Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек в сером фланелевом костюме |
английское название: |
The Man in the Gray Flannel Suit |
год: | 1956 |
страна: |
США
|
слоган: | «The year's most dramatic book...the year's most distinguished picture!» |
режиссер: | Наннэлли Джонсон |
сценаристы: | Наннэлли Джонсон, Слоун Уилсон |
продюсер: | Дэррил Ф. Занук |
видеооператор: | Чарльз Дж. Кларк |
композитор: | Бернард Херрман |
художники: | Джек Мартин Смит, Лайл Р. Уилер, Стюарт А. Рейсс, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Дороти Спенсер |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2670000 |
Сборы в США: | $10 875 000 |
Мировые сборы: | $10 875 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 апреля 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 33 мин |
Само название фильма указывает, на то, что это рассказ об обыкновенном человеке — рядовом клерке с большой семьей и средним окладом. Он, Том Рэт, — участник Второй мировой войны, завершившейся десять лет назад, но воспоминания о ней не перестают посещать Тома, настигая его, порой, в самых неожиданных ситуациях. Например, во время поездок на службу в пригородном поезде или тогда, когда при устройстве на новую работу ему необходимо написать автобиографию.
И именно факт перехода в более престижную организацию, на вполне солидную должность с соответствующим жалованьем становится для героя одним из поворотных жизненных моментов, заставившим еще больше утвердиться в крепости своих позиций, в верности личностным приоритетам, из которых интересы семьи неизменно оказываются важнее карьеры.
Тома играет Грегори Пек. Хотя играет не совсем точное слово. Пек в буквальном смысле живет в «предлагаемых обстоятельствах» роли, делая это естественно и без пафоса. Даже известие о событии, которое могло бы разрушить его отношения с женой, Бэтси (Дженифер Джонс) Том воспринимает мужественно и без ажиотажа, говоря, что это «еще одна проверка на честность».
Но, думается, эту фразу можно отнести к любой человеческой жизни в целом. Ведь она постоянно испытывает нас на прочность, предлагая тот или иной выбор. И, если он не совсем верный, мы и в случае явного успеха, об этом выборе жалеем, как шеф Тома, Рафльф Хопкинс (Фредерик Марч), который достиг финансового благополучия, а все, что связано с семейными ценностями, упустил. В ситуации же точного выбора мы имеем шанс остаться похожими на Тома-Пека с его душевной чистотой, порядочностью.
Кстати, множащееся изображение мужчины на начальных титрах картины намекает на убежденность ее создателей, в том, что таких, как Том, большинство. Несмотря на явный идеализм подобной позиции в ее истинность очень хочется верить.
10 из 10
5 марта 2019
Многим «Человек в сером фланелевом костюме» может показаться скучным как… человек в сером костюме. Обычный «белый воротничок» из пригорода решает свои житейские проблемы — разбирается с проблемным наследством, задумывается о смене работы, лавирует между амбициями жены и разумным сбережением средств, пытается воспитать поглощенных телевизором детей. Вот только что-то его гложет — по дороге из комфортного пригорода то и дело всплывают воспоминания о войне.
Этот самый «серый костюм» вспоминает как напал и перерезал горло немецкому солдату — совсем еще юному — чтобы забрать у него теплую куртку. Как панически боялся умереть в ближайшем бою и изменил жене с итальянкой, нуждавшейся в… тушенке. Вот он подрывает гранатой своего друга и обезумев от горя таскает с собой его охладевшее тело, а вот ему нужно описать в своей автобиографии для новой работы «свое самое ценное качество». Человек, лицом к лицу убивший семнадцать других людей, таких как он, таких как соседи по ежедневному утреннему поезду, должен приспособиться к корпоративной культуре, приучиться интриговать и лгать — ради стабильного заработка, жены, детей…
Не пришла ли пора «гражданину-солдату» наконец вернуться с войны и проявить другой вид мужества — мужество гражданское? Не ломать себя под бесчестную, дегуманизированную корпоративную культуру, а сохранить свое человеческое достоинство? Говорить не то, что хотят слышать, а то, что нужно сказать? Не то, что удобно, а то, что правильно? Стоит ли переходить в топ-менеджеры из толпы «с девяти до пяти»? Принять ли последствия своей измены в Италии и открыться жене, рискуя быть отвергнутым, или пойти на компромисс с совестью?
Под серым костюмом и отстраненным выражением лица, как оказалось, скрываются мужество, глубокие сожаления и чувство собственного достоинства, там честность борется с со самоуспокоением и корыстью. В конечном итоге, стоит ли счастье потери самого себя, своего достоинства и смысла существования? Да и возможно ли счастье без всего этого? Счастлив ли его босс, построивший огромную корпорацию, но потерявший все остальное? Счастлива ли жена, получившая огромный особняк, но так и не дождавшаяся «возвращения» мужа с войны? Не физического, а психологического.
«Человек в сером фланелевом костюме» детально, шаг за шагом исследует нарождающийся конфликт между корпоративной культурой и человечностью, между корыстью и честностью, между утратой прибыли и утратой достоинства. Делает это дотошно, но увлекательно и с юмором. И если вам близки поднятые проблемы — актуальные сегодня так же, как и 60 лет назад — то фильм вам точно не покажется скучным. Мне даже показался коротким.
8 из 10
5 ноября 2017
Этот фильм дает возможность зрителю поразмышлять над вопросом о личном мужестве? Что это такое в наши дни? Кого можно назвать сильным и смелым? Главный герой — получает хорошую зарплату, имеет жену и детей, оформляет наследство. Почему же на его лице не появляется глупая потребительская улыбка, фиксирующая самоуспокоенность? Почему он в постоянном напряжении?
Возможно все дело в его прошлом и у него какие-либо комплексы? Вероятно. Авторы фильма даже не скрывают, что герой мучается воспоминаниями о войне. Он ведь все свои действия склонен критически оценивать, а убийства — есть убийства.
Так что, нам предстоит познакомиться с мужчиной, которого жена может обвинить в недостатке желания жить. Но при этом, это настоящая личность, глыба. Если будет приличное предложение по работе, он согласиться сменить место работы лишь в случае когда зарплата будет выше. Вне зависимости от имиджа или наличия секретарши. Если на работе будут интриги или его руководитель будет ошибаться — он прямо пойдет и заявит об этом. А если у него обнаружится внебрачный сын…
Впрочем, вспоминая об этой ленте я не могу забыть один эпизод. Он связан с раздумьями мужа перед встречей с руководством. Он интересуется мнением жены о сложившейся ситуации, но при этом — решение им уже принято. На работе ему придется обострять и рассказывать руководителю, что он ошибается. И это в ситуации крайней финансовой неопределенности у семьи. Герой переживает и обостряет. Несмотря ни на что. Может это и есть, настоящее мужество? А многие ли из тез кто читает рецензию готовы отказывать своему руководителю, ради комфорта своей семьи?
Так что фильм получился весьма актуальным и острым. Премия Каннского фестиваля получена совершенно не зря. Скажу больше — эта роль Грегори Пека заслуживала крупных призов и признания совсем не меньше более глянцевой и известной роли Аттикуса Финча в «Убить пересмешника». В своей простоте и отчасти бытовом характере картина предлагает зрителю вполне корректный сценарий жизненного пути, своего рода альтернативу достойного поведения.
8 из 10
5 октября 2013