Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Паника на улицах |
английское название: |
Panic in the Streets |
год: | 1950 |
страна: |
США
|
слоган: | «THE SCREEN'S GREATEST EXCITEMENT OF THE YEAR! (original print ad - all caps)» |
режиссер: | Элиа Казан |
сценаристы: | Джон Ли Мэхин, Эдна Анхальт, Ричард Мерфи, Дэниэл Фукс, Эдвард Энхалт, Филип Йордан |
продюсер: | Сол С. Сигел |
видеооператор: | Джозеф МакДональд |
композитор: | Альфред Ньюман |
художники: | Морис Рэнсфорд, Лайл Р. Уилер, Травилла, Томас Литтл, Фред Дж. Роуд |
монтаж: | Хэрмон Джонс |
жанры: | триллер, драма, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1400000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1950 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Если мы сейчас посмотрим на современные СМИ, по крайней мере, российский сегмент, то сразу обратим внимание на педалируемую журналистами тему стремительного распространения китайского коронавируса. Конечно, люди имеют право по разному относится к новостям о вспышке новых болезней. В любом случае сам факт являет собой не лишнее подтверждение, что человечество бессильно перед микроскопическими организмами, способными стереть его с лица Земли. Собственно, этой теме посвящен криминальный триллер «Паника на улицах».
Синопсис В доках Нового Орлеана полиция обнаруживает труп неизвестного мужчины. Во время вскрытия выясняется, что убитый болел легочной чумой, а это означает, что он мог заразить своих убийц, и теперь инфекция может распространиться по всему городе, а затем по всей стране. На поиски преступников отправляется глава местного отделения полиции в компании с представителем Минздрава. Вместе им предстоит отбросить взаимные предрассудки и недопонимание, чтобы любой ценой остановить заражение и панику на улицах.
Игра актеров В плане актерской игры фильм не вызвал никаких нареканий. Напротив, исполнители главных ролей произвели вполне приятное впечатление. Ричард Уидмарк исполнил роль капитана-лейтенанта Клинта Рида, человека преданного своей работе до такой степени, что периодически забывает о семье и даже собственной безопасности. Пол Дуглас исполнил роль капитана полиции Тома Уоррена, привыкшего к обычным преступлениям с ограблениями и убийствами на почве ревности, но никак не готового вступить в гонку не только с преступниками, но и смертельно опасной инфекцией.
Режиссура Знаменитый режиссер Элиа Казан по стилистике и фактуре снимаемых им картин всегда опережал свое время, ибо такие легендарные работы как «Трамвай «Желание»» и «В порту» не пользовались бы до сих пор такой популярностью. То же самое произошло и с «Паникой на улице», ставшей предвестником остросюжетных боевиков, где герои из разных сфер деятельности вынуждены объединить усилия, чтобы предотвратить трагедию. Сам фильм представляет собой компиляцию криминального и медицинского триллера, где герои вступают в борьбу сразу с двумя врагами — организованной преступностью и инфекционными заболеваниями. Параллельно с этим герои переоценивают свои возможностью и свое место в жизни и работе, что немного смотрится немного патетично, но вполне терпимо.
Сценарий Сюжет фильма крутится вокруг угрозы эпидемии легочной чумы, которая может разразиться в Новом Орлеане волею неудачного стечения обстоятельств, когда трое бандитов убивают карточного шулера, зараженного этой самой чумой. Во время вскрытия тела патологоанатом выясняет, что убитый при жизни подхватил смертельно опасную инфекцию, и есть риск, что болезнь незаметно распространяется среди тех, с кем он имел контакт, включая его убийц. Капитан полиции Том Уоррен в компании представителя здравоохранения Клинта Рида начинают по крупицам собирать любую информацию, чтобы выяснить личность убитого и найти тех, с кем он имел контакты. Параллельно с этим его убийцы начинают подозревать неладное, когда благодаря связям узнают, что полицию упорно пытается установить личность убитого. Им ошибочно кажется, что убитый был кем-то важным и, возможно, хранил тоже нечто важное и дорогостоящее, что для преступников выгодно украсть. В итоге судьбы героев переплетаются в остросюжетной погоне, полной перестрелок, невинных жертв и приступов чумной лихорадки.
Итог Так уж совпало, что этот фильм мне довелось увидеть во время раздутой СМИ новости о распространении коронавируса, поэтому он смотрелся с особым интересом. На самом деле, получилось любопытное сочетание медицинского триллера с криминальной драмой, где героям одновременно противостоят преступники, которых по логике можно контролировать, и инфекция, которую контролировать невозможно — только купировать. Такая сюжетная склейка оставила вполне приятное впечатление.
7 из 10
3 февраля 2020
Элиа Казан взялся за этот нуар со свойственной ему социально-либеральной восторженностью. Зрителю придется взглянуть на вопросы борьбы с преступностью немного под другим углом. Дело в том, что несколько преступников, которых ищет полиция, являются переносчиками легочной чумы. А это означает, что вместе с героем Ричарда Уидмарка мы отправимся в самые потайные места городского порта. Да и ответственность за бегство преступников слишком высока — велик риск возникновения эпидемии.
