Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вампиры |
английское название: |
Vampiri, I |
год: | 1956 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «Beautiful Parisian girls were his victims!» |
режиссеры: | Марио Бава, Риккардо Фреда |
сценаристы: | Марио Бава, Mario Bava, В. Дж. Реймс, Пьеро Реньоли, Риккардо Фреда |
продюсеры: | Луиджи Карпентьери, Эрманно Донати, Джонатан Дэниелс, Виктор Пурселл, Пьеро Донати, Фуад Сэд |
видеооператор: | Марио Бава |
композиторы: | Франко Маннино, Роман Влад |
художник: | Бени Монтезор |
монтаж: | Роберто Чинквини |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 апреля 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Очень атмосферный итальянский ужастик, который, как мне показалось, вырос из классических страшных историй американской студии «Юниверсал». Во время просмотра я ловил себя на том, что всматриваюсь в лица актеров, ожидая, что вот-вот из двери выйдет Белла Лугоши, Борис Карлофф или Лон Чейни младший. И это — скорее плюс, чем минус.
Должен предупредить: перед нами не совсем вампирская история. Да, здесь есть обескровленные тела юных парижских красоток. Есть страшная старая графиня и ее таинственная молодая племянница. Тени от кистей рук одного из персонажей в самом начале фильма напомнят о Максе Шреке в роли «Носферату». Но здесь не будет кровососов. Их место занимает некий зловещий доктор, мечтающий о поддержании жизни в мертвом теле, а также его хромой помощник. Но это не доктор Франкенштейн.
Оператором фильма был сам Марио Бава. Кстати, он же на несколько дней заменил в режиссерском кресле своего друга Риккардо Фреда, когда тот рассорился с продюсерами. Визуальный ряд фильма великолепен, а от декораций так и веет готическим, могильным холодом. Старинные скелеты, черепа, открытые гробы, паутина, убийца в черных перчатках — все на месте.
Итальянцы этот первый звуковой отечественный ужастик не поняли и не приняли. Фильм провалился в прокате. Но он открыл двери в режиссуру для Марио Бавы. Вдохновил целую плеяду режиссеров на создание особого жанра — итальянский хоррор.
8 из 10
25 июня 2015
В этом фильме сплелись сразу несколько жанров. Детектив, где параллельно с полицией свое расследование ведет самоуверенный журналист, история легендарной и ужасной «кровавой графини» Елизаветы Батори, готический хоррор со старым замком, подвалами и склепами, триллер с элементами джалло (плащ и черные перчатки похитителя девушек). Присутствует и любовная линия, на которой, собственно, строится сюжет, а так же популярная фантастическая составляющая медицинских исследований в поисках вечной молодости и вечной же жизни.
Такая эклектика не во всем пошла на пользу фильму, но позволила создать неординарный и захватывающий сюжет истории о необычных вампирах. У них нет клыков, красных глаз, они не умеют обращаться в летучих мышей, не боятся солнечного света и прекрасно отражаются в зеркалах. Но они убивают людей и используют чужую кровь, чтобы жить самим, вечно молодыми и красивыми. А разве не это качество является главным и определяющим признаком и смыслом существования настоящего вампира? Все же остальные атрибуты — лишь распространенный миф, плод фантазии писателей и кинодетелей. Ведь даже сам граф Дракула выглядел в реальности совсем не так, каким его изображают Брэм Стокер и многочисленные режиссеры, использующие этот образ для устрашения и привлечения зрителя. Что не мешало ему вселять ужас в сердца и души врагов и подданных.
В Париже время от времени находят обескровленные трупы молодых девушек. Полиция в поисках таинственного маньяка-убийцы сбивается с ног. К расследованию подключается известный журналист Пьер Лантен, пишущий статьи в криминальной хронике. В него безответно влюблена первая красавица Парижа Жизель дю Гран, всячески добивающаяся его внимания. Но Лантену неприятна девушка и мысли о ней. Когда-то её тетя, графиня Маргарита дю Гран, влюбившись в его отца, сломала жизнь его семьи и доставила много горя его матери. И Пьер не простил этого ни графине, ни её семье. Девушки между тем продолжают пропадать, а следы их ведут в замок графини. Тем временем экспертиза установила, что у всех девушек была одинаковая группа крови.
