Слоновья тропа
Elephant Walk
7
6.3
1954, драма, приключения
США, 1 ч 43 мин
16+

В ролях: Элизабет Тейлор, Питер Финч, Абрахам Соуфер, Эбнер Биберман, Ноэль Дрейтон
и другие
Богатый чайный плантатор Джон Вайли приезжает в Англию в конце Второй мировой и женится на английской красавице Рут. Он привозит её в свое бунгало на Цейлоне, на которое имеет зуб местное стадо слонов. Восторг Рут богатством ранчо и экзотикой Цейлона сменяется разочарованием, что она единственная белая женщина в округе. Вскоре она находит понимание и любовь в лице управляющего плантацией Дика Карви...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Слоновья тропа

английское название:

Elephant Walk

год: 1954
страна:
США
слоган: «One man claimed the land. Two men claimed the woman who lived there.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Лойал Григгз
композитор:
художники: Дж. МакМиллан Джонсон, Хэл Перейра, Сэм Комер, Грэйс Грегори, Эдит Хэд
монтаж:
жанры: драма, приключения
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3000000
Сборы в США: $3 000 000
Мировые сборы: $3 000 000
Дата выхода
Мировая премьера: 21 апреля 1954 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Постеры фильма «Слоновья тропа», 1954

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Слоновья тропа», 1954

«Let them have their Elephant Walk!»

«Слоновью тропу» принято считать парафразом «Ребекки». И действительно, совпадают многие детали, вплоть до финального пожара. Есть и перекличка персонажей: Джон Уайли «рифмуется» с Максимом де Винтером, Руфь — со второй миссис де Винтер, Аппахами — с миссис Дэнверс. Не хватает, правда, Фейвела, да и Дик Карвер мало напоминает «доброго, хорошего Фрэнка». Зато в зловещем Томе Уайли явственно проступают черты Ребекки.

Однако чем больше размышляешь о «Слоновьей тропе» — а фильм из тех, что заставляют задуматься, — тем отчётливее осознаёшь: оттолкнувшись от шедевра Дю Морье и Хичкока, Уильям Дитерле снял кино, во многих отношениях интереснее и глубже «первоисточника».

На что обращаешь внимание сразу — фильм необычайно зрелищный. Виды Цейлона великолепны, «бунгало» поражает изяществом и роскошью; художник Эдит Хед, одевшая главную героиню, постаралась на славу — никогда Элизабет Тейлор не была настолько хороша! В роли Руфи начинала сниматься Вивьен Ли, однако заменившая её Лиз кажется более подходящим выбором: прелестная юная богиня, Руфь-Тейлор вносит столь необходимую ноту свежести и чистоты в мир Джона Уайли. Ибо мир этот порочен, красота его тлетворна, и сам Джон — не хозяин себе: весь уклад раз и навсегда определил его отец, давно сошедший в могилу.

- Как жаль, что Руфь не знала Правителя!

- Ничего, ещё узнает.

Покажи нам создатели фильма библиотеку Тома Уайли, там наверняка нашлось бы место Фридриху Ницше: отец Джона, одну за другой попирающий основы мироздания — квинтэссенция теории о сверхчеловеке. Выстроив своё поместье аккурат на единственной тропе, ведущей слонов к водопою, в конечном счёте он бросил вызов не только Природе, но и Жизни, и Смерти, и даже Богу. Ключевая сцена фильма — день рождения Правителя, завещавшего 30 тысяч рупий на ежегодные празднества. В этой сумме без труда читаются 30 сребреников, плата окружающим за отказ признать поражение Тома — напротив, торжества призваны знаменовать его победу над смертью («Каждый год он рождается снова в преданных сердцах своих подданных», — говорит Дик Карвер.). Море спиртного, диковинные пляски местных племён, а в финале — танец-битва «Тома» и «старого вожака слонов», заканчивающаяся, разумеется, поражением последнего. Дик объясняет Руфи, что это — здешняя интерпретация легенды о Святом Георгии, но человек с головой слона в первую очередь ассоциируется с Ганешей, и, значит, Том не просто равняет себя с Богом, но и «побеждает» его.

Образ Уайли-старшего укрупнён, гиперболизирован, поставлен на котурны. И, вместе с тем, это не карикатура, а живой человек (признаю, звучит странно в данном контексте), пусть и на редкость неприятный. Присутствие Правителя почти материально, недаром он завещал похоронить себя на территории поместья. Том Уайли вплетён в ткань повествования так же прочно, как Ребекка в одноимённом романе и фильме. За тем лишь исключением, что мы всё-таки увидим его изображение — огромный портрет, спрятанный за занавесом в «святилище», куда Аппахами ходит жаловаться мёртвому хозяину на молодую госпожу. Руфь ещё не успела вступить в противоборство с укладом поместья, но верный домоправитель (ювелирная работа Абрахама Соуфера) чувствует: женское начало губительно для мира Тома Уайли, ибо женщина несёт Жизнь.

