Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звезды в моей короне |
английское название: |
Stars in My Crown |
год: | 1950 |
страна: |
США
|
слоган: | «Take your choice ... either I speak ... or my pistols do !» |
режиссер: | Жак Турнёр |
сценаристы: | Маргарет Фиттс, Джо Дэвид Браун |
продюсер: | Уильям Х. Райт |
видеооператор: | Чарльз Эдгар Шоенбаум |
композитор: | Адольф Дойч |
художники: | Седрик Гиббонс, Эдди Имадзу, Уолтер Планкетт, Альфред Е. Спенсер, Эдвин Б. Уиллис |
монтаж: | Джин Руджеро |
жанры: | драма, семейный, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1175000 |
Сборы в США: | $1 962 000 |
Мировые сборы: | $1 962 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 марта 1950 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
«Звёзды в моей короне» — название любимого протестантского гимна Д. Д. Грея. Джосайя Дозайя Грей — очень необычный пастор. Впрочем, Золотой Голливуд создал целый сонм далёких от канона священнослужителей: Джон Кэррадайн в «Гроздьях гнева», Бинг Кросби («Идти своим путём» и «Колокола святой Марии»), Грегори Пек в «Ключах от королевства», Дэвид Нивен («Жена епископа»), Роберт Янг («Приключение в Балтиморе»), не говоря о Хамфри Богарте в «Левой руке Бога» — но это уже совсем другая история.
Пастор Грей (Джоэл МакКри), ветеран недавно закончившейся Гражданской войны, приезжает в Уэльсбург — маленький городок, в котором нет собственной церкви, и анархистски настроенные жители не очень переживают по этому поводу. Прямо с вокзала он идёт в местный салун, где произносит свою первую проповедь («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»), направив на паству сразу два револьвера — что поделать, если иначе никто не слушает?.. «С этого дня Уэльсбург и пастор росли вместе. Он проповедовал в гостиных и молился в салонах, устраивал песнопения в амбарах. И к тому времени, когда началась работа по возведению церкви, он одержал победу. Почти все жители Уэльсбурга приложили руку к её строительству. И если где-то человек и церковь были так близки друг к другу, то именно здесь». Начав столь эффектно своё знакомство с Уэльсбургом, в дальнейшем пастор применит силу один-единственный раз, защищая безобидного Хлороформа Уиггинса («Его мама слыхом не слыхивала о хлороформе, пока он не родился, и она подумала, что это хорошее, красивое имя».). Все спорные вопросы и проблемы — а их будет немало — Джосайя Грей предпочтёт решать, опираясь на слово Божье и здравый смысл.
Фабула и общий гуманистический посыл роднят «Звёзды» с гораздо более известной картиной, вышедшей спустя 12 лет, — «Убить пересмешника». В основе сюжета обоих фильмов — истории из детства, рассказанные повзрослевшими героями, Джоном Кеньоном и Джин Луизой Финч. И та, и другая экранизации имеют автобиографические корни: Аттикус Финч списан с отца Харпер Ли, Джосайя Грей — с дедушки-священника, воспитавшего Джо Дэвида Брауна. Оба героя — заступники: один — перед Богом, другой — перед Законом. Кульминационный конфликт «Звёзд» и «Пересмешника» происходит, когда пастор Грей и адвокат Финч отстаивают своих чернокожих подопечных перед толпой куклуксклановцев, причём свидетелями противостояния становятся дети. Для обоих категорически неприемлемо насилие, но и Аттикус, и Джосайя способны защитить как жизнь близких, так и собственные идеалы. И, наконец, в какой-то момент дети, от лица которых ведётся рассказ, подвергаются смертельной опасности, что становится «проверкой на прочность» для героев.
