Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Силы зла |
английское название: |
Force of Evil |
год: | 1948 |
страна: |
США
|
слоган: | «John Garfield puts his Body and Soul into Force of Evil.» |
режиссер: | Абрахам Полонски |
сценаристы: | Ira Wolfert, Абрахам Полонски |
продюсер: | Боб Робертс |
видеооператор: | Джордж Барнс |
композитор: | Дэвид Рэксин |
художники: | Ричард Дэй, Эдвард Дж. Бойл |
монтаж: | Арт Сейд |
жанры: | драма, криминал, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
«Это Уолл-стрит…» — именно с этих строчек начинается повествование фильма. Полонски с помощью кадров этого делового центра Нью-Йорка с высоты птичьего полета сразу же дает понять, что люди на фоне величественных зданий здесь лишь пешки и винтики огромной системы, а то, что действительно для них важно это вещественные материи, по большей же части, конечно, деньги. Именно деньги имеют огромное значение в фильме — на них основываются порывы героев, их устремления, они приводят к трагическим последствиям. Джо Морс, который выступает одновременно и как повествователь, уже в начале фильма признается в тяге к заработку. Когда он рассказывает Такеру о том, почему он занялся этим бизнесом, он перечисляет лишь две причины. Такер при этом иронично сразу же спрашивает о второй, потому что первая очевидна. Проблема лишь в том, что заработок не может являться единственной целью в жизни, потому что даже, когда ты вот-вот заработаешь миллион долларов, ты все равно не будешь иметь представление о том, куда его потратить.
Лео Морс на фоне своего брата выглядит безобидным. Он заботится о своих сотрудниках: финансово помогает Дорис (молодой девушке) даже когда с бизнесом совсем плохо, относится к ней, как к дочери; во время облавы просит полицейских везти уборщика в такси, так как у него клаустрофобия и готов его оплатить. Он даже какое-то время из гордости сопротивляется Такеру. Но не будем забывать, что он все также занимается нелегальным бизнесом и грабит простой люд, просто масштабы награбленного по сравнению с Такером намного меньше.
И если беспринципные Джо Морс и Такер стоят на самой верхушке преступного Нью-Йорка, а Лео Морс где-то посередине, то такие как Дорис находится на самом ее основании. И именно она здесь представляет честных людей. Она одумывается, что занимается плохим делом и увольняется, говоря Лео, что все овечки черные, неважно на каком уровне они находятся, не важно каков оттенок. Хотя мы видим, что Дорис попадает на крючок Джо после этого, но это было ее желанием спасти его, а не желанием наживы.
Но давайте вернемся ко второй причине деятельности Джо Морса. Она заключается в том, что он хотел помочь брату. Именно семейные отношения выделяются здесь поверх криминальных конфликтов. При всей скудности отношений братьев, которые дошли до уровня бизнес-общения, они все равно волнуются друг за друга. Это заметно, когда Джо Морс звонит по телефону в суд, где сидит его брат, и, когда Лео кричит на своего подопечного Бауэра, который «сдал копам» их контору, потому что Лео не хочет, чтобы его брат стал убийцей. Именно братская любовь стала тем самым толчком к нравственному наполнению Джо Морса. Хотя ему и потребовалось много времени, но ведь, если белый легко превратить в черный, то из овечки с засохшей черной шерстью превратиться в чистую очень сложно.
Тема материализма очень хорошо раскрыта в фильме. Дорис в сцене, где Джо пытается соблазнить ее рубином, говорит, что в детстве фокусники могли дурачить ее цилиндрами, черными мантиями и фальшивыми кольцами. Именно это и характеризует общество потребления, потому что вещи это лишь фасад, но многие все равно поддаются соблазнам и одержимости деньгами. Джо Морс тоже видит лишь камни вокруг себя, потому что он безразличен ко всему, у него самого окаменелая душа. Даже гангстеры считают здесь себя бизнесменами. Складывается ощущение, что людские отношения тоже стали бизнесом. Так, например, Джо общается с Лео только по делам и даже не остается на ужин. «Брать это по-человечески» — говорит Джо. Но люди порой забывают отдавать.
