Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна вечной ночи |
год: | 1955 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Абрам Роом, Дмитрий Васильев |
сценарий: | Игорь Луковский |
видеооператор: | Николай Большаков |
композитор: | Игорь Морозов |
художник: | Артур Бергер |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июня 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
«Я не сомневаюсь, что при оказании должной помощи нашим учёным, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны». (Иосиф Сталин)
Всё познаётся в сравнении. Чтобы оценить фантастическую составляющую фильма, нужно, прежде всего, вспомнить год его создания. На начало съёмок картины, в СССР было снято всего 10 фильмов в жанре «фантастика», большинство из которых представляли собой «социальную фантастику» — злодеи-шпионы-диверсанты, с помощью новейших открытий, пытаются поработить людей. На их фоне «Тайна вечной ночи» смотрится свежо и даже оригинально. Автор сценария Игорь Владимирович Луковский в 1948 году написал одноимённую пьесу, которая тут же вошла в репертуар многих театров, потому что фантастическая фабула не могла не привлечь театралов. В те годы фантастики было крайне мало, и любое произведение в данном жанре мгновенно вызывало живой интерес. Рамки пьесы существенно сужали фантастичность описываемых событий, поэтому ставка в пьесе делалась на межличностные отношения героев.
Если поглубже «копнуть» сценарий, то вся фантастическая «начинка» заключается лишь в том, что в советских территориальных водах Тихого океана произошёл мощный подводный взрыв. Сотрудник океанографического института Алексей Денисов (Иван Переверзев), случайный свидетель этого взрыва, замечает необычно быстрый рост лишайника на прибрежных камнях. Он предполагает, что это происходит под воздействием облучения, исходящего от образовавшегося на глубине нового радиоактивного элемента, названного им «атлантий». Фильм несколько отличается от пьесы, но всё же недостаточно, чтобы по-настоящему увлечь зрителя. Причина понятна — скудость фантастического антуража. Впрочем, и режиссёр, и бутафоры старались как могли, создавая интерьеры батискафа и всеми силами заставляя поверить зрителя, что глубоководный аппарат, действительно опустился на глубину 4 000 метров.
Эта цифра примечательна тем, что ещё в 1953 году первый в мире батискаф «FNRS-2», сконструированный выдающимся швейцарским учёным Огюстом Пиккаром, погрузился на глубину около 4 000 метров. Если же рассматривать фильм исключительно как фантастическое произведение, то нужно сказать, что в 40—50-е годы читающая публика искренне верила в торжество научно-технического прогресса, а следовательно — в простых героев из шаблонных сюжетов, в которых главенствующее место занимали, если не разоблачения шпионов и злых капиталистов, то противопоставление «плохого» и «хорошего» учёного. Именно это и нашло отражение в картине Абрама Роома, незадолго до этого снявшего «разоблачительную драму» с элементами фантастики «Серебристая пыль». Именно по этой причине фильм будет интересен только поклонникам ретро фантастики, отличительная черта которой — не столько оригинальность сюжета, сколько аутентичность места и времени.
21 февраля 2020