Слово
Ordet
8.1
8.2
1955, фэнтези, драма
Дания, 2 ч 6 мин
16+

В ролях: Ханне Агесен, Керстен Андресен, Сильвия Экхаусен, Биргитте Федерспиль, Эйнер Федершпиль
и другие
Фильм - галерея разных отношений к одному и тому же Богу, размышление о религии и ее необходимости в нашей жизни, где врач больше верит в чудо, чем пастор.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Слово

английское название:

Ordet

год: 1955
страна:
Дания
слоган: «From the creator of "Day of Wrath»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Хеннинг Бендтсен
композитор:
художники: Эрик Аес, Н. Сантт Йенсен
монтаж:
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 января 1955 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Видео к фильму «Слово», 1955

Видео: Трейлер (Слово, 1955) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Слово», 1955

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Слово», 1955

«В наше время не бывает чудес…»

Карл Теодор Дрейер данной работой во веки вечные застолбил за собой звание одного из самых значимых деятелей высокохудожественного кинематографического искусства. Конечно, и до выхода 'Слова' датский режиссёр уже именовался значительным мастером и по-настоящему огромной величиной европейского и общемирового синематографа, новаторски подходя к написанию сценария, работе с актёрским составом или непосредственной съёмке того или иного произведения. Однако именно рассматриваемый киношедевр позволил самой широкой публике истинных ценителей кино познакомиться с широкоугольной творческой глубиной великолепного кинотворца, который, используя минимальный, но при этом невероятно точечный технический инструментарий (операторскую съёмку и аккуратный монтаж), пространно раскрыл проблематику, пожалуй, самой животрепещущей темы любого думающего человека - темы веры в Бога.

Разнообразные персонажи ленты смотрят на Создателя субъективно-личным взглядом, хотя и пытаясь подстроить своё видение мира под слова Священного Писания, всё же интерпретируют его в сугубо угловатом, эгоцентричном значении, якобы верно подтверждая собственные суждения о мире, людях и самом себе. Кто-то из героев просто верит, без всяких лишних мыслей, доверяя свою судьбу воле Божьей, плотно убеждая себя в абсолютной правильности такого подхода к индивидуальной судьбе. Кто-то по-прежнему не столь стоек в вопросах веры, как ему бы этого хотелось, отчего рождается неуверенность в своих поступках и откровенная нерешительность предпринимаемых действий. Однако каждому из них вскоре придётся столкнуться с истинным доказательством всемогущества Божественной благодати, которая явится неожиданно, хотя, если вглядеться более пристально и честно, в немалой степени и предсказуемо, окончательно сокрушив человеческое маловерие и отсутствие надежды на лучшее посредством невообразимого чуда, которое трудно себе даже просто представить...

'Слово' - это поистине великозначимое христианское кинематографическое произведение именитого датского режиссёра-постановщика Карла Теодора Дрейера, повествующая о Вере человека в Божественные Силы. Картина демонстрирует комплекс человеческих характеров, Вера которых слаба или сильна, правдива или ложна, деятельна или пассивна. В конечном итоге каждый из героев получает прозрение, дарованное посланником небес, коим стал один из них, долгое время считаемый всеми свихнувшимся безумцем. И много ли ему подобных было, есть и ещё будет среди нас? Можем ли мы поверить в то, что вещает такой человек? Скорее всего, нет. Однако нам стоит верить в Бога, а Он уже подарит нам возможность поверить в себя, показав истинно верный путь спасения, способного привести нас к верному пониманию своего места в этом мире и последующим за ним. Не бойся, только веруй!

27 декабря 2022

Одна из наиболее выдающихся религиозных драм 20-го столетия была снята Карлом Теодором Дрейером по пьесе знаменитого датского драматурга и поэта Кая Мунка.

Мунк был очень яркой и заметной фигурой в датской культуре. Он был не только писателем, но и религиозным деятелем - будучи лютеранским пастором, служил викарием в Ютландии. В годы войны он поплатился жизнью за свои антифашистские убеждения и активную жизненную позицию - был схвачен гестапо и погиб в концлагере под Силькеборгом. Датчане почитают его как святого и мученика. 'Слово' - его самое выдающееся произведение.

Дрейер снял фильм в той деревне, где Мунк проповедовал. Эта степенная философская драма, скупая на внешнее проявление чувств - рассказ о деревенской семье.

У отца-христианина три взрослых сына: старший - Миккель - атеист; средний - Йоханнес - изучал в городе богословие и двинулся умом, вообразив себя Иисусом Христом; и младший - Андерс - спит и видит жениться на дочери соседа-портного Анне, да вот беда - в корне неразрешимые религиозные разногласия отцов мешают счастью возлюбленных. В этом преуспевающем хозяйстве есть только одна женщина - отзывчивая и трудолюбивая супруга старшего сына Ингер, которая вот-вот родит мужу сына. Но что-то пошло не так - ребёнок умер при родах, а вскоре и его мать испустила дух.

Пока неторопливо разворачивается эта трагическая ситуация, персонажи общаются между собой преимущественно на религиозные темы, показывая зрителю общеизвестную истину, что сколько людей, столько и разных отношений у них с Богом. Кто-то ближе к Нему, кто-то дальше. Кто-то искренен, кто-то мудрствует лукаво. Кому-то важней дух, кому-то буква, а кому-то и вовсе всё равно. Путь одного не похож на путь другого. Каждый рассуждает по-своему. И можно с кем-то из них соглашаться, с кем-то нет, но в конечном итоге окажется, что, как бы ни были они разъединены, Бог объединяет их всех. И всех желает спасти. И совсем не так, как они этого ждут. Мощная катарсисная финальная сцена, одна из самых сильных в кинематографе, подскажет, в чём герои правы, а в чём заблуждаются.

Напоследок стоит отметить, что сюжетно пьеса Мунка немножко перекликается с судьбой самого режиссёра, хотя и весьма отдалённо - Дрейер тоже мог умереть во младенчестве, ибо его мать сделала аборт, но, по воле Божией, сама скончалась, а ребёнку-таки даровала жизнь. И вырос он в такой же суровой лютеранской семье со строгими правилами.

'Слово' завоевало 'Золотой глобус' за лучший иностранный фильм 1955 года и 'Золотого льва' на Венецианском фестивале. Благодаря этой картине Дрейер был признан классиком при жизни.

18 мая 2022

Возможно данная рецензия не отразит цельности картины — влияние Карла Теодора Дрейера на киноискусство безумно велико, его ленты разобраны вдоль и поперёк, а факт включения фильма во всевозможные рейтинги согласно опросам кинокритиков и режиссёров, вещает лучше любых слов. Иначе, «Слово» говорит само за себя.

Датскому деятелю понадобилось много лет, чтобы снять свой следующий фильм, поняв, что и на каких основах он может продемонстрировать зрителям. В итоге «Слово» на тот момент стало самым любимым произведением мастера среди кинокритиков и публики. В такой же позиции эта безумно чистая и наивная лента, снятая по произведению Кая Мунка, находится и сейчас.

Если задуматься и выделить фильмы, ставящие во главу угла задачу разобраться в присутствии/отсутствии веры и её предназначении, а также попробовать дать определение понятию бога, то «Слово» Дрейера наряду с Бергмановскими кинолентами определённо будет фигурировать на первых ролях. Кто и как бы к вопросу веры и религии не относился. Признаваясь в собственной глубокой вере, Дрейер не указывает на её необходимость, её наличие может помочь только тому, кому веры недостаточно для существования, выступая в качестве компенсатора.

Ведь у трёх сыновей главного героя — Мортена Боргена — различное отношение к вере. Старший заявляет о её отсутствии, младший — равнодушен к этому вопросу и не видит разницы. Средний сошёл с ума и теперь считает себя Христом, проповедуя по всей территории фермы. А сосед, отец невесты младшего сына, придерживается той же веры, что и Мортен, однако видит её в другом свете и не может разделить с ним свою точку зрения. Четыре точки зрения на одно положение. В этом и заключается попытка Дрейера, соединить, примирить всех к одному закону, не искать истоки и не давать толкования, а верить только для себя и только тогда, когда это нужно будет тебе самому.

Снятый в суровой холодном скандинавском стиле, где интерьеры чисты до пустоты, где каждый предмет вынужден (именно такое слово следует здесь подобрать) подчиняться интересам гармонии, воспроизводя в этот же момент действительную обстановку деревни на момент создания Мунком своего произведения, фильм будет выглядеть как театральная постановка, как большая речь, состоящая из множества слов, которые могут проникнуть к сущности человека. Персонажи, проскальзывающие в дом, неизменно застывают, чтобы произнести свою реплику, отразить точку зрения, и откланявшись уйти, заставив Мортена Боргана аккумулировать её в своем размышлении.

Финал фильма, ныне выглядящий как поверхностное фэнтези, в произведении Мунка остаётся открытым, где священник и врач спорят о истоках произошедшего. Дрейер не даёт шанса истории, предпочитая демонстрировать собственный ответ и попытаться заставить зрителя хоть на мгновение созерцать и осознавать возможности веры. В любом случае, каждый останется при своём, реальности и фатальности судьбы не будут отменены, но останется понимание того, что любой процесс, с верой или без веры, возможен. А ждать его или нет — всё равно остаётся вопросом выбора.

18 февраля 2018

Экранизация пьесы Кая Мунка «В начале было слово». Кай Мунк, датский писатель и лютеранский пастор, антифашист, за свои убеждения арестованный гестапо и погибший в концлагере.

Семья, полная религиозных противоречий. Отец Мортен Борген разочарован в своей вере. Старший сын Миккел атеист, средний Иханес, увлёкся теологией, Сёрена Кьеркегора (теология рассматривает отчаяние, как единственную возможность прорыва к богу), с ним что-то произошло, его стали одолевать сомнения и он возомнил себя Христом. Всю семью объединяет добрая и терпимая жена старшего сына, Ингер

Андерс, младший сын Мортена, взаимно полюбил дочь портного Петера Петерсена, Анне. Петерсен и Борген, из-за разногласий в религии, категорически не соглашаются на брак. Только когда Петер отказывает Андерсу в браке с его дочерью, у Мортена взыграло самолюбие, он лично поехал просить Петерсена выдать Анне замуж за своего сына. Но портной непреклонен. Мечтает привести Боргенов к своей вере, обеспечив им, благодаря этому, место в раю. Чтоб убедить старика в его заблуждении желает смерти Ингер. Петерсон усомнился в правильности своего решения, когда в доме Боргенов произошла трагедия и дал разрешение на брак. Такое жизненоважное решение зависело от самодуров.

Понять мнение общества к явлению Христа, помогает отношение окружающих к Иханесу. Такое же неприятие. Все, за исключением детей, считают его сумасшедшим. Пастор предлогает определить его в дом для умолишённых. Уход Иханеса из дома представляется мне уходом Христа в пустыню.

Это произведение показывает нам, что истинная вера в бога возможна только под воздействием чуда. Такого например, как воскрешение из мёртвых. А такого в жизни не бывает. Людям дана способность мыслить, сомневаться, сопоставлять и от этого некуда не деться. Этот фильм даёт возможность снять вину с человека, за его сомнения.

1 декабря 2014

Достаточно ли крепка твоя вера?

Далекая холодная Дания, мало кому известный фильм, никому ненужный в наше время, великий датский автор Карл Теодор Дрейер — чудотворец на яву. Значимый, задающий тенденции европейского и мирового кино — режиссер, подаривший миру фильм «Ordet».

Безусловно, Карл Теодор Дрейер снял много шедевров. Человек сложной судьбы и не самой лицеприятной биографией, но выросший в большого художника. Режиссера задавшего тон, создавшего свой киноязык и стиль, ставший наставником и вдохновителем десятков режиссеров.

Фильм «Слово». Эффектный и сверхподробный со своей феноменальной, безгранично наполненной верой — фильм, способной на все и даже на чудотворение. Кино, которое дает право зрителю усомнится и приобрести нечто иное, новое. А главное это ода, посвященная размышлению над истоком, смыслом и силой веры, что бы это слово не значило и отображало. Впечатляющее зрелище, которое в свои годы ошеломляло и лишало дара речи зрителей от этого безупречного кинополотна.

Абсолютно формальный, выверенный кадр, показанный с детальной точностью и отображающий обыденность и рутину жизни, как норму и стандарт. Нет никого намека на что-то фантастическое и сверхъестественное. Под маской формальности и тщательности скрывается настоящая театральная костюмированная пьеса, с великолепными диалогами и крупными планами.

Время застыло на часах в Датской деревушке, неспешно течет жизнь и ни что не предвещает бурю эмоций, страданий, падение устоев религии, преображением верующего в чудотворца. Антихристианский, да и вообще наверно антирелигиозный фильм, подрывающий основы и саму природу религии. Вера «универсальна и индивидуальна», не может быть ни каких противоречий, разветвлений, нетерпимости и бессмысленной вражды убеждений в разные догматы. Минималистичная история, протекающая в медленном темпе и все события фильма, наполнены какой-то неземной силой и мощью, а кадры с пророком Йоханнесом вызывают сравнения с настоящим пророком из древних времен. Он так же мудр, скромен, всесилен, спокоен и в нем ощущается частичка божественности. А его голос, я уверен, что примерно в таком же темпе и с таким надрывом говорили древние пророки.

Вера, сила веры и догматы. Вера универсальное орудие спасения, у нее не должно быть строгих правил, да и вообще не должно быть правил — идти по часовой или против часовой вокруг храма, разве это имеет значение. Имеет значение только сила, искренность и чистота веры, именно так возможно все.

История обыкновенной семьи в захолустной деревушке выльется в настоящий шедевр, который искренне и надолго засядет (а может и на всю жизнь, и тем ценнее он) в уме и душе зрителя.

Фильм рекомендованный всем. Всем религиозным людям необходимо это посмотреть и проверить свою веру на истинную или поколебимую.

Величественная и яркая игра датский актеров. Удивительные и занимательные персонажи, за каждым из которых любопытно следить. Особенно за Йоханнесом, актер сыгравшей его великолепен и блистателен. Проникновенный голос и ярая убежденность в своих речах, придает этому герою образ неподдельной божественности и настоящей души пророка.

Чудо фильм, впечатляющий и заставляющий прикоснуться к такому аспекту жизни, как вера. Шедевр киноискусства.

Осталось только посмотреть.

10 из 10

25 марта 2014

В данной ленте перед нами история одной семьи из зажиточных фермеров: пожилого отца, его трех сыновей и невестки с детьми. Как писал Карло Гинзбург, изображение неоднозначно, оно открыто для интерпретаций. Поэтому, для кого-то фильм, несмотря на свою размеренность, может спокойно стать животрепещущей историей любви детей враждующих семей разных религий, такая себе скандинавская «Ромео и Джульетта», где неожиданная смерть должна всех примирить. Кому-то фильм может показаться философской притчей, которая могла бы начинаться «Жил однажды мудрый старик. И было у него три сына. Старший был…». Для кого-то фильм ставит под сомнение христианство или религию вообще. Для кого-то содержание будет не важно, а все внимание сосредоточено на исполнении и стиле режиссера.

Для меня главной темой фильма стала вера. И вера не столько религиозная, сколько вера вообще. Иногда кажется, что Иоханнеса не существует, что он — это как бы олицетворение веры, которую утратили люди. Веры, которую они считают лишней, неправильной, безрассудной. «Они верят в чудеса, но не верят в меня». Режиссер выбрал отличный прием для того, чтобы изобразить безумие Иоханнеса. Он не смотрит в камеру — создается эффект человека не от мира сего. Помимо этого он не смотрит на собеседника, почти все время смотрит или верх или вниз, но не прямо перед собой. Эта отрешенность нам будто говорит, что с этим человеком нельзя установить контакт. Он вне этого мира. Это подтверждается репликой самого Мортена в конце фильма: «Твои глаза там же, где были прежде». Даже врач, который не воспринимает всерьез религиозные воззрения Мортена, т. к. он человек науки и атеист, верит, что Иоханнес поправится, в отличие от человека, который, казалось бы, живет верой и в вере. Люди не верят, что вера способна творить чудеса. А девочка верит. Ее вера безгранична, значит, ее желание будет исполнено. Ведь она не подвержена пока еще сомнению, она не задумывается о реальности своего желания. Она просто верит, что все будет хорошо.

В фильмах Дрейера затрагиваются сильные, эмоциональные, трагические конфликты, которые связаны с экзистенциальными и религиозными проблемами. Стиль Дрейера — это медленный, размеренный, визуальный, театральный стиль. Например, сцена единения влюбленных: он берет ее за руку и медленно ведет на задний план, где она садится на стул, а он стоит рядом, тем самым показывая, что они выбыли из повествования, их судьба уже решена. Еще одна из особенностей режиссуры Дрейера — использование замкнутых пространств и их влияние на эмоциональное восприятие в целом. И благодаря этим и другим особенностям стиля скандинавского режиссера, фильм проходит не мимо нас, а через нас, оставляя после себя вопрос: «А верю ли я?»

16 февраля 2014

Слово

Позитивные отзывы известных критиков столкнулись с моим полным непониманием истоков этих восторгов. Минималистическая атмосфера нескольких комнат и статичная камера помогают Дрейеру развернуть перед нами полотно одной очень нетривиальной пьесы. Талант режиссера не позволил фильму скатиться в «теле-спектакль», но при этом особого блеска фильм не выдал. Скандинавская скромность в технических решениях тут была возведена в куб.

Фильм показался мне чрезмерно академичным и неторопливым. В центре его сюжета конфликт между представителями двух церквей, каждый из которых настаивает на единственно верном понимании учения Христа. Не могу согласиться с мнением Жака Лурселля, который увидел тут «богатое, и даже перенасыщенное, действие». Всего было в меру и Дрейер размеренно подводил весь фильм к фееричному финалу (который раскрывать конечно же не стоит). Именно благодаря финалу, как мне видится, картина была обласкана современниками и признанна шедевром. Его неожиданная логичность подводит нас к размышлениям о том, что мы даже и не подозреваем насколько бываем близки к Богу. Парадоксально, но похожее по вектору решение придумал Тарантино в «Бесславных ублюдках» предпочтя сюжетную красоту исторической правдоподобности.

Так что, несмотря на то, что финальные сцены ленты вполне законно составляют сокровищницу лучших сцен кинематографа, картине не хватает драйва. Чуть меньше хронометража и больше динамики могли бы сделать настоящий взрыв. А то, что предложил Дрейер показывает всего-лишь кинематографическую версию занятной пьесы. Не более.

5 из 10

7 января 2014

«Вы ищите виноград на колючих кустарниках. И проходите мимо виноградных лоз…»

Когда впервые происходит знакомство с мастером искусства, делающим упор в своем творчестве на религиозность трудную и надрывную, как Карл Теодор Дрейер, невольно задаешься вопросом: «Далеко ли зашел в своих исканиях Бога этот человек, трамплином в жизни для которого стал факт гибели матери при попытке совершить аборт и воспитание в приемной семье, где царила строгая лютеранская атмосфера?»…

Благочестивость фильмов Дрейера, часто раскрывается через образы страдающих женщин, воюющих с жестокостью беспощадного мира. Если в «Дне гнева» несчастную старушку приговаривают к смерти за колдовство, а душой другой женщины овладевает влечение и любовь к «запретному» мужчине, — и главная героиня, попавшая в неразрешимую ситуацию, постепенно увлекается идеей собственной избранности, которая и дает ей возможность преступить правила… То в «Слове», за медленной и плавной торжественностью кадра, происходит встреча зрителя с символичным образом Богородицы на земле — Ингер (косвенно об этом можно судить из слов о Небесной матери, оберегающей всегда своего ребенка).

Но героиню, которая несет веру ясно и спокойно, под таким ракурсом можно познать, если поверить, что и безумие Йоханнеса — юродство (стал ли сын престарелого Мортена Боргена, его молитвами, местным оплотом христианства?)… Без Ингер и Йоханнеса, картина, несомненно, вышла бы сухой и блеклой, как если бы истинная жизнь была возможной без крови человеческой и плоти его, сердца его. Женщина здесь — эта самая искра, которая согревает души четверых взрослых мужчин и детей своих. Одному она — любящая супруга, другому — заботливая дочь, третьим — понимающая сестра или мать. Всех примиряющий, всех смиряющий, с неземной кротостью человек, качество которого сочетает в себе мягкость характера и твердость духа.

