Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Герой нашего времени |
английское название: |
Un eroe dei nostri tempi |
год: | 1955 |
страна: |
Италия
|
сценарий: | Родольфо Сонего |
продюсер: | Франко Кристальди |
видеооператор: | Тино Сантони |
композитор: | Нино Рота |
художники: | Карло Эгиди, Джулия Мафаи, Антонио Фраталокки |
монтаж: | Адриана Новелли |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Италия 1950-х годов — еще нищая и оборванная после Второй Мировой войны. Но, несмотря на все лишения, демонстрирующая в своем кинематографе неутомимый оптимизм. Лица на ее экране излучают огромное жизнелюбие и едва ли не детскую радость по принципу Пушкинского стихотворения:
«Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд.
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»
Иллюзия подкупает зрителя?
Этим герои и подкупают зрителя, хотя, конечно, за наивность их можно осуждать. Но нужно ли? Иллюзия, сколь бы ни была она коварна, имеет в себе спасительный потенциал. В ситуации, когда все кажется безнадежным, она дарует веру в лучшее. А вера помогает худшее пережить.
Погоня за иллюзиями поддерживает героев в жизненном тонусе, придает их существованию смысл, стимулирует их рутинную беготню. Хотя - конечно - это почти не отвечает на вопрос: «Как жить?». Иллюзия - денег, богатства, представления счастья как некоего забвения.
И все же как это романтично! Как интересно за этим наблюдать! «Герой нашего времени» режиссера Марио Моничелли — это малая частица всего итальянского неореализма как жанра. Но, как и все остальные, она убедительно об этом говорит.
Альберто Сорди и его главный герой
Главный герой, исполняемый Альберто Сорди, гонится за всем и одновременно всего боится. Он не может перебороть страх и мечется из стороны в сторону — в своих целях, помыслах и желаниях. Намеренно (ли) подставляет себя под удары судьбы. После того, как первый удар судьба нанесла сама.
Каждый новый удар вынуждает его искать новые лазейки. В нем развивается разноликость — неисполнимое желание соответствовать одновременно черному и белому, удовлетворить взаимоисключающие происки обоих начал.
И в дальнейшем он теряет в жизни все, ради сохранения чего так усердно боролся, если плутовство можно назвать борьбой. Но, может быть, это как раз и нужно? Может, потому что «утратив все до конца, мы обретаем свободу»? Фраза уместная, но мало относящаяся к итальянскому кино.
Что знаменует финал?
И, действительно, финал «Героя нашего времени» — это не финал одного персонажа в выдуманной реальности. Это вечный финал жизни, повествующий об освобождении личности от навязанных ей условностей. О необходимом повороте, когда судьба и скверный характер довели «до ручки». После чего пути назад нет.
«Есть два вида боли: та, что лечит; и та, что калечит» — говорит другой персонаж неитальянского кино. Но, пройдя через лечебную боль, герой Альберто Сорди если не «находит себя», то хотя бы избавляется от обременительных черт своего характера. И, пройдя такой ритуал очищения, вступает в более широкий простор, чтобы достойно войти в жизнь.
10 из 10
4 января 2022
Ловкий молодой человек Альберто Меничетти предпочитает действовать, как он сам говорит, «от обороны». Они ни во что не вмешивается и даже ведет дневник, который, в случае чего, поможет ему точно ответить на вопрос «где вы были в такой-то день в такое-то время?». Альберто живет с престарелой тетей и сварливой экономкой. Он отвечает лживой взаимностью начальнице синьоре де Ритис, хотя сам влюблен в соседку Марселлу. Однако Марселла — несовершеннолетняя, и Альберто ее сторонится, чтобы, опять же, не вляпаться в неприятности.
Но однажды, засидевшись с друзьями допоздна в кафе, наше герой упоминает о взрыве бомбы. Его фразу слышит проходивший мимо полицейский. Учитывая, что Италия переживает трудный период массовых социальных волнений, Альберто попадает под подозрение.
История о человеке, который живет по принципу «Семь раз отмерь, один — отрежь». Этот совет принято считать мудрым, но, доведенный до абсурда, он превращает человека в эгоиста, готового ради собственного спокойствия подставить начальника, коллегу, друзей, даже любимую женщину. Таков герой нашего времени? А вы посмотрите внимательно по сторонам, не забыв присмотреться к самому себе.
Крепкая и нестареющая комедия по-итальянски от Марио Моничелли с Альберто Сорди в расцвете лет. Отдельного упоминания достойны молодой Бад Спенсер под своим настоящим именем Карло Педерсоли, Альберто Латуда в роли постоянно подслушивающего разговоры работников директора фабрики и вечно удивленный Леопольдо Триесте. Музыку написал великолепный композитор Нино Рота. А само кино вполне предсказуемо вошло в сотню итальянских фильмов 1942 — 1978 годов.
8 из 10
5 апреля 2015