Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обыкновенный человек |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Столбов |
сценаристы: | Александр Столбов, Леонид Леонов, Михаил Ромм |
видеооператоры: | Константин Бровин, Вадим Юсов |
композитор: | Борис Чайковский |
художники: | Совет Агоян, Николай Маркин |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 марта 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Очередное советское кино с набором прекрасных актеров, после просмотра которого остаешься разочарованным.
Как всегда удается первый акт, завязка, когда мы знакомимся с персонажами. И здесь не придраться: конфликты заявлены, герои обрисованы, и даже второстепенные персонажи не забываются через минуту.
Во втором акте начинается сыр-бор, иначе попытку связать сюжетные нити не назовешь. Герои картонны, никто не меняется. Например, совсем не развита линия жены главного героя - она так и проходит весь фильм 'приятной дамой'. Да и сам главный герой, певец Ладыгин, тоже остается без изменений, у него как все было хорошо, так и осталось все прекрасно. И вот тут уже задаешься вопросом, а певец ли Ладыгин главный герой?.. Возможно, что это его племянник Алексей? Ведь конфликт строится вокруг его взаимоотношений с Кирой. Но нет, Алексей не меняется тоже. А меняется к концу фильма только Кира, да совсем уж ненужный персонаж Аннушка, которая, являет попытку показать зрителю сознательность молодого поколения.
Фильм теряется в жанрах. Начинается с легкой комедии, а в середине второго акта это уже серьезная драма. Изменение настолько неожиданное, что сбивает с толку.
И в конце концов, понимаешь, что смотрел неумело сделанный водевиль, гротескность которому добавила совсем уж ненастоящая Констанция Львовна, мама Киры. Она отыгрывает роль ярко, но излишне театрально, даже по сравнению с остальными актерами.
Заканчивается все хорошо: все всё поняли, пришли к нужным выводам.
21 октября 2023
Вы думаете, что ситкомы как явление возникли в последней трети XX века? В формате сериала – возможно. Но на киноэкранах нечто похожее появлялось и раньше, и, что удивительно, в Советском Союзе. Если бы сюжетная идея «Обыкновенного человека» возникла в следующем тысячелетии, то результат обязательно отправили бы в многосерийном формате на ТВ. Но в далёком 1956 году телевидение только зарождалось, поэтому сжатую (очевидно, что очень сжатую) историю первые зрители увидели в кинотеатрах.
Несмотря на довольно интересную тему с биологическим исследованием и опытах над обезьяной, акцент фильм делает на семейной химии между молодым специалистом, его дядей, девушками, а также их роднёй и знакомыми. Переплетения сюжетных линий выражаются в скрытой интриге, подслушиваниях и неудачных совпадениях, но как вы уже догадываетесь по цвету данной рецензии, воспринимается всё таким же серым, как плёнка, на которую снимали. Аудитория, на которую рассчитана такая продукция, очень специфична: если вам нравится слышать и обсуждать чьи-то секреты, карьерные тайны и личную жизнь, то почти наверняка вы любите ситкомы, а это значит, что «Обыкновенный человек» имеет много шансов вам понравиться. Примерно на то же могут рассчитывать какие-нибудь «Интерны» и «Воронины», появившиеся на российском ТВ уже в XXI веке.
Остальным же зрителям всё покажется неимоверно скучным. Уже на пятнадцатой минуте вы начнёте поглядывать на оставшееся время или мечтать о чём-то своём, поскольку вникать в планы персонажей на дальнейшие отношения и дальнейшую жизнь нет никакого желания. Кто-то кого-то проверяет на верность, кто-то помышляет о присвоении чужой премии, кто-то влюбляется, кто-то расходится – честно, даже при написании этого предложения мне хочется зевать. Актёры, в числе которых знакомая мне по фильму «Зигзаг удачи» Ирина Скобцева, из кожи вон лезут, но какими бы выдающимися ни были их способности, с таким слабым сценарием сложно рассчитывать на что-то достойное.