Всё действие «Слова» немного перекликается с шекспировской трагедией о двух влюбленных, которые не могли пожениться из-за разногласий отцов, организовано таким образом, чтобы подготовить зрителя к финальной сцене, признанной одной из самых впечатляющих в мировом кинематографе и может трактоваться как «если бы король трагедий придумал альтернативную развязку вместе с Достоевским». Повисает вопрос: «Неужели обязательно кто-то должен умереть, чтобы распри, наконец, остановились?»…

В средневековой символике с давних времен проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников — с ее ветвями. Дрейер демонстрирует зрителю благопристойных верующих, героев ленты, ничего о Боге и чудесах его не знающих, а так же безумца, ребенка и женщину, которые не столкнулись ни с физическими законами мира, ни с разочарованиями… Мне приходит на ум образ иконы «Христос Виноградная Лоза», которая как бы накладывается на картину Дрейера. Христос — здесь истинное Слово, а Лоза — ветви ее — последователи этого Слова… «Среди вас, верующих, нет тех, кто действительно верует», — главные слова этой картины, которые говорят о неоднозначном отношении к одному и тому же Богу, размышлении о религии в целом и ее необходимости в нашей жизни. Скорее всего, из-за широты мыслей, именно эта картина Карла Теодора Дрейера была с восторгом принята как профессиональными кинокритиками, так и обычным зрителем и получила многочисленные призы на кинофестивалях.

«По вере Вашей — да будет Вам!.. И откуда Вы знаете, что Ваши молитвы уже не привели к началу изменений?»

10 из 10

23 октября 2013

Мы хотим верить.

Я полагала, что давно уже утратила веру. И никогда не могла бы подумать, что еще способна плакать во время просмотра фильма о вере, причем такого, на первый взгляд, бесхитростного.

В фильме «Слово» удивительный синтез двух противоположностей. С одной стороны, показанный в нем сюжет настолько реалистичный и житейский, что с первых же минут просмотра так и хочется его пересказать. Старый отец, три сына, один помешался, у второго нет веры, третий полюбил неподходящую девушку, словом, все складывается не так, как мечталось, и никогда уже не сложится. С другой же стороны, история настолько постановочна и наполнена аллегориями, что сразу понимаешь, что это притча. Затерянная в высокой, колыхающейся на ветру траве, ферма, одинокий пророк Иоганесс, стоя на вершине холма, читает проповедь, обращаясь к пустоте, и сразу понимаешь, что его предупреждение для утративших веру — предупреждение всем героям этой истории.

Два упрямых старика спорят, доходя чуть ли не до драки, о нюансах и трактовках одной и той же религии, причем, из гордости яростно отстаивая перед другими свою позицию, Мортен Борген не сознается в том, что на самом деле давно уже сомневается в своей вере. Доктор-атеист искушает вопросом: что больше помогло Ингер, его лечение или молитвы её отца (а ведь на самом деле не спасет её ни то, ни другое, так как и то, и другое оказывается слабее истинной веры). Пастор признает, что бог не творит на Земле чудеса, чтобы не разрушить собственные законы. Тщеславие, скрытые сомнения, попытки примирить веру с наукой — все это ослабляет и в конечном счете уничтожает веру человека. Примечательно, что даже Иоганесс, несостоявшийся пастор, у которого помутился рассудок на почве религиозных рассуждений, сомневается в силе своей веры, поэтому после смерти Ингер, которую он сам же предрек, покидает свой дом. Верит абсолютно только ребенок, потому что дети чисты душой и еще не способны все подвергать сомнению. Ребенок словно передает свою веру Иоганессу. Очень важным является то, что в конце фильма Иоганесс возвращается, обретя рассудок. Не блаженный пророк, не миссия, а обычный человек, который сомневается в себе также, как и остальные, но, поддерживаемый ребенком, находит в себе силы потребовать чуда.

Финал картины поражает именно потому, что существование чуда в подобной атмосфере кажется невозможным. Чудо не только нелогично, необоснованно, но и попросту не нужно. Это очень хорошо показано в сцене, где семья портного приходит на похороны и мирится со стариком Боргеном. Все складывается хорошо, влюбленные будут вместе, Энн заменит ушедшую Ингер, зачем, кому теперь нужно что-то требовать от небес? Историю спокойно можно было бы закончить на этом. И удивительно то, что она продолжается.

Основная идея «Слова», как мне кажется, не в том, чтобы осудить и обличить людей, утративших веру, а в том, чтобы доказать, что вера сама по себе — это и есть чудо. И как только мы перестанем бояться верить, чудо произойдет. Кай Мунк, написавший пьесу, которая была положена в основу этой картины, погиб в концентрационном лагере. Наверное, именно там люди и приходили, так же, как герои пьесы, от отчаяния и неверия к осознанию того, что верить нужно и верить не страшно. И погибали с этой мыслью, и в этом нет никакой иронии или противоречия — именно на краю отчаяния ты начинаешь понимать смысл веры и для себя ты побеждаешь смерть.

Насколько же актуален этот фильм теперь, в наши дни, когда так много художественных произведений отвергают, осуждают веру, ищут в ней изъяны, высмеивают. В мире, наполненном такими настроениями, уже перестаешь мыслить иначе, но, посмотрев «Слово», вдруг понимаешь — что-то светлое еще осталось в твоей душе. Мне хочется, чтобы как можно больше людей открыло для себя этот фильм, и чувствую, что многие поймут, даже самые ярые атеисты, может быть, они поймут в первую очередь. Потому что на самом деле мы все очень хотим верить.

9 сентября 2013

Предмет веры.

Как в хорошей сказке, у престарелого Мортона Боргена три сына. Однако жизнь его далека от сказочной: жена старшего сына, Миккеля, не рожает наследника, младший влюбился в дочь врага, а средний и вовсе обезумел. Да и сумасшествие какое-то странное: он не утверждает, что видел Бога, он вещает Слово Господа как будто от первого лица. Говорит он так убедительно, что заставляет вновь прибывшего пастора, впервые слышащего Йоханеса, ужаснуться и посоветовать отцу отправить его в дом для умалишенных.

Какое несчастье для истинно верующего отца иметь такого сына, но он с честью несет этот крест. Для Мортона его вера, которой его научили, единственно правильная, так как может его непутевый отпрыск быть сыном Божьим — он просто псих, других мнений быть не может.

Портной Петер Петерсен имеет иные религиозные воззрения: он пытается не быть догматичным, организовав молельный дом, изучает Слово книжное вместе с прихожанами. Для Мортона и официальной церкви они отступники, сектанты. Их идейный спор — не прояснение позиций по разным вопросам, а базарная брань. Один с гордостью доказывает, что его вера, дескать, несет свет жизни, а их — могильный холод. Другой, обуян злостью, и откровенно желает смерти ближним первого: это необходимая жертва, чтобы тот прозрел. И два этих грешника не хотят замечать, что их дети Андерс и Анна, уже выполняют завет Иисуса — любят друг друга, хоть и земной любовью.

Пространство картины, отражая жизненную реальность, демонстрирует разные грани, способы и предмет веры, например, доктор, верит в полученные знания, а Миккель хотел бы уверовать в Бога, но пока не может. Ингер не рассуждает о вере, но несет доброту людям и это не удаляют её от Рая. Интересна фигура священника, который выглядит картинно-приторным на фоне неприлизанной действительности, взгляд его хитер, а убеждения остаются за кадром.

Режиссер демонстрирует, как герои фильма интерпретируют одно и то же событие в свою пользу, сообразно свои представлениям, и заставляет задуматься, что и в жизни мы часто поступаем именно так. В то же время, явные пророчества мы склонны игнорировать.

