Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Микетта и ее мать |
английское название: |
Miquette et sa mère |
год: | 1950 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «In gay Paree that's hotter than colder, Lived a Marquis much older than bolder. Along came Miquette with her trim silhouette. And he became more bolder than older!» |
режиссер: | Анри-Жорж Клузо |
сценаристы: | Жан Ферри, Гастон Арман де Кайаве, Робер де Флер, Анри-Жорж Клузо |
продюсеры: | Раймон Бордери, Поль-Эдмон Дешарм, Робер Дорфман |
видеооператоры: | Луи Не, Арман Тирар |
композитор: | Альберт Лэсри |
художники: | Жан Зэй, Жорж Вакевич |
монтаж: | Моника Кирсанов |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 апреля 1950 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Анри-Жорж Клузо известен, прежде всего, как автор мрачных криминальных драм и триллеров. За свою карьеру он снискал славу циника и мизантропа, а от критиков получил прозвище «французский Хичкок». Именно поэтому, исполненная в светлой гамме «Микетта», так сильно выделяется на фоне его творчества.
Впрочем, несмотря на кажущиеся легкость и простоту, идейная конструкция этой комедии довольно изощренная и запутанная. С одной стороны, и это сразу бросается в глаза, Клузо последовательно и с явным удовольствием разоблачает условность театра: иллюзию сцены он низводит до жалких закулисных трюков, актеров, в свете рампы играющих Расина, выставляет кучкой восторженных и бесталанных неудачников. Мир театра, с его бутафорией и мишурой, показан Клузо — что вполне традиционно — как антитеза реальности.
Однако этим смысловая глубина фильма не исчерпывается. Ведь даже за пределами сцены герои продолжают вести себя как участники спектакля: игра актеров подчеркнуто стилизована (обращение к зрителю, взгляды в камеру, поклон в финале). — Клузо постоянно напоминает, что перед нами художественный фильм. Ко всему прочему, он вводит в качестве персонажей авторов пьесы, легшей в основу фильма — теперь герои уже воспринимаются и как персонажи пьесы, и как их реальные прототипы; границы между правдой и вымыслом стираются.
Но на этом разоблачения не прекращаются. Клузо большой любитель срывать маски, высвечивать подлинное человеческое нутро. С непревзойденным мастерством он демонстрирует это в «Плате за страх», где брутальный с виду гангстер Джо, в исполнении Шарля Ванеля, на поверку оказался старым трусом, а его молодой товарищ (Ив Монтан), вдруг оказывается способен на отважные, но также и безжалостные поступки. Столь же резко меняются ролями герои «Дьяволиц». Персонаж Поля Мёрисса — предполагаемая жертва — в конце, оказывается палачом, а одна из соучастниц его «убийства» — становится его жертвой.
Характеры героев «Микетты» меняются также радикально. Герой Бурвиля — слабохарактерный недотепа, вдруг начинает настойчиво и решительно бороться за свое счастье. Его дядя — старый волокита, внезапно сбрасывает маску Панталоне и оказывается достойным человеком. И, наконец, мать Микетты — почтенная вдова, ханжа и пуританка преображается в легкомысленную и тщеславную кокетку, питающую страсть к азартным играм. Выходит что даже внутри сыгранной жизни, не говоря о жизни реальной, каждый играет какую-то роль, скрывая под маской истинное лицо.
Так, даже в рамках чуждого ему жанра — полушутя, полусерьезно — Клузо остается верен себе и узловым темам своего кинематографа.
30 сентября 2013
После эмоционально насыщенной «Манон» Анри-Жорж Клузо обратился к легкой и водевильной постановке «Микетты и ее дочери». Это легкая история, про то как молодая девушка сбегает от матери к пожилому ловеласу, обещающему ей актерскую карьеру. При этом, мать вскоре находит ее, равно как и множество ухажеров.
В фильме снимались очень хорошие актеры, но их игра меня скорее озадачила. Вероятно в те времена, для мюзиклов было характерно определенное «переигрывание» актерами своих ролей. Доведение исполнения до фарса вероятно считалось признаком хорошего тона, ведь таким образом комедийная атмосфера «нагнеталась» все больше и больше. Именно благодаря этому обстоятельству, игру Бурвилля и Сатюрнен Фабр я в полной мере не оценил.
Луи Жюве, великолепный Жюве, которого так выигрышно снял Клузо в «Набережной ювелиров», на этот раз был строг и академичен. Мне показалось, что актер был эмоционально очень далек от роли, и причиной тому какие-то жизненные обстоятельства, которых уже вряд-ли возможно установить.
По установившейся после «Манон» традиции Клузо опять «раскрыл» актрису. На этот раз блеснула Даниель Делорм. Опять, как и в случае с Сесиль Обри, мы сталкиваемся с яркой, типично французской внешностью и неожиданно эффектным, солирующим исполнением. А солировать, причем солировать успешно, на фоне Жюве — это достижение.
В итоге: хорошо проработанный легкий водевиль. Клузо решил поэкспериментировать и отклонился от присущей ему детективной стилистики. Хотя, при просмотре, в силу особенности жанра и стилистики актерской игры — картина впечатляет мало, не покидает впечатление ее раритетности (если не архаичности).
Впрочем, мое отношение к фильму все равно положительное. В США в те году Оскар могли получить гораздо более слабые работы, а для Клузо это был творческий порыв (возможно прокрутить альтернативную реальность для Манон). Ну, а впереди у Клузо был настоящий шедевр — «Плата за страх»
5 из 10
28 декабря 2012