Форт Апачи
Fort Apache
7
7.4
1948, боевик, драма, приключения
США, 2 ч 8 мин
12+

В ролях: Педро Армендарис, Уорд Бонд, Джордж О’Брайен, Ирен Рич, Гай Кибби
и другие
Капитан Кирби Йорк несет службу в богом забытом форте. Он славится своим опытом в борьбе с индейцами. В форт прибывает полковник Оуэн Тьюсдэй, известный своей суровостью. Возглавив форт, он приводит войска в отличную боевую форму и готовится отразить атаки апачей, вставших на тропу войны.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Форт Апачи

английское название:

Fort Apache

год: 1948
страна:
США
слоган: «John Ford's Masterpiece of the Frontier!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Арчи Стаут, Уильям Х. Клозир
композитор:
художник: Джеймс Басеви
монтаж:
жанры: боевик, драма, приключения, вестерн
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2500000
Дата выхода
Мировая премьера: 27 марта 1948 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, приключения, вестерн

Постеры фильма «Форт Апачи», 1948

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Форт Апачи», 1948

На краю мира

Мы говорим «вестерн» - подразумеваем Джон Форд. Говорим «Джон Форд» - подразумеваем вестерн. Многие режиссеры оставляют после себя след. Форд оставил не след, и даже не колею, а многополосное шоссе. У него учились, ему подражали, Спилберг в своем автобиографическом фильме «Фабельманы» показал сцену, где именно Великий и Ужасный Джон Форд дает юному герою, который мечтает стать режиссером, первые советы, как снимать кино. Практически все свои вестерны Форд снимал в «Долине монументов» на территории резервации навахо. И пофиг, где на самом деле происходило действие фильма. Долгое время остальные режиссеры избегали съемок в этом месте с роскошной фактурой, чтобы никто не обвинил их в фордоподражании. Это место даже называется неофициально «долиной Форда». Как режиссер он снял полторы сотни фильмов, из которых до нас дошло меньше сотни, потому как полсотни немых фильмов его производства просто канули в вечность - он начал снимать еще «до революции», в 1917 году. Кстати, за тот год юный Форд снял аж 9 фильмов. Так что представляете, какая это была потогонка. Последний свой фильм он снял в 1965 году. Он назывался «7 женщин». И это был классический вестерн. Только действие происходило в китайских степях, а вместо банды кровожадных индейцