Лето с Моникой
Sommaren med Monika
7.5
7.5
1953, мелодрама, драма
Швеция, 1 ч 32 мин
18+

В ролях: Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Аке Фриделль, Наэми Брисе, Оке Грёнберг
и другие
Юные Моника и Харри бегут из унылого Стокгольма на остров Орнё. В этом райском уголке они проводят самое счастливое лето, занимаются любовью и мечтают о семейном счастье. Но приходит осень, и героям приходится вернуться в город — к той самой реальности, от которой они столь страстно мечтали сбежать.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Лето с Моникой

английское название:

Sommaren med Monika

год: 1953
страна:
Швеция
слоган: «Ingmar Bergman's Daring, Different and Controversial Prize Film of a Restless Generation!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Гуннар Фишер
композиторы: , , ,
художник: Пер Аксель Лунгрен
монтаж: ,
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 484000
Мировые сборы: $14 316
Дата выхода
Мировая премьера: 9 февраля 1953 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Лето с Моникой», 1953

Видео: Трейлер (Лето с Моникой, 1953) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Фрагмент (Лето с Моникой, 1953) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Лето с Моникой», 1953

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лето с Моникой», 1953

«Лето с Моникой» и матриархат: Как Ингмар Бергман снял фильм о современной России?

Фильм «Лето с Моникой» 1953-го года. Какой он? Сентиментальный? Живой? Трагичный? Ответ один — да. Эта картина объединяет в себе все сразу.

Поначалу режиссерский почерк Бергмана не узнается. И трудно поверить, что действие происходит в холодной Швеции, а не в теплой и солнечной Италии. Перед нами главный герой — наивный мальчуган Харри, еще не успевший познать женский пол. Он встречается с красивой и обворожительной девушкой по имени Моника.

Красивое личико юной девушки ловко скрывает ее отнюдь не светлую душу. Моника умело играет на чувствах не оперившегося птенца и сразу же привязывает его к себе. Изолированный от собственной семьи, не имеющий круга близкого друзей и замкнутый в собственном одиночестве, Харри становится легкой мишенью для неблагочестивой девушки.

Главный герой переживает кризис мужской идентичности, что вполне естественно для его подросткового возраста. Его внутренняя слабость, эмоциональная оторванность от всего окружающего становится главным фактором привязанности к Монике.

По причине всего этого она врастает корнями в его личность и занимает в ней доминирующее положение. Ее эмоции — это его эмоции. Причем ее эмоциональная изощренность преследует самые неблагие мотивы. В которых, возможно, героиня даже сама себе не отдает отчет. Она становится хитрым поводырем в их отношениях.

Моника — это «роковая женщина», отправившаяся со своим «суженым» в некий Эдемский Сад. Конечно, это кажется слегка фантастичным: как можно провести три месяца вдвоем, в полной изоляции от цивилизации? Впрочем, если опустить данную логическую формальность и попробовать взглянуть иначе, то можно заметить следующее.

Режиссер хотел обратить внимание на момент внутреннего очищения героев от всех внешних условностей (быт, семья, работа и прочее) и зафиксировать его мимолетность. Это момент, в котором нет прошлого и будущего. В котором Монику не назовешь «шлюхой», а Харри — «щенком».

«Роковая женщина» — это всего лишь стереотип, индивидуальная реакция на агрессию окружающего мира, его неспособность признать Монику и понять ее. Поскольку на необитаемом острове, символизирующим собой Эдемский Сад, нет таких условий, то у героини отпадает необходимость демонстрировать собственную «персону» — то есть подстраивать собственную личность под те или иные внешние категории и вырабатывать на них ответ.

Эту идею Бергман кульминационно развил в своем одноименном фильме «Персона» 1966 года. Понятие «персоны» принадлежит швейцарскому психологу Карлу Густаву Юнгу, оппоненту Зигмунда Фрейда. Под ним подразумевается социальная роль, требуемая от личности под давлением авторитета общества. Это те самые пресловутые повседневные «маски», которые каждый из нас носит на работе, в гостях, дома и в семье.

«Персона» Моники — ее блуд, усугубляющийся с каждым разом, когда ее высмеивают как блудницу. Это замкнутый круг, из которого нет выхода в тех условиях, в которых они появились.

В процессе просмотра от картины веет этаким итальянским романтизмом. Даже вспоминается Федерико Феллини и хочется задать вопрос: А не он ли на самом деле снял «Лето с Моникой»? Танцы, веселье, улыбки и пляски — все это разом напоминает итальянское кино. И только трагичный разворот событий ближе к концу уже дает понять, что перед нами — Ингмар Бергман.

Грустный взгляд в камеру, безысходность в глазах и лицо, отражающее глубокую душевную рану. Здесь начинается фирменный почерк Бергмана, настоящий задел на психологизм.

«Лето с Моникой» - это старый, но несложный фильм. Его сюжет сентиментален и прост. И мораль представлена весьма тривиально - по типу: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Хотя нет ничего проще, чем история этой картины, статистика бракоразводных процессов в нашей стране показывает, что она очень актуальна.

Согласно данным ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по мужским самоубийствам. Согласно данным Росстата, 70% браков в нашей стране распадаются. Современное российское общество больно вирусом мужской дискриминации. И именно такой достаточно «простой» фильм следует просмотреть «сильному» полу как минимум один раз.

История Харри - это история большинства российских мужчин, пожинающих социокультурные плоды «страны победившего матриархата». Несмотря на свою простоту, фильм заслуживает того, чтобы его прокручивали в масштабах государственной пропаганды. Потому что простота простотой, а статистику не обманешь.

Берегите себя и не попадайте в токсичный брак!

8 из 10

3 марта 2022

Актуальный фильм

Почти 70 лет назад великий и могучий Ингмар Бергман, еще до создания своих более прославленных картин, как «Земляничная поляна» или «Седьмая печать», снял «Лето с Моникой» со шведской актрисой Харриет Андерссон в главной роли. Мы решили добавить этот фильм в нашу подборку, потому что он как нельзя лучше иллюстрирует свободолюбивый дух лета и вместе с тем его сказочную мимолетность. Мы наблюдаем историю современных Ромео и Джульетты, сбежавших из душного города и надоевшей работы на райский островок, где на все лето они могли забыться и отдаться порывам чувств и безмятежному существованию. Но такая жизнь не может быть вечной, и с уходом лета уходит и безмятежность. Моника оказывается беременной, и молодым нужно возвращаться в город, чтобы вновь и с новой силой познать рутину серых будней.

Финал отношений двух молодых людей не такой трагический, как у Ромео и Джульетты, но и не такой романтический. Моника — яркая и дерзкая девушка, которая легкомысленно вовлекла молодого парня в круговорот приключений, не предполагала, чем все это обернется, и по какому пути им предстоит пойти дальше. Ее страсти оказались мимолетны, как и пролетевшее лето. Легкое игровое повествование у Бергмана сменяется ностальгическими интонациями. Простой, честный и проникновенный фильм, вдохновивший не одно поколение молодых людей, в числе которых был, например, и Вуди Аллен. И, хотя фильм навевает грусть, не стоит грустить от того, что это лето прошло, нужно улыбнуться тому, что оно было, и сохранить в душе его тепло как можно дольше.

14 сентября 2021

Смотреть обязательно

Так случилось, что фильмы, с которых я начала знакомство с Бергманом, не стали для меня «прикосновением» к чему-то гениальному («Земляничная поляна», «Девичий источник», «Седьмая печать). И как же приятно было почувствовать с первых же кадров «Лета с Моникой», что да, вот оно — зацепило, повлекло… Здесь не надо искать потаенных смыслов, параллелей (хотя при желании вы найдете таковые), при этом фильм эмоционально глубок и многомерен: можно смотреть фильм просто «от себя» как зритель, временами можно «проживать» эту историю глазами девушки, временами — молодого человека. Все так просто, прозрачно — и при этом так глубоко и гениально. Много красоты визуальной (прекрасные кадры людей и природы) и эмоциональной, потому что лучшее, что герои пережили, само вливается в душу каким-то прекрасным чувством, которое Бергману удалось передать в кристальной ясности. Именно передать, показать и дать прочувствовать всю прелесть и всю горечь некоего фрагмента жизни — без пафоса, морали, а вот так… как оно и бывает в жизни. Рекомендую этот фильм всем, в том числе молодым зрителям. Это про юность, лето и жизнь.

15 июня 2021

Лето с Моникой

13 фильм выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана был снят в 1953 году. Однако рассказанная история находится вне времени. Можно смотреть на картину и видеть сквозь неё себя, своих соседей и просто прохожих. Неудивительно, ведь наши жизни уже прожиты и красиво пересказаны.

