Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ад в открытом море |
английское название: |
Hell and High Water |
год: | 1954 |
страна: |
США
|
слоган: | «29 men and one woman ... in the captive world of a submarine !» |
режиссер: | Сэмюэл Фуллер |
сценаристы: | Дэвид Хемпстед, Джесси Ласки мл., Сэмюэл Фуллер |
продюсер: | Раймонд А. Клун |
видеооператор: | Джозеф МакДональд |
композитор: | Альфред Ньюман |
художники: | Лелэнд Фуллер, Лайл Р. Уилер, Травилла, Стюарт А. Рейсс, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Джеймс Б. Кларк |
жанры: | боевик, триллер, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Этот фильм подкупает своим сюжетом. Ни много ни мало нам показывают частный случай военной провокации, которая имеет существенное значение для обеспечения мировой безопасности. Это вот сейчас нам уже несколько десятилетий снимают фильмы самой разной художественной ценности о террористах планирующих передел мира и готовящих серию масштабных катастроф. А для того времени подобные темы были весьма остры. Нужно учитывать, что информационный ландшафт распределялся качественно иначе и демонстрация странных китайских коммунистов могла быть расценена как тотальная пропаганда.
Впрочем, Фуллер в очередной раз создает нечто здорово отличающееся от классического пропагандистского фильма. И решают тут все детали. Во-первых, нужно отметить то, что про злодеев тут не было никаких подробностей. Лишь в конце ленты будут несколько предложений, характеризующих проблему, слова о провокации. Все. Во-вторых, персонажи врагов в это ленте лишены каких-либо деталей. Просто мы узнаем, что их действия направлены во зло. Ну и наконец, Фуллер лишает нас такого важного для многих пропагандистских фильмов свойства, как обобщение. Ну вот невозможно сказать, что все китайцы плохие. Ибо в картине есть и хорошие китайцы, которые вполне уверено помогают героям.
Разве такой должна быть пропаганда? И действительно, фильм хоть и рисует неприглядные картинки, но не более, чем в рамках тогдашнего геополитического расклада. Избегая перегибов. А такой баланс выдержать в те годы в американском кино могли далеко не многие.
Как следствие на выходе вышла актуальная напряженная лента о мужественных людях, долгое время проводящих в тесных коридорах подводной лодки. Тут будет и страсть (женщина на борту гарантирует подобные конфликты), будет харрасмент, будут споры, будет и военная удаль. Достаточно лишь просто взглянуть в глаза Риарду Уидмарку — этот парень точно покажет как нужно действовать в сложной ситуации. И, кстати, такой образ очень точен. Его герой всячески старается обезопасить себя и экипаж от рисков, но когда дело доходит до реального конфликта, то ни о каких шагах в сторону или распределениях ответственности речи нет. Он ведет себя практично и отважно. Такого прагматизма очень не хватало героям похожих остросюжетных лент. Обычно их описывали слишком уж односложно.
Из недостатков ленты я бы отметил некоторое провисание в первой половине. Первая часть путешествия оказывается смазанной, поскольку практически нет значимых событий. Разве что сексуальные приставания к даме и последующая за этим резкая размолвка. Однако, напряжение и сосредоточенность всего экипажа приближает нас к реалистичности. На практике, случись подобное первая половина рейса действительно прошла бы без особых происшествий, но с переизбытком напряжения. И еще, выходит так, что «провисание» в первой половине фильма лишь усиливает кульминацию.
Так что, перед нами вполне эффектный жанровый фильм, который может несколько ввести в заблуждение неоднородным темпом. Но эффектный финал в любом случае гарантирован.
8 из 10
6 января 2019
«Ад в открытом море» — седьмая по счету и первая цветная картина Фуллера, не выделяющаяся из массы пропагандистских коммерческих лент эпохи маккартизма. Вновь, как и в прошлых работах Фуллера, внимание сосредоточено на взаимоотношениях внутри закрытой группы на ограниченном пространстве, но в отличие от «Проклятых» Клемана, где действие разворачивалось на реальной субмарине, в этой ленте не удалось скрыть павильонные съемки: детали декораций в той или иной мере заметны.
Колористическое решение фильма выполнено в традициях кино тех лет: подчеркнуто загорелые тела, яркий, контрастный синий цвет моря. Р. Уидмарк во второй раз (первый — в «Происшествии на Саунт-стрит») снимается у Фуллера в главной роли, на этот раз — в образе капитана подлодки с тем же весьма ограниченным набором актерских возможностей, не утруждая себя работой над характером, который не отличается психологической глубиной.
Снимая как всегда с ограниченным бюджетом и привлекая второсортных актеров, режиссер на этот раз не высвобождает мощную визуальную энергию из скудного повествования посредством острого монтажа: в «Аду в открытом море» приоритетными становятся средние планы большой продолжительности, что сильно замедляет ритм, обескураживая зрителя, привыкшего к молниеносному темпу фуллеровских лент.
Вялость нарратива первой половины фильма ближе к середине сменяется остросюжетными поворотами (особенно в сцене с нехваткой воздуха), наконец-то заставляя зрителя сопереживать. Однако, большую часть экранного времени опытный синефил, видавший-перевидавший триллеров самого разного уровня, скучает, рассеяно следя на повествованием о героических усилиях бравых американских военных по предотвращению ядерной войны, пафосность которых взвинчена, ко всему прочему, невыносимо напыщенной маршевой музыкой.
В одну из самых трудных для кинематографа эпох (период «черных списков, охоты на инакомыслящих) Фуллер не сидел без дела, работая как опытный ремесленник, берясь за любой сюжет, отвечавший его художественным пристрастиям: военный или героический антураж, пристальное внимание в отношениям внутри коллектива, изображение подвига как плода слаженных совместных усилий, демонстративное обнажение формальных приемов.
Но именно последний компонент, делающий практически любую ленту Фуллера в глазах синефила занимательным стилевым упражнением, в «Аду в открытом море» полностью отсутствует, что превращает эту картину в заурядный пропагандистский антикоммунистический памфлет, значительно уступающий по техническому исполнению ранним фильмам «бондианы». Картина заслуживает внимания исключительно по одной причине — еще раз восхититься необъяснимой способности Фуллера сымитировать визуальную эффектность дорогостоящего экшна, используя для этого чрезвычайно ограниченный бюджет.
22 декабря 2015