Сюжет не обойдётся без антагониста. Если пастор Грей, едва приехав в Уэльсбург, становится неотъемлемой частью города, то Дэниэл Харрис, унаследовавший практику своего отца-врача, изначально настроен на конфронтацию. Многие жители сравнивают его со старым доктором — явно не в пользу молодого человека. Харрис-младший (Джеймс Митчелл) не самый приятный персонаж: резкий, напряжённый, он словно высушен изнутри. Несмотря на благожелательное отношение Джосайи Грея, дружившего с его отцом, молодой врач-атеист сразу же принимает пастора в штыки. Их противостояние достигает апогея, когда в городе начинает свирепствовать тиф. Первым заболевает племянник Джосайи Джон Кеньон (Дин Стокуэлл), и доктор обвиняет пастора в том, что, продолжая общаться с прихожанами, тот разнёс инфекцию по всему городу. Джосайя переживает сильнейшее потрясение, усомнившись в своей вере и в том, что приносит пользу собственной пастве. Чудесное исцеление умирающей невесты доктора с говорящим именем Фейт (faith — «вера») ставит точку в конфликте врача и священника. Пастор укрепляется в вере, доктор делает первый шаг на пути к Богу, осознав, что наука и религия не противоречат, но дополняют друг друга, ибо цель у них одна — благополучие человека, духовное и физическое.
Ещё одним испытанием для Джосайи становится история с бывшим рабом, дядюшкой Феймусом Приллом (Хуано Эрнандес). Бытовой конфликт, возникший из-за отказа старого негра продавать свою землю, быстро перерастает в конфронтацию на почве расовой ненависти. И вот уже забыто, как дядюшка Феймус возился с поколениями мальчишек Уэльсбурга, обучая их охоте, рыбалке и прочим премудростям, — безликая толпа с факелами устремляется к одиноко стоящему дому. Весь фильм проходивший в мешковатом комбинезоне, готовясь к верной смерти, Феймус облачается в свой единственный костюм. Красивый, элегантный — на его фоне зловещие фигуры в белых балахонах смотрятся не только страшно, но и нелепо.
Сцена противостояния безоружного Джосайи Грея толпе куклуксклановцев — даром, что они в колпаках, всех этих людей и пастор, и Феймус прекрасно знают — держит в напряжении от начала до конца. Кажется, исход предрешён заранее. Тем неожиданнее становится развязка.
Любому актёру гораздо интереснее сыграть злодея. Но сделать абсолютно положительного героя живым и «настоящим» — задача не из лёгких. Пастор Грей получился на редкость обаятельным: умный, ироничный, добрый, тонко чувствующий людей. Он никого не загоняет «железной рукой к счастью», не грозит карой неверующим, исходя из постулата о свободе воли каждого человека. Пастор терпелив и терпим — не потому ли к финалу церковь заполняют всё новые прихожане? Великолепный Джоэл МакКри находится на пике своей актёрской формы. Кроме того — чего уж греха таить? — он невероятно манок и по-мужски притягателен. Так что слова миссис Грей (Эллен Дрю) об идеальном мужчине вовсе не кажутся преувеличением.
«Звёзды в моей короне» заявлены как вестерн, но этот жанр, столь любимый Джоэлом МакКри, обозначен только для антуража — салун, священник с револьвером, да его жизнерадостный приятель, старый ковбой Джед Исбелл (Алан Хейл), который вместе со своими дюжими сыновьями всегда готов придти на помощь.
И вот, что интересно: кроме первых библейских строк в фильме не прозвучит ни одной проповеди, разве что обращение Джосайи к школьникам по случаю начала занятий: «Только вы не должны слишком уповать на помощь Бога в учёбе, иначе забудете о собственных силах». Любовь и уважение к людям, порядочность, неустанный труд и вера в то, что в любом человеке, будь он даже куклуксклановцем, теплится искорка совести, — вот жизненное кредо Джосайи Досайи Грея.
Идеализм? Разумеется. Только не будь таких идеалистов, как пастор Грей или Аттикус Финч, человечество давно бы само себя скушало.
10 из 10
8 мая 2017