История начинается с знакомства Моники и Люнда. Она просит его прикурить, он неуверенно делает. Ей не нравится его имя, он соглашается быть Гарри. Она открывает ему мир, созданный культурой красивой любви из кино и журналов, он не знает, что противопоставить. «С тобой, как в кино», — бросает Моника. И вправду, она желает заменить свою однообразную, пошлую жизнь на ту, что в кино — с блестящей любовью, танцами и поцелуями. И Моника в этом преуспевает. Неуверенный Гарри следует за её желаниями, и они бросаются в лето, чтобы убежать от реальности и создать летнее беззаботное воспоминание.

Во что же может вырасти неспелое чувство двух незрелых личностей? Человек в своей сути неизменяем. Склонный под тягостью желания красивой жизни, будет красиво жить или сломается, а терпящий будет терпеть.

Бергман откровенно и чувственно показывает летнюю беззаботность. В этом кино уже начинает проглядываться уникальный киноязык. Режиссер ещё никому не известен, но он уверенно берется показывать что-то новое. Ну в каком еще фильме 50-х можно встретить обнаженную женщину? Смелость, погруженность в чувства главных героев и лето с налетом холодного шведского ветра — все это ранний Ингмар Бергман.

6 из 10

1 ноября 2018

И какое нам дело до остальных?

Отвратительное отношение к героям на работе, неспокойная, обусловленная хамским и грубым поведением, семейная обстановка дома у Моники непременно оказываются предпосылками для этого самого «лета» — счастливого времени для почти столкнувшихся с отчаянием молодых людей; времени, которое, как оказалось, можно достичь только таким радикальным действием — как сбежать «от всего». Возможно именно на этом этапе и кроется основное переживание (сомнение) автора — стоит ли поддаваться инстинкту к свободе? И именно здесь может начинаться автобиографичность режиссера, — да ведь не секрет, что Ингмар Бергман в свои 19 тоже убежал из дома. Да очень интересно, что именно это произведение (написанное Пэром Андерсом Фогельстрёмом) оказалось предметом режиссера. Что же, в таком случае, вполне уместно предположить, что автор разделяет позицию героев. (Уж Бергман вряд ли жалел, что так поступил).

Далее следует достаточно лаконичное, будто с некоторой душевной поддержкой, описание их беззаботного начала: радость каждому новому дню, встречаемого на берегу моря, танцы и пение, которым они с радостью предаются, жизнь, независимая от других, мечтания, которым они готовы предаваться часами… И вот возникают насущные проблемы — беременность Моники, потребность в питании, приближение холодных времен года.. Проблемы, которые они не в состоянии решить. И это тоже вполне возможно решить — обычным образом возвратиться домой. И здесь наибольшим воздействием на эмоции зрителя играет непредсказуемое, достаточно резкое изменение отношений между возлюбленными. Автор картины жестко, но уверенно, предупреждает зрителя о наличии самых важных противоречиях в человеке, противоречиях, которые подвластны возникать в трудные моменты, вызванные уже сделанным выбором.

«Иметь силу выбрать то, что тебе по душе, и не отступаться. Иначе лучше умереть.»

(почтенный экзистенциалист Альбер Камю)

На мой взгляд, основным эти противоречием и послужил страх Моники перед истиной, что они должны вернуться, а также начинающая ненависть к Харри за его «приземленное» мышление. Однако, даже с возвращением, этот «бунт» девушки только сильнее начинает разрастаться. И именно здесь предстоит зрителю определиться — верить автору произведения или не ограничиваться его пониманием этой ситуации. Потому как, если признать основной посыл, то выходит, что не просто их поездка была ошибкой, а более того, сама встреча. Автор намекает на большую психическую нестабильность у Моники, и потому ошибочность доверия Харри ее авантюризму, так красиво и ярко представленному в самом начале. А поскольку, что это выглядит ошибкой, то похоже, что автор, вообще, не верит в счастливое отношение между возлюбленными, если оно происходит на равных началах. И подтверждение этому недоверию «галантная» биография автора — четыре брака, да и возможные внебрачные контакты. Собственно вот его слова: «Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания, — пишет в своей книге Ингмар Бергман. — Ничем не сдерживаемая близость к актерам, полнейшее взаимное обнажение». Исходя из этого, считаю, что в конце фильма так горячо и ужасно видеть Монику просто утопия. А если все-таки и возможен такой исход, то это скорее вспышка глубоко затаившихся патриархальных угнетений, нежели желание Моники, встретившей свое счастье, и с первой же трудностью взять его и все отбросить.

И все же фильм очень полезен на размышления, способен обратить внимание на проблему неосознанного принятия решений, проблему молодых и возлюбленных.