Фильм Дрейера поднимает много вопросов. Что есть Вера? Какая вера истинна? Сильна ли ваша вера? Готовы ли ради неё вы поверить в чудеса? Или же способны лишь твердить заученные фразы «Бог дал — Бог взял»

10 из 10

2 февраля 2013

Евангелие от Марка, 11:23

Почти 3 десятелетия датский режиссер Карл Теодор Дрейер готовил экранизацию пьесы своего земляка, драматурга и лютеранского пастора, Кая Мунка, сгинувшего в борьбе с фашистским режимом в концентрационном лагере. Пьеса, вошедшая в Датский культурный канон, как и фильмы режиссера, повествует о религиозной нетерпимости, переходящей в фанатизм, который убивает не только веру. Неудивительна тематика, которую выбрал Мунк, видевший своими глазами эхо средневековых Молотов ведьм и Святой инквизиции, докатившихся в гротескных и кровавых тонах 3 рейха. И знал бы Мартин Лютер, что его знаменитые 95 тезисов, критиковавшие христианские догмы и папскую власть, прибитые им собственноручно на воротах одной церкви, послужат толчком для развития капитализма, и в конце концов за отрицанием бога и всего того лучшего, что он проповедовал, приведут великую немецкую культуру и народ к Холокосту.

История семьи Боргенов завязывается с ее среднего сына — Йоханнеса — и его проповеди — обезумевшего пророка — в пустоту (и больше того — в зрительный зал), которого слушает его семейство, но не слышит. В центре ее — отец — уставший от обманувших и обманывающих его надежд, разочаровавшийся в людях, боге и жизни человек. И, как следствие, старший из его сыновей принимает тень усталого безверия, которая усмиряется любовью его жены Ингер, ждущей ребенка. Постепенно атмосфера фильма сгущается — младший из сыновей, пытаясь соединить свою судьбу с дочкой портного Петера, человеком одержимого честолюбием и жаждой спасения иноверцев, получает решительный отказ. Два отца и две крайности религиозных и личностных предрассудков сходятся, чтобы встать препоной на пути двух любящих друг друга сердец. И именно тогда, как еще одно следствие и продолжение, заболевает в родах жена старшего сына. Здесь приходит то самое отчаяние, которое есть страх перед конечным — своего рода апофеоз всех заблуждений человеческих, показанных режиссером в смерти нерожденного ребенка Ингер и ее самой. Как душа отделенная от тела, слово утрачивают свою силу, и единственным у кого остается вера, в отличие даже от Йоханнеса, который переживает припадок от невозможности сказать свое и к которому возвращается разум, оказывается дитя — дочь Ингер. Она не может понять и принять — как и почему ее матери может быть там лучше, чем здесь, где их не будет вместе, в отличие от утешений пастора и рыданий мужа над мертвым телом жены, в своей святой простоте подводит обретшего разум Йоханнеса и зрителей за руку, чтобы осуществить Слово.

Дрейер, на протяжении всей своей творческой жизни, пытаясь вывести внутренний мир человека на экран, овеществить духовное, пересоздав его на экране, достигает своего апофеоза в долгожданной гармонии ритма и формы, присущей звуку в его первобытной основе, и мелодии — видимой в фильме. Словом режиссер создал плотную и пластическую картину времени, где в строго графическом порядке, длинными скользящими кадрами, подобно естественному ходу вещей, в замкнутом контрастами пространстве взвешивает на одних весах разум и безумие, любовь и ненависть, веру и сомнение, жизнь и смерть. Его субъективный авторский взгляд на человека в мире и мир в человеке, запечатленный на пленке, выходит за свои пределы — и по прежнему остается в нем.

10 сентября 2012

Эту киноленту можно смело отнести к воплощению торжества синтеза формы и содержания. Что касается первого — колоссальная работа по выстраиванию композиции кадра, исключительное внимание даже к мелким, казалось бы, незначительным деталям для достижения максимального результата. Ни в одном кадре нет ничего лишнего — но аскетичность освобождает пространство, сдвигает акценты на героев — лица, позы, мимику, жесты, выпуская восприятие из плена загроможденности. Смена эмоций героев сопровождается незамедлительной переменой линий кадра, вербализация здесь играет не первостепенную роль. В движениях отражаются изменения малейших оттенков настроения — как расплывающиеся по воде круги выдают брошенный в нее камень. Так же красноречива и неподвижность вместе с симметрией в кадрах с умершей Ингер. Большое значение уделяется не только четкой прозрачной композиции, но и единству ритма, в котором снята картина, размеренного, четкого. В фильме почти не используется музыкальное сопровождение — лишь дважды прозвучавшая в конце и в начале мелодия, не нарушающая оправданную скупость на визуально-аудиальные эффекты. Тщательно выверенный подбор всех деталей картины позволил ей обрести органичную цельность и завершенность, завораживающую строгой красотой.

Содержанием же этой работы являются вопросы религии — конфликта конфессий, бессильного неверия и всемогущей веры. Это освещение пути поиска смысла, гармонии, мира, разума, которые оказываются достижимы и реальны, артефактом к открытию которых становится истинная вера. Дрейер раскрывает здесь свою религиозность и воодушевленность этой идеей, создавая самую напряженную и сильную сцену воскрешения мертвой Ингер. В сверхреалистичном финале он показывает возможность появления чуда, что исчерпывает существующие конфликты. Дрейер за ответами обращается к религии, сравнивая и утверждаясь в выбранном, рискнув заглянуть глубже поверхностных заученных речей пастора, найдя воплощение чистоты и безграничной веры в девочке, считающей воскрешение матери естественным и реальным. Таким он видит выход из окружающего мрака с искренней верой, не нуждающейся в формальности.

Это шедевр лаконичной безупречности, проникнутый светом и являющий всесилие веры и любви.

31 января 2012

Фильм ни каким боком не понравился. Весь фильм Дрейер мне навязывал свои религиозные убеждения. Он почему-то с порога заявляет, что проблема главных персонажей состоит в отсутствии веры. Неожиданный перескок с бытовых «заморочек» на высокопафосные диалоги о Боге кажется неестественным. Причём, что режиссёр подразумевает под словом «вера» не совсем понятно. Дрейер утверждает, но не доказывает. Выбрал бы он в качестве исследования социально-политические проблемы, такой подход был бы оправданным. Но религия — слишком щепетильная тема. Проще говоря, подобные картины лучше оценивать с художественной стороны, чем с идейной.

Помимо главной фабулы мне не понравились актёры. Люди, которые не знаю чего от них хочет режиссёр и играют пусть и старательно, но вяло. Не понимаю, когда сравнивают Дрейера с Бергманом. У шведа каждый актёр на своём месте, чётко выполняет режиссёрскую задачу и тем не менее самобытен и интересен, как персонаж. Можно ли так сказать о Дрейере? Это целая эпопея ошибок, начиная от безбожно переигрывающей Фальконетти, заканчивая Кристенсеном, который, кроме поставленного голоса, ничем не примечателен.

