Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Беспокойная весна |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Медведкин |
сценарий: | Александр Медведкин |
видеооператор: | Виктор Масленников |
композитор: | Евгений Брусиловский |
художники: | Павел Зальцман, Юрий Мингазитдинов |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 августа 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
В 50-х годах прошлого века Сергей Сафонович Гурзо был востребованным актёром: 9 картин за 10 лет! А всё началось с «Молодой гвардии» (1948). Для всех молодых актёров картина «Молодая гвардия» была дебютом. И дебютом фантастически успешным — коллективу присвоили Сталинскую премию, и среди награждённых был Сергей Гурзо. На молодого актера обрушилась невероятная слава. В 1950 году Сергей Гурзо окончил ВГИК. Это было время послевоенного малокартинья, однако ему повезло. Фильм режиссёра Константина Юдина «Смелые люди» можно по праву назвать одним из самых удачных советских боевиков за всю историю отечественного кино. По некоторой информации идея этого фильма принадлежала Сталину. В 1947 году ему показали один из голливудских вестернов, который настолько его поразил, что, когда в зале зажёгся свет, вождь произнёс: «Идей в фильме никаких, но как лихо закручено! Неужели у нас некому создать такой же фильм?»
Слова вождя руководство кинокомитетом восприняло как руководство к действию, и через несколько месяцев началась подготовка к съёмкам картины. Сценаристами Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом был написан сценарий. Сюжет был незамысловат: работники коневодческого завода, организовав в тылу врага партизанский отряд, совершали дерзкие налёты на коммуникации фашистских оккупантов. Местом съёмок был выбран Терский завод под Кисловодском. Все трюковые съёмки с лошадьми легли на плечи конной группы династии Кантемировых — отца и троих его сыновей. Разрешение на отбор лошадей для фильма давал лично Семён Михайлович Будённый. Правда, затем он едва сам не сорвал съёмки. Он заподозрил, что Кантемировы отобрали для съёмок племенных скакунов. Однако ему показали документы, в которых было написано, что кони не племенные.
Съёмки фильма продолжились. Кантемировым было разрешено в процессе работы покалечить восемь лошадей. За каждое сохранённое животное им причиталась премия — 2 тысячи рублей. За весь период съёмок ни одна лошадь не пострадала, хотя многие трюки были по-настоящему головокружительными. Сергей Гурзо сыграл в фильме главную роль Васи Говорухина. Он обучался верховой езде под руководством Кантемировых. Практически во всех эпизодах картины, в том числе и сложных, он снимался без дублёра. Когда производство картины была завершено, её показали Сталину. Он посмотрел её с удовольствием и сказал: «Такой фильм нашему народу понравится!» Вождь оказался прав. В прокате 1950 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,2 миллионов зрителей. Через год фильм «Смелые люди» был удостоен Сталинской премии.
Первые два фильма Гурзо стали одновременно и дебютом, и вершиной его творчества. К сожалению, так сложилось, что ни один из последующих фильмов не повторил успеха «Молодой гвардии» или «Смелых людей». Вины Сергея Гурзо в этом нет. Вот и картина «Беспокойная весна» оказалась весьма и весьма средненькой. И это тем более удивительно, что предыдущая работа режиссёра Александра Ивановича Медведкина «Освобождённая земля» (1946) меня, что называется, «пробрала» искренностью и глубиной народных образов. Почему же в «Беспокойной весне» ничего этого нет? Здесь нужно вспомнить тему, которой посвящён фильм — целина. Фильмография освоения целина довольно короткая. На сегодня мне удалось посмотреть 8 картин: «Надежда» (1954), «Первый эшелон» (1955), «Беспокойная весна» (1956), «Это начиналось так…» (1956), «Иван Бровкин на целине» (1958), «Алёнка» (1961), «Горизонт» (1962), «Вкус хлеба» (1979).
Только половину картин из списка можно считать серьёзным отражением целой эпохи в истории страны. В феврале 1954 года первые эшелоны повезли создателей будущих колхозов туда, где не было ничего — голое поле. Именно об этом рассказывает «Первый эшелон». Снятая ранее «Надежда» имеет к целине косвенное отношение: в ней отразились настроения людей, собирающихся ехать на «великую стройку». «Беспокойная весна» снята в комедийном жанре, хотя на странице указана «драма». Комедии бывают разные. Наверное, потому, что чувство юмора у людей тоже разное. В данном случае фильм получился, точнее — не получился, потому что режиссёр решил воспользоваться своими прошлыми «наработками».
Дело в том, что многие годы Александр Иванович Медведкин занимался то театральным гротеском и буффонадой, то сатирическим кинопамфлетом, то агитационными киносюжетами с первых массовых строек. Когда-то картина — лубочно-сатирическая притча «Счастье» (1934) — принесла ему известность, видимо, он и про освоение целины решил снять картину в том же духе. Вот только 1934 — это совсем не 1956 год. Да и снимать кино о грандиозной стройке с персонажами-разгильдяями — как-то не очень. Ведь у зрителя создаётся впечатление, будто на целину ехали всякие неумёхи, отчего персонажи получились не столько комедийными, сколько придурковатыми. Касается это, в первую очередь, — Фили-энтузиаста (Владимир Борискин), «Котика» (Всеволод Тягушев) и завхоза Бородавки (Иван Лобызовский). Учитывая количество прозвучавших песен, фильму впору добавлять жанр «мюзикл», потому как до реальной работы, ради которой все приехали «в чистую степь», дело дошло на втором часу просмотра…
Очень жаль, что такие талантливые и яркие актёры как Сергей Гурзо и Римма Шорохова не смогли создать запоминающиеся образы, не смотря на все их старания «вдохнуть жизнь» в своих оторванных от реальной жизни героев.
26 марта 2018