8 из 10

7 июля 2016

Грусть между двумя ударами сердца

Годар, находясь под впечатлением от «Лета с Моникой» тогда еще малоизвестного режиссера Бергмана, напишет, что «его (Бергмана) камера стремится только к одному: поймать настоящее мгновение в самой своей мимолетности и углубить его так, чтобы придать ценность вечности.» А что, может быть и правда есть в незатейливой линейной истории о влюбленных что-то особенное, кроме фамилии великого режиссера? До всемирной известности Ингмару Бергману оставалось пройти пару шагов. Уже в 1956 году «Улыбки летней ночи» будет номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» и карьера режиссера начнет набирать обороты. А в момент съемок «Лета с Моникой» только-только окончился запрет шведской киноиндустрии на производство фильмов, во время которого Бергман снимал рекламу мыла «Бриз». Впрочем, его рекламные ролики были вызовом стереотипам тогдашних рекламных фильмов.

Однажды, в одном приморском городе, познакомились юноша Люнд и девушка Моника. Девушке не понравилось имя молодого человека, и она переименовывает Люнда в Гарри, а затем и вовсе кардинальным образом влияет на неокрепшее мировоззрение молодого человека. Вдвоем они уплывают на моторной лодке отца Гарри прочь из Стокгольма, проносясь мимо по-весеннему ярких мостов и каналов, убегая в свое ласковое и полное надежд лето восемнадцатилетних. И если принять за аксиому тот факт, что каждый совершает побег в свое лето по-своему, то исчезновение Гарри был спокойным и практичным, а Моника неслась на катере мечты, и в ее натуре уже была страсть к приключениям. Харриет Андерссон сыграла свою героиню с максимальной для того времени откровенностью. Публику шокировали долгие загадочные взгляды-полуулыбки Моники прямо в объектив камеры, приспущенные маечки, вчерашний «бычок», закуренный прямо с утра в кровати и страсть к смене ухажеров.

Какое короткое лето в Швеции. Но еще до прихода осени в сюжет картины мелодрама повстречалась с драмой социальной и на переднем плане появились экзистенциальные темы. Наверное, Моника и не задавалась вопросом о том, чем же для нее должна быть любовь: сказкой, свободой или наказаньем. Совместное лето молодых любовников не могло длиться вечно, ведь тот, кто бежит, должен помнить о дне, когда придется вернуться назад. Гарри об этом и не забывал, а Моника, даже вернувшись, так и не смогла смириться с уходом прекрасного недолговечного северного лета. Долгий, долгий откровенный взгляд уже замужней Моники, прикуривающей за столиком кафе из рук очередного поклонника, говорит о девушке больше всех слов, сказанных в фильме. И в глазах ее прячется насмешка, самоуверенность стрекозы, убежденной в бесконечности лета. И, как итог, режиссер показывает взгляд главного героя. Гарри всматривается в свое отражение в витрине магазина, где когда-то работала Моника. Три формы времени сливаются в его взгляде в воспоминании о том, чего уже не повторить.

Сопоставляя два таких разных долгих взгляда молодых людей, вдруг начинаешь понимать внутреннюю мелодию этого фильма. Нависшие облака и темные силуэты осени рифмуются с яркими красками высоких облаков периода бегства героев к теплым беззаботным дням. И в процессе соединения прошлого и будущего, в химической реакции соприкосновения и отталкивания двух душ вдруг мы замечаем рождение и почти мгновенную гибель чистейшего счастья стопроцентной пробы. И доказательством того, что оно было по-настоящему, может служить только старая черно-белая кинопленка.

8 октября 2015

Бабочка

April come she will

When streams are ripe and swelled with rain…

…September I remember

A love once new has now grown old

Лето… с Моникой. Молодая и обнаженная Харриет Андерссон на фоне немногословной скандинавской природы. Влюбленный в нее и счастливый Ларс Экборг, Харри. Сказка о любви. Что же уготовила им жизнь?

Да, такие фильмы снимал Ингмар Бергман, пока в поздние годы его совсем не захлестнула тема страха, смерти и психических недугов передающихся из поколения в поколение. Пока чувствуется лишь легкая тревога и сексуальность.

Вообще же Бергман всегда был мрачным художником, даже в ранних фильмах, солнце быстро заволакивало тучами. Прохладное шведское лето никогда не приходило надолго. Потом наступила осень жизни, а с возрастом, мало кто становится веселее, старел сам режиссер, старели его главные актеры — Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Эрланд Юзефсон, Биби Андерссон, Ингрид Туллин и Лив Ульман, на экране уходили в прошлое остатки прежней радости. Краски становились гуще и темнее.