О персонажах. В идеале «Слово» — схватка двух антогонистов — безумный сын-проповедник и остальная неверующая братия. В конце картины первый одерживает вверх и заставляет уверовать других персонажей. Правда схватки не получилось. По идее безумный проповедник должен быть голосом режиссёра, главным стержнем картины, который вещает не только своей семье, но и зрителю. Но пустой взгляд, поникший голос и слабая походка говорят он наличии помешательства и тяжёлой депрессии.

Концовка совсем не понравилась. Непонятный сюжетный кувырок, превращающий басню о людском неверии в фарс. Но самое убийственное в ней… дети. «Только дети имеют чистую веру» — гласит герой. Мне кажется или эта фраза отдаёт стереотипностью? Откуда у ребёнка может появиться вера, лишённая сомнения, сдвигающая горы и превращающая прах в жизнь? Да они кроме того, что поиграть да покушать какую-нибудь фигню ни о чём не думают. И поэтому выставлять детей в качестве духовных супермэнов — глупо (особенно если учитывать, что дети в этом фильме — самые деревянные актёры).

Если вы ещё не смотрели фильм, то обязательно это сделайте. Уж всё лучше, чем ходить на современные блокбастеры, от которых человеческий мозг близится к апокалипсису. Если же вы фильм посмотрели, то перед тем как отметить «да» или «нет» внизу, ответьте для себя на несколько вопросов: что такое Вера? Верили ли вы когда-нибудь? И вообще Вы задавались этими вопросами после просмотра или Вам просто тупо понравилась операторская работа и развязка? Если второе, то тогда какой смысл смотреть кино?

5 января 2012

«Я — свет мира, и темнота не охватывает его»

Такие фильмы попадаются совсем не часто. Наверное, по своей силе это одно из самых значительных творений человека и в частности — Карла Теодора Дрейера за всю историю кинематографа.

Сухими мазками он создает упорядоченное полотно существования одной религиозной семьи погрязшей в многочисленных проблемах и что намного хуже — вопросах порождающих сомнение. На первый взгляд кажется, что корнем для всех зол служит блаженный Иоганнес (Пребен Лердорф Рай) возомнивший себя сыном бога. Он много говорит. Все его монологи затрагивают такие темы, что всей семье намного проще круглосуточно за ним присматривать и не отпускать за пределы ближайшего от фермы луга…

Однако основная проблема не в нем, а в той вере в бога за которую столь отчаянно все они держаться. Я специально пишу слово «бог» с маленькой буквы, так как не верю в его существование. А вот Дрейер в нем, по-видимому, в свое время полностью разочаровался.

«Вы люди веры, сами испытывающие ее недостаток!» — говорит с неприкрытой грустью Иоганнес пришедшему в их дом кюре.

Он полностью прав. На примере отца семейства Боргенов Дрейер показывает упадок всего христианства в целом. Он специально уделяет повышенное внимание этому древнему, своенравному старику, чьи личные желания и взгляды держат под постоянным гнетом собственных же детей и их немногих близких.

Портной Питерс отказавший одному из сыновей фермы Боргенов — Андерсу в праве на замужество с его дочерью Энн ничуть не лучше. Но он не главный герой. Скорее отражение своенравного отца семейства пришедшего в дом врага из-за оскорбленной гордости.

И все они не слушают полусумасшедшего Иоганнеса предсказывающего каждый новый поворот в их общей по горю жизни. Смерть Ингер и ее ребенка. До последнего момента ее муж Миккел, как и сам Дрейер надеется на чудо. И чудеса случаются. Бывают исключения из правил, что и будет продемонстрировано во время похоронной мессы. Как и само слово надежды приходящей вместе с крепким рукопожатием и заключением нового брака.

Режиссер оставляет вере только небольшой, едва заметный шанс. Всецело забывая о прежних распрях, он в лице Иоганнеса делает то, к чему никакой зритель не сможет в полной мере привыкнуть. Напоследок он пытается дать ему надежду.

Возможность произнести слово «Жизнь» тем самым, подтверждая ее власть над нами.

Вся моя рецензия неотрывно взаимосвязана с сюжетом «Слова». Говорить об актерской игре, операторской работе или гении самого режиссера нет никакого смысла. Дрейер один из лучших режиссеров за все время существования кино. Он повлиял на взгляды Бергмана, Тарковского и Брессона. И это только вершина айсберга. Потому такие фильмы не нуждаются в похвале или массовой известности. Достаточно того, что они просто существуют.

10 из 10

15 августа 2011

Уверовать?

Вообще сама утверждать не берусь, но слухи ходят, что Бог есть, Бог един, и мы сотворены по образу его и подобию. Я не знаю, так ли это или нет. И никто не знает. Собственно, именно по этой простой причине тема веры человека и его прихода к Богу — очень интимная. И предавать эту тему огласке — смело. Несомненно, можно назвать Дрейера в какой-то мере провокатором, хотя его фильм — шедевр, который лично меня заставил пересмотреть своё отношение к религии. За что мои отдельные благодарности маэстро Карлу Теодору.

Очень сложно понять, что является красной нитью этого фильма, потому что вопросов он ставит множество. Почему Бог един, но люди не могут верить в него одинаково? Почему соблюдение всех правил и заповедей не делает тебя ближе к Богу? Зачем людям искать первопричину всего, в то время как дети верят просто и без объяснений?

В «Слове» можно увидеть надежду и безысходность, ясность и множество вопросов, веру и её отсутствие, ложь и истину. До конца не знаешь, чью сторону принять, когда врач верит в чудеса, совершая при этом страшные вещи, а священник остается циником, даже молясь Богу.

И образы, целая галерея образов. Каждый герой заслуживает внимания. Меня сильнее всех поразил Иоханнес. Несомненно, истово верующий человек узрит в нем не что иное, как пародию, даже богохульство, но так ли это на самом деле? Абсолютно знаковый момент — разговор Иоханнеса со священником, который не подозревает, что перед ним — человек, возомнивший себя Иисусом Христом. Ведь священнику и в голову подобное не приходит! Он верит в Бога, но не видит его в других людях. Получается, верит даже не в Бога, а в некий образ, навязанный библией. Также хочется особенно отметить Ингер — верующую, честную и чистую. Практически библейский идеал женщины.

Картина снята так просто, но в то же время прекрасно, что создается полный эффект присутствия, эмпатии. Впрочем, нельзя сказать, что операторская работа слишком незатейлива. Завораживающие, красивые моменты тоже имеют место быть, хотя в таком фильме они практически без надобности.

Казалось бы простое, непримечательное и размеренное действие приходит к своему апофеозу — финалу, равных которому в кино нет. И вряд ли будет. Последняя сцена воистину пробирает до костей, заставляя изменить свое мировоззрение.

Мф. 18, 20 «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.»

Смотреть, вдумываться и пересматривать.

10 из 10

12 августа 2011

Триумф Бога

«Вначале было слово. И этим словом было Бог».