Фильм стал первым итальянским звуковым фильмом ужасов, но особого успеха на родине не снискал. Намного больший интерес к нему проявили зрители Франции, Англии и США. В то же время он стал значимым по многим другим параметрам. «Вампиры» породили моду на итальянский готический хоррор, который успешно разрабатывала в Великобритании студия «Хаммер». Оператор Марио Бава применил тут особую технику съемки, удивляющую своими результатами и сегодня. Графиня в кадре старела и молодела на глазах, без отвода камеры и без монтажных склеек. Это достигалось правильно выставленным светом и быстрой сменой красных и синих фильтров, что визуально старило лицо актрисы без грима. Её волосы седели или темнели в кадре, превращая её в старуху или молодую красавицу без всяких спецэффектов и монтажа.
Кроме того, этот фильм стал фактически первым фильмом, который Марио Бава снял, как режиссер, хотя его имя в титрах не значится, но вторую половину фильма снимал именно он. У продюсеров и Риккардо Фреды возникали разногласия в процессе съемок. Продюсеры настаивали на большей мистичности и сгущении готической атмосферы фильма, тогда как Фреда хотел снимать драматические отношения графини и журналиста. Вследствие этого сроки съемок были под угрозой, продлевать их продюсеры не хотели. Фреда был отстранен, а доснимать фильм поручили оператору Марио Баве, и вместо 12 дней Бава закончил всё за 2 дня, проявляя при этом чудеса техники съемок в макетах замка, отчего его залы, коридоры и подвалы просто источали ужас и страх. Баве до этого уже приходилось доснимать и переделывать, улучшать чужие режиссерские работы. В силу своей скромности имя в титрах он не ставил, и вся слава доставались другим. За что его друг Риккардо Фреда неоднократно ругал Марио Баву, предлагая ему серьезно подумать о режиссуре. После успеха фильма «Вампиры» продюсеры поверили в режиссерский талант Бавы и позже дали ему деньги на первый его самостоятельный фильм «Маска демона» 1960 года. Но до этого был еще фильм «Калтики — бессмертный монстр», куда снова заманил Баву Риккардо Фреда, которого возмущало отношение продюсеров к нечестолюбивому и неуверенному в себе Баве. Через два дня Фреда ушел с проекта, заставив Марио Баву занять режиссерское кресло, чем укрепил за ним репутацию крепкого мастера. Но именно на съемках «Вампиров» Бава родился для кинематографа как режиссер талантливый и самобытный.
Хочется отметить исполнительницу ролей графини Маргариты дю Гран и Жизель дю Гран актрису Джанну Марию Канале, бывшую в конце сороковых королевой красоты и женой Риккардо Фреда на момент съемок. Великолепная красавица, которой было тогда 29 лет, не побоялась выглядеть на экране значительную часть времени старой и некрасивой, и сыграла отчаяние старости, неразделенной любви, утрату красоты и молодости замечательно. Согласитесь, далеко не каждая кинодива на такое согласится. Дарио Михаэлис в роли самовлюбленного и самоуверенного журналиста, снисходительно относящегося к полиции и считающего, что недалекий комиссар без него ничего не в состоянии распутать, менее впечатляет. Это и понятно — он играл маску, шаблон. Но справился с этим, в общем-то, достойно.
Фильм не претендует на звание шедевра, конечно. Но его значимость для жанра хоррор весьма велика, а потому его стоит посмотреть. Хотя бы ради изумительной операторской работы и визуальных находок, революционных для того времени и впечатляющих даже сейчас, когда искушенного зрителя вообще трудно чем-либо удивить.