Можно смело идти по его фильмографии с однообразными комментариями: «Сквозь тёмное стекло» — тут женщина сходит с ума, «Молчание» — тут смерть, «Час волка» — тут мужчина сходит с ума, «Стыд» — тут смерть и какое-то совершенное неверие в людей. Этот мрак достигает совершенного апогея в фильме «Шепоты и крики», я думаю, что это самый страшный и самый тяжелый бергмановский фильм.

Жизнь всех героев будто висит на какой-то нитке, которая неизбежно должна порваться, не выдержав бушующих сил природы, не справившись с жизненным циклом и тогда происходит, что-то пугающе безвозвратное. Это какая-то потеря, которую каждый из нас должен пережить. Потеря молодости, первых надежд, первой любви, здоровья, а под занавес — потеря жизни. Это и есть — быть человеком. Для человека само его существование является проблемой, которую он должен разрешить. Из-за противоречивой двойственности своей, главной его цель становится равновесие. Удержание которого требует порой так много сил, а нарушение — так просто и мучительно. Поэтому счастье так редко и не устойчиво, будто химический элемент, распадающийся через секунды после получения. Так художнику может видеться природа вещей.

Всё начинается в молодости. Весна пришла! Харри сломал три спички прежде чем зажечь Монике сигарету. По всему видно — весна пришла. Не смотря на это, на работе к Харри относятся без особого уважения, шпыняют его, как мальчишку. А он, хоть и живет с одним больным отцом и достаточно самостоятелен, мечтает скорее встать на ноги — выучиться, найти хорошую работу, жить отдельно и содержать семью. Банальная мечта многих молодых людей.

Моника другая. Сложнее. Она взбалмошная, неусидчивая, все время в поисках. Она ищет красивой и счастливой жизни, которой у нее никогда не было. Родители бедные и многодетные, мать-домохозяйка, отец — алкоголик, не дали ей много ласки. Главными блюдами на семейном столе всегда были попреки, тумаки и… бутылка. Моника больше всего не выносит, когда ее бьют. Для неё нет большего унижения. Она ищет любви и уважения к себе. Но существуют, как-будто, внутренние паттерны поведения, которые ей не дано преодолеть. Моника, в отличие от Харри, надеется на других, а не на себя. Инфантильность заставляет ее поверить в могущество со стороны и собственное бессилие. Чувство неполноценности и чувство упадка, в котором она выросла произвели неизгладимый эффект.

Летом все расцветает. Их отношения достигают вершины наслаждения. Они счастливы в своем отчужденном от мира самолюбовании и детской непосредственности.

Осень — это время, когда принято собирать урожай. Тут с прямолинейной неизбежностью в полную силу вырастут те черты их характера, которые, в более раннее время, были едва заметны.

Весна, лето, осень. Времена года сменяют друг друга регулярно. Этот сезонный характер всей истории придает ей роковую последовательность. Будто она обречена повторяться снова и снова, только с другими людьми, в другие времена… так часто бывает, что жизнь проходит перед глазами, как заведенная — не может ни остановиться, ни пойти по-другому. Человеку кажется, что это какой-то злой рок или судьба, которую не обманешь и он не замечает, что, на самом деле, двигатель он сам и есть.

Взросление. Спокойствие нарушено навсегда. Невинность невозвратима. А все прошедшее теперь достояние памяти. Смотря на свое отражение, понимаешь, что живешь теперь сразу в трех временах — прошедшем, настоящем и будущем.

9 из 10

14 сентября 2013

Моника forever

Бергман — удивительно стабильный режиссер, который практически с первого раза начал снимать фильмы, получающие высоченные оценки кинокритиков. Только вдумайтесь: после «Лета с Моникой» он еще ПЯТЬДЕСЯТ лет делал кино, и за все эти годы — ни единой халтуры, ни единой проходной работы. Поэтому, когда меня спрашивают «Кто твой любимый режиссер?», я, хоть и не могу выделить одного, всегда начинаю перечислять с Бергмана.

Центральная фигура «Лета» — непостоянная, взбаламошная, легкомысленная девушка Моника в исполнении Харриет Андерсон. Мы знаем, что потом она очень много и с удовольствием снималась у Бергмана. Я могу на памяти назвать несколько самых замечательных ее ролей: Петра в «Улыбках…», Жюстина в «Фанни и Александр», Карин в «Сквозь тусклое стекло», Агнесс в «Шепотах и криках»… Пусть у Харриет немного наград, но за ее плечами море сильных, запомнившихся зрителю ролей.

