Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
За власть Советов |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Бунеев |
сценаристы: | Валентин Катаев, Семен Клебанов |
продюсер: | Владимир Роговой |
видеооператоры: | Василий Дульцев, Маргарита Пилихина |
композитор: | Михаил Раухвергер |
художник: | В. Пашкевич |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 августа 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Осень 1941 года. После тяжелых боев, советское командование принимает решение оставить Одессу. Через несколько часов в нее заходят немецко-румынские войска и в городе установлен нацистский режим. Но нет, никогда одесские патриоты не сдадут свой город! Тут же в одесских катакомбах возникают партизанские группы, которые не дают оккупантам чувствовать себя хозяевами.
К сожалению, советский кинематограф не баловал зрителей фильмами об этой героической странице истории, поэтому уже низкий поклон тем, кто снял этот фильм. В основу него легла книга замечательного писателя В. П. Катаева, коренного одессита, человека до последних своих дней влюбленного в родной город и немало о нём написавший. Его книги искренни, талантливы, интересны. И создатели фильма его не подвели: фильм интересный, динамичный, с прекрасной режиссурой и игрой актеров, а главное, жизненный: предательство рядом с подвигом, профессионализм с дилетантством. От некоторых сцен мороз по коже, но они сняты без пыток и ужасов. И редкий случай, когда идеология абсолютно к месту.
Этот фильм не должен быть забыт и как пример профессионализма в кино и как рассказ о подвиге.
Вечная память защитникам Одессы.
10 из 10
2 апреля 2020
Написанную Валентином Катаевым в 1936 году повесть «Белеет парус одинокий» знают многие, как советские, так и российские читатели. К сожалению, сегодня мало востребованным оказалось продолжение этой замечательной повести, над которым писатель работал на протяжении 15 лет. В хронологическом порядке написания тетралогия выглядит следующим образом: 1 — «Белеет парус одинокий» (1936), 2 — «За власть Советов» (1948, другое название «Катакомбы»), 3 — «Хуторок в степи» (1956), 4 — «Зимний ветер» (1961). Все четыре произведения входят в эпопею «Волны Чёрного моря». Однако, сюжетно произведения нужно читать в иной последовательности: 1 — «Белеет парус одинокий» (о братьях Пете и Павлике Бачей, и о революционных событиях 1905 года и восстании на броненосце «Потёмкин»). 2 — «Хуторок в степи» (об участии юных друзей Пети Бачея и Гаврика Черноиваненко в работе одесского большевистского подполья в предреволюционные годы (1910—1912). 3 — «Зимний ветер» (мальчики Петя Бачей и Гаврико Черноиваненко уже выросли и вступили в пору зрелости (1917—1918)). Таким образом, повесть «За власть Советов» хоть и является второй по написанию, но хронологически завершает тетралогию, описывая события 1941—1942 годов.
Теперь об экранизациях. Разумеется, такой материал «сам просился» на экраны страны, и в 1937 году Владимир Легошин, незадолго до этого учившийся в киномастерской С. М. Эйзенштейна, экранизирует «Белеет парус одинокий». Катаев лично написал сценарий и принимал активное участие в работе над фильмом. Он утвердил кинопробы, ездил для уточнения мест съёмки в Одессу, рассказывал о происшествиях, которым был очевидцем тридцать лет назад, в общем, являлся главным советчиком режиссёра. В 1956 году Борис Бунеев снимает военно-исторический фильм «За власть Советов». Если бы создатель первой экранизации не умер в 1954 году, вполне возможно, что режиссёром нового фильма стал бы он. В 1970 году Борис Бунеев по сценарию Валентина Катаева снимает «Хуторок в степи», просмотр которого предваряется фразой: «Те из вас, кто помнит и любит героев романа и фильма «Белеет парус одинокий» сегодня вновь встретятся с ними…» И, наконец, в 1976 году заканчиваются съёмки 8-серийного телевизионный фильм режиссёров Артура Войтецкого, Олега Гойды и Вячеслава Криштофовича «Волны Чёрного моря», в основе сюжета которого лежат три романа тетралогии: «Белеет парус одинокий», «Зимний ветер», «За власть Советов» («Катакомбы»).
Я остановился на этих вопросах столь подробно по одной причине — далеко не везде хронология указана верно, что «слегка путает» читателя либо зрителя. Время написания — это одно, а хронология событий — это другое, хотя когда-то любителям творчетсва Катаева приходилось читать книги по мере выхода совсем в иной последовательности. Вернёмся к фильму «За власть Советов». На мой взгляд, правильнее было бы назвать картину «Катакомбы», потому что в 1923 году уже снималась лента с таким названием, к тому же современный зритель связывает подобное название с революционным прошлым нашей страны, хотя по книге и фильму фраза «За власть Советов» фигурирует как пароль и как призыв. На момент съёмок Борис Бунеев имел небогатый режиссёрский опыт, быть может именно этот факт не позволил поднять картину до высот первой экранизации, хотя снято качественно — касается это, прежде всего, «пиротехнической составляющей». Подбор актёров довольно удачный. Выделить кого-либо одного трудно, но отметить хотелось бы Валентину Хмару в роли Вали Перепелицкой и юного Петю Бачея (Пётр Мальцев). Самая эмоционально сильная и отлично поставленная сцена, на мой взгляд, — это сцена конвоирования захваченных подпольщиков: крайне удачное сочетание крупных планов и массовки с её «тихим пением». Хорошее кино — пусть оно и с недостатками, зато снято и сыграно людьми, по горло испившими того, о чём пытались здесь рассказать…
2 декабря 2016