Мать Джона так и останется для зрителей безликой жертвой — мы не увидим её изображения, не узнаем даже имени. Мир Уайли преимущественно мужской, в «бунгало» нет даже служанок. Здесь много работают, много едят — излишки выбрасывают, хотя их хватило бы десяткам людей, — а вечера проводят в беспробудном пьянстве и странноватых развлечениях, вроде устроенной прямо в доме игры в поло на велосипедах. Неудивительно, что Руфь, не привыкшая к подобной жизни, чувствует себя одиноко, когда на горизонте появляется Дик Карвер (Дэна Эндрюс). Управляющий плантацией не так молод и хорош собой, как Джон Уайли, но он интеллигентен, сдержан, умён и, как считает героиня, близок ей по духу (занятное совпадение: полное имя актёра — Карвер Дэна Эндрюс). Их знакомство происходит в первый же вечер по возвращении молодожёнов из свадебного путешествия. Джон поглощён общением с приятелями, и Руфь не знает, чем себя занять, пока до её слуха не долетает вальс Шопена.

Эта сцена — катализатор дальнейших событий «Слоновьей тропы». Кадр и звуковой ряд выстроены так, что создаётся ощущение, будто на пути от компании мужа к одиноко сидящему за роялем Дику Руфь пересекает границу двух миров, грубо-плотского и духовного. Однако человек, которого она воспринимает как своё спасение, становится для героини настоящим искусителем, не давая возможности увидеть Джона в истинном свете и превратно истолковывая его поступки.

Историю о мертвеце, продолжающем насаждать свою волю, нельзя рассказывать в сугубо реалистическом ключе. «Слоновья тропа» содержит реминисценции из мировой религии, философии, а также сказочные мотивы: Руфь, буквально с улицы попадающая в роскошный дворец, конечно же, самая настоящая Золушка. Таинственная комната, куда стремится героиня, напоминает о Синей Бороде. А ещё в этом фильме есть зачарованный принц. Потому что главный герой «Слоновьей тропы» — не Том и не Руфь, а молодой хозяин чайной плантации.

Питеру Финчу досталась интереснейшая роль. Джон Уайли, росший без матери, унаследовал от неё замечательные качества — доброту, милосердие, самоотверженность, — но, плод воспитания своего отца, он является заложником злой воли Правителя, чья непомерная гордыня едва не губит сына: пытаясь следовать впитанным с детства жизненным установкам, он постепенно спивается, становясь ожесточённым и нетерпимым. Появление Руфи только усугубляет внутренний конфликт героя.

День рождения отца становится для Джона точкой невозврата. В самом начале он пытается символически вытеснить Тома, сказав Руфи, что празднество устраивается в её честь. Под конец собравшиеся вокруг могилы выкрикивают тост «За Правителя!», швыряя стаканы в роскошное мраморное надгробье. Швыряет и Джон — с искажённым ненавистью лицом, после чего падает, как подкошенный. И, несмотря на ссору с женой, выгнавшей из дома его «друзей», начинается исцеление.

И без того энергичный темп «Слоновьей тропы» становится ещё быстрее, когда на плантацию обрушивается несчастье — эпидемия холеры, а вслед за ней засуха. Руфь, уже собравшаяся уезжать вместе с Диком, получает возможность увидеть в истинном свете как его, так и собственного мужа. Джон сутками напролёт пропадает в госпитале, пытаясь обеспечить больных всем необходимым. Он лично сжигает заражённые лачуги и помогает хоронить умерших — прощаясь, таким образом, и со своим отцом.

Финал картины полон драматизма. Однако огнь пожирающий из «Ребекки» в «Слоновьей тропе» становится очистительным огнём, а жертвующий собой Аппахами — последним подношением на алтарь Тома Уайли. Начавшийся ливень смывает остатки ненависти и вражды. Жизнь победила, Любовь торжествует — а разве может быть иначе?

Великолепный фильм. Просто великолепный.

10 из 10

5 ноября 2018

Драма Слоновья тропа появился на свет в далеком 1954 году, более полувека тому назад, его режиссером является Уильям Дитерле. Кто играл в фильме: Элизабет Тейлор, Питер Финч, Абрахам Соуфер, Эбнер Биберман, Ноэль Дрейтон, Розалинд Айвэн, Бэрри Бернард, Филип Тонг, Лео Бритт, Май Ли Хаулани, Мандима Ланка Нритья Мандала, Генри Карр, Делмар Костильо, Эдди Дас, Jiva Raj De Alwis.

Расходы на кино составляют примерно 3000000.В то время как во всем мире собрано 3,000,000 долларов. Страна производства - США. Слоновья тропа — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.