Дьяволицы
Les diaboliques
7.7
8.1
1954, ужасы, триллер, криминал
Франция, 1 ч 54 мин
16+

В ролях: Симона Синьоре, Вера Клузо, Поль Мёрисс, Шарль Ванель, Жан Брошар
и другие
Директор частной школы Мишель Деласаль – плохой муж и очень плохой человек. Его не выносят коллеги, жена Кристина и даже его любовница Николь. Супруга, которой на самом деле принадлежит школа, хочет развода, но Мишель заявляет, что скорее убьёт её. Доведенные до предела бывшие соперницы решаются на крайний шаг – утопить мучителя. Останется только спрятать труп, заявить в полицию об исчезновении и забыть об этом кошмаре. Но вдруг тело исчезает, а Кристину начинают преследовать странные видения. Тем временем отставной полицейский Фише начинает поиски исчезнувшего мужа директрисы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дьяволицы

английское название:

Les diaboliques

год: 1954
страна:
Франция
слоган: «See it, be amazed at it, but... BE QUIET ABOUT IT! (original Finnish poster tagline)»
режиссер:
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Арман Тирар
композитор:
художники: Леон Барсак, Карвен
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 29 января 1955 г.
на DVD: 22 июля 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, криминал, детектив

Постеры фильма «Дьяволицы», 1954

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дьяволицы», 1954

Обычно французский кинематограф, как и Франция в целом, у людей ассоциируется с чем-то романтическим, светлым, позитивным. Отсюда сразу вспоминаются знаменитые французские романтические комедии или психологические мелодрамы. Да, конечно, нельзя обойти стороной «новую волну», но всё-таки это направление несет в себе какой-то позитив. Однако кто бы мог подумать, что французы способны снимать достойные триллеры и психологические хорроры, которые могут дать фору многим англоязычным блокбастерам. Одним из таких примеров служит легендарный психологический триллер Анри-Жоржа Клузо «Дьяволицы».

Синопсис Кристина Деласаль является директором частной школы-интерната для мальчиков. Её подруга Николь работает там педагогом. Кроме дружбы этих женщин связывает между собой один мужчина — Мишель. Для Кристины он — законный супруг, для Николь — любовник. Но обе женщины не испытывают к этому мужчине ничего кроме лютой ненависти и презрения. Однажды они составляют на первый взгляд идеальный план по убийству Мишеля и приводят его в действие. Им остается только спрятать труп, чтобы потом всё обставить как несчастный случай. Но вдруг тело исчезает…

Игра актёров В фильме задействованы настоящие сливки старого французского кинематографа: Симона Синьоре, Вера Клузо, Пол Мёрисс, Шарль Ванель, Мишель Серро и другие. Причем это не просто громкие для своего времени имена — это имена принадлежали по-настоящему талантливым актёрам. Конечно, прежде всего, следует отметить исполнение красавицы Симоны Синьоре в роли учительницы Николь Орне. Эта героиня осознает свой статус любовницы, но при этом она не набивает себе цену. В то же время она — цинична, расчетлива, хладнокровна и при этом не терпит неудач или угрозы, что что-то пойдет не по её плану. Вера Клузо сыграла роль Кристины, крайне набожной и чувствительной женщины, которая вынуждена совершить поступок, который противоречит всем тем принципам, на которых была построена её прежняя жизнь. Наконец, стоит упомянуть и Пола Мёрисса в роли Мишеля, человека, лишенного всех достойных человеческих качеств. Он — эгоист и эгоцентрист, скупердяй, в то же время алчный, циничен и обладает магической способностью управлять чужой жизнью, даже если у него на то нет прямых рычагов. В общем, почти каждый образ в фильме по-своему уникален и интересен.

Режиссура В кинематографической среде Анри-Жоржа Клузо иногда называют «французским Хичкоком», поскольку ему удалось зарекомендовать себя как мастера психологического триллера. Действительно, режиссерский почерк «Дьяволиц» отличается намеренным подчеркиванием эмоционального и психологического кризиса главных героев, совершивших такие действия, которые идут в полный разрез их мировосприятия. По крайней мере, такое состояние мы наблюдаем у Кристины, которая всю жизнь была набожной католичкой, поначалу даже готовой ради воспитанных в ней принципов пожертвовать собственным счастьем. Однако когда роль «ничтожества», которую ей внушает собственный супруг, начинает ломать её изнутри, героине приходится встать перед непростым выбором между свободой ценой непростительного греха и психологической клеткой, в которую её вогнал человек, который должен был её защищать. Клузо в принципе рисует перед зрителем нездоровую обстановку: две женщины приходятся друг другу близкими подругами, при этом обе «принадлежат» одному мужчине, только одна как жена, а другая как любовница. Но ни ту, ни другую он не любит, а лишь использует для внутреннего самоутверждения. Поэтому убийство становится лишь закономерной частью последовательности…И всё бы так и было, если бы не по-хичкоковски неожиданная концовка.

Сценарий Фильм поставлен по мотивам романа Пьера Буало и Тома Нарсежака «Та, которой не стало». Действие разворачивается в пригороде Парижа Сен-Клу в небольшой частной школе-интернате для мальчиков. Официально директором школы является Кристина Деласаль, сентиментальной и очень набожной женщине с больным сердцем и огромными мешками денег на банковских счетах. На деле заведением давно управляет ее супруг Мишель, который пользуется деньгами жены, как хочет, манипулирует супругой, как ему заблагорассудится, и не считается ни с чьим мнением, кроме своего. Он даже прилюдно изменяет ей, избрав в качестве своей отдушины подругу Кристины Николь, которая сама является педагогом в школе. Но и над Николь Мишель издевается по полной программе, позволяя себе вымести на ней злобу при помощи кулаков. Правда, в отличие от Кристины Николь имеет характер и достоинство. Николь даже вступает с Кристиной в сговор против Мишеля, целью которого должна стать его смерть.

План очень прост. Героини под видом небольшого отпуска должны уехать в родной город Николь и туда же выманить Мишеля. По приезду Мишель должен выпить виски, отравленный снотворным, а затем героини утопят его в ванной квартиры Николь. Поначалу план идет, как по маслу. Женщинам даже удается довести тело до бассейна, находящегося прямо у школы, и сбросить его туда, чтобы потом обставить всё как несчастный случай. Правда возникает непредвиденная проблема, когда бассейн осушают, тело исчезает. Куда он пропало — непонятно. Кто-то раскусил заклятых подруг? Кто-то затеял с ними жестокую игру? Либо это призрак Мишеля? Но неожиданная, простая и в то же время гениальная концовка дает понять, что не всё происходящее является правдой.