Показательным примером, возможно, станет то, что в фильме всего-навсего три основных локации. Скорее даже две, поскольку рабочее место главного героя появляется не так уж часто, и… стоп, а кто в фильме является главным героем? Вопрос этот довольно сложный. Нам часто показывают старшего Ладыгина, хотя основной конфликт связан не с ним и даже не с его племянником, а с Кирой, которая весь фильм долго выбирает между кандидатами в мужья. Собственно, «обыкновенным человеком» является, надо полагать, друг старшего Ладыгина, которого успешный артист желает выставить в блестящем свете… но это не точно. Чтобы ничего не упустить из внимания, надо смотреть фильм с большим удовольствием, а он, как уже говорилось, понравится не всем.
Я не могу строго суть подобный жанр (точнее поджанр), поскольку для этого надо как минимум знать достаточное количество других его представителей, но исходя из сравнения с теми фильмами, которые выпускались в том же десятилетии, я ставлю:
5 из 10
16 мая 2022
Гениальная картина. Но всё держится на великом мастерстве всего троих актеров — Серафима Бирман, Меркурьев и Ирочка Скобцева. Всё. Остальное милый, но добротный антураж для перечисленных. Не будь именно их, конец фильмУ в самом прямом смысле этого слова. Вот бывает так, что незаменимые есть. Это Сталин считал, что незаменимых у нас нет. Наврал он! Есть у нас незаменимые и много их очень, во всех сферах. Вот кто бы там заменил Серафиму Бирман в этой роли? Мало ли у нас истеричек и неврастеничек-психопаток? Или способных их сыграть? Да море! Но на грани ужаса и сгустка пороков всех мастей могла жить в кадре и на сцене только великая Бирман. Везде практически одинаковый Меркурьев здесь был на редкость к месту. Ну и должна быть красавица. Но не простая… Красавиц в то время в советском кинематографе тоже было пруд пруди. Однако Ирочка Скобцева уже в те годы окрасила свой персонаж в совершенно особые тона. Это не просто красивая кукла. Она с перчиком, с колебаниями, подверженная. Но сыграла так, что и ее ведь понять можно в этой ситуации. Ну и хорош будет муж, как она себе представила, если от него ни денег, ни счастья, а всё будет отдано обезьяне или обезьянам. Её красота не для этих жертв. Или для этих? Или на всё плюнуть? Вот в чем талант, а не в красоте. Хотя и это было важно. Дурнушка или средняя на эту сложную роль не потянула бы. А всех остальных вполне можно по принципу «кого нашли и славно». Фильм вошел в золотой фонд советского кинематографа. И мало кто знает, кто там режиссер и чья это первая работа. Важно, как артисты реализуют этот замысел. «Пёс Барбос» Гайдая никогда бы не вошел ни в какие фонды ни по сюжету, ни по идее. Но великая троица Никулин, Вицин, Моргунов сделали из фельетона средней руки великий шедевр комедии. Прославив и себя, и Гайдая, и много чего. А автора фельетона, который был положен в основу, никто и не знает! Вот так бывает.
23 октября 2020
В фильме хорошо передана атмосфера 50х годов. Ладыгин чувствует себя неловко из-за того, что живет в роскошной квартире, имеет большую дачу. Алексей полностью погружен в науку, не интересуется деньгами и материальными благами. Так действительно и было. Быть богатым было неприлично и даже стыдно. Профессия ученого была одной из самых престижных, научных работников было мало, им создались все условия.
Сейчас все наоборот. Богатство принято выставлять напоказ, заниматься наукой — странно и даже ненормально, а брал правят рвачи и хамы типа Констанции Львовны.
Фильм снят динамично, нет затянутых сцен, увлекает с первого эпизода. Актеры играют хорошо. Молодая Скобцева хороша во всех отношениях. Но, конечно, фильм держится на замечательной игре В. Меркурьева, который убедительно изображает доброго, весёлого, простодушного, но тщеславного человека. Снижаю оценку из-за некоторой прямолинейности в изображении персонажей.
8 из 10
20 сентября 2012
Дебютная картина А. Столбова «Обыкновенный человек» представляет собой экранизированный вариант одноимённой пьесы Л. Леонова. Большого успеха театральная постановка, увы, не имела, но зато можно констатировать, что её экранное воплощение получилось на порядок лучше. Сценарий к фильму был написан А. Столбовым и Л. Леоновым при участии мэтра советского кино М. Ромма. В картине снялась целая плеяда замечательных актёров того времени. Так же, как и для постановщика А. Столбова, фильм стал дебютной работой в кино выдающегося оператора В. Юсова, впоследствии снявшего на камеру такие шедевры, как «Я шагаю по Москве», «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Они сражались за Родину» и др.
