Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горький рис |
английское название: |
Riso amaro |
год: | 1949 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «America's New Bombshell!» |
режиссер: | Джузеппе Де Сантис |
сценаристы: | Коррадо Альваро, Карло Муссо, Франко Моничелли, Джузеппе Де Сантис, Джанни Пуччини, Карло Лиццани, Иво Перилли, Марио Моничелли |
продюсер: | Дино Де Лаурентис |
видеооператор: | Отелло Мартелли |
композитор: | Гоффредо Петрасси |
художники: | Карло Эгиди, Анна Гобби |
монтаж: | Габриэль Вериэл |
жанры: | драма, криминал |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
7 сентября 1949 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 47 мин |
Существует два варианта перевода названия этого замечательного фильма: «Горький рис» и «Горький смех». Всё дело в игре слов: «смех» и «рис» в итальянском языке пишутся одинаково.
Эту производственно-криминальную мелодраму принято относить к итальянскому неореализму, но с некоторыми оговорками. Уж слишком чувственной оказалась постановка Джузеппе Де Сантиса.
Послевоенная Италия. Традиционный, патриархальный уклад жизни оказался под мощным давлением заокеанских новшеств, которые принесли с собой американские солдаты: красивые журналы мод, заводной джаз, жвачка, конкурсы красоты. Всё это нашло свое место в фильме.
В 1946 году неаполитанец Дино Де Лаурентис стал продюсером римской студии «Люкс» и взял курс на «итальянский Голливуд» с его индустрией кинозвезд. Говорят, Дино увидел юную манекенщицу Сильвану Мангано на конкурсе красоты «Мисс Италия» и пригласил на кинопробы. Девушка пришла на студию, случайно вымокнув под проливным дождем. Но это было очень кстати, ведь ее тезка-героиня из «Горького риса» значительную часть съемок проведет в воде или на фоне дождя. Так началась карьера одной из красивейших итальянских кинодив.
В фильме Сильвана — узнаваемый тип итальянской девушки из соседнего двора. Романтичная, работящая, задорная. Она мечтает о счастье, но не знает, как его достичь. Сильвана, вместе с другими девушками из разных провинций Италии, отправляется работать на рисовые поля. На вокзале она замечает странную пару. Это Франческа (Дорис Даулинг) и ее дружок Вальтер (Витторио Гассман). Девушка, работая в богатом доме, украла по просьбе погрязшего в долгах любовника ожерелье. Молодого человека преследует полиция, и Франческе ничего не остается, как смешаться с отправляющими на работу девушками. Есть и четвертый герой истории — сержант Марко (Раф Валлоне) — простоватый, приземленный парень. Вчетвером они и разыгрывают драму на фоне рисовых плантаций.
Украденное ожерелье и объединяет, и подчеркивает индивидуальности главных героев. Для Франчески оно — тяжкий груз. Для Сильваны — притягательный фетиш. Для Вальтера — не более, чем один из вариантов наживы. Для Марко — запретная тема.
Джузеппе Де Сантис удивительным образом смог объединить итальянский неореализм (сцены работы на рисовых полях, жизнь женщин в бараке) с американским игровым кино (магнетические танцы Сильваны Мангано, финальная схватка главных героев). Одно слово — браво!
8 из 10
9 ноября 2015
Шумная, суетливая, нескончаемая жизнь железнодорожной станции в Турине вдруг принимает вид людского потока, энергично стекающегося к специальному поезду N2. В основном это женщины молодые и симпатичные. Продавщицы, машинистки, фабричные работницы, крестьянки собираются ехать на сезонную работу — прополку риса — в надежде подкормиться, получив зерно в оплату. Все возбуждены, говорят громче обычного в ожидании отъезда. И вдруг разговоры приглушаются, невнятная до этого закадровая музыка становится громче, приобретая ритм и четкость джазовой синкопы. На привокзальном пустыре среди сидящих женщин под патефон танцует девушка. Невероятная грация подросшей кошки, раскованность и уверенность в себе — просто глаз не оторвать. Манящее движение рукой, неуловимо-резкий поворот бедра — взмах юбочки. Это Сильвана. Сильвана Мангано.
