Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Весенние заморозки |
год: | 1955 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Леонид Лейманис, Павел Арманд |
сценаристы: | Семен Нагорный, Юлий Ванагс, Рудольф Блауман |
продюсер: | Арнольд Сердантс |
видеооператор: | Эмиль Гулидов |
композитор: | Янис Ивановс |
художники: | Герберт Ликумс, Р. Вилбрантс, Имант Зуринс |
монтаж: | Иева Ладизенска |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 декабря 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Трудно удержаться от того, чтобы не перенести зрительский негатив с экранного персонажа на артиста, его сыгравшего. То же самое и с фильмом. Именно поэтому у многих картин, показывающих подлость человеческих поступков, довольно низкий рейтинг. Однако совместная работа Арманда и Лейманиса подобной оценки никак не заслуживает. Тому есть ряд причин. В основе сюжета лежит одноимённая повесть писателя Рудольфа Блауманиса (1863 — 1908), написанная в конце 80-х годов 19-го века. Блауманис — один из самых значительных латышских реалистов, который своим восприятием и изображением мира ощутимо обогатил национальную литературу художественными ценностями. Его произведения привлекают сильными характерами, тонким изображением переживаний человека, национальным складом мышления, гуманностью и горестным изобличение губительного влияния алчности.
Всё это сказано о прозе писателя, но оно же на 100% относится и к фильму. Режиссёры очень бережно отнеслись к первоисточнику, буквально воссоздав на экране давно ушедшую эпоху. Прекрасный антураж — постройки, утварь, мебель, костюмы. Очень точно подобранное место для съёмок — красивые пейзажи в контрасте с высоким обрывистым берегом и стремительно несущимися водами реки. Хорошо подобранные актёры. «Серый барон» Мигла (Жанис Копшталс) «Моя покойная жена была бережливая и очень умная хозяйка. Вот и теперь мне такая же нужна» — настоящий Иудушка Головлёв из романа Салтыкова-Щедрина. Екаб-музыкант (Карп Клетниекс) — душа-человек, хоть и пьяница. Мадара (Зигрида Стунгере) «Во всём должен быть порядок. Сначала нужно побольше денег достать и хутор в аренду взять!» Андр (Ольгерт Крастыньш) «Скопил 40 рублей. Лет через 5 мы сможем взять землю в аренду» Уже с первых кадров Мадара проявляет черты расчетливости и напористости, говоря своему жениху: «Таким нищим нельзя жениться!», на что Андр возражает: «Да ведь я же работаю! Какой я нищий?»
Расчётливость — далеко не порок, но она им становится, если за звоном монет человек перестаёт слышать голос своей совести. Достаточно вглядеться в глаза Мадары, когда Мигла гипнотизирует её словами о будущем достатке, чтобы угадать её выбор. На весах богатства и любви, любовь проиграла вчистую. А что же выиграла Мадара? Выиграла она много — деньги, достаток, положение. Вот только всё это богатство не способно заглушить боли от одного-единственного поспешного поступка. И боль эта уже не отпустит её, потому что блеск золото и сила власти над людьми уже подмяли её под себя, навсегда изменив бывшую батрачку… Повесть написана почти 130 лет назад. Фильм вдвое моложе — ему ещё нет 65-ти. И повесть, и фильм в свете сегодняшнего дня перестали быть актуальными. Если старшее поколение ещё может понять всю глубину морального падения Мадара, то молодые не увидят даже «предмета спора», потому что любовь нынче сильно упала в цене. К величайшему сожалению…
«Не умирай, Любовь, ты не имеешь права… Без твоего крыла мне не подняться в высь. Пусть предадут друзья, пускай предаст держава, пусть отвернуться все. А ты — не отвернись». (Евгений Латаев)
29 января 2018