Итог Иногда фильм относят к категории психологического хоррора. На мой взгляд, «Дьяволицы» — это образец идеального психологического триллера с элементами хоррора. Возможно, фильму не хватает музыкального сопровождения, которое поспособствовало погружению в тот ужас, в который были загнаны главные героини. Тем не менее, мощное психологическое напряжение, выстроенное в фабуле картины, захватывающий сюжет, который смотрится с замиранием сердца, великолепная игра талантливых актеров — всё это оставляет исключительно положительные впечатления от фильма.

26 ноября 2020

Обман

Кинокартина «Дьяволицы» режиссера мастера своего дела Анри-Жоржа Клузо получилась культовым и неожиданно потрясающим фильмом. Перед нами фундамент хорошего детективного триллера с непредсказуемым сюжетом. Благодаря этому фильму многие режиссеры данного жанра получили мощное вдохновение и новые задумки для своих творений. Это кино, снятое в далеких 50-ых и сейчас хорошо удивит и шокирует современного зрителя, если тот не знает сюжета и развязки.

Лично я люблю это черно-белое кино. Данный триллер в списке особенных картин, которые я с удовольствием выделяю. Время идет, а эта картина все также хороша и прекрасна. Созданный американский ремейк «Дьявольщина» с Шэрон Стоун и Изабель Арджани не получился и даже рядом не стоит с оригиналом. Вся прелесть и острота сюжета именно в этой картине.

Мы видим историю двух женщин: жены и любовницы. Между ними один мужчина, но как выяснилось их любовь была слепа: этот мужчина очень злой и подлый человек. Он отравляет жизнь обеим женщинам и не отпускает их. Мужчина является директором школы для мальчиков и вся власть в его руках. Жена (которой на самом деле по праву принадлежит эта школа) хочет развода, но он скорее убьет ее, чем даст ей на это соглашение. Женщины решают убить мерзавца, но их затея совсем скоро набирает неожиданный, таинственный и на первый взгляд мистический оборот…

Женским дуэтом в картине выступили Симона Синьоре и Вера Клузо. Обе сыграли невероятно круто. В картине стоит жуткое напряжение. Все смотрится в тревоге и психологично. События давят на зрителя, и от просмотра невозможно оторваться. Больше всего на свете хочется разгадать загадку этого фильма и узнать наконец правду, во всем разобраться.

Симона Синьоре и вовсе легендарная актриса, и смотреть фильмы с ее участием всегда приятно. Это кино в списке лучших ее работ. Но должен признать, что сердцем данной картины была все-таки Вера Клузо. За ее героиню переживаешь больше всего, и как-то именно с ней идешь по этой истории. Мощная актерская игра обеих актрис: просто браво.

Что касается уровня режиссуры, то она потрясающая. Анри-Жоржа Клузо легко можно сравнить с Хичкоком, настолько же он круто и достойно снял свое необычное кино. Вообще, смотря триллеры с двойным дном, часто вспоминаешь именно этот фильм, и думаешь, а вдруг ждет похожий поворот сюжета. В кино возможно абсолютно все, а фильмы с двойным дном особенно хороши. Это кино было таким из первых.

«Дьяволицы» — французский, детективный триллер с элементами криминала и драмы 1954 года. Фильм очень сильный и по-настоящему интересный. От него оторваться невозможно, а после просмотра хочется кому-то показать. Внимания картина достойна по сей день. Спасибо!

9 из 10

19 июня 2019

Не читал первоисточник, который весьма нахваливают, но точно знаю, что адаптация всегда проходит болезненно, настолько, что все достоинства могут запросто улетучиться. В этот раз авторский взгляд был более чем милостив и фильм получился шикарным — а это огромный комплимент режиссерскому таланту, особенно учитывая тот факт, что адаптацией занимался он сам.

Буду откровенен, всегда стараюсь к «пыльным» картинам относиться с уважительной снисходительностью, поэтому постоянно оглядываясь на их значительную старину тяжело оставаться объективным, ведь не получается искренне ни критиковать, ни, тем более, хвалить. Поверьте, это точно не тот случай, вся эта снисходительная чепуха останется за бортом, стоит только начать просмотр.

Данный фильм по своей жанровой компетентности легко можно перепутать с современной лентой, даже несмотря на тот факт, что «Дьяволицы» являются очередным родоначальником жанра. Конечно, некоторые сюжетные ходы уже знакомы, но режиссёр расстарался, направляя сюжет по очень уж извилистым дорожкам, задев даже мистическую сторону бытия.

Сюжет нетороплив, но скучным фильм назвать нельзя. События вообще нигде не провисают, а некоторая замороженность дарит неповторимую атмосферу, которая вполне успешно держит зрителя в напряжении. А чёрно-белая картинка наводит последний лоск, этакая вишенка на кинематографическую вкусняшку.

Фильм буду рекомендовать к просмотру, это достойный представитель своего жанра, проверенный временем и обласканный многими поколениями. Люди менялись, киноиндустрия менялась, а с ней и зрительские вкусы, но любовь к этой картине осталась — самая лучшая рекомендация.

Всем желаю приятного просмотра!!!

7 февраля 2019

История из старого Кёнигсберга

Мне кажется, «Дьяволицы» — одна из лучших работ Клузо. Не так часто бывает, что экранизация не уступает первоисточнику. Хотя, конечно, роман Пьера Буало и Тома Нарсежака «Та, которой не стало», по которому снят фильм — непревзойдённый шедевр. И сделать так, чтобы не разочаровать зрителя, казалось, было практически невозможно. Но только не для Анри-Жоржа Клузо. Режиссёр постарался… Он изменил некоторые делали, и даже целые сюжетные повороты, придумал новые ходы и вот — получилось… Вышел прекрасный захватывающий триллер. Смотрится он с интересом и 60 лет спустя…

Волей режиссёра и сценариста появился любопытный персонаж в исполнении Ноэля Роквера, который вечно недоволен хозяевами дома. Мол, вот же негодяи, ночью спускают воду из ванны и, тем самым, нарушают покой, а, следовательно, и гражданские права. Как закручено! И далее любопытная ситуация: квартиросъёмщик жалуется на хозяина. Но, что важно, даже этот штрих сыграл на развитие детективного сюжета!

А вставки в глаза Поля Мёрисса! По эффекту они не уступают фантомасовской маске Андре Юнебеля. И эти ГЛАЗА, я уверен, доводили до полуобмарочного состояния наивных парижанок-зрительниц в те далёкие 50-е…

Да, ещё хотел бы добавить по поводу первоисточника… Сюжет этот изобретён отнюдь не Пьером Буало и Тома Нарсежаком. И к Франции вообще отношения не имеет.

В основе положен реальный случай, произошедший в Кёнигсберге в конце 30-х годов прошлого века.

Итак, вот она история-оригинал.

Коммерсант Франк Неклер, который торговал себе тихо-мирно мукой в столице Восточной Пруссии по ложному доносу завистника-соседа был арестован и обвинён в убийстве собственной жены. А уже 5 ноября 1938 года беднягу казнили на гильотине в берлинской тюрьме Плетензее. И только спустя два месяца выяснилось, что жена Неклера выпала из окна сама. Несчастный случай.

