Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полюшко-поле |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вера Строева |
сценарий: | Мария Смирнова |
видеооператор: | Антонина Эгина |
композитор: | Георгий Свиридов |
художник: | Феликс Ясюкевич |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 марта 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Вера Павловна Строева — «негромкий» режиссёр. Её работы не блещут рейтингами, и о них не пишут многостраничные рецензии. А зря. Её ленты, её сценарии обладают притягательной силой и внутренней глубиной. Этого более чем достаточно для пытливого и заинтересованного зрителя. Сняв в 1954 году историческую музыкальную драму «Борис Годунов», она свою следующую работу решила снимать о простых людях села. Сценарий для будущего фильма с ласковым и мелодичным названием «Полюшко-поле» написала Мария Николаевна Смирнова, уже получившая Сталинскую премию первой степени (1948) — за сценарий фильма «Сельская учительница».
Награда абсолютно заслуженная, потому что Мария Смирнова в 1922—1923 годах училась в Самарском педагогическом институте, а затем учительствовала в Оренбургской губернии, поэтому не понаслышке знала, чем «дышит» деревня. Строева и Смирнова — почти ровесницы века и ровесницы между собой. А две женщины всегда найдут общий язык, когда дело касается таких тонких материй, как чувства человеческие. Основная сюжетная линия проста и незамысловата — жизнь одного колхоза в течение чуть более года. Подготовка к посевной — посевная — уборка. В МТС именно этим трём «китам» и подчиняется жизнь всех людей. Но люди — не машины. Они не могут тихо замереть после долгого трудового дня. Они дышат, они чувствуют, они любят.
Давно я не смотрел картину с таким туго закрученным клубком человеческих страстей. На первый взгляд у главных героев всё хорошо, всё благополучно. Председатель колхоза Лизавета Ивановна Ураганова (Вера Марецкая), словно оправдывая свою фамилию «железной рукой» руководит вверенным ей хозяйством. Директор МТС Николай Фёдорович Холин (Всеволод Санаев) «воюет» с трактористами, проводя вечера со свой женой Катериной Онисимовной (Лилия Гриценко). Молодой агроном Валентина Михайловна Чернышёва увлечённо занимается любимым делом, мечтая о новых сортах пшеницы, о цветущих на корчёвнике яблоневых садах.
Все по-своему счастливы и тихо радуются жизни. Но время идёт. В колхоз приезжает новый главный агроном — вдовец с двумя малолетними дочерьми — Александр Григорьвич Савицкий (Александр Ануров), и в жизни Валентины появляется что-то новое, то, чего раньше с ней не происходило. Опасная болезнь младшей дочери Александра Григорьвича сближает Валентину с девочками, но только не с самим Александром — так кажется Валентине, и она прячет ростки нового чувства глубоко в себе. Сюжет развивается очень плавно, постепенно всё туже затягивая главных героев в омут чувств, и в этом омуте оказывается не только Валентина, но и дорогие ей люди.
Смотрел и думал: только две женщины, у которых на двоих почти 100 прожитых лет, могли снять такой фильм. Безусловно, интересное кино. Потому что — жизненное. В картине совершенно нет никакой «агитки». Только люди с их заботами, желаниями, стремлениями. И, конечно, — страстями, которые такого могут сотворить с любым из нас…
«Любите то, что есть сейчас. Не нужно ждать, что будет после. Жизнь хороша и без прикрас: как ночью — лес, как утром — поле…»
4 января 2016