В хитросплетениях родственных связей героев «Обыкновенного человека» не так-то просто уловить всё и сразу, тем более, что события развиваются динамично и фильм весьма насыщен разговорами. Попробуем разобраться: популярный оперный певец Ладыгин (Василий Меркурьев) живёт с красивой и умной женой Верой (Евгения Козырева); в большой квартире певца, помимо хозяев, также обитают племянник Ладыгина молодой перспективный учёный Алексей (Георгий Куликов) и родная сестра хозяйки изящная девушка Кира (Ирина Скобцева). К указанному «постоянному составу» квартиры разве что можно ещё добавить домработницу Парашу (Александра Панова). Однако, число персонажей фильма существенно увеличивается за счёт прибывших гостей: сначала приезжает мать Киры — пожилая и болтливая Констанция Львовна (Серафима Бирман); затем появляется бодренький мужчина в годах — «обыкновенный человек» Павел Свеколкин (Петр Константинов), друг и однополчанин Ладыгина по Гражданской войне; вместе со Свеколкиным приезжает его юная дочь Аннушка (Роза Макагонова).
Так как действие начинается в пятницу вечером, всё семейство уезжает загород на дачу, и Ладыгин приглашает туда же своего старого друга. Однако, явно стесняясь нынешнего скромного статуса Свеколкина, певец представляет его своим родственникам, как президента дальневосточной академии наук. При этом дочь псевдо-президента Аннушка разочаровывается в Ладыгине, превратившегося на певческом поприще в вальяжного и самовлюблённого павлина, инфантильного в быту, но стабильно посматривающего «налево». (Ладыгин жене: «Милая, никогда тебе не изменял!». Та в ответ: «Но всегда был в полной готовности!») Зато теперь Аннушка с головой влюбляется в умного и одержимого наукой Алексея. У Алексея глубокие и взаимные чувства с Кирой, но их любовь подвергается серьёзным испытаниям: будучи максимально вовлечённым в эксперименты на обезьяне, молодой учёный совсем не находит времени на невесту. Масла в огонь подливает коварная Констанция Львовна, вдруг решившая, что куда более выгодная партия для её дочери — успешный Ладыгин, нежели его ушедший в науку племянник. (К. Л. дочери про Ладыгина: «Спел разок потише — вот тебе люстра! Спел погромче — чернобурая лиса! Мой тебе совет — бери в мужья певца!») Единственное, что может остановить Констанцию Львовну в её интриге — это слухи о том, что Алексей выдвинут на соискание государственной премии…
Лично для меня главное достоинство «Обыкновенного человека» — феноменальная игра актёров, снимающихся в картине. Например, стержнем фильма стоит признать блистательно созданный Василием Меркурьевым образ Ладыгина — человека, безусловно, обаятельного, хотя и небезупречного. Впечатляют своей убедительностью и ярким внешним очарованием исполнительницы двух женских ролей — Ирина Скобцева и Евгения Козырева (мне особенно понравилась последняя). Но отдельного разговора, конечно, заслуживает Серафима Бирман. Её героиня Констанция Львовна — нечто уникальное! Сыграть женщину настолько коварную, надоедливую, болтливую, бесцеремонную — это большое искусство перевоплощения! Лексика Констанции Львовны достойна разбора на цитаты. Приведу несколько таковых: 1) «Дайте мне в дорогу корочку чёрного хлеба!» «Но мама, мы вам приготовили курочку!» «Нет! Только корочку чёрного хлеба и стакан воды!»; 2) «Мы хоть и слабые существа, а тоже имеем свой голос! Мы, женщины, с боями завоевали это право!»; 3) «Молодые девушки перед тем, как проснуться, всегда спят со страшной силой!» А крылатая фраза «Здравствуй, дружок!» — тоже отсюда, из уст Констанции Львовны…
Картина умная и ироничная, смешная и грустная, фееричная и поучительная — она бесподобна сразу со многих точек зрения.
Самым же непонятным и самым загадочным для меня остался факт того, что данная картина, которую смело можно назвать классикой советского кинематографа, так и осталась единственной для Александра Столбова!
8,5 из 10
8 августа 2012