7 из 10
27 мая 2014
Неожиданно крутой фильм. В стилистике «Мальтийского сокола», мрачной, холодной и скользкой, с преобладанием ночных сцен и точечного освещения лиц, с плотно застегнутыми плащами и вечерними платьями. Журналистское расследование посвящено странным убийствам — будто какой-то вампир выпивает кровь из своих жертв. Наверное не мне одному журналист напомнит внешне Жана Марэ, особенно при общих планах (которые будут преобладать). Далее все будет как в хорошем нуаре — ничего не понятно, но герой приближается к центру какой-то страшной тайны и неожиданное перевоплощение одного из якобы второстепенных персонажей окажется очень и очень к месту. Это будет ровно тогда, когда фильм успеет немного наскучить.
Так что, Бава и Фреда прекрасно передадут всю гамму эмоций — страсть, инфернальные заговоры, светские балы. Да и сцена стремительного старения графини мне приглянулась. Но самое важное — вампирская тематика в ленте практически и не обыгрывается. Тут самое крутое в композиции кадра. Вроде бы ничего особенного. Но присмотритесь к примеру к сцене, когда взволнованная племянница графини беседует с копами. На заднем плане явно заметный сквозняк (вздергивается штора) и только он выдает всю напряженность эпизода. По мне, так высший пилотаж
8 из 10
3 января 2014
Первый итальянский звуковой фильм ужасов?! А он лишь 1956-го года… М-да. Ужасы всегда были не самым почитаемым жанром.
Трупы девушек, любопытный и благородный журналист, «мешающий» ему следователь… Короче говоря, как почти любой фильм ужасов того времени — это скорее детектив.
От ужасов только древний замок с колышущимися шторками и тайным тоннелем, переходящим сразу в семейный склеп. И живущая в нём молодая графиня, которая вовсе и не молодая, а старая графиня, не смирившаяся с ушедшей молодостью и разбитой давней любовью. То, что молодость возвращалась с помощью опытов учёного, как-то не оправдывает название фильма. Скорее, клип Валерия Меладзе напоминает, «Королеву автострады».
Низкий-низкий поклон фильму за то, что потрясающе показали сцену старения графини. Буквально на глазах. Не чередуя с другими кадрами, и не опуская головы героини. Представляете? В 1956-ом, без компьютерных эффектов! Это была идея Марио Бава. Он добился этого «посредством последовательного чередования голубого и красного цветов на лице вампира, что создавало эффект быстрого старения за счёт быстрого изменения цветовой гаммы». Что всё это значило, не понял, и где эту информацию откопал, тоже сказать, к сожалению, не могу.
Финал подкачал. Вернее самая последняя сцена. Расслабляющая, чтоб снять напряжение (как в выпусках теленовостей делают). Герои пошли в бар, и музыка, как после обыкновенного фильма, не фильма ужасов. Так же было и в, например, «Девушке, которая слишком много знала» и «… Слепых мертвецах». Понятно, что в те времена фильмы смотрели преимущественно в кинотеатрах, и зрителям надо ещё домой поздно вечером ехать… Но после «Психо» я это считаю большим минусом.
24 сентября 2012
И снова классика. Дедушка европейского хоррора, создатель стиля «джалло», итальянский маэстро, оказавший влияние на многих режиссёров жанра ужасов, кумир Дарио Ардженто — Марио Бава. Своё творчество классик сравнивал с работой плотника — «он делает стул, я снимаю кино и всё это из-за денег».
Тем не менее, Марио Бава — достаточно именитая фигура, принесшая многое как в операторское искусство так и в режиссуру. Он мог буквально из ничего делать превосходные спецэффекты того времени, которые смотрятся не плохо и по сей день. Перед нами не первая работа режиссёра — «Вампиры». Примечательна картина прежде всего тем, что это первая звуковая итальянская картина. На улицах Парижа находят обескровленных красавиц — не ужели в этом повинен упырь?
Превосходный стиль, отличный саспенс, потрясающие эффекты. Классика ужасов, не смотря на то, что как таковых кровососущих монстров и нет. Если бы не вечно молодящаяся графиня — фильм был бы отнесён к жанру триллеров.
3 мая 2011