Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Невеста |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Григорий Никулин, Владимир Шредель |
сценарий: | Антон Чехов |
видеооператоры: | Георгий Калатозишвили, Вячеслав Коротков |
композитор: | Александр Маневич |
художники: | Семен Малкин, Алексей Федотов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 апреля 1957 г. |
на DVD: | 29 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
«Невеста», несмотря на всю устремлённость главной героини в «светлое завтра», очень грустный рассказ. Антону Павловичу Чехову, по его же признанию, рассказ дался нелегко: и в рукописях, и в корректурах авторская правка была чрезвычайно большой, и это тем более поразительно, что сюжет, композиция, все образы рассказа были выношены до того, как началось писание. Кроме того, рассказ написан в 1903 году всего за год до смерти классика мировой литературы. Чехов, разумеется, понимал всю серьёзность своей болезни, быть может, именно по этой причине в произведении появляется такой персонаж, как Саша — молодой человек с нерастраченной жизненной энергией, но весьма слабым здоровьем.
Фильм «Невеста» — дебют в кино Григория Георгиевича Никулина, однако до этого он уже успел осуществить ряд удачных постановок в Большом драматическом театре им. М. Горького, поэтому прекрасно знал, как нужно работать с классикой. Выбор актёров сделан крайне удачно. Олег Басилашвили только-только закончил Школу-студию МХАТ, и тут ему предоставляется такая возможность! Андрей Андреевич в его исполнении — это исключительно продукт того временны и среды, взрастившей его. Главное его достоинство не в уме — для сына священника это совсем не обязательно, — а в его «приглядности», отчего он и является завидным женихом.
Татьяна Пилецкая уже снялась в нескольких прекрасных фильмах («Княжна Мэри» (1955), «Мать» (1955), Разные судьбы» (1955)), показав себя разносторонней и талантливой актрисой, что в данном случае и требовалось режиссёру, ведь персонаж Надежды — главенствующий в фильме. Юрий Пузырёв тоже успел пройти «кинематографическими тропами», вкусив как производственного реализма («Испытание верности» (1954), так и морской романтики («Морской охотник» (1954) и «Море зовёт» (1956)) Роль Саши в фильме непростая. При первом «зрительском контакте» с этим персонажем в первую очередь думаешь, что перед тобой — типичный молодой бунтарь, будущий ниспровергатель царского режима.
Но это не так. В рассказе Чехова нет «революционной подоплёки». Есть девушка, с 16 лет мечтающая выйти замуж — Надежда. Есть молодой человек, обретающий «выгодную партию» — Андрей Андреевич. Есть воспитанник Надиной бабушки Марфы Михайловны — Саша. Если Надю и её жениха Андрея связывает многое: музыка, любовь, стремление создать семью, то Саша на этом «празднике жизни» совершенно чужой. Он приезжает погостить исключительно ради поправки здоровья, и почти сразу же начинает тяготиться местным укладом жизни, о чём неоднократно говорит Надежде: «эта неподвижная, серая, грешная жизнь». Его слова начинают будоражить воображение молодой девушки: «Если бы вы поехали учиться! Только просвещение и святые люди интересны!»
Постепенно слова Саши находят отклик в душе девушки, и она начинает смотреть на окружающий мир его глазами. Она будто прозревает. Оказывается, её жених совсем не так умён, как она о нём думала. И что будущая «семейная идиллия» уже не так привлекательна, как ей казалось. Мозаика её будущей жизни сложилась в неприглядную картину, и Надежда в отчаянии восклицает: «Эта жизнь опостылела мне! Я не вынесу здесь и одного дня!» Вполне возможно, что создатели фильма усмотрели в этих словах «революционные веяния», которые найдут отражение в финальных словах героини. Такое тоже нельзя исключать, ведь на пороге — 1905 год, и герои будущих революционных выступлений где-то «просто живут», терзаясь в рамках мещанских условностей…
17 декабря 2016