Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свадьба с приданым |
год: | 1953 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Татьяна Лукашевич, Борис Равенских |
сценарий: | Николай Дьяконов |
продюсер: | М. Левин |
видеооператоры: | Николай Власов, Семен Шейнин |
композиторы: | Николай Будашкин, Борис Мокроусов |
художник: | Александр Жаренов |
монтаж: | Гали Славатинская |
жанры: | комедия, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 декабря 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
А смотрится как кинофильм, изредка небольшим набором локаций и явно декоративной натурой напоминая о том, что действие происходит на сцене. Настолько вся «театральность» оправдана характерами актёров и сценарно оправданными ходами сюжета. Даже песни и пляски выглядят органично и вовремя вставленными. О песнях отдельно — органика их в конкретных текстах соответствующих действию. Не просто на тему, а точно передающих состояние. Далее — игра актёров. Нет ощущения театральной подачи, плюс хорошая, кинематографичная работа камер — вопрос куда это уйдёт в последующие годы? Или мне пока не встретились настолько достоверные телеспектакли тех времён. А в 50х это уже второй, первый — иного жанра и другого театра — «Хозяйка гостиницы» 1956г. (Вспомнил один достойный — «Здравствуйте, я Ваша тётя!»). Только в конце Союза как бы всплеск опять отличных телеспектаклей — «Живой труп» 1987г., как пример.
По построению сюжета — первый акт очень динамично, ярко, я бы сказал — искромётно. Авторам удалось вплести в действие и «старую» деревню и деревню «новую». Т. е. показать и старые традиции, и суметь отобразить новые интересы людей. Причём, не как с агит-плаката, а пройти по тоненькому лезвию между необходимой пропагандой и «жизненностью» сцен.
Второй акт начался не менее прекрасно с песен и танцев, рабоче-личностных конфликтов. Потом опять личностные вздохи. Опять производственный конфликт, опять вздохи и чуть-чуть песен и танцев. Не обошлось без духо-скрепной общей песни — авторы добавили елея, но в целом обошлись без «сахарения мёда». В общем за первый акт 7, за второй 6 — уж больно ситуация монотонна растянута по времени, без каких-то заметных «хуков» для внимания.
7 из 10
10 апреля 2019
«Хвастать милая не стану, знаю сам что говорю: с неба звездочку достану и на память подарю! Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив, или я в масштабах ваших недостаточно красив?»
Фильмы советской эпохи неотделимы от истории страны. Меньше всего лент снималось в СССР в период так называемого «сталинского малокартинья», когда Сталин в 1950 году решил, что в киноиндустрии должен действовать ленинский принцип «лучше меньше, да лучше». В эти годы на широкий экран выходит множество фильмов-спектаклей, среди которых встречаются настоящие жемчужины. Вместе с тем, середина 50-х — это время перемен. Страна поднимается из руин после страшной войны. Она, словно Феникс, возраждается из пепла — строятся дома, поднимаются деревни, восстаначливаются целые города. И кино в полной мере отражает все эти перемены.
«Мне б ходить не унывая мимо вашего села, только стёжка полевая к вам навеки привела. Ничего не жаль для милой, и для друга ничего. Для чего ж ходить вам мимо, мимо взгляда моего?»
Пьеса «Свадьба» была написана советским коми драматургом и режиссёром Николаем Михайловичем Дьяконовым в 1949 году. Её постановка в Московском театре сатиры была удостоена Сталинской премии третьей степени (1951). Немалая заслуга в этом Анатолия Глебовича Глебова — его перевод пьесы сделал её именно такой, какой её привык видеть советский, а затем и российский зритель. Киноверсия спектакля появилась в 1953 году после ошеломляющего успеха музыкальной комедии в постановке Московского театра Сатиры. Специально для спектакля поэт Алексей Фатьянов написал три песни: «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоём» и «Хвастать, милая, не стану» («Куплеты Курочкина»). Музыку к песням написал Борис Мокроусов.
«Я работаю отлично, премирован много раз. Только жаль, что в жизни личной очень не хватает вас! Для такого объясненья я стучался к вам в окно — пригласить на воскресенье в девять сорок пять в кино.»
Борис Иванович Равенских спектакль ставил, но чтобы сделать из него киноверсию, пригласили кинорежиссёра Татьяну Николаевну Лукашевич, имевшую за плечами подобный опыт работы. В результате на широкие экраны страны вышел изумительный музыкальный комедийный художественный фильм-спектакль. В 1972 году он был реставрирован. Изначальная версия сократилась на несколько минут, но зритель этого не заметит, потому что на фоне песен и плясок подобные огрехи совершенно не заметны. С выходом ленты на широкий экран количество желающих прикоснуться к чудесной музыкальной комедии выросло в разы, перевалив за 50 миллионов. Оно продолжает постоянно расти, потому что появляются те, кто впервые открывает для себя этот удивительный кино-театральный мир.
«Из-за вас, моя черешня, ссорюсь я с приятелем. До чего же климат здешний на любовь влиятелен. Я тоскую по-соседству, и на расстоянии, эх! без вас я как без сердца жить не в состоянии…»
О каждом персонаже этой увлекательной истории можно говорить долго и с упоением, потому что здесь нет второстепенных или не главных персонажей. Нет по той простой причине, что удали кого-либо — сразу образуется ничем не заполняемая пустота. Разве можно назвать Фёдора-гармониста (Михаил Дорохин) второстепенным? Да ведь на нём держится весь музыкальный колорит! А бойкая, вёрткая, колючая Люба Бубенчикова (Галина Кожакина) — разве она на вторых ролях? А мудрый дед Авдей Спиридонович (Владимир Дорофеев)? Разумеется, зритель вправе распоряжаться своими предпочтениями. Вполне возможно, что Максим Орлов (Владимир Ушаков) может показаться чуточку «картонным», а Ольга (Вера Васильева) — излишне резкой, прямолинейной и даже грубой. Что поделать — такие у них персонажи: «безгрешные» бригадиры из разных колхозов. Однако есть персонаж, к которому, с какой стороны ни подойди — одни положительные эмоции. Это Николай Курочкин (Виталий Доронин) — душа-человек, хоть и безалаберный. Зато какая от него исходит энергетика! Настоящий человек-праздник! Грустить может не больше пяти секунд кряду, но каков весельчак! Вместе с бесподобной Лукерьей Похлёбкиной в исполнении неподражаемой Татьяны Пельтцер они образуют поистине уникальный чудо-дуэт. Талант в любом обличии — талант, одень его хоть в золото, хоть в лохмотья. Такое кино — как бесценный эликсир. Как эликсир жизни: смотришь его — и хочется жить…
«Если надо пройти все дороги-пути — те, что к счастью ведут, я пройду: мне их век не забыть! Я люблю тебя так, что не сможешь никак ты меня никогда, никогда, никогда разлюбить…» («На крылечке твоём, каждый вечер вдвоём…» слова А. Фатьянов, музыка Б. Мокроусов)
15 декабря 2016