Именно с этих слов начинается библия. Некоторые люди, которые ко всему относятся скептически и пытаются мыслить рационально, задаются вопросом: «кто же произнес это слово?». Бог? И является ли библия носителем достоверной информации? Они склоняются, что нет…

Библию я не читал. Лежит она на книжной полке уже долгое время. Я всегда предпочитал почитать что-нибудь другое. И в церковь я тоже не хожу. Предпочитаю другие места. Служители Бога назвали бы эти места порочными, злачными и т. п. Но мне так не кажется. Мне вообще всё кажется не так как священникам. Но это их проблемы (проблемы ли?). Для меня тема религия всегда являлась чем-то интимным и сакраментальным. Не знаю почему. Наверное это все воспитание. Или нравоучения верующих. А может все гораздо проще. В конце концов, религию выбирает человек. Аллах, Иисус, Перун — у каждого свой Бог. И спорить и толковать на эту тему, все равно что спорить о любви. Здесь бессильны доводы и аргументы, построенные логическим мышлением. Здесь всё зависит от эмоций и чувств.

Скандинавия. В одной неназванной деревушке живет семья Боргенов. Зажиточные фермеры живут немного обособленно от других селян. В чем причина? Не в разности социального положения или уровня заработка. Боргены исповедуют другую религию, не ту, которой поклоняются соседи. Эти религиозные разногласия дорого обходятся Боргенам. Младшему сыну Андерсу не разрешают жениться на дочке портного. Главу семейства часто пытаются третировать и «наставить» на верный путь. В семье тоже не все гладко. Старший сын — атеист, средний — изучая богословие, тронулся умом и возомнив себя Иисусом Христосом, начинает проповедать и нраувочать все остальное семейство, младший — по наблюдению отца, человек ненадежный, легко поддающийся влиянию и следовательно надеяться, что он подберет знамя истинной веры рискованно. Единственная, кто его понимает и искренне сочувствует — жена старшего сына. Особа невереоятно добрая и искренняя, а главное истинно верующая.

Религиозная нетерпимость всегда оказывала значительное влияние на судьбу человека и нации. Это сейчас, в эпоху глобализации и толерантности, можно верить в Бога и НЛО и никто тебя не осудит. А раньше, чтение других молитв и проведение иных ритуалов грозило серьезными неприятностями. Два противоборствующих лагеря (семья Боргенов и остальные) готовы спорить до хрипоты и чуть ли не с кулаками отстаивать свою точку зрения. Для них религия давно превратилась в обычай, формальность, свод правил и образ жизни. Исправно читая молитвы перед обедом, в их голосах и душах нет ни грамма искренности и веры. Они готовы поститься, молиться, совершать жервтоприношения и прочие ритуалы, но не готовы к главному. К вере. Как говорил Йоханнес (средний сын) устами Иисуса: «Вы верите в мою смерть, но не верите в мою жизнь. Церковь, призванная нести и хранить мое учение, предала и убила меня». В конце концов, что важнее произносить нужные слова в правильном порядке или просто верить? Верить без доказательств. Без причины. Без поощрения.

Сталкиваясь со смертью. С горем. С неудачами. Главные герои словно попугаи продолжают твердить «что на все воля Божья» и прочее. Но их голос дрожит, а глаза пусты. «Вы убиваете своей равнодушной верой» — вновь звучит голос Йоханнеса. Ваша вера лишь фикция. Вы не верите в чудеса и не надеетесь на милость Бога. Вы впали в отчаяние и возгордились. Вы соблюдаете формальности. Вы демонстрируете почтение. Но я не чувствую веры…

Концовка фильма шедевральна. Финальная сцена этого фильма — одна из луших мною виденных. У каждого сложится свое мнение. Кто посчитает такую развязку чрезмерно идеологичной. Кто-то глупой и пафосной агитацией. Кто-то абсолютно логичной и единственно верной. Кто-то обрадуется, кто-то разочаруется.

Я не читаю библию и не хожу в церковь. Я не знаю ни одной молитвы и не праздную церковные праздники. Я смеюсь, когда религию высмеивают в Южном парке, Симпсонах и т. п. Я грешу и не соблюдаю пост. Но я верю в Бога. И у меня никогда не возникало сомнений, что его нет. У меня конечно расходятся взгляды на сущность Бога с представителями всех видов вероисповеданий. И я не верю в рай, ровно как и в правдивость и подлинность библии. Но повторюсь, я верю в Бога. Ведь если бы его не было, то в чем же тогда заключался смысл Вселенной?

10 из 10

18 марта 2011

Сначала был Дрейер…

Карл Теодор Дрейер- безусловный член негласной «первой десятки лучших режиссёров всех времён», наряду с Гриффитом, Чаплиным, Мельесом, Брессоном создавший современный язык кино. Его умение снимать немые ленты так, словно они звуковые(по восприятию), а звуковые- будто они немые(полная концентрация на объекте), ставит его выше многих равных ему по таланту. Тот же Бергман кажется всего лишь младшим братом, «донашивающим вещи старшего»(нельзя не обратить внимание, на влияние гениального датчанина на великого шведа) и находящимся в тени такого мощного «родственника».

Фильм «Слово»- произведение совершенное и каноническое в кинематографическом «иконостасе». Чистота и выверенность каждого кадра просто безупречны, возможно это лучшее что «ложилось» на киноплёнку вообще. Гениальная простота ленты выходит в запределье, там где кончается искусство и начинается порог самой реальности. Ортодоксально ориентированный художник взял да и снял фильм о собственной(человеческой) Душе…

Лёгкие движения почти статичной камеры бережно убаюкивает зрителя, а рамка кадра ловит учащённое дыхание жизни. По-скандинавски сухое действие пытается застыть в первой(более описательной) части фильма, но только лишь затем чтобы насытив событиями сюжет, рвануть во второй половине. Домашняя атмосфера ленты позволяет себе говорить о самом сокровенном, касаясь самого сердца зрителя.

Вера Дрейера- это не стены церкви, но человек как церковь. Сомнение есть часть пути к Богу, то есть к самому себе. Вера в чудо- становится верой в Господа. В картине явное авторское противопоставление разума(считывающего исключительно логику), как аппарата попирающего веру, душе и сердцу- мыслящим степенями Любви. Только «отключив» разум можно прийти к Богу. Господь внутри нас, «думайте сердцем» вторит Христу датский режиссёр. Будьте как дети- верьте в Чудо!

10 из 10

26 февраля 2011

Злая мудрость

Как будто весь фильм с заумным видом мне объявляли, что 2х2=4. Я, конечно, понимаю, что дурень мыслью становится богаче, но нельзя же одну только мысль и эксплуатировать. Мало того, что эксплуатировать, но и насаждать. Причем, насаждать не саму идею, а факт того, что то, что я делаю — истинно, верно. Как будто повесили какой-то агитплакат с криком «Это — правда!» — и все, просто так, не оставляя зрителю индивидуального подхода к познанию. Правда только одна — тоталитаризм кино какой-то. И, может, кто так и не понял это кино, целью которого является развинчевание мифа об устоях христианства, его вере ни во что, кроме как в постулаты, созданные для уничтожения в человеке личности, стремления к обретению гармонии в борьбе со злом, забвению истинных ценностей, прописанных в библии деяниями Христа.

