Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночная Маргарита |
английское название: |
Marguerite de la nuit |
год: | 1955 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Клод Отан-Лара |
сценаристы: | Гислена Отан-Лара, Пьер Дюмарше, Габриэль Арут |
продюсеры: | Чино Дель Дука, Пьер Бочарт, Ален Пуаре |
видеооператор: | Жак Натто |
композитор: | Рене Клёрек |
художники: | Макс Дюи, Розин Деламар, Андре Лабюсьер |
монтаж: | Мадлен Гюг |
жанры: | фэнтези, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 декабря 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Вечный сюжет о Фаусте, заключающим сделку с дьяволом — в обмен на свою бессмертную душу враг рода человеческого получает вечную молодость — известен, пожалуй, многим. Но как в устной народной традиции каждый рассказчик ведёт своё повествование, так и вариации на вечные темы обладают мощью новизны и ароматом индивидуальности.
Не исключение и фильм Отана-Лара, снятый по роману малоизвестного французского писателя, перенёсшего действие в послевоенную Францию и упростив некоторые сюжетные линии до их фактического абриса, что не сделало его хуже. Роль Маргариты досталась Мишель Морган — холодной красавице, спорившей на равных с первыми красотками экрана того времени. В роли её брата, Валентина, снялся набиравший популярности Массимо Джиротти, игравший и у Пазолини, и у Озпетека. Соблазнительного и соблазняющего Мефистофиля воплотил ярко и изыскано Ив Монтан, подчеркнувший красоту столь элегантно, что впору дать ему орден Почётного легиона.
Фильм наивно китчев и воплощает в себе все прелести и пороки постмодернизма. Точное следование классическому тексту, его буквальное прочтение с подчёркиванием образов и героев с характерными для них деталями, перенесёнными из живописи. Прекрасно подобранный макияж, костюмы и аксессуары (седая прядь у «юного» Фауста, булавка в виде звезды у Марго и безупречная трость у Князя тьмы). Прекрасно обыграны также декорации и точные спецэффекты.
Считаю, что проход старого Фауста от театра до пустынного перекрёстка, закончившийся встречей с самим Дьяволом, и разговор с ним, пожалуй, самое лучшее что было создано на данную тему в мировом кинематографе, где всё на месте, всё в меру и всё блестяще.
История обретает некий новый смысл, но смысл (или смыслы?) не меняют сути. Главная идея — любовь сильнее смерти — обретая новое, наглядное и образное воплощение. Оттого, наверное, происходит это, что две гибельные мировые войны, как цунами, прокатились и по Франции, «где Бог дремал, а дьявол развлекался».
Всем тонким ценителям литературных сюжетов и эстетам от кино, любовно начинающих считывать едва уловимые цитаты других киномастеров.
P.S. Если будете смотреть в переводе с Белявским — дослушайте до конца.
5 января 2021
Однажды человеку дается шанс быть счастливым. И закрыв глаза, он начинает мечтать, представляя едва уловимые черты любимого человека…
В картине «Ночная Маргарита», герои загадали друг друга Мефистофелю, и то, что сильно пожелали — сбылось. Девушка с ясным взглядом, мимо которого не пройдешь, в ночном кабаре торговца наркотиками (дьявол), в блестящем исполнении Ив Монтана, говорит вслух: «Хочу, встреть необыкновенного человека. Я вижу его глаза и улыбку. Он немного слабый, ведь не может жить без меня. Я так же знаю, что я его буду любить больше, чем он меня, так как он будет моим первым, моим последним, моей единственной любовью…». Встретив Маргариту (свою мечту), Фауст подписывает договор с Мефистофелем и превращается из старца — в молодого, энергичного мужчину. Постепенно зло порабощает его.
Клод Отан-Лара создал фильм, отличающийся поэтической тонкостью передачи психологических переживаний героев, и поставил его в стиле немецкого экспрессионизма: с тревожными улицами, в калейдоскопе которых мелькают картинки ночного Парижа. Декорации выполнены либо в ярко-красных, авангардистских тонах (место, где вечно пьют — импровизированный ад) либо в пастельных, блеклых оттенках. Кладбище, будто выросшее на сцене, не пугает, а выступает театрализованным оформлением момента осознания, что любовь — была иллюзией лишь потому, что в нее прокралась злоба. Сцена на вокзале — самая трогательная и разрывает душу. Плачущая Маргарита и Мефистофель, с застывшими в глазах слезами, будоражат зрителя волной, пронизывающей сердце мыслью, что ради любимого, пойдешь на все, лишь бы он был счастлив.
Интересно, что автор вовсе не сочувствует Фаусту, человеку с двойным дном. Став молодым, мужчина желает обладать Маргаритой, а ближе к финалу тешит свое самолюбие жертвой женщины. Даже Мефистофель, восклицает: «Я видел слабых людей, но таких как ты!..».
Музыкальный ряд картины, начинается с тревожных симфонических нот. Переходит в оперу «Фауст», затем в эстрадную импровизацию известной арии «Сатана там правит бал» и замирает на французской обволакивающей душу песенке со словами «Забытые страсти тянутся по всей длине улиц…».
Актерская игра главных героев безупречна. Мефистофель (Ив Монтан) — демон, в котором сочетаются пороки современного мира дуалистичен, как все живое. Если вспомнить классическую версию «Фауста» Фридриха Вильгельма Мурнау и игру Эмиля Яннингса — тот демонический образ, схож с ярмарочным шутом. А зло, должно выглядеть прекрасно и разрушающе, как Монтан с зеленоватым лицом и обходительными манерами. Маргарита (Мишель Морган) — нежное создание, воплощающее в себе чистоту и силу духа. Жорж Фауст (Жан-Франсуа Кальве) — вызывает только неприятные эмоции…
Однажды человеку дается шанс быть счастливым. Но быть счастливым, он может только с тем, которого любит. Фильм двояк, как и сама жизнь: в человеке живет две сущности (божественная и дьявольская), которая из них превалирует одна над другой? Получается так, что тот, кто любил более всего Маргариту, не являлся ее любовью, но был счастлив тем, что она была рядом и оберегал ее как мог.
9 из 10
23 октября 2012