Ларсу Экборгу с актерской карьерой повезло меньше, но, если уж говорить по совести, то Бергман — это, прежде всего, красивые, волевые, решительные женщины. Из всех мужчин в его фильмах особняком стоит только Макс фон Зюдов.

Поэтому, если вы не против, вернемся к Харриет. В «Лете» она, что называется, «пацанка», но отнюдь не лишенная женского очарования. Ей осточертело работать у зеленщика, ведь на дворе весна, а впереди лето, и хочется приключений, романтики… Последняя врывается в ее жизнь в лице скромного парнишки Люнда (которого она окрестила «Гарри», чтобы было «по-киношному»), совсем юного и наивного. Моника хочет, чтобы их совместное лето тоже прошло, как показывают в кино, и так оно и получается. Молодые люди бросают работу и отправляются в путешествие на катере.

Хотя картинам Бергмана в целом идет монохром, то вот тут-то очень сильно напрашивается цвет. Какие великолепные шведские пейзажи проносятся перед глазами! Есть даже какой-то неуловимый русский дух, которым веет от берез, песен под гармошку и полуразрушенных избушек. Я охотно верю, что такое лето способно стать лучшим, что было в жизни героев, ибо для меня оно определенно стало лучшим летом, когда-либо воплощенным на киноэкране. Кофе на спиртовке, танцы на причалах, жареные грибы, беззаботные дни, полные приключений… Да, потом наступит осень, и беременная Моника будет киснуть дома, пока Люнд вкалывает за троих, зарабатывая деньги на будущее. Им придется расписаться и жить в тесноте, всю ночь не спать из-за капризов ребенка. То лето останется в памяти светлым пятном, окупающим все невзгоды сурового «сейчас».

Конечно, Моника не выдержит такой жизни и уйдет. Бедняга Люнд будет каждый день проходить с дочерью на руках мимо лавки зеленщика и вспоминать о своей непутевой возлюбленной. Но — не грусти оттого, что оно прошло, улыбнись тому, что оно было в твоей жизни. У каждого из нас есть сокровенные воспоминания, согревающие душу. У Люнда это, отныне и навек, лето с Моникой.

9 сентября 2012

Summer moved on

Его зовут Харри.

Ее имя Моника.

Ему 19.

Ей 18.

Он родом из более-менее благополучной семьи, которую разом поменяла смерть матери. Отец мог в определенное время полностью уходить куда-то в себя, не роняя ни единого слова. Где-то на поверхности Харри всегда ощущал какую-то вину, хотя мать и умерла, когда он был еще совсем мал. В эти годы дети мало что соображают в жизни, но то, что в одно мгновение обрушилась их собственная часть, составляющая, это понятно без слов. Это как птица, которой отбили крылья, и она не может больше летать. Харри всегда мечтал стать счастливым и успешным человеком.

У нее всегда были семейные проблемы. Дома целая свора маленьких детишек, мать занимается хозяйством, рук на все не хватает, в то время как отец постоянно где-то пропадает, заливая глаза. Монике всегда не хватало какого-то руководства, наставления. Девушка могла не появляться дома, ей никто и слова не говорил, отсюда и объясняется возникновение какого-то мнимого чувства свободы, руки развязывались все больше, а, следовательно, появились многочисленные свободные связи, ухажеров было уже не сосчитать, а критика была неизбежна.

Неопытность в его сущности.

Наставление, исходящее от нее, которого ей самой всегда не хватало.

И лето. Они решают провести его вместе, отделившись от всего мира, никого не предупредив, взяв только отцовский катер. Любовь, мгновенно охватившая их разум, чувства. Жара, волны, загар, нескончаемое желание, бездумные поступки и, конечно же, заявления о совместной жизни до самой старости. Все эти месяцы они ни о чем не думали, совместная фантазия начертила свой маленький мир, в котором кроме них никого не было. Долгие планы природных натюрмортов, виды пейзажей, на них подолгу останавливается Ингмар Бергман, дающий понять, что этим двум совсем некуда спешить, да они и вовсе не хотят.

Лето так же внезапно наступает, как ему и свойственен логический конец, который поставит все на места и направит персонажей в исполнении Харриет Андерсон и Ларса Экборга на путь жизненных реалий. Покажется настоящий порядок вещей, где ожидается пополнение, Монику уже не исправишь, а Харри сквозь непреодолимые преграды старается вскарабкиваться вверх. «Лето с Моникой» — это ожидания, которые разбиваются о скалы, это явная актуальность, пробирающаяся и в наше время прямиком из 1953 года.