В общем-то, в титрах в роли сценариста можно было легко записать Фридриха Ницше. А сам сценарий — адаптация к его книге «Антихрист. Смерть христианству». Весь фильм и есть эта самая книга. Книга, в которой, это важно, христианство и Иисус Христос — это две разные правды на этическое понимание мира. И если Христос учил не противиться злу, а принимать его таким, какое оно есть, то христианство ставит на первый план борьбу с этим злом, и более, главное зло оно видит в человеке и его поступках; унижение, основанное на вере в свою праведность, ничем не подкрепленную, и есть основа истины христианства, вдалбливаемая в умы людей. «Истина в том, что я верю. И это есть истина.» — вот лозунг настоящего христианина. У Ницше, в совершенстве, христианство — это религия-паразит, основанная на принципах деградации человека. И наоборот, учения Христа спокойно принимать зло, в традициях учителя Ницше — Шопенгауэра, а, следовательно, правильное. Мир как воля и представление. Поэтому для того, кто смотрел этот фильм важно понимать разграничение веры в христианство и веры в Христа.

Именно это и есть основная идея фильма. Художественно Дрейер сделал все правильно. Сначала показал натянутость взаимоотношений внутри одной семьи, затем высокопарность конфликта на почве доказательства истинности веры между ортодоксом и протестантом, и закончил неким авангардом — показал истинное величие Христа в виде сотворения чуда, хотя для некоторых последняя сцена может показаться не более чем блажью. К привилегиям также можно отнести скудность интерьера, а значит и мысли, заскорузлость представления о мире и браке в отдельно взятой семье, а также проработанные диалоги и работа камеры: неспешная, но исчерпывающая.

В основе сюжета простая семья скотоводов Борген, глава которой ревностный католик, не признающий протестантства. Один из его сыновей Иоганесс считается помешанным на теме, что он прообраз Иисуса Христа. Идиотом его считают все, ввиду неверия. Не следует искать зрителю в этом богохульства, потому как это всего-навсего авангардная форма представления изысканности киноязыка. Другой же сын влюблен в дочку главы местного протестантского движения, что приводит к стычке отцов семейств. В процессе осознания ошибок каждый, так или иначе, оказывается в церкви, где в надежде на чудо каждый обретает веру в спасителя. Именно в церкви. То есть церковь в фильме избавляется от оков неприязни и в ней обретает себя для остальных истинный бог.

Важно отметить и то, что мысль о роднении людей приходит именно к протестанту Петерсену во время чтения слов Христа, а не слов иных библейских персонажей. С этого то и начинается по задумке режиссера сближение персонажей вокруг праведной идеи. Примечательно и то, что зритель для себя должен уяснить самого отрицательного персонажа в картине — это пастор церкви. Поводом для этого является его посещение фермы Боргена и разговор с Иоганессом как с обычным человеком. Если иносказательно говорить, то глава церкви не увидел Христа, церковь не видит Христа, церкви не нужен Христос и так далее.

Конечно, все это очень правильно и возвышенно, но повторюсь, что это лишь пересказ идей не самого, стоит отметить, плохого философа и ничего больше. Говорить о том, что Дрейер сам пришел к этому, не приходится, так как, судя по его остальным фильмам, он лишь черпал вдохновения из пьес и рассказов других писателей, а его фильмы тяжелы, мрачны и отнюдь не игровые. Впрочем, и само «Слово» было поставлено по пьесе Кая Мунка. Другое дело, что именно постановка картин была коньком этого режиссера. Нестандартный подход к основам иносказания, авангардизма и скептицизма в кино сделал его, по большому счету, более теоретиком кино, и тот факт, что этот фильм, как и остальные, в какой-то мере повлиял на других, не менее великих режиссеров, говорит о стоящем упоминании этого режиссера в анналах киноискусства, пусть даже для меня лично его фильмы остаются пустыми, малоинтересными и однотипными.

30 июля 2010

Человек — как символ веры

Вера есть краеугольным камнем любой человеческой личности. На ней каждый из нас выстраивает свою систему общения с вселенной. Вера может быть разной как по силе, так и по предмету и объекту веры. Вера является величайшим таинством, которое способно подарить счастье и вечную жизнь, настоящую любовь и пламенную цель. Она способна двигать горы, как в переносном, так и в прямом смысле. Как сказано в Библии:

Як хто скаже горі цій: «Порушся та й кинься до моря», і не матиме сумніву в серці своїм, але матиме віру, що станеться так, як говорить, — то буде йому!(Марка 11:23). Без веры мы бы не стали теми кем мы есть и именно наша вера определяет всю нашу жизнь и малейшие изменения в системе нашей веры могут привести к кардинальным изменениям в жизни.

Этот фильм является фильмом — поиском и фильмом — расставлением всех точек, фильмом — вопросом и фильмом — ответом, фильмом — веры и фильмом — безверия, фильмом — надежды и фильмом — отчаяния. Режиссер отправляется в поиски верующих и пытается найти хоть одного верующего среди людей, которые постоянно обращаются к

Богу и среди тех, кто в него не верит. Он проводит раскопки в душах этих людей, и найти там хоть крупицу веру, о которой они так часто разговаривают. Безумно ясно прописаны характеры с помощью нескольких фраз, поз и взглядов, мы способны понять, что происходит на душе у каждого из персонажей и какие мысли подтачивают его изнутри. Герои сыграны в прямой и открытой манере, без кучи ужимок и перегибов, это прямые и простые люди которые наслаждаются тем, чем имеют и ценят, что им дано.

Сюжет немного сероват и фильм не очень легко смотрится. Но как по мне это сделано специально, чтобы шелуха не превалировала над сутью, чтобы нам не нужно было разворачивать десять слоев упаковки, дабы добраться до подарка. Фильм не акцентирует внимания ни на работе оператора, ни монтаже, ни музыке, ни декорациях, но заставляет зреть в корень и следить за переливами в душах персонажей. Наблюдая за тем, что происходит с их верой и есть ли она вообще. Игра актеров простая, но сильная не отличаясь широтой приемов, она при этом полностью гармонична и передает состояние их как внешних, так и внутренних миров.

И в конце режиссер подводит нас к развязке, которая не дает ответа, а ставит перед новыми вопросами. Почему мы не умеем верить бескорыстно? Почему мы хотим чудес, не давая ничего взамен? Почему наша вера слаба? и Почему в нашем мире только дети способны еще верить безгранично? Душевные поиски режиссера были глубокими и основательными и он не найдя на них ответов. Продолжает верить и ждет, что весна духа придет и к нему. И он тоже обретет свою веру. О чем и помолимся.

9 из 10

9 октября 2009

Фэнтези Слово появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Карл Теодор Дрейер. Кто играл в фильме: Ханне Агесен, Керстен Андресен, Сильвия Экхаусен, Биргитте Федерспиль, Эйнер Федершпиль, Энн Элизабет Руд, Эмиль Хасс Кристенсен, Кай Кристиансен, Хенрик Мальберг, Герда Нилсен, Ове Руд, Сюзанна Руд, Генри Скьер, Эдит Трэйн, Пребен Лердорф Рай.

Страна производства - Дания. Слово — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.