естественно. И именно поэтому, многим сегодня кино может показаться неинтересным и откровенно скучным. Потому что, разговоры это само по себе скучно, ведь фантастика, это когда все бахает. Но если вы любите читать произведения Азимова и Лема, то этот фильм вам должен понравиться. Это действительно неглупое, дающее пищу для размышления, кино, ищущее ответы на многие вопросы. К чему приводит развитие цивилизации и личности? Что за демоны таятся в глубинах нашего сознания? Нужна ли многовековая мудрость человеку? Может ли он выдержать ее? А смешные спецэффекты… Так сегодняшние фантастические фильмы, те же Бэевские «Трансформеры», лет через пятьдесят, тоже скорее всего будут смешно смотреться. Смогут ли они предложить зрителю что-нибудь еще кроме картинки, вот вопрос.

13 июля 2009

Хорошая «винтажная» фантастика

Фильм, сразу скажу, посмотрел не без удовольствия. Конечно, у него есть определённые недостатки, которые следуют из возраста этого кино, однако, после просмотра больше вспоминаются плюсы, а это важный момент.

Это по-настоящему sci-fi, образец той эпохи, твёрдой НФ. Ведь главное в научной фантастике не реализм, а объяснение природы или причины того или иного явления, предмета, сделанное на грани науки и выдумки. С этим у «Запретная планета» всё в порядке, в отличие от современных поделок «на тему». По этому моменту я бы сравнил «Запретная планета» с сериалом «Звёздный Путь», особенно с самой первой серией «Зверинец», которая имеет немало общего по духу и атмосфере. Безусловно, этот фильм задал тон в фантастике того времени, возможно на Джина Родденберри повлиял именно «Запретная планета».

Если говорить о недостатках, то они характерны для фильмов той эпохи. Наивность, лубочность, низкая динамика развития сюжета, это присутствовало и в «Звёздном Пути». Но, неглупый сюжет, весьма впечатляющие спецэффекты ручной работы, это научная космическая фантастика в конце концов! Ради этого, любителям НФ и старого, хорошего кино уже стоит посмотреть.

Ну и немного об актёрах. Я бы не сказал, что они блистают, Лесли Нильсен занят скорее самолюбованием, вполне в духе героев того времени, Уолтер Пиджон поначалу неплох, под конец — слишком наигранно, его дочь — красивая, а больше от неё и не требовалось. Но уровень все же достойный, просто нужно учитывать время, когда это все снималось.

Итого, хорошее кино, всем любителям «винтажной» фантастики — обязательно смотреть, молодому поколению может показаться смешным и затянутым, настоящим гикам и нердам — категорически рекомендуется.

8 из 10

P. S. Открытия для меня в этом фильме — то, что люди перемещаются на летающих тарелках, я это практически не встречал в фантастических фильмах, и конечно же незаслуженно забытый робот Робби.

3 августа 2008

Этот фильм считался непревзойденным шедевром кинофантастики до вышедшей в 1968 году «Космической одиссеи» Кубрика. На целое поколение «Запретная планета» установила жанровые рамки, стала эталоном, образцом для подражания, краеугольным камнем этого тяжелого, подчас неблагодарного и быстро устаревающего жанра.

Да, фантастика, не в пример другим жанрам, стареет быстро — она всегда пытается обогнать время, но все равно остается в рамках своего времени. Сейчас лучшие классические шедевры фантастики того времени смотрятся наивными, смешными в своих попытках изобразить будущее, технически несовершенными… Но их вклад в кино невозможно не оценить.

«Запретная планета» — один из фильмов, которые творили историю. Смотрится ли сейчас, по прошествии 50-и лет этот фильм примитивным? Нисколько! Наивным — да, но примитивным — нет. Он с легкостью может обойти даже сейчас некоторые современные высокобюджетные образчики жанра, гордо именуемые блокбастерами.

Той же «Миссии на Марс» или даже «Армагеддону» очень далеко до этого классического фильма. Почему? Да потому что «Запретная планета» — самая настоящая научная фантастика. Фильм, поставленный по книге и впитавший в себя все научно-фантастические теории того времени о будущем и о других планетах.

Да, до запуска первого космического спутника оставалось еще больше года, а писатели-фантасты уже столетие «путешествовали» по другим мирам, галактикам и планетам, зачастую не понимая толком, о чем они пишут и возможно ли вообще такое даже в самом отдаленном будущем. Это научная фантастика, а не просто зрелищный фильм снабженный тупыми диалогами — здесь действительно идет речь о будущем и прошлом Земли, о опасности, идущей от самих людей, о уходе с приходом техногенного века от всего истинно человеческого — от чувств, эмоций и т. д.

