Рейтинг фильма | |
![]() |
5.6 |
![]() |
5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подземное население |
английское название: |
The Mole People |
год: | 1956 |
страна: |
США
|
слоган: | «...a savage civilization a million years old, raging with blood-lusting fury!» |
режиссер: | Вирджил В. Фогель |
сценарий: | Lszl Grg |
продюсер: | Уильям Олленд |
видеооператор: | Эллис В. Картер |
композиторы: | Хайнц Рёмхельд, Ханс Й. Зальтер, Херман Стайн |
художники: | Александр Голицын, Роберт Эммет Смит, Джей А. Морли мл., Расселл А. Гаусман, Карл Дж. Лоуренс |
монтаж: | Ирвинг Бернбаум |
жанры: | ужасы, фантастика, фэнтези, приключения |
|
|
Финансы | |
![]() |
200000 |
Дата выхода | |
![]() |
21 ноября 1956 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 17 мин |
Очередной фантастический фильм ужасов прямиком из почти забвенных 50-х, дошедший до наших дней. «The Mole People» — первая работа режиссера Вирджила В. Фогеля, которая, к слову, вышла отнюдь не «комом», хотя и не без некоторых изъянов.
Сразу хочется оговорить перевод названия. Под землей, по задумке автора, живет 2 вида гуманоидов: подземная развитая цивилизация людей-альбиносов и раболепные люди-кроты, которые тусуются в отстойниках и выполняют все приказы своих белоликих хозяев. Режиссер называет фильм «The Mole People» — «Люди-кроты», он хочет поддержать этих созданий, он явно симпатизирует им за их мужество и стойкость, с которыми они выдерживают изнуряющее иго, и в награду называет фильм в их честь! Жаль, что это не отражено в русском переводе: «людей-кротов» несправедливо обобщили до «подземного населения».
Но перейдем непосредственно к кинокартине. Четверка бравых американских археологов находит след древней цивилизации — табличку с шумерскими символами. Здесь всю компанию выручает доктор Роджер, который обладает врожденным даром читать древние шумерские письмена сходу без словаря (что он и демонстрирует нам не раз по ходу фильма). После пары наводок приятели двигаются в путь на поиски древнего города. Стоит отметить, что в походе кроме Роджера никто особой пользы-то для общего дела не приносит: его друг-шестерка вечно бегает за ним хвостиком; лысый старик, видимо, страдающий прогрессирующей астмой, не может пройти и пяти метров; худощавый мулат ценой своей жизни заваливает вход в пещеру, в которую трое других только что спустились по канату. Как видно, с такими напарниками каши не сваришь.
В результате трагичных скитаний выжившие все-таки находят целый подземный город, жители которого (те самые альбиносы) не очень-то рады встрече с чужаками. Но неожиданно в руках археологов появляется великая сила, которая заставляет людей в побелке подчиняться иноземцам как божествам. Это обыкновенный фонарик, который по понятным причинам способен без труда ослепить подземных жителей. Смекнув, приятели пытаются использовать своё новое привилегированное положение на все сто: они пируют за одним столом с королём, объедаются и обкуриваются грибами (коих здесь в изобилии), а Роджеру удается даже замутить роман с местной красавицей. Кроме того, чужаки пытаются продвигать среди аборигенов демократические свободы, талдыча обыкновенным жителям, что не стоит бояться и потакать власти — надо знать и отвоевывать свои права. Но, судя по тому, что подземная раса (которая не имеет ни малейшего представления о существовании надземного мира) свободно владеет американским английским, можно легко сделать вывод, что янки когда-то оставили свой след даже здесь. Да, длинные руки Дяди Сэма не ограничиваются поверхностью земного шара. Американизация в современном мире уже просачивается сквозь земную кору и стремится заамериканизировать всё, даже самые потаённые уголки мантии и ядра.
Что ж, прогнившие идеалы Запада и навязывание лживых демократических свобод окзывают и на подземных жителей свой негативный разрушающий эффект. В результате запудривания мозгов и проамериканской пропаганды, низшие слои населения — кротоподобные существа — упиваются жаждой революции и восстают на жирующую верхушку. Они настолько раздражены, осознав, что были унижены по расовому признаку, что бросаются голыми руками на вооруженную элиту. В суматохе и всеобщем смятении Роджер с новой подругой и старым приятелем, находят путь наверх. О чудо — женщина из глубин неожиданно говорит, что из всех жителей подземного города, лишь она не боится света. Правда, подробности этого шокирующего признания остаются скрытыми от нас. Здесь дядя-режиссёр, видимо, хочет, чтобы мы пофантазировали самостоятельно.
Но будешь наивен ты, зритель, если подумаешь, что эта история закончится хэппи-эндом, хотя это было бы гораздо логичней в такой череде событий. Так что тех, кто читает этот текст (хотя я не думаю, что такие вообще найдутся) до просмотра фильма, теперь прошу удалиться. Уже на поверхности подземная женщина, едва изумившись красотой неба, начинает панически бегать кругами, а затем большая каменная колонна падает на неё. Да, как бы абсурдно это ни звучало, так оно и произошло. Такое волшебное cпасение, и такая глупая смерть. Эта женщина могла бы стать известной во всем мире, ей при жизни ставили бы памятники, как первому человеку, вышедшему из недр земли, она могла бы жить в роскошном особняке и ежедневно загорать под пальмой, потягивая прохладный мохито. Но нелепо обрывается её судьба, как, собственно, и сам фильм. Как говорится, никогда не знаешь, когда кирпич по голове трахнет.
На этой неутешительной ноте закончу и я, пожалуй. Обойдемся без длительных выводов и заключений, тем более — кому они нужны? У каждого выводы будут свои. Но лично мне запомнится этот фильм как аллегорическое повествование о духовной сущности сегодняшнего мира, в котором большинство — хоть и с большим духовным потенциалом, но всё же слепые кроты, а меньшинство — погрязшие в алчности и самодурстве альбиносы. И путь наверх — фантастично далеко…
7 из 10
18 апреля 2013