«Sommaren med Monika» — представитель периода в творчестве Ингмара Бергмана, что был еще до всемирной славы, т. е. до фильма «Седьмая печать». Наличие прямой линии сюжета, все разложено по полочкам, нет эмоциональной загруженности. Картина говорит о реальных вещах и проблемах, с которыми сталкивается каждый второй. Банальный смысл, но такой животрепещущий — неокрепшие сущности схлестываются в единое целое, когда еще сами еле стоят на своих двоих. А как итог — взаимная ненависть и невозможность что-то исправить, когда нет желания менять свои привычки, а взросление приходит значительно позже.

Изображение природы, спокойствие, умиротворенность, кризис, отсутствие понимания, роковые капризы, и все равно есть моменты, в которых уже чувствуется Бергман так называемого серьезного периода. В основном это ощущается в минуты нагнетания атмосферы, когда зритель предчувствует наступление чего-то этакого, что заставит поволноваться, вынудит напрячься в поисках ответов. А так «Лето с Моникой», это вполне себе грустный фильм о взаимоотношениях молодых людей, которые решили строить совместную жизнь после бурного времени, проведенного под палящим солнцем, но здорово поспешили с выводами.

И их лето прошло…

18 июня 2012

С милым рай и в шалаше?

Девушка по имени Моника ведет себя достаточно вольно, учитывая времена, когда разворачивается действие картины, первой пытаясь познакомиться с молодым человеком Гарри. Но его совсем не испугала столь смелая девушка, напротив он в неё влюбился.

Бросить всё: дом, работу, близких и путешествовать с любимым человеком без гроша в кармане. Когда Вам нет и двадцати, подобные мечты — не редкость, но у героев фильма это осуществилось в действительности.

Бергман не зря, буквально набросками, рисует семьи героев — это два разных мира: тихая, лишенная эмоциональности жизнь Гарри вдвоем с его вечно болеющим папой и шумный дом Моники с большим количеством детей и всегда подвыпившим отцом. Именно здесь мы видим корни их характеров: спокойный и не слишком разговорчивый молодой человека и взбалмошная, истеричная девушка. Наверное, именно поэтому их так тянет друг к другу.

Это история всего лишь одного лета, лета любви Гарри и Моники. Однако за два часа фильма мы, вместе с героями ленты, проживем целую жизнь. Романтическая часть их отношений проходит в путешествии по спокойной глади реки. Символичным является состояние неба: сначала чистое прозрачное, а затем появляются тучи, и возникает тревога за дальнейшую судьбу героев.

Постепенно в их жизнь врываются, в общем-то, очень предсказуемые проблемы. Фильм Бергмана может быть интересен молодым людям, во всяком случае, для тех из них кто вообще способен воспринять фильм почти 50-летней ней давности. Он будет для них чрезвычайно полезен, так как трудности, с которыми пришлось столкнуться героям, ожидают всех, хотя если Вам девятнадцать и Вас переполняют чувства, как и герои фильма, никто не думает больше ни о чём.

А вот люди поколения постарше прочувствуют этот фильм сильнее, ведь многие пережили примерно те же этапы развития отношений на своей шкуре.

Фильм интересен, прежде всего, своими героями, процессом эволюции их чувств, процессом становления их личности. Жизнь ставит людей в ситуацию выбора и каждый из героев решает проблемы по-своему: мы видим личностный рост одного из героев и мобилизацию всех ресурсов для преодоления трудностей, и падение другого, несмотря на то, что второй казался сильнее.

Актеры прекрасно справились со своими ролями: Ларсу Экборгу удалось передать метаморфозу с Гарри — бесшабашный в начале, и серьёзный в конце. Актриса Харриет Андерссон смогла очень достоверно изобразить перемены настроения Моники.

Не являюсь поклонником Бергмана и авторского кино в целом, решил посмотреть фильм для «общего развития» — местами было скучно, но в целом фильм производит сильное впечатление и заставляется проникнуться судьбами Гарри и Моники.

1 ноября 2010

Любовная лодка разбилась о быт. (с)

Ингмар Бергман как обычно снял очень интересный фильм, хотя поначалу он таковым и не являлся. В центре картины короткая история любви молодой пары. Не буду углубляться в сюжет, дабы не отбить интерес у зрителей данного фильма, остановлюсь лишь на общих деталях.