Случайно или нет совпало имя главной героини с именем актрисы — не так уж важно. Важно то, что невероятной силы обаяние и сексуальность 18-летней девушки сделали фильм нетленкой и вывели драму Джузеппе Де Сантиса в число лучших кинопроизведений послевоенной Италии. «Горький рис» — второй фильм трилогии Де Сантиса о сельской жизни, снятой в стиле неореализма. В основу сюжета положена история четырех героев, оказавшихся волею судьбы на рисовых плантациях. У каждого из них своя история и жизненные сложности, никто не окрашен в контрастный цвет осуждения-восхваления, а скорее окутан облачками симпатии. Молодая женщина Франческа скрывается от полиции вместе со своим приятелем вором-джентльменом Вальтером. Сержант Марко, у которого за плечами 10 лет военной службы, находится на пороге демобилизации. Мирная жизнь его пугает, но он полон решимости начать жить как все. Именно поэтому он в начале симпатизирует Сильване. Сильвана же, обладая всеми признаками натуры-рецептора, стремится найти и принять все, что ей кажется новым и не рутинным: буги-вуги, комиксы, прочие приметы американской культуры. Ее манит другая, незнакомая жизнь. Например, та, которой живут Франческа и Вальтер. И если в первой части фильма Сильвана позиционирует себя метками «я — не такая», то дальше рокировки и перемены статуса неизбежны. Меняется и Франческа: неожиданно для себя адаптируясь к нелегким условиям сельского труда, собирает свою рассыпанную жизнь в тугой мешок для зерна.
Конечно, все признаки неореализма картина имеет. Но все же ощущения того, что создатели прошли по краю главной кино-дороги Италии и зацепили элементы зрелищного, развлекательного кино очень явственны. Героини фильма вместе с вновь обретенными подругами живут в бараке, работают под палящим солнцем по колено в воде. Но, что это? Почему нет осознания безысходности их рабского труда? Просто все внимание зрителя отвлечено на то, как все это снято. Шорты всех фасонов и разных степеней элегантности — такова спецодежда рисовых полольщиц. Камера ненароком спускается ниже — на уровень согнутых спин и выстраивает новый горизонт из женских бедер. Белые соломенные шляпы летают как бабочки, придавая праздничность и динамизм мизансцене. Сильвана выходит на плантацию в черных полупрозрачных чулочках неясного функционального назначения. Чувственностью пронизан практически весь фильм, но сделано это так мастерски, без педалирования и нарочитости, что воспринимается на уровне общего мироощущения. Такая подача, как ни странно, не заслоняет и не приуменьшает важности социальной темы изменения самосознания женщин послевоенной Италии, переоценки их места в обществе. Сцена, в которой на рисовом поле полольщицы переговариваются о важном с помощью пения, как делали это рабы на хлопковых плантациях, удивительная по своей силе. Мгновенно принимая правила игры, обходя систему, они показывают свою силу и необыкновенное мужество.
В итоге мы имеем фильм с ясной драматургией, продуманным психологизмом, прозрачным посылом и неограниченным сроком годности. Сломаны стереотипы о женской красоте, холодной и отстраненной, появляется типаж, позже названный «девушка с соседнего двора». Танцующей походкой Сильвана Мангано шагнула на постеры, вышла замуж за начинающего продюсера Дино де Лаурентиса и возглавила триумфальное шествие чувственных итальянских кинокрасавиц. Танцуй дальше, Сильвана…
28 августа 2014
Снятая на заре послевоенного итальянского неореализма, картина Джузеппе Де Сантиса «Горький рис» повествует о провинциальных молодых женщинах, раз в год приезжающих на рисовые плантации, чтобы через месяц тяжелого труда, увезти не деньги, нет, а небольшой мешок молотого риса, который поможет им и их семьям как-то продержаться.
Главные роли в картине сыграли просто безумной красоты молодая Сильвана Мангано, очень интересная американка Дорис Даулинг, непоражаемый Витторио Гассман и чертовски красивый и обаятельный Раф Валлоне, от него я вообще не отрывала глаз.
Сильвана -деревенская простушка страстно желающая увидеть кроме рисовых платнаций и бараков настоящую, «глянцевую» жизнь, одурманенная bandito Вальтером (Гассман) и страстно любимая простым солдатом Марко (Валлоне). История страсти, желании выбраться «наружу» из нищеты, о предательстве и наказании.
Мангано до Fendi, бровей ниточкой, изысканности и аристократических скул — но пышнотелая (грудь видна со спины, как говорится), с соболиными бровями и светлыми локонами — невероятное зрелище. Эпизоды когда она танцует рок-н-ролл — хочется перематывать и смотреть снова и снова. Гассман в этом плане не отставал — танцевал он как Бог.
Простые женщины в ситцевых платьях — все они в в конце войны были на одно лицо: сильные и мужественные…
И то что именно рисом, политым кровью и потом, посыпали они свою мертвую подругу — говорит о том времени гораздо больше чем туева куча фильмов, статей, и пафосных речей.
9 из 10
7 декабря 2012