Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек посредине |
английское название: |
The Man Between |
год: | 1953 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Terror! Vice! Violence! He stopped at nothing!» |
режиссер: | Кэрол Рид |
сценаристы: | Эрик Линклэйтер, Гарри Кернитц, Уолтер Эберт |
продюсеры: | Кэрол Рид, Хью Персеваль |
видеооператор: | Десмонд Дикинсон |
композитор: | Джон Эддисон |
художник: | Андрей Андреев |
монтаж: | Берт Бейтс |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
В 1949 году английский режиссёр Кэрол Рид снял свой знаменитый фильм «Третий человек» по произведению Грэма Грина. В 1959 году состоялась премьера другой его известной работы — «Наш человек в Гаване» — по роману того же автора. А между ними, в 1953 году, то есть почти посредине, был снят куда менее вспоминаемый фильм Рида — «The Man Between», что можно перевести (воистину, нарочно не придумаешь!) именно как «Человек посредине» или «Человек между». И если б мне сказали, что литературным источником здесь снова послужила проза Грэма Грина, пожалуй, я «купился» бы. Поскольку тема простого человека, оказавшегося, в силу обстоятельств, между жерновами спецслужб — совершенно в духе его книг. Однако же сценарий основан на рассказе неведомого мне У. Эберта.
Вообще-то атмосферно фильм прежде всего близок «Третьему человеку». Параллели неизбежны. Там американец приезжает к другу в послевоенную Вену. Здесь англичанка- к брату в послевоенный Берлин. И там, и тут герои сразу сталкиваются с некими странностями, а чем дальше — тем больше соприкасаются с криминально-шпионской средой. И там, и тут чрезвычайно выразительные и драматичные сцены ночных погонь. Правда, идеологического накала в «Человеке посредине» побольше: как-никак фильм снят уже в разгар «холодной войны». Об этом не дадут забыть щедро расклеенные на полуразрушенных зданиях восточного сектора портреты Сталина, иногда «разбавляемые» изображениями восточногерманских вождей Вальтера Ульбрихта и Вильгельма Пика. И хотя физически Берлинская Стена ещё не существует, в каком-то смысле она — невидимая, но неумолимая — уже здесь.
Джеймс Мейсон, исполнивший главную мужскую роль (не впервые у Рида — вспомним «Выбывший из игры» 1947 года), появится в кадре не с первых минут. Сохраняя до поры до времени загадочность (не то злодей, не то просто проходимец, не обременённый моральными принципами и обладающий одновременно неким внутренним обаянием), Иво (так зовут героя) раскроется перед нами незадолго до финала, оказавшись наедине с главной героиней, и предстанет куда более глубоким и трагическим персонажем, нежели думалось поначалу. Его исповедальный монолог о бессмысленности служения закону (а Иво — бывший юрист), когда война все эти законы попирает — одно из лучших мест картины.
Как и заключительная сцена, даже при всей её предсказуемости. Человеку, попытавшемуся сделать выбор, всё же суждено остаться «человеком между». Визуальное воплощение названия фильма в этом последнем кадре — безукоризненно.
Как и в «Третьем человеке», очень запоминаются исполнители второстепенных ролей. Мальчишка на велосипеде Хорст (Дитер Краузе), помогающий герою Мейсона во всех опасных передрягах (как тут не вспомнить трогательную привязанность к своему взрослому другу ещё одного мальчика из другого фильма Рида — «Поверженный идол» 1948 года). Колоритный персонаж Ариберта Вашера — один из «злодеев» с восточной стороны. Наконец, Хильдегард Кнеф в роли бывшей жены Иво и нынешней — Мартина (до этого видел её в «Решении перед рассветом» А. Литвака и «Дипкурьере» Г. Хэтэуэя).
Напоследок поделюсь сожалением, что здесь не было музыкальной темы, хотя бы немного сопоставимой с той, что звучала в «Третьем человеке». А ведь именно ей тот фильм Рида был во многом обязан своим шармом, именно музыка помогала продлевать послевкусие «Третьего человека». Будь в «Человеке посредине» что-то похожее, поставил бы оценку на балл выше.
7 из 10
7 апреля 2014