Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Командир корабля |
год: | 1954 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Браун |
сценаристы: | Григорий Колтунов, Леонид Зайцев, Григорий Скульский |
продюсер: | Н. Вайнтроб |
видеооператоры: | Виталий Филиппов, Алексей Герасимов |
композиторы: | Игорь Шамо, Вадим Гомоляка |
художник: | Борис Немечек |
монтаж: | Надежда Ратманская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 апреля 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Фильм однозначно заслуживает внимания. Смотрится с удовольствием. Увлекательный сюжет и психологические переживания, живые и достойные уважения персонажи. Как многие фильмы 50-ых годов, безупречен в нравственном, целевом и воспитательном отношении.
Картина учит дисциплине, мужеству, инициативности, выносливости, терпению, выдержанности — крайне важным человеческим качествам, особенно для мужчины.
Перед нами сильные, смелые люди. Они не боятся говорить то, что думают. Уважение к другим и чувство собственного достоинства видны в каждом слове (умели же — и без пресловутой толерантности!), даже у отрицательных героев.
Капитан Высотин решает серьезную и часто встречающуюся жизненную проблему, справиться с которой способен не каждый. Эта трудность может предстать перед нами не только в виде сложностей отношений на работе (начальник-подчиненный). Например, как проблема воспитания — отцов и детей. Впрочем, может встретиться почти везде, где существуют общественные отношения. Пример главного героя — как урок, много интересного можно усвоить.
Показано, как капитан ставит задачу, как идет к своей цели. Мы наблюдаем и момент отчаяния, но дальнейшие события только подтверждают правильность его решений и поступков.
Рядом с ним как единомышленники, так и соперники — люди, противоположные по идеалам. Все герои реалистичные, настоящие, выпуклые характеры, даже в небольших эпизодах. Есть и отрицательные, но все они — часть большого и светлого общества, объединенные общими благими целями и коллективным духом. Советская система направляла людей по созидательному пути, она помогала бороться с отдельными нарушениями, отхождениями. Да, на человеке непростая задача, но он всегда чувствовал помощь системы. Нелегко представить, какая огромная работа стояла перед теми, кто замыслил и внедрил это порядок, и теми, кому приходилось его поддерживать.
Понравилось, что Татьяна не ушла, хотя в какой-то момент казалось, что это должно случиться. Она была не согласна со многим в поведении мужа, чувствовала разочарование на протяжении всех происходящих событий. Однако, как оказалось, не переставала его поддерживать, любить и уважать — ведь она приняла решение на всю жизнь. Возможно, уход ожидаем нами потому, что в современных фильмах уже стало общим местом, будто это единственно возможный способ чуть ли не при любой размолвке. А в этой картине мы видим ответственность, которая невозможна без ежедневных усилий, без желания понять, помочь, без отношения к любви как к сильному и очень серьезному чувству.
Перерождение и раскаяние в конце фильма соперника главного героя показалось мне немного искусственным. Не совсем понятно, под воздействием чего с ним, так твердо отстаивавшим свои взгляды, происходит такая резкая перемена.
14 января 2019
Капитан III ранга Андрей Высотин после окончания академии прибывает к новому месту службы в некий приморский город Советского Союза. Он получает под свое командование один из эсминцев, входящих в состав боевой группы флота. Однако, хотя место службы у капитана и новое, некоторые люди, которых он встречает в городе, оказываются его старыми знакомыми. Например, бывший командир эсминца «Державный», у которого Высотин принимает дела, когда-то был его наставником в морском деле. А капитан соседнего корабля — его ровесник, старый приятель (по всей видимости, они вместе воевали). А в жену своего приятеля, Татьяну Светову, Андрей Высотин, когда-то, еще в Ленинграде, был влюблен. О том, что она вышла замуж, главный герой узнает, только когда приезжает в этот приморский город, и здесь выясняется, что любовь-то к девушке у него никуда не делась.
Однако, не смотря на наличие любовного треугольника, кинофильм «Командир корабля» ни в коем случае не является простой мелодрамой. Вся любовная линия в кинокартине развивается как-бы на втором плане, а к концу и вовсе сходит на нет. А вот соперничество двух капитанов по военной части сразу выходит на первый план. Именно в этом и видели свою главную задачу создатели кинофильма — показать зрителю различные методы воспитания настоящего советского моряка и определить, какой из этих методов самый правильный.
Итак, капитан Светов командует своим эсминцем довольно долго. Его корабль на учениях один из лучших в эскадре, да и, например, гонки на шлюпках представители его экипажа выигрывают регулярно. Каждый человек, каждый матрос на его корабле знает свое дело, не больше, но и не меньше.
А вот главный герой кинофильма, Андрей Высотин, строит экипаж своего корабля несколько по другому принципу. Он считает, что каждый матрос и офицер должны знать не только свои непосредственные обязанности, но и обязанности других членов экипажа, ему необходима полная взаимозаменяемость личного состава. Нетрудно догадаться, кто из двух капитанов в итоге окажется прав.
Высотин вообще считает, что из любого человека при правильной подготовке может получиться настоящий моряк. Конечно, суждение это, мягко говоря, весьма спорное, но в кинофильме главный герой его доказывает целиком и полностью. Например, из судового врача, достаточно случайно попавшего на корабль, который не очень хорошо переносит море, волевым усилием и правильным подходим капитан делает просто настоящего морского волка. Вот на что способны советские офицеры!
А заслуга создателей кинофильма в том, что всё это смотрится достаточно убедительно. Все герои кинокартины предельно положительные персонажи, или преодолевают в себе отдельные недостатки и становятся абсолютно положительными к концу произведения. Конечно, местами офицеры и матросы действуют достаточно предсказуемо, да и актеры играют свои роли шаблонно, но, в целом, кинофильма смотрится достаточно интересно и выглядит цельным законченным произведением, за что спасибо режиссеру Владимиру Брауну. Красивая цветная картинка усиливает это впечатление. Быт советского морского офицеры выглядит просто замечательно: утреннее чаепитие с прекрасным фарфоровым сервизом; день рождения с игрой на рояле и непременным вальсом. А помощник капитана лейтенант Кипарисов носит такие бакенбарды, что им позавидовал бы и какой-нибудь офицер царской армии (а действие фильма, напомню, происходит в 1954 году). В общем, фильм всё-таки вышел достаточно удачным — советские моряки на высоте.
7 из 10
11 декабря 2013