Известный кёнигсбергский драматург Герман Гезе по материалам судебного процесса над Франком Неклером в 1939 году написал пьесу «Убить жену в Кёнигсберге». Пьеса имела ошеломляющий успех, однако начавшаяся война поставили крест на её будущем. Театр во время английской бомбардировки 1944 года сгорел, Герман Гезе — погиб… В 1946 году немецкий Кёнигсберг стал советским Калининградом…

И только уже после Второй мировой войны к сюжету «Убить жену в Кёнигсберге» обратились французские мастера детектива Пьер Буало и Тома Нарсежак. Место действия ими было перенесено в Париж 50-х годов.

Писатели воспользовались лишь отдельными деталями из этой реальной истории, многое домыслили и изменили (как потом сделал с их криминальным психологическим романом Анри-Жорж Клузо). Книга вышла в свет в 1952 году, фильм — в 1954-м. «Та, которой не стало» получил мировое признание. В начале 70-х годов прошлого века переведён на русский язык и стал одним из самых популярных детективных романов в Советском Союзе.

9 из 10

24 ноября 2017

Дьяволицы

Почему так популярны психологические триллеры и детективы? Главные причины успеха это: запутанный сюжет, неожиданная развязка, а также атмосфера тревожной неопределённости и напряжённого ожидания. Сделать качественный продукт в этом жанре задача непростая. Ведь режиссер должен завлечь зрителя в историю, заставить его переживать сидя у экрана, а самое важное вызвать чувство страха и тревоги. Мастером этого направления был великий Альфред Хичкок, но ни он один стал законодателем мод в этой нише. Француз Анри-Жорж Клузо внес свой существенный вклад в развитие жанра. И даже получил прозвище «Французский Хичкок». А фильм «Дьяволицы» стал эталоном психологического триллера.

Картина снята по мотивам романа «Та, которой не стало» великого творческого тандема Буало — Нарсежак. По их произведению снят и другой не менее великий фильм «Головокружение». В центре сюжета треугольник жена — муж — любовница. Муж предстаёт очень плохим человеком и женщины объединив усилия решают его убить. Но всё пошло совсем не так, как планировали героини. Больше ничего говорить не стоит. Лучше знать о сюжете как можно меньше, впечатления будут гораздо сильнее.

Перед нами лихо закрученный детективный триллер. Он весьма медлителен, но отсутствие динамики компенсируется напряженной атмосферой. Чувство напряжения и тревоги не спадает на протяжении всей ленты. А черно-белая картинка лишь усиливает общее впечатление от просмотра. Главная загадка фильма удерживает внимание до самого финала, что даёт возможность строить свои версии произошедших событий. Концовка вроде бы ставит точку во всей истории, но позволяет по-разному интерпретировать увиденное на экране.

Даже сейчас, по прошествии более 60 лет с момента выхода фильма, он не устарел и смотрится с большим интересом. Искушенным зрителям картина может показаться предсказуемой, но назвать её шаблонной, язык не повернётся. Ведь именно эти фильмы и создавали в 50-ые годы всем известные клише и штампы.

Великолепная актерская игра. Симона Синьоре создает образ сильной женщины, хладнокровной и решительной. Вера Клузо, которая является супругой режиссера, играет роль набожной и сентиментальной девушки, устав от бесконечных издевательств своего мужа садиста, она решается на отчаянный шаг. Поль Мёрис исполнил свою самую заметную роль в карьере. Образ жестокого и мстительного директора интерната вышел очень колоритным. С первого появления в кадре мы испытываем к нему чувство ненависти и презрения. Все актёры демонстрируют своей игрой высокую психологическую достоверность. Во многом это достигается благодаря режиссерским принципам Анри-Жоржа Клузо, который всегда требовал от актеров полной отдачи.

Дьяволицы это классика мирового кинематографа. Очень интересный, напряженный психологический триллер. С блестящими актерскими работами, крепкой детективной интригой, закрученным сюжетом и неожиданным финалом. А также с высоким уровнем саспенса, который не отпускает ни на минуту. Любители жанра просто обязаны ознакомится с этим произведением. Безусловно рекомендую к просмотру.

8 из 10

4 июля 2017

Смотрите, но не спойлерите!

Вчера в рамках знакомства с классикой посмотрела фильм «Дьяволицы». Старые комедии и мелодрамы я практически не переношу, а вот ужасы и психологические триллеры, наоборот, уважаю (привет Хичкоку). «Дьяволиц» я оценила — хотя, конечно, никакие это не ужасы, как заявил режиссёр картины. Скорее хорошая психологическая драма.

Проблема фильмов прошлого, мне кажется, следующая: мы, избалованные многочисленными картинами с самыми разными сюжетными поворотами, можем найти кино XX века слишком наивным и простоватым. Та же самая история у меня вышла с Агатой Кристи: недавно решила проглотить пару романов — и поняла, что предсказать финал у великой писательницы — проще простого. И только потом я поняла, что прочитала, наверное, сотню детективов авторов, которые учились у Кристи. И намеренно (а может, случайно) позаимствовали её ходы.

Это я к тому, что где-то на середине фильма начинаешь понимать, что случится в конце. Однако «Дьяволицы» всё равно смотрятся на одном дыхании — во-первых, атмосфера у фильма потрясающая, во-вторых, актёры сыграли на высшем уровне (даже не знаю, кто из ГГ мне больше всех понравился), в-третьих, события происходят довольно живенько. Второстепенные персонажи, кстати, тоже запомнились — даже тот маленький мальчик, который… Ой, я тут вам чуть не проспойлерила.

Так, напоследок — про спойлеры. Забавно, что один из слоганов фильма — «Смотри, наслаждайся, но не рассказывай о концовке» — что довольно актуально для наших дней, когда ВК постоянно натыкаешься на мемы, после которых идти в кино бессмысленно. Так что, друзья, включайте «Дьяволиц», но не портите удовольствие потом тем, кто ещё не познакомился с творением Клузо.

8 из 10

3 июня 2017

Игра вслепую

День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче.

Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом скользких скал.

Знакомый Ад глядит в пустые очи.

Александр Блок

Здравствуй, путник. Добро пожаловать. Пусть не обманывают тебя гордая вывеска, аккуратные аллеи, ухоженные клумбы и знававшее благополучные времена здание. Ты попал не в кузницу умов, а в скромный филиал Преисподней. Здесь не знает покоя жена, покорно принявшая «титул» маленькой развалины. Здесь звучит сталью голос униженной любовницы. Здесь самодовольно расхаживает муж, определивший себе роль Бога в закутке. Здесь возле тебя начинает движение туча, чернеющая от гнева, ненависти, обид и неутолимого садизма. Прямо перед твоими глазами разыграется пьеса из трех актов, между которыми не потребуется антракт. Спросишь, почему? Не сможешь оторваться, не сумеешь разобраться — как оно все возможно? Ведь Ад должен выглядеть как-то иначе, с котлами и чертями, а не с плитами и детьми в столовой, правда? Но ничему не удивляйся, путник. Придется играть вслепую, а как спектакль завершится — нужно будет непременно привести друга, только, Клузо тебя вдохнови, не раскрывай тайны.

