Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Две жизни |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Воинов |
сценаристы: | Павел Нилин, Элеонора Милова |
видеооператор: | Пётр Сатуновский |
композитор: | Револь Бунин |
монтаж: | Анна Кульганек |
жанры: | драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 февраля 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 45 мин |
Наша память избирательна. Мы легко запоминаем яркое сочное и стараемся не замечаем серого и блёклого. Так и в творчестве того или иного писателя или режиссёра. Кино — жанр специфический: в нём довольно трудно отделить режессуру от литературного первоисточника. В кино они сливаются воедино, чтобы порадовать, либо огорчить зрителя. Дебютная киноминиатюра Константина Воинова является отличным стартом, за которым последуют чудесные фильмы по произведениям русских классиков. Но это будет потом, а пока перед режиссёром лежит рассказ писателя, драматурга, сценариста Павла Филипповича Нилина «Жучка». И у рассказа, и у фильма имеются вторые названия: «Осень в Жухарях» (рассказ) и «Сёстры» (фильм). Рассказ короткий, но яркий. Именно таким получился и короткометражный фильм, в котором режиссёр вкупе со сценаристом лишь слегка «подправили» рассказ.
В кино «первую скрипку» всегда играют актёры. Они могут и при плохом сценарии сделать отличный фильм. К счастью, в данном случае этого не потребовалось, поэтому зритель имеет возможность полюбоваться актёрской игрой бесподобной Лидии Смирновой в роли Насти Самокрутовой. История человеческой жизни — благоприятный материал, чтобы «подумать». Весьма показательно жизнеописание Насти, которая «для форсу» величает себя Нонной Павловной « — Она теперь Нонной называется, — сообщила Даша. — Нонной? Это для чего же? — Ей так гражданин один посоветовал. Вроде как её бывший муж.» Хочешь — не хочешь, а вспомнишь басню Крылова «Стрекоза и муравей». Настя — типичная «стрекоза». Всю жизнь искала, где посытнее, полегче, помягче и, самое главное, — денежнее. В итоге превратилась из простой деревенской девушки Насти в Нонну, а затем — в Жучку.
Такой нелицеприятной кличкой наградил женщину Филимон Кузьмич (Евгений Буренков). В далёкой довоенной молодости он был влюблён в Настю, и его поразило, как изменилась она за прошедшие годы: «Но всего бы лучше ей называться Жучкой. На самом-то деле она Жучка и есть. Жучка, которая ненароком забежала в чужой двор. Кто её поманит, перед тем она и служит. За сладкий кусок…» Предельно ёмкая характеристика — ни убавить, ни прибавить. Остаётся лишь наблюдать за актёрским перевоплощением, когда Лидия Смирнова играет персонажа, в свою очередь играющего разных людей! В какие-то моменты её жаль, в какие-то, напротив, она вызывает не жалость, а отвращение. У басни итог всегда поучителен. Финал у картины тоже получился и ёмким и показательным — человек сам творец своего счастья, и только от него зависит, что он вспомнит, когда придёт его время…
11 декабря 2016