Режиссер, скажем так, столкнул в своей картине два противоположных по своей сути человека. Тихий, незаметный и уступчивый по своей природе Харри волею случая или чего-то еще влюбляется в эксцентричную, истеричную, подвластную порывам и эмоциям Монику. Бергман на протяжении картины показывает развитие отношений молодых таким образом, про который уже стали забывать творцы двадцать первого века. Бергман показал нам не сказку, а простых людей. Таких же как и мы, как наши друзья и соседи. И именно это заставляет еще глубже погрузиться в атмосферу, которую режиссер задает с самого начала.

Что касается актеров, то они очень удачно подобраны на свои роли. Андерссон и Экборг очень хорошо, а главное правдиво проживают жизнь своих героев. Конечно, не обошлось и без небольшого переигрывания героиней ее роли, но как мне показалось, произошло это от излешнего старания сыграть натурально.

Безусловно, это не шедевр Бергмана, его лучшие фильмы еще впереди, но это очень сильное кино, ставящее перед зрителем злободневные вопросы любви и брака.

9 из 10

8 января 2010

Контраст между мечтой и реальностью

Бергман снял очень сильный фильм опираясь на простую бытовую историю из жизни обычных средних людей. Эту «жёсткую» драму можно отнести к успехам знаменитого режиссёра.

До…

Режиссёр показывает обычный шведский город, в котором жизнь летит своим чередом. Самоуверенная девушка из рабочих кварталов знакомится с таким же, как и она, парнем. После работы они гуляют по городу, ходят в кино, тем самым сближаясь друг к другу. У героини ничем не примечательная жизнь: бедная семья, отец-пьяница, который периодически напиваясь избивает её, жалкая работа. Поэтому она находит парня, которого использует для воплощения своей мечты. Её главная цель — уехать подальше из города, выйти замуж и жить в своё удовольствие. Парень безропотно влюбляется в девушку и решает вместе с ней поехать отдохнуть от городской суеты. Он готов пойти на всё, чтобы привнести хоть какую-то радость в жизнь своей половинки. Бросив работу и больного отца он устремляется в путешествие.

Режиссёр умело снял развитие отношений молодой пары.

Путешествие…

Самая романтичная часть фильма, в которой молодые люди наслаждаются красотами природы и обещают друг другу многое, в том числе, что будут любить друг друга всегда и при любых обстоятельствах. Зрителю тоже хочется верить в это, но это всего лишь фантазия, которой не суждено стать реальностью. Во время путешествия молодые люди любуются природой, веселятся. С ними происходят разные «приключения»: кто-то пытается сжечь их лодку, они попадаются при попытке ограбить фермерский участок, порой им не хватает еды. Но всё это прелюдия перед основной проблемой, а именно, беременностью молодой и неопытной девочки. Героиня даже не может осознать всю тяжесть своего положения и продолжает радоваться жизни и строить планы относительно дальнейшего.

После…

Считаю, что именно возвращение с путешествия и является кульминацией в этой истории. После прекрасно проведённого лета герои возвращаются в свою обычную среду. Для парня — это работа и попытка получить образование, чтобы прокормить свою молодую семью. Для девушки — домашняя жизнь без каких-либо развлечений. Герои постепенно охладевают и пытаются отдалиться друг от друга. Девушка постоянно жалуется на свою жизнь — она не хочет сидеть с ребёнком, у неё нет одежды и ей, собственно, всё надоело.

Вывод

Бергман умело показал трагедию «маленькой» семьи. Больше всего мне понравился созданный контраст между залитыми солнцем островами и мрачной подавляющей атмосферой города, где любовь двух молодых людей очень быстро погасла от недостатка «свежего» воздуха. В фильме умело разыгран сценарий и актёры на высоте. Фильм понравился и произвёл неизгладимое чувство пустоты и обречённости в людских судьбах.

10 из 10

16 июня 2009

Мелодрама Лето с Моникой появился на свет в далеком 1953 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ингмар Бергман. Кто играл в фильме: Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Аке Фриделль, Наэми Брисе, Оке Грёнберг, Сигге Фюрст, Джон Хэррисон, Харри Алин, Андерс Анделиус, Виктор Андерссон, Мона Остранд, Рени Бьёрлинг, Астрид Бодин, Тор Боронг, Ernst Brunman.

Расходы на кино составляют примерно 484000.В то время как во всем мире собрано 14,316 долларов. Страна производства - Швеция. Лето с Моникой — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.