В первом акте, странник, тебя встретят две истерзанные, замученные, напряженно размышляющие, сомневающиеся и настаивающие женщины, что не сумели стать дамами сердца. Общего у директрисы Кристины и учительницы Николь только одно — сутулая, но оттого лишь более циничная фигура лощеного упыря в человеческом обличии. Для одной — муж, а для другой — любовник, мог бы сам преподавать углубленный курс лекций. По профессиональному доведению до умопомрачения, естественно. Напрашивающееся убийство в сговоре — и выход, и новый ужас, почище прежнего. Анри-Жорж Клузо собрал несвятую троицу в несвятом месте и не дает возможности поразмышлять над вариантами — только самый страшный из смертных грехов, только он — избавитель.

Знаешь, путник, это ведь спустя время обстоятельства преступления, детали исполнения, мытарства с бездыханным телом станут в детективном жанре образцовыми, а когда-то «Дьяволиц» на полном серьезе обвиняли в чересчур вольном обращении с рассказом-первоисточником. Клузо всего лишь исходил из собственных представлений о том, чьи терзания вызовут наибольший интерес. И большой глупостью (и тогда, и теперь) было бы считать акт высвобождения женских душ главной ценностью картины. О, нет — ими являются Ее Величество интрига и Его Высочество страх. Выйдут на сцену они не сразу, а лишь во втором акте.

Скажи, чужеземец, ведь тяжело видеть страдания красивой женщины с больным сердцем, ежеминутно укоряющей себя за преступление? Монохромная пленка нисколько не мешает смотреть, как лицо Кристины становится белее мела, а глаза застывают, точно у мраморной статуи. Сатанинская круговерть, полная жутких ребусов, исчезновений трупа, загадочных свидетельств и бесконечных ссор, засасывает в себя, лишь набирая скорость с каждым оборотом. Французский хитрец регулярно перемешивает жанры, оставляя неизменной лишь характерную безысходность нуара. Нет, ты только вдумайся, странник: если уж убийство не приносит удовлетворения, а только лишает создание остатков покоя, то разве может быть что-то хуже? Ответ, как ни странно, прост: может, и это — ожидание. Его-то, во всех выматывающих разновидностях, и эксплуатирует мсье Клузо. Ожидание новых преступлений, неминуемого разоблачения, необъяснимых происшествий, шокирующих открытий. Тут и здоровое сердце может запросить пощады, только обращаться совсем уже не к кому. Где-где, а даже в маленькой Преисподней все стены глухие, и кричать бесполезно.

Стоек ты, путник — вот и до решающего акта добрался. Ждешь, что виновные получат по заслугам? Логично ждешь, естественно и оправданно, но фокус в том, что и воздавать некому. Густой мистический флер, так полюбившийся Клузо еще с экстравагантного «Ворона», в «Дьяволицах» торжествующе растекается по всему пространству. В этом странном месте даже трава клонится книзу, что уж говорить о старом сыщике, списанном с Мегрэ и поистрепавшемся так, словно у него за спиной не сорок лет службы, а на сотню больше. Но ты же помнишь, чужеземец, что глазам здесь доверять не стоит? Язык эмоций точнее, лишь он правдив, только он направит по мрачным застенкам. Неизбежно захочется развязки, и этот миг будет тянуться, интриговать и изводить, подкидывать версии и тут же опровергать их. С настоящим французским изыском эталонный триллер и чистопородный детектив развернут полотнище человеческого страха, и вот тут зрение пригодится, ибо каждый уголок, каждый кусочек захочется запомнить, впитать и насладиться.

Так создается классика, так она живет и так насмехается над самодовольным временем. Анри-Жоржу Клузо посчастливилось неоднократно взбираться по кинопленочной лыжне на творческий пик, но самый «дьявольский» из них выделяется на любом фоне. Как великолепная пьеса разлетается на цитаты сразу после представления, так и легендарная картина не устает давать уроки страждущим знаний, острых ощущений, или хотя бы любителям ответов о природе детективного мастерства. Не сомневайся, странник, в небольшом Аду ты найдешь то, что увлеченно ищешь и чего отчаянно желаешь.

15 декабря 2016

Французский триллер с элементами нуара

Классический нуар — явление в большей степени американское, чем европейское, однако и среди кинолент Старого Света встречаются достойные представители «черного кино». «Дьяволицы» — это в большей степени триллер с нуар-элементами, чем полноценный фильм-нуар, однако именно эти отличительные черты «черного кино» добавляют фильму атмосферы и таинственности.

Впрочем, даже сам сюжет не подкачал. Начинается история с того, что жена и любовница одного очень неприятного человека решают объединиться и отомстить ему. Их терзают сомнения и страх, однако они доводят дело до конца. И когда уже кажется, что все прошло гладко, начинают появляться странности, которые буквально сводят одну из героинь с ума… Сюжет здесь преподнесет еще немало сюрпризов и в целом он настолько хорошо, что даже сегодня, много лет спустя, в состоянии удивить современного зрителя.

Актерская игра героев и героинь также на высоте. Лично бы я отметил очаровательную Веру Клузо, которая играла была даже слишком хорошо для роли жены, обычно такие красивые актрисы играют любовниц.

На мой взгляд, «Дьяволицы» — один из лучших триллеров за всю историю Мирового Кино. Стильный, необычный и удивляющий — этот фильм запомнится каждому, кто решит с ним ознакомиться.. . А возможности для различной трактовки одних и тех же событий заставляют думать и размышлять о произошедшем даже после финальных титров.

9 из 10

25 апреля 2016

Хозяйка и директор элитной частной школы Кристина (Клузо) и её подруга-учитель Николь (Синьоре) больше не могут выносить издевательства и мерзкий характер Мишеля (Мёрисс) — мужа первой женщины и любовника второй. Он вмешивается в жизнь школы, хамит учителям, несправедливо обижает детей, напивается, и вообще считает себя здесь хозяином. Доведённые до ручки Кристина и Николь решают избавиться от Мишеля, утопив его в бассейне. Однако вскоре становится понятно, что всё идёт не по их плану.

Фильм «Дьяволицы» поставлен по мотивам детективного романа «Та, которой не стало» французского творческого тандема «Буало — Нарсежак». Известно, что права на экранизацию этого произведения хотел приобрести сам Альфред Хичкок, однако Клузо обогнал его буквально на несколько часов. Есть все основания полагать, что впоследствии Хичкок более пристально следил за этими писателями, так как уже через несколько лет снял по их новому роману одну из своих лучших картин «Головокружение». Но вернёмся к «Дьяволицам».