В такой сюжетной канве можно усмотреть символизм важности борьбы с преступностью и ее сравнения с эпидемией. А можно попытаться разглядеть один из первых «эпидемиологических» триллеров. Но в любом случае, картина мне показалась слишком предсказуемой и скучной. Единственное, что скрашивало просмотр — решительный образ Ричарда Уидмарка и сюжетная линия его взаимоотношений с женой. Жена будет очень удачно поддерживать героя на протяжении всей ленты. Учитывая, особый социальный пафос ленты, именно сентиментальная семейная линия показалась мне наиболее искернней и естественной в этом фильме.
4 из 10
2 ноября 2013
Классик мирового кино и редкий на похвалы Стэнли Кубрик лучшим американским режиссером считал Элиа Казана, который своим творчеством повлиял на целую плеяду великих кинематографистов. Творчество этих двух незаурядных режиссеров объединяло несколько моментов: феноменальный талант в работе с актерами, социально-общественная подоплека большинства их лент, любовь к сложной тематике и особая приверженность к адаптации на экране незаурядных литературных произведений. Поэтому, ничего удивительного в том, что в начале своей карьеры, которая пришлась на конец 1940-х, Казан обратился к нуар-стилистике, в которой в то время себя испытывали чуть ли не все значимые режиссеры. И если в первом своем нуар-опыте («Бумеранг» 1947 года) режиссер поддал критике судебную систему США, то уже три года спустя сумел создать один из самых нетипичных образцов направления.
Известно, что героями нуаров были преимущественно мелкие преступники или далекие от душевного спокойствия полицейские, а сюжет зачастую разворачивался вокруг того или иного криминального эпизода. Усилиями Элиа Казана и супругов Анхальт, написавших цикл рассказов, публике явили принципиально другого героя. Им стал Клинтон Рид, скромный чиновник Службы здравоохранения США, не имеющий обращаться с оружием и не знакомый с подноготной большого города. Клинтон живет с любящей женой и маленьким сыном, иногда консультирует полицейских патологоанатомов и несмело мечтает о работе на большую нефтяную корпорацию, где, в отличие от нищенского государственного жалования, платят хорошо. В один из вечеров в порту Нового Орлеана убивают мужчину. Наутро в трупе убитого обнаружат следы легочной чумы — стремительно распространяющегося заболевания, которое мигом может охватить как Новый Орлеан, так и всю страну. Совершенно необходимо найти палачей и всех, с кем мог контактировать убитый. Учитывая, что тело кремировано, а бедолагу едва ли кто знал — задача из невыполнимых. Тем не менее, ярый энтузиазм врача, который, кажется, единственный в городе понимает всю серьезность ситуации, и купюра с портретом Улисса Гранта приносят плоды, втягивая его в неслабую передрягу.
Если пытаться определить жанровую принадлежность ленты, то на ум приходит словосочетание «медико-социальный детектив». Врач буквально на пальцах выкладывает краткий курс эпидемиологии твердолобым блюстителям порядка и убедительно доказывает необходимость профилактических мер. Познавательно. Первичный носитель инфекции оказался нелегальным португальским мигрантом, чье мелкое преступление и неполучение нужных прививок поставило под вопрос благополучие большого города. Поучительно. Экстраполируя ситуацию на всю страну, делаем выводы, что неконтролированные иммигранты несут угрозу для здоровья граждан США. И в этом вряд ли есть какое-то лукавство режиссера, ведь Элиа Казан искренне полюбил эту страну, значительно приложившись к развитию ее культуры, но на главные роли в картине взял актеров шведского, польского и украинского происхождения. Трогательно и иронично одновременно. К тому же, грек по происхождению и Элиа Казантзоглу по паспорту отлично вписывается в теорию о том, что это истинно американское направление имеет, на самом деле, европейские корни вдохновения, а лучшие его образцы принадлежат выходцам из Старого Света, неплохо сумевшим адаптироваться в американских реалиях.
Режиссер-виртуоз так лихо закручивает сюжет и держит интригу, что не только невозможно предположить, чем закончится для героев и города чумная паника, но и совершенно неважным становится то, что завязка сюжета началась со скучных лабораторных тестов, точных микроскопов и чистых пробирок. Только начинающий, но в будущем великий портретист американского общества Казан не обходит своим вниманием даже самые мелкие факторы, необходимые для сбалансированной жизни большого города. Важными элементами которой есть не только совестные полицейские, трудолюбивые граждане, ответственные доктора, думающие журналисты и в меру свирепые преступники. Своим вниманием режиссер удостаивает также заведения общественного питания, мелкое потребительское кредитование и даже демографические вопросы. Причем ни на минуту не забывает о том, что находится в жанровых рамках, а все социальные подтексты, моральные и правовые дилеммы ловко вплетает в сюжетную канву. Этим Казан как будто противопоставляет себя многим коллегам, которые в нуар-стилистике видели только красивую форму и полигон для визуальных экспериментов. А «Паника на улицах» своим посланием, возможно, сильнее всего приблизилась к праотцу всех нуаров, «М убийце» немца Фрица Ланга, который в знаменитом фильме сумел не только рассказать увлекательнейшую историю, но и тонко уловить грядущие беды немецкого народа.
21 октября 2012