Но главная тема этой картины, конечно, — тема преступления и наказания. Переступаешь черту — готовься заплатить. Все преступники здесь так или иначе пострадали, многие поплатились жизнью: Такер умер, Фикко умер, Лео умер. Джо Морсу грозит тюрьма. Даже люди из конторы Лео будут платить штрафы за свои преступления. У «Силы зла» можно найти сходства с «Крестным отцом». Здесь также уделяется большое внимание теме семейных отношений, Джо Морс хоть и не обладает такой же властью как Майкл Корлеоне, но тоже достаточно важный человек в городе. Брат Джо погибает, конечно, не от его рук, но по его вине — он сам говорит, что чувствует как будто сам его убил. И самый главный недостаток преступников — это одиночество. Хотя к концу фильма он обретает счастье с Дорис, но на протяжении основной части ему не с кем поговорить, потому что их отношения с братом формальны, а больше он никому не может доверять.
Последняя сцена замечательно иллюстрирует моральное положение Джо Морса на протяжении его жизни. Когда он сбегает к телу своего брата в реке, Полонски как бы показывает, как низко он падал всю свою жизнь, пока на самом дне смерть брата не заставила повернуться в обратную сторону. Но подниматься будет уже не так легко…
В общем, Полонски в «Силе зла» смог удачно показать и все стороны криминальной жизни, и стирающиеся со временем отношения родственников, которые все равно сохраняют тлеющую искру в любое время, и смог поднять проблему общества потребления, которая особенно актуальна сегодня, когда люди окружают себя все большим и большим количеством вещей.
12 мая 2016
Два брата, один — «чёрная овечка», другой как будто настолько образцовый. У криминальных передряг тут скорее роль фона, основное действие затрагивает человеческие отношения, и это здорово. Родственные разлады и поиски взаимопонимания нередко фигурируют в стоящих нуарах, и этот — один из наиболее эталонных. Как разобраться в хитросплетениях привязанностей и столкновений владельца небольшого банка с адвокатом? Возможно и на деле один из них хочет, чтобы другой брат жил с чувством вины? Или же тот другой брат действительно уличный мальчишка, уличный кот, возомнивший себя тигром?.. Нет определёного ответа, всё ускользает от картонности и штампованности, и простор для зрительских выводов и трактований остаётся.
Современная история Каина и Авеля, напоминает мне «К Востоку от рая». Герой хочет посодействовать своему ближнему, брату, который столько о нём заботился… Но делает это не очень законно. Даже если он угадал, что брату хочется, чтобы его принуждали к переходу на тёмную стезю, по растяпству и усвоенному от мафиози скепсису ко всему человечеству адвокат не понимает, что дорогого человека он этим лишь губит…
- У денег нет моральных устоев!
- Зато у меня есть.
Столь отточенных диалогов, как здесь, ещё поискать, и они к тому же такие находчивые и парадоксальные, что приглашают даже взглянуть на знакомые темы с необычного ракурса. «Знаете, что такое настоящая жестокость? Это если я достану из кармана рубин стоимостью в миллион, и подарю его Вам за просто так, потому что Вы прелестное дитя с немалыми достоинствами. Это очень жестоко, поскольку делать что-то бескорыстно и щедро крайне противоречит человеческому характеру».
И пленительная героиня, которая разрывается в своей приязни к тем двум братьям. Её романтическим отношениям с братом-адвокатом препятствует желание остаться честной, не замешанной в гангстерские аферы… «В детстве меня обманывали фокусники, потому что я слушала их болтовню и не наблюдала за их руками»…
Трагический, и в то же время остроумный нуар, искупление, оставляющее надежду — и меткая ироничность. Как такое возможно совместить? Возможно.
15 июня 2014