Здесь все логично, максимально научно и по возможности глубоко. Собственно говоря, здесь, как и во многих классических голливудских фантастических фильмах, много места уделяется диалогам и монологам героев.

Но режиссер Фред Уилкокс приложил все усилия, чтобы поразить зрителя, дать ему первые установки на проникновение в космос, заинтересовать публику Космосом, далекими мирами… Он сделал все возможное, чтобы люди были поражены и восхищены будущим. И тогда, в 1956 году, ему это, безусловно, удалось.

Масштабы съемок способны удивить даже сейчас, не потому что сейчас так не снимают, снимают — и лучше, удивляешься тому, как такое было возможно снять с доступной тому времени аппаратурой, когда комбинированые съемки были чудом из чудес, а появление и исчезновение людей в кадре смотрелось с замиранием сердца! Как? Неизвестно, но одно видно невооруженным глазом — денег на фильм не жалели.

Атмосфера этой чужой далекой планеты создана блестяще — в фантазии мастерам-декораторам и художникам не откажеь. Гигантские декорации, двухлунные закаты, очаровательные пустыни, отливающие серебром удивительные машины, под которыми с трудом угадываются загрмированные и измененные голливудскими кудесниками самые обычные автомобили, громадные лаборатории… Все это сделано блестяще.

Фильм стоил почти 2 млн. — гигантских на тот момент денег, вероятно, делался фильм не столько ради прибыли, потому что редкий фильм тогда мог окупить такой бюджет, а ради самоудовлетворения. Съемочная группа создала удивительный мир во всех его красках, и она не просчиталась — фильм стал культовым — и по-настоящему хитовым.

Кроме того, режиссеру и композитору удалось создать этими странными (для того времени, конечно) звуковыми и видеоэффектами атмосферу постоянной враждебности этой чужой планеты, которая, несмотря на красоту, дышит ненавистью. Для фильма была использована самая технически совершенная аппаратура на тот момент.

Чего стоит только один робот Робби, ставший прорывом в робототехнологии 50-х. Кстати, он стал первым роботом в истории кино, которому стали приписывать некоторые человеческие черточки — Робби шутит, а порой даже язвит. Да, именно так начинались великие Терминаторы, Робокопы, Чужие и т. д. С неуклюжего робота Робби.

Ну, а самый главный монстр фильма впечатляет однозначно. Не столько своим видом, сколько оригинальностью задумки — невидимая сила, которая возникает в человеческом подсознании и питается людскими страхами, ненавистью, манией величия, и как бы защищает своего носителя, уничтожая других. Ну-ка, сколько раз это потом было повторено в многочисленных киноопусах современности?

Но не только ради всего этого стоит смотреть этот фильм. Дело в том, что в главной роли здесь снялся сам Лесли Нильсен. Тот самый Лесли Нильсен, одно появление которого на экране способно вызвать улыбку. Лесли Нильсен, — Фрэнк Дребин, — король пародии. Это одна из первых ролей великого актера в кино. Это серьезная, слегка ироничная, роль капитана космолета. Мы видим непривычного глазу стройного, статнуго и подтянутого жгучего брюнета, от которого веет мужественностью, силой, обаянием. Он настоящий герой-защитник, истинный герой «золотогго века» Голливуда — не чета современным утонченным и мальчикообразным соплякам. Лесли Нильсен кроме того, что настоящий красавец, так еще и играет отлично, видя его в этой роли, понимаешь, почему он был любимцем женщин и звездой совсем других фильмов, и почему он до сих пор остается на коне, несмотря на солиднейший возраст. В нем столько силы и энергии!

Есть здесь и классические юные дамочки в невероятно откровенных для того времени плантях — подумать только, юбка едва прикрывает попу, — и классические ученые с манией величия. Здесь есть все. Этот фильм стал одним из краеуголных камней жанра, это золотая коллекция фантастики, самый совершенный фильм этого жанра 50-х. Это настоящий эталон.

24 января 2007

Фантастика Запретная планета появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фред М. Уилкокс. Кто играл в фильме: Джордж Уоллес, Роберт Дикс, Джимми Томпсон, Джеймс Друри, Гарри Харви мл., Роджер МакГи, Питер Миллер, Морган Джонс, Ричард Грант, Лесли Нильсен, Уолтер Пиджон, Энн Френсис, Уоррен Стивенс, Джек Келли, Ричард Андерсон.

Расходы на кино составляют примерно 1900000.В то время как во всем мире собрано 1,530,000 долларов. Производство стран США и Япония. Запретная планета — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.