Анри-Жоржу Клузо удалось снять практически эталонный для того времени психологический триллер, в котором присутствует лихо закрученная детективная интрига, несколько сцен «мучительного» для нервов саспенса и неожиданная (по-крайней мере, для того времени) концовка. В конечных титрах даже присутствует просьба к зрителям, не рассказывать детали финала тем, кто ещё не смотрел этот фильм (забавно, что примерно в то же время и примерно те же слова произносили театральные актёры в конце известного спектакля по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка»). Конечно, в XXI веке финал не кажется таким уж неожиданным, видали мы развязки и позаковырестей. Однако выбрать один из двух-трёх очевидных вариантов до самого конца не представляется возможным. Да и не в развязке дело, а в том как умело режиссёр нагнетает обстановку ужаса, в которую оказались втянуты две главные героини.

Мне не очень понравилось как сыграла исполнительница роли Кристины актриса Вера Клузо. Не хочется делать глубокие выводы об её таланте, основываясь на крохах биографии из Википедии, но по-моему сам факт того, что Вера начала сниматься в кино только в возрасте 39 лет и только в фильмах своего новоиспечённого мужа Анри-Жоржа, уже говорит о многом. Я не поверил ни её страху, ни её истерикам. А вот Симона Синьоре классно изобразила несколько хамоватую «бой-бабу» с тяжёлой судьбой и стальными нервами. Также «омерзительно» хорош и Поль Мёрисс — жертва женского заговора.

Я не могу советовать картину «Дьволицы» всем и каждому, но, на мой взгляд, это весьма пристойный образец психологического триллера, даже без скидок на время его создания. Сюжет интересный и динамичный, саспенс в конце прекрасный, а развязка, как минимум, любопытная.

8 из 10

23 июня 2015

Средь мира дольного для сердца вольного… Н. А. Некрасов

Ух, какой фильм! Любо-дорого посмотреть! И если не с первых минут, то по истечению минут эдак 40, становится так интересно и ты ловишь себя на мысли, что старина Альфред Хичкок не случайно хотел приобрести права на роман Буало и Насержака. Да, он всем свои существом чуял, что картина может быть классной. Что в принципе и произошло. Да. И не хуже, чем в лучших фильмах сэра Альфреда. Нисколько не хуже. Анри-Жорж Клузо и компания постарались на славу и в грязь лицом не ударили. Не знаю, будет ли преувеличением, но я бы эту картину отнёс к жанру нуар, к лучшим его представителям.

Итак, частная школа. Школа для мальчиков. Подростки шумят, бузят, ведут себя, как и подобает их возрасту. Но, как сказал бы герой Георгия Буркова, сейчас не об этом. О чём же ? Да о том, что директор этой самой школы, просто исчадие ада. У него такая милая и симпатичная жена, а он издевается и унижает её прилюдно. Разве это дело ? Разве это по-мужски ? Более того, у него есть любовница и связь с последней он не скрывает. В общем сущий монстр. И ведь не на свои гуляет, на чужие, собака серая. Но злодею и этого мало.

Видя страдания Кристины или Кри-Кри, как её называет муж, Николь (Симона Синьоре) решает помочь бедной женщине и отправить её супруга и своего стало быть любовника в путешествие в один конец, то есть к праотцам. Кри-Кри (Вера Клузо) сомневается, мечется, и… уступает настойчивости своей коллеги по работе. Завязка есть, теперь дело за малым…

И начинается самое интересное. Фильм захватил, зажал в тиски и ты уже неотрывно следуешь за всеми его участниками и событиями. Несмотря на то, что Кристина поддалась на уговоры Николь, ты ей симпатизируешь. А кроме того, безумно хочется узнать, чем дело кончится. Ну, а последние минуты, финальные сцены, это сумасшедше прекрасная игра Веры Клузо. Для меня это откровение. Нет ни тени и намёка на фальш, равно, как и у других действующих лиц. Но Вера просто Супер! Браво! Готов кричать долго и долго! Одно меня огорчает, что актриса напророчила этой картиной себе смерть от сердечного приступа. Ей бы жить и жить, и дарить людям свет своими работами.

Поль Мёрисс тоже понравился, не как герой разумеется, а как сыграл злодея. Очень хороший актёр. Если в «Электрической вдове» он не проявил в силу сюжета весь свой потенциал, то в этой картине, отведённого ему времени вполне хватило, чтобы создать идеальный отрицательный образ. Что до Симоны Синьоре, то она как всегда хороша и безупречна. Да и ещё. Возвращаюсь к последним минутам фильма. Мне было страшно, не побоюсь в этом признаться. Вот такое вот оно кино! Высший балл и в список любимых фильмов!

10 из 10

9 июня 2015

НА ГРАНИЦЕ СЕРДЕЧНОГО ПРИСТУПА

Фильм-нуар возник в конце 20-х, и его снимали отнюдь не только англичане, но и вполне себе немцы и французы. Расцвет жанра пришелся на 40-е-60-е годы, и рецензируемая картина как раз попадает под данный временной отрезок. На деле — «Дьяволицы»(1954) — классика французского кино подобного направления, по которой американцы даже сняли свой ремейк под названием «Дьявольщина»(1996). В нем Изабель Аджани играла в паре с Шарон Стоун, а роль мужа героини Аджани исполнял Чазз Пальминтери.

Если с «Дьявольщиной» я был уже давно знаком, то с первоисточником ознакомился сравнительно недавно. Как известно, фильм снят по роману Буало — Насержака «Та, которой не стало». На деле, Буало — Насержак это творческий тандем, который составили писатели Пьер Буало и Тома Нарсежак. Начиная с 50-х и вплоть до 90-х они написали целую кучу романов, но «Та, которой не стало» признается лучшим произведением начального периода. Этот роман есть в очень достойном русском переводе. Гуглите.

Анри Жорж-Клузо по счастливому стечению обстоятельств предвосхитил покупку прав на экранизацию книги у Альфреда Хичкока, и в целом, думаю, «великий и ужасный» британец не смог бы экранизировать книгу лучше Клузо, потому что последний, сам прекрасный сценарист, как нельзя лучше произвел адаптацию данного литературного произведения. К тому же, мы возможно бы никогда не увидели замечательный фильм Хичкока, вышедший в этом же году — «Окно во двор»(1954).

Сюжет приводит нас в одну из французских частных школ, в которой увядает молодая женщина Кристина. Она подвергается постоянной тирании со стороны супруга — Мишеля, и ее единственной отдушиной, за которую она цепляется в своем адском существовании является ее подруга Николь, преподающая здесь же. Когда градус кипения достигает высшей точки, они решаются на крайнюю меру, а именно убить Мишеля, и скрыв тело, продолжать спокойно жить дальше. Но, осуществив свое намерение, они сталкиваются с еще большим кошмаром. Кристину преследуют настойчивые и пугающие доказательства, что муж, труп которого они притопили в бассейне, продолжает преследовать ее. То его призрак замечен в окне на заднем фоне на общей школьной фотографии, то тело внезапно исчезает из бассейна. К тому же, к расследованию подключается местный детектив в отставке…

Несмотря на то, что сюжет мне был известен в мельчайших подробностях, смотреть фильм было все равно интересно. Тем более, что американский и французский фильмы отличаются несколькими мелкими деталями.

