Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Стальной шлем |
английское название: |
The Steel Helmet |
год: | 1951 |
страна: |
США
|
слоган: | «... it dares tell the TRUTH behind today's headlines!..» |
режиссер: | Сэмюэл Фуллер |
сценарий: | Сэмюэл Фуллер |
продюсеры: | Уильям Берк, Роберт Л. Липперт, Мюррэй Лернер, Сэмюэл Фуллер |
видеооператор: | Эрнест Миллер |
композитор: | Пол Данлэп |
художники: | Теоболд Холсоппл, Кларенс Стинсен, Альфред Берк |
монтаж: | Филип Кан |
жанры: | боевик, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 103000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 января 1951 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
«Стальная каска» — еще один печальный образец ура-патриотического кино от С. Фуллера, на этот раз посвященного пехоте США, как указывают начальные титры. Восхваляющий не менее постыдную, чем вьтнамская, корейскую войну и превозносящий «подвиги» американских солдат фильм представляет собой перевернутый вариант «Шокового коридора»: перед нами — тоже аллегория Америки, но на этот раз сплоченной и преодолевшей расовую и национальную дифференциацию во имя общего дела.
Чернокожий медбрат, японец, мальчик-кореец, несколько янки с разными характерами — вся эта пестрая компания мало того что героически борется против северокорейского коммунизма (единственный враг, появляющийся в кадре, убивает американского солдата, конечно же, в спину и впоследствии не перестает демонстрировать свою трусость и подлость, уже в качестве военнопленного всячески подстрекая солдат к предательству, ведет с ними идеологические беседы, вбивая клин между представителями «доблестной американской нации»), так еще и укрывается от противника в буддистском храме, демонстрируя тем свою конфессиональную толерантность, защищает памятник религиозной культуры от воинствующих атеистов.
Фуллер демонстрирует в своей картине настоящий «джентльменский набор» «ястребиных» взглядов: воинствующий милитаризм, реакционное понимание патриотизма, оправдывающее любое зло во имя нации, агрессивный антикоммунизм, демонизирующий своего врага.
В фильме нет не только выдающейся актерской игры, но и полноценных характеров, только типажи: командир-вояка, не вынимающий сигары изо рта, стопроцентный американец, грубоватый и прямолинейный, афроамериканец, в разговоре с пленным оправдывающим расовую сегрегацию, японец, не ощущающий на себе послевоенной дискриминации, солдат-трус, которого командир укрепляет в бою.
На уровне монтажа картина бодро начинается с резко смонтированной сцены спасения главного героя, но спустя полчаса ощутимо сбивается темп из-за долгого показа взаимоотношений между солдатами, видимо, чтобы создать иллюзию объективного анализа положения в стране в притчеобразной форме.
И композиционно, и драматически, и изобразительно лента не способна увлечь любого мало-мальски критически мыслящего зрителя. После целого ряда великих пацифистских картин, таких как «Взвод», «Апокалипсис сегодня», «Цельнометаллическая оболочка», укрепивших зрителя в негативном восприятии войны, сцена финального боя выглядит комично из-за своей почти взвинченной патетичности и декларативного пафоса в прославлении подвигов солдат.
Снятая в 1951 году в эпоху начинающейся паранойи «маккартизма» лента как нельзя лучше пришлась ко двору, поскольку вполне искренне (ведь Фуллер был не только режиссером, но и автором сценария, который ему никто не навязывал) защищала реакционные взгляды, что делает ее гораздо более мерзкой в моральном отношении, чем большинство заказных проамериканских картин эпохи «холодной войны».
22 декабря 2015
Впрочем, война — она и в Африке война. Присутствие Востока в фильме обозначается буддистским храмом и ускоглазой массовкой. Это то, что мне не понравилось. Хотя, возможно, фильм не об этом.
В 1951 году, в самый разгар открытого военного конфликта между Северной и Южной Кореей, при пособничестве КНР, и скрытого (хотя чего уж там скрывать) противостояния СССР и США, бывший пехотинец, а ныне независимый американский режиссёр Сэмуэл Фуллер снимает свою третью картину под названием «Стальной шлем». Американский отряд в буддистском храме держит контрольную точку. С каждой минутой понимаешь, почему эту работу не сочли нужной для своего зрителя. На лбу каждого солдата, словно капельки пота, всё чётче проступает вопрос: «Что я здесь делаю?» Тот же вопрос возник и у меня, в особенности, с финальной надписью «это ещё не конец» на фоне контуженного сержанта, ковыляющего по тропинке.
Для меня это кино об американцах, безусловно. Это, как бы сказать, обращение, выразительно высказывающее всю нелепость и абсурд творящегося с молодыми парнями, которые «воюют здесь, чтобы не воевать в Чикаго, Новом Орлеане», по выражению Трумэна. По мнению Фуллера, это просто идиотизм. По моему тоже.
7 из 10
4 января 2013