Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Боб-прожигатель |
английское название: |
Bob le flambeur |
год: | 1956 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан-Пьер Мельвиль |
сценаристы: | Огюст Ле Бретон, Жан-Пьер Мельвиль |
продюсеры: | Roger Vidal, Серж Зильберман, Жан-Пьер Мельвиль |
видеооператор: | Анри Декаэ |
композиторы: | Эдди Барклай, Джо Бойер |
художники: | Клод Буксен, Тед Лапидус |
монтаж: | Моника Бонно |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 17500000 |
Сборы в США: | $15 586 |
Мировые сборы: | $15 586 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 августа 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Наконец-то Ж.-П. Мельвиль сделал что-то интересное. Его предыдущие картины более скучные что ли.
Только после этого фильма я немножко стал понимать почему Тарантино называет Мельвиля одним из своих любимых режиссёров. Здесь и криминал и фирменные движения камеры, и герои с каменными лицами, и более-менее интересный сценарий с неплохими диалогами.
Главный герой мне понравился. Минимум эмоций. Всегда элегантно одет. Волосы аккуратно уложены. Ценит друзей. Всегда готов помочь при наличии веской причины. Также ценит женщин. Знает что им нужно, но может и отвесить пощёчину если провинилась.
Долго думал почему Мельвиля называют «крёстным отцом» «новой волны». В этом фильме начал догадываться почему: движение камеры, уличные съёмки, главная героиня, которая просто хорошо выглядит; некоторая ограниченность в бюджете.
Развязка сюжета порадовала. Думал, что будет всё несколько иначе.
7 из 10
12 апреля 2016
«Боб-прожигатель» — уникальный образец предугадывания эстетики «новой волны»: готовые мизансцены, легкая ироническая интонация в изображении персонажей, съемки на улице, передающие колорит повседневной жизни Парижа, резкие монтажные переходы — почти будущие годаровские jump cut — все это практически целиком перешло в ранние фильмы Годара и Трюффо.
Первая половина картины выглядит изобретением новой эстетики с нуля, с ее пристальным вниманием к как бы случайным, но на самом деле умело срежессированным происшествиям: встречам на улице, бессодержательным разговорам, играм в карты и рулетку, превращающим «Боба-прожигателя» в импрессионистическое описание жизни персонажей.
Сюжет растворяется в массе вроде бы необязательных, но важных для раскрытия характеров деталей: игромании Боба Монтанье, его дружбе с комиссаром полиции, влюбленности его протеже. Однако, все меняется во второй половине фильма, когда закручивается криминальная интрига с готовящимся ограблением, и он превращается в комическую переработку «Асфальтовых джунглей» Д. Хьюстона, хрестоматийного американского нуара.
Эта повествовательная трансформация не идет картине на пользу, ибо она теряет половину своего обаяния, заключающегося в главном отличии «Боба-прожигателя» от фильмов «новой волны»: возрастных персонажах, аутсайдерах со стажем, которым свойственная энергия молодости.
Актерская игра, пусть часто и не выходящая за рамки типажей, по-французски изящна и органична в изображении жизни маргиналов, очаровательных в своем экзистенциальном выборе, полностью игнорирующем философию успеха. Камера А. Декэ, используя наезды, съемку с движения, чередуя крупные и общие планы, предвосхищает нервную манеру операторов «новой волны» Р, Кутара и Ж. Рабье.
Тем не менее, Мельвиль остерегается использовать то, что станет главным операторским достижением «новой волны» — ручную камеру, удивительно раскрепощающую кинематографическое изображение. Режиссер вообще всегда очень аккуратен в выборе стилистических новшеств, предпочитая им проверенную временем классическую эстетику, но художественные достижения «Боба-прожигателя» настолько очевидны, что их можно приписать не иначе как иррациональному действию творческого вдохновения, чем осознанному просчету.
Несмотря на ритмическую неоднородность, смену темпа с расслабленного на быстрый, картина убедительно демонстрирует, что рыхлость композиции и отсутствие жесткой драматургии можно превратить из недостатков в достоинства, если правильно подойти к организации материала, выстроив сцены по аналогии с джазовой импровизацией.
Несмотря на более радикальные эксперименты с формой, которые предложила «новая волна», «Боб-прожигатель» не устарел и сегодня, ведь эффект спонтанности происходящего на экране так труднодостижим и редок в нашу эпоху бутафорских спецэффектов.
31 декабря 2015
Фильм овеян славой и защищен от субъективных оценок зрителей высокопарными оценками кинокритиков. И положил этому начало сам Франсуа Трюффо, который назвал «Боба-игрока» первым фильмом «новой волны». Но я буду субъективен.
Перед нами история Боба — одного из жителей Монмартра, отошедшего от больших дел гениального грабителя. Он днем спит, а ночью выигрывает-проигрывает деньги в различных заведениях, переходя из одного в другое. У Боба есть слабость — он не любит сутенеров и с отцовской нежностью относится к их потенциальным жертвам. Понятно, что в самый важный момент, порвется там, где тонко. Когда у Боба заканчиваются деньги, и он решается на дерзкое, но хорошо продуманное ограбление казино, о его планах становится известно полиции, благодаря длинному языку юной особы. Боб и хотел бы отменить операцию, но колесо рока уже запущено.
Следуя лучшим традициям нуаров, Жан-Пьер Мельвиль вдохновенно дирижирует игрой света и тени, предлагает неожиданные планы, создает тягучую атмосферу загадочности. И все же, сама история буксует, ближе к середине навевая зевоту. Возможно, дело спасла бы ложка юмора, чем славятся итальянские фильмы с подобным сюжетом? Роже Дюшен в главной роли напоминает о Жане Габене, но сильно не дотягивает до образца.
И снова вспомню Франсуа Трюффо. Он говорил: «У нас во Франции был Жан-Пьер Мельвиль, который, снимая гангстерский фильм, пытался убедить нас в том, что перед нами греческая трагедия». Мне кажется, в данном конкретном случае эти слова ближе к истине, чем об истоках «новой волны».
6 из 10
12 апреля 2015
Как-то раз Жан Пьер Мельвиль убрал из титров криминального детища свое имя, оставив лишь фамилию-псевдоним. Не позволил герою надеть ту самую шляпу, что станет фетишем прославивших его картин в жанре нуар. Предпочел красавчику Алену Делону далеко не такого харизматичного и обаятельного Роже Дюшена при выборе исполнителя главной роли. И, неожиданно для всех, снял самый оригинальный и нетипичный фильм в своей карьере, закрепивший за ним звание отца «новой волны». Заставив гадать зрителей о том, что тут было причиной, а что следствием, изрядно повеселившись, лукавый парижанин, в одночасье вписал свое имя в историю кинематографа. Впоследствии от нового французского кино он открестится, но «Боб» уже попал в многочисленные списки «must see».
Казалось бы, перед нами типичный полар (французский детектив). Не лишенный специфического кодекса чести стареющий маргинал с повадками денди, проигрывает изо дня в день все, что имеет, за игорными столами Парижа, приятельствует с полицейскими, волочится за миловидными девицами и элегантно потягивает напитки в многочисленных кафе ночного Монмартра. Прознав о предстоящем солидном накоплении наличных в казино, он без колебаний вспоминает былое — организует дерзкий налет. Но забывающий об ограблении во время самого ограбления, ключевой персонаж слишком беззаботен и легковесен, чтобы быть участником «черного фильма». На фигуранта гангстерской истории при всем формальном сходстве он тоже не тянет — ведь преступная затея продумана лишь поверхностно. Обилие жизненных коллизий не делает игрока до конца и драматическим героем. Будто в насмешку над набирающим в то время популярность экзистенционализмом, Боб обреченно делает глупости вместо того чтобы неизбежно стремиться к смерти. Заставив гадать коллег по ремеслу о жанровой принадлежности фильма, Мельвиль порадовался от души воплощению своего давнего замысла. Впоследствии ни разу не пожелав создать что-то подобное вновь, он уйдет в кино коммерческое, но «Прожигатель жизни» уже стал примером для многих маститых режиссеров, творящих путем смешивания стилей.
Ни на мгновение не озаботившись наличием интриги, демонстрируя, не стесняясь, откровенную дешевизну производства: о том, что съемки в большинстве своем велись на улицах ручной камерой, догадается и непрофессионал; козыряя бесшабашностью и очевидной условностью диалогов, фильм очаровывает эстетски выстроенным кадром и безупречным вкусом. Заставив гадать критиков о том, как ему на ум пришла столь феноменальная идея, режиссер, заслуженно гордясь, между делом протащил в несерьезное действо личные серьезные размышления о мужской дружбе и о далеко не ведущей функции сексуальности в отношениях между мужчиной и женщиной. Впоследствии в каждой следующей работе он будет прятать свою мечтательную ироничную душу за невозмутимыми безупречными героями в плащах и шляпах, но эта картина уже дала слишком много информации о создателе внимательному человеку.
2 июля 2013
Сюжет этого фильма, снятого Жаном-Пьером Мельвиллем, не стал для меня откровением. Мне очень нравится «Хороший вор» Нила Джордана, причем симпатия к этому фильму увеличивается с каждым годом.
История о том, как стареющий вор решает взяться за дерзкое ограбление, а все вокруг него идет хуже некуда — меня очень интригует. Впрочем, скорее не сама история, а портрет Боба — главного героя.
Погруженный в себя, он как будто винит себя за что-то. Наверное лишь этом можно обвинить нелогичность некоторых его поступков. При этом, Боб умеет находиться над ситуацией и обладает четкими моральными ориентирами.
«Боб-прожигатель» — это совсем другое кино в сравнении с «Хорошим вором». Мельвилль снимает то, что у него получалось лучше всего — нуар. Именно в рамках нуара он моделирует весьма интересную и романтическую историю о Бобе.
Как это обычно было в ранних работах Мельвилля работа с актерами, особенно исполнителями второстепенных ролей проведена не идеально. Это особо чувствуется, когда сравниваешь игру Чеки Карио (из фильма Джордана) и Гая Декомбла (фильм Мельвилля) в роли инспектора, а также игру Даниеля Кочи (из фильма Мельвилля) и Саида Тагмауи (из фильма Джордана). Впрочем, Роже Дюшен, сыгравший Боба, смотрится вполне гармонично.
Как обычно бывает у Мельвилля, фильм сделан слишком прямолинейно — изысканность и чувственность, присущая картине Джордана, в фильме Мельвилля заменена строгостью и жесткостью.
Безусловно, в «документальности» Мельвилля есть свой шарм, но после превосходной работы Джордана, «Боб-прожигатель» существенно теряет в зрелищности.
В итоге: достойная работа Жана-Пьера Мельвилля, созданная на отличном сценарном материале и не содержащая грубых проколов. Однако, все мои симпатии на стороне более позднего римейка этого фильма, снятого Нилом Джорданом. Единственное в чем можно всерьез обвинить кино Мельвилля, так это в отсутствии эмоций. Он их практически не показывает.
15 июня 2012
Именно «Боб», если верить летописцам, положил начало одному из главных движений французского кино. И именно Мельвиль, по иронии судьбы, стал отцом этого движения. И естественно он, как истинный автор и независимый постановщик (по иронии судьбы, следующие фильмы были забанены «нововолновцами», и Мельвиль был объявлен персоной нон-грата и напрочь коммерческим режиссером), отказался от этого звания.
Как пишет, пока что единственный русскоязычный исследователь творчества Мельвиля, Григорий Дарахвелидзе: «Боб игрок» предвосхитил массовый выход на улицы рассерженных молодых людей с киноаппаратами в руках в конце 50х. Фильм, который дал душному «папочкиному кино» инъекцию реальности путем новаторского использования парижской натуры и, казалось, совершенно не заботился о своем коммерческом потенциале. Это четвертый фильм, который выглядит как первый, словно поставленный кинематографистом любителем — с мизерным бюджетом, использованием непрофессиональных актеров и попытками смелых экспериментов, нарушавших жанровые каноны».
Ну а от себя я добавлю, что фильм местами скучен, местами забавен, местами неинтересен, местами захватывающ. Не самая моя любимая работа Мельвиля, но ее влияния тяжело не признать.
«Боб игрок» не просто шедевр policier, это шедевр дешевого policier». Франсуа Трюффо.
22 июня 2011