Вера Клузо (Кристина) являлась женой режиссера Анри Жоржа-Клузо, и снялась в его нескольких фильмах. К сожалению, она сравнительно рано умерла, но ее актерский талант несомненен.

Симона Синьоре (Николь) пожалуй, здесь самая известная актриса. Несмотря на немецкое происхождение, снялась более чем в шестидесяти картинах преимущественно французского и итальянского производства. Здесь играет очень здорово, постоянно курит сигареты и в острые моменты изображает стальной взгляд на застывшем восковом лице. Кстати, в 1960-м за лучшую женскую роль в фильме «Путь наверх»(1958) она получила «Оскар».

Черно — белые тона только сгущают атмосферу, делая фильм еще более насыщенным внутренними тенями. Смотреть или нет — странный вопрос. Однозначно смотреть, и получать удовольствие.

8 марта 2015

Совесть — это внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит (с)

И правила сайта, и финальные титры запрещают раскрывать главный сюжетный поворот фильма, а без этого говорить о нём ой как непросто… Что ж, придётся обходиться только самым началом да намёками.

Драма разворачивается в декорациях частной школы, немногочисленный персонал которой — люди вполне опустившиеся, а ученики ка-то подчёркнуто порочны, хоть и составляют только фон. Владелица школы — Кристина, но управляет ею её муж Мишель. Он испытывает довольно очевидное удовольствие, публично унижая жену, и при этом требует, чтоб она вела себя пристойно и не позорила его. В частности, всем, включая, кажется, учеников, известно, что его любовница — учительница Николь. Однако и ей Мишель стал изменять. Религиозные принципы не позволяют Кристине развестись — и вот Николь, объединённая с нею ненавистью к Мишелю, предлагает убить его…

В основе фильма лежит, в сущности, та же концепция, что у «Сердца-обличителя», помноженная на взаимное недоверие и неприязнь двух женщин, не имеющих причин симпатизировать друг другу и оказавшихся в положении Макбета и его жены… Напряжённое ожидание меняет модус, но не ослабевает весь фильм: сперва это подготовка, затем — мучительное «когда же найдут» и, наконец, обречённое «что ещё откроется, когда же он всё узнает». Благодаря такой вариативности зритель не может к нему привыкнуть, и эффект не ослабевает. Фактически, мы будто смотрим три триллера — результатом становятся не всегда хорошо проработанные и будто ведущие в никуда сюжетные линии, однако в «Дьяволицах» главное — атмосфера, и такие детали замечаешь только после просмотра.

Я хотел было похвалить актёров, но понял, что, хотя их игра не вызывает никаких нареканий, но хвалить её как-то неудобно: глубины в персонажах нет, и Вера Клузо, в сущности, играет только забитость и обмороки, Шарль Ванель — ехидную улыбку… Актёры хороши, но сценарист и режиссёр мало им дали работы.

В целом «Дьяволицы, несомненно, заслуживают просмотра — это яркий фильм и по-настоящему сильный триллер. Может, не очень глубокий — но его достоинства это искупают.

25 марта 2014

Клузо — Les diaboliques

Анри-Жорж Клузо снимал эту картину после всемирного успеха «Платы за страх». Думаю, что знаменитый перфекционист поставил себе цель снять фильм не хуже, чем предыдущий и взялся за психологический триллер, в очередной раз «вторгшись» на территорию Альфреда Хичкока.

В успехе «Дьяволиц» многое предопределил потрясающий сценарий, основанный на романе гениальнейших Буало и Нарсежака. Кстати, через несколько лет по их произведению один талантливый британец снимет «Головокружение», но это уже совсем другая история.

Клузо в своем привычном стиле создает собственную модель мира. В детском пансионе, являющимся центром событий, все подчинено определенной логике. Шаг за шагом мы проникаемся в быт обитателей этого места, по ходу оказываясь посвященными в детали готовящегося убийства.

Собственно, картина проигрывает в динамике, которая по полной программе компенсируется напряжением. Конечно, концовка сейчас кажется вполне предсказуемой. Думаю, что она казалась предсказуемой и в те годы. Ведь, задолго до создания «Дьяволиц» вышли «Газовый свет», «Ребекка», «Под знаком Козерога».

Поэтому, помимо сюжетных формул Клузо предложил на суд зрителей просто потрясающую актерскую игру и возможность весьма неоднознаных интерпретаций.

Симона Синьоре блистает в главной роли. Она изображает настоящую хладнокровную хищницу. Все остальные актеры просто дополняют ее, но делают это умело. Вера Клузо, Шарль Ванель, Пол Мёрисс — просто великолепны.

Другое дело, что за кадром остается природа привязанности двух героинь. Последующие фильмы Клузо (особенно Пленница) дают все основания для того, что он предполагал самые смелые интерпретации причины их связи.

Но более всего меня поразил открытый финал фильма. Ведь, на самом деле, строго говоря, мы можем только предполагать чем завершилась история.

Однако я думаю, что «Дьяволиц» слишком перехвалили. Картина получилась яркой и интересной, но она во многом пересекается с «Набережной ювелиров». Ну а если анализировать творчество Клузо в целом, то она явно уступает «Плате за страх» и «Манон».

В итоге: Клузо на равных соперничает с Хичкоком на его «сюжетной» территории. Закрученный триллер о неоднозначных взаимоотношениях мужчины, его жены и любовницы, получился оригинальным и во многом неожиданным.

8 из 10

29 декабря 2012

Женщины

Мишель Деласаль — не самый приятный человек и любой, кто познакомится с ним поближе, сразу об этом пожалеет. Страдают от его невыносимого характера не только коллеги и ученики частной школы, директором которой он является, но и жена Кристина и его любовница Николь. Однажды они решают провернуть план идеального убийства своего благоверного, но, как известно, не бывает ничего идеального.

Фильм «Дьяволицы» снят в 1954 году знаменитым французским режиссером Анри-Жорж Клузо, мастером европейского нуара, взявшем за основу сюжета этой картины бестселлер Пьера Бойло и Тома Нарсежака. Фильм мощно сочетает в себе черты напряженного нуара и классического хоррора, рассказывая зрителям жуткую историю о мести, мести, в которой прекрасные сольные партии достались женщинам, Дьяволицам поневоле.

Симона Синьоре(Николь) и Вера Клузо(Кристина) восхитительно сыграли своих героинь, создав по-настоящему реалистичные и убедительные образы. Особенно выделяется Симона Синьоре, исполнившая в этом фильме одну из сильнейших своих ролей в карьере. Также нельзя не отметить Шарля Ванеля, блестяще исполнившего роль практически инфернального Мишеля.

Оператор Арман Тирар снял фильм в стильной и полной саспенса манере, умело нагнетая напряжение на всем его протяжении и даже в спокойные моменты создавая ощущение некой загадки и макабра.

Композитор Жорж Ван Парис написал к фильму отличный саундтрек, который идеально к нему подошел, мастерски играя на зрительских нервах.

Я рекомендую этот потрясающий фильм всем поклонникам классических фильмов ужасов, особенно европейских и всем любителям киноклассики.

10 из 10

25 декабря 2012

Сердечный приступ длиною в фильм

- Лучше умереть, чтобы этого не видеть!

- Умри, дорогая, умри. Только побыстрее…

Мишель Деласаль обладает мощнейшей отрицательной харизмой. Пронзительный взгляд, не терпящий возражений тон, несколько властных жестов — и вот уже приходится исполнять очередной его приказ. Страдают все без исключения, но особенно достается жене Деласаля Кристине и бывшей любовнице Николь. Работает вся эта троица в частной школе, поэтому большинство внутрисемейных разборок и унизительных сцен происходит прямо на глазах у детишек. Как же бороться с таким тираном? Выход один: в лучших традициях жанра «нуар» его нужно утопить, причем не где-нибудь, а в ванной, после чего сбросить тело в школьный бассейн, ведь тогда точно никто ни о чем не догадается. Этим и собираются заняться на досуге объединенные ненавистью к месье Деласалю Кристина и Николь.

Кинолента «Дьяволицы» представляет собой отличный пример искусного жонглирования жанрами. Вначале можно наблюдать традиционную инсценировку идеального убийства, в котором, как обычно бывает в таких случаях, все видится полностью распланированным, а затем в одночасье рушится. После загадочного исчезновения трупа Деласаля амплитуда окружающего напряжения делает резкий скачок и начинает расти экспоненциально. Нареченные режиссером «дьяволицами» Кристина и Николь, впервые в жизни отважившись на убийство, боятся теперь не только полиции, но и соседей по дому, школьного привратника, и, конечно же, самого Деласаля, который пропал без вести то ли живой, то ли мертвый. Здесь же режиссер немедленно подключает детективную завязку, а заключительная часть будет превращена в самый настоящий хоррор.

Если говорить о нуар-составляющей фильма, то общий пессимистический фон усугубляется тем, что у Кристины серьезные проблемы с сердцем, а переживаний на ее долю выпадает чрезмерно много, поэтому перманентный стресс больной девушки становится главной эмоцией ленты. Но основную роль в создании атмосферы все же играет город, где происходят события. Территория колледжа в контексте паранойи двух девушек напоминает теперь Догвилль Ларса фон Триера, где на первый взгляд все хорошо и спокойно, но стоит копнуть чуть глубже, и будет вскрыта инфернальная сущность тихого городка. Недаром это произведение Клузо часто трактуют так, будто дьяволицы с первых минут уже находятся в аду. Смущает лишь присутствие детей, однако по творчеству французского режиссера можно понять, что дети у него давно перестали быть символом невинности.

Анри-Жоржа Клузо называют «французским Хичкоком», и наиболее логичным было бы сопоставить двух авторов в том, что они умеют едва ли не лучше всего — напугать своими фильмами. «Чтобы создать саспенс, дайте зрителю больше информации» — слова британского режиссера. Например, в том же «Психо» мы узнаем о сумасшедшей старухе задолго до того, как детектив заходит в ее дом, что вызывает сильнейший страх ожидания; можно сказать, что Хичкок предпочитает отводить своей аудитории позицию «над схваткой». Клузо напротив, минимизирует количество доступной информации, заставляя зрителя ассоциировать себя с наиболее слабым и малознающим героем (в «Дьяволицах» это Кристина). При этом оба прекрасно знают, что и в какой момент нужно показывать в кадре: медленно открывающаяся со скрипом дверь, звуки шагов на лестнице, таинственный человек, лицо которого камера избегает показывать — подобные детали вкупе с продуманной игрой света и тени делают финальные минуты «Дьяволиц» столь жуткими, но также и являют собой почти полное цитирование последней сцены с преступником из «Окна во двор». В то же время, такие ленты как «Психо» и «Головокружение» сняты Хичкоком явно не без влияния триллеров Анри-Жоржа Клузо, так что понять, кто кого больше копирует, в этой блистательной паре мастеров не представляется возможным.

Последними эпизодами автор настолько бесцеремонно водит зрителя за нос, что это заслуживает отдельного описания. Пытаясь усидеть на двух стульях, Клузо обманывает, предлагая сначала предельно материалистическое решение исходной ситуации, а в самом конце оставляя сюжетную лазейку для любителей мистики и открытых финалов. Помогает осуществить эту авторскую задумку один из учеников колледжа, довольно неоднозначный персонаж, выступающий не то медиумом и проводником в мир иной, не то просто наглым фантазером. В итоге зритель оказывается брошен на произвол судьбы и сам вынужден решать, чем же является фильм «Дьяволицы»: пугающим рассказом об идеально спланированном убийстве или мистической историей с неопределенной концовкой.

23 июня 2012

Коварный план, превратившийся в череду маний, настигших героинь; скрытая лесбийская любовь двух разных по характеру женщин; и тайна, которой покрыт весь сюжет. Французский нуар, полный жесткого цинизма и давящих реалий — подходящая характеристика для фильма. Кристина и Николь — несчастные женщины, доведенные до отчаяния. Жизнь, обернувшаяся грязью, затянула их и довела до убийства, превратив в Дьяволиц. Но жертва вернулась, и словно неистребимое зло готова к мести.

Увлекающий сюжет сталкивается с испытанием временем: методы уже не столь эффектны, но по-прежнему великолепны. Клузо знатно посмеялся над школой и браком, но его юмор мало кто воспринял всерьез. Актрисы под его началом уверенны в своих образах, но видимо не понимали, что персонажи войдут в историю. Их игра натуральна, но идеальной называется с трудом. Рассчитанный под эксперимент, фильм стал признанной классикой, не лишенный признаков остроумия и иронии — неоднозначная трактовка финала прямо говорит об этом.

За ярко прослеживаемом пессимизмом скрывается вера в избавление и возможная [контр]месть, в которую так хочется верить. В сравнении, «Дьяволицы» шикарны сценарием и режиссурой, но до хичкоковского «Головокружения» им далеко.

29 апреля 2012

Пионерская страшилка про злую тётю

У ночного костра, под огромной луной…дети любят рассказывать вот такие страшилки. В черной-черной комнате черной-черной ночью сидят черные-черные люди и смотрят черно-белое кино. Две приличные женщины, которым периодически чудятся странные вещи, тащат плетеный гроб без колесиков, и везут его, и снова волокут по ступенькам. Ах, насколько было бы удобнее, если б гроб оказался тем самым пресловутым страшилочным гробом на колесиках… «Хотите? — смачно улыбаясь, вопрошает добрый мсье режиссер, — пожалуйста!» И точно, вот и он, такой знакомый с детства, беленький и блестящий! Эх, сюда бы еще красные перчатки! «Перчатки найти оказалось сложно. Чемодан подойдет?» — и вот уже главная «ля фамм», именно та, которую надо было с самого начала «шерше», пакует вещички в красный чемодан. И кто поручится, что у нее в кармане не запрятаны пресловутые красные перчатки-удушительницы?…

У — подозреваю, либо женоненавистника, либо отъявленного казановы — Озона было 8 женщин, и ни к чему хорошему это не привело. Здесь женщин всего две, и результат так же плачевен. Две диаметрально противоположные дьяволицы, белая и черная, мощная и хрупкая, здоровая и больная, мадам и «несовершеннолетняя», плюс и минус, находятся в самом центре обиталища непривлекательных, стареющих, да и просто отвратительных мужчин, и даже дети элитной частной школы — сплошь мальчишки a la республика ШКИД. Формула «Шерше ля фамм» срабатывает в этой задачке-страшилке безупречно. Все коварные планы, все хитрости и уловки…укоризненный Христос с иконостаса Кри-Кри лишний раз напоминает: мол, берегитесь сосуда диавольского, и не дай бог вам оказаться главным героем страшной полуночной истории… Живым не выберетесь.

Или выберетесь?! Ах, мсье режиссер, ну и шутник же вы! «Отдай мое сердце!» — «Сердца нет. Забери пока рогатку, несносный мальчишка…»

27 марта 2012

Приключения трупа-невидимки или нуар по-французски

Получивший в 1953 году «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильм «Плата за страх», режиссер Анри-Жорж Клузо выпускает спустя два года не менее блистательную картину под весьма броским названием «Дьяволицы», снятую по роману «Та, которой не стало» Пьера Буало и Тома Нарсежака. Фильм изобилует различными приемами кинофелии: от слепого подражания Альфреду Хичкоку (которому, кстати, предлагали снять данный фильм), до осознанного заимствования стилистических изысков весьма распространенного тогда на Западе жанра нуар. Однако эти элементы вплетены в фильм настолько искусно, что не в коем случае не вызывают подозрения в его творческой несостоятельности, скорее, наоборот, подчеркивают восхищение Клузо своими американскими коллегами. Зритель получает в свое распоряжение неоднозначное кино, которое с удовольствием будет перебрасывать его от почти физического напряжения до гомерического хохота и далее, к леденящему кровь ужасу. Переходы эти сделаны настолько плавно, что вы даже не заметите их, погрузившись с головой в сюжет фильма.

Мишеля Деласаля нельзя назвать хорошим человеком. Являясь директором частного учебного заведения, он вызывает неприязнь у своих учеников и коллег по работе из-за скверного характера, а его тирания по отношению к жене и нежелание пойти на развод, вынуждают несчастную женщину предпринять крайние меры, а именно раз и навсегда избавиться от супруга-деспота. Помочь ей вызывается подруга по имени Николь, бывшая любовница Мишеля, имеющая к нему личные счеты. Воспользовавшись удобным случаем, женщины убивают своего «общего возлюбленного» и обставляют все, таким образом, будто он погиб по своей вине. Однако им не дано было знать, что покойник не захочет быть покойником — исчезнувший труп Мишеля начинает вести себя как вполне живой человек, чье присутствие становится настолько осязаемым, что «дьяволицам» уже не до разработанного ими плана: одна пытается сбежать, другая сдаться полиции…

Идея свести вместе Симону Синьоре и Веру Клузо замечательна. Диаметральная противоположность актрис, как в плане внешних данных, так и актерского исполнения, подчеркивает разницу их экранных героинь, совершающих на глазах зрителя хладнокровное преступление. Если первая предстает в образе расчетливой, бессердечной стервы, по сути, подтолкнувшей подругу убить мужа, то вторая вызывает сплошь сочувствие к своей больной и хрупкой натуре со слабым сердцем.

Режиссер виртуозно играет со зрителем, превращая триллер о предумышленном убийстве в самый настоящий фильм ужасов, черно-белая гамма которого, лишь усиливает эффект неописуемого кошмара, в который сами того не осознавая попали главные героини. В одной из финальных сцен, «дьявольщина», происходящая на экране, начнет зашкаливать все мыслимые нормы — вы не за что не забудете эти тени на стене, скрип деревянных полов, постукивание печатной машинки…

Финал картины может поразить, ввести в ступор, лишить дара речи, но в любом случае не оставит равнодушным. Смотреть его людям со слабым сердцем не рекомендуется — есть риск не увидеть финальные титры. Причем финальный твист, придуманный авторами картины, оставит лазейку в возможности по-разному трактовать смысл фильма.

Помню, когда впервые посмотрел фильм (мне было тогда лет 12), он показался мне невероятно зловещим. Я много ночей подряд не мог уснуть, прокручивая в голове сюжет фильма, особенно его концовку. Сказать, что мне было не по себе — это значит, ничего не сказать. Пересмотрев картину спустя многие годы, я, ставший к тому времени прожженным, циничным киноманом, уже не нашел ее такой страшной. Удивительно, но, она начала казаться мне невероятно смешной. Ведь в фильме действительно очень много юмора, нужно просто разглядеть его.

Об актерской игре Симоны Синьоре писать как-то неудобно: она во всех своих фильмах гениальна и абсолютно недосягаема для остальных — хочется выделить двух других актеров: это Вера Клузо, супруга режиссера, сыгравшая Кристину и Шарль Ванель, исполнивший роль дотошного детектива. Оба снимались в предыдущем фильме режиссера «Плата за страх».

В 1996 году Голливуд не удержался и снял одноименный римейк с участием Шэрон Стоун и Изабель Аджани, который получился настолько жалким и никудышным, что одно лишь упоминание его в данной рецензии кажется кощунством по отношению к оригиналу. Однако, мне все таки пришлось это сделать, дабы зритель, заинтересовавшийся шедевром Анри-Жоржа Клузо, не перепутал его с современной подделкой.

9 из 10

7 октября 2009

Ужасы Дьяволицы появился на свет в далеком 1954 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анри-Жорж Клузо. Кто играл в фильме: Симона Синьоре, Вера Клузо, Поль Мёрисс, Шарль Ванель, Жан Брошар, Пьер Ларке, Мишель Серро, Тереза Дорни, Ноэль Роквер, Ив-Мари Морен, Жорж Шамара, Жак Варенн, Камилла Герини, Жак Иллинг, Аминда Монтсеррат.

Страна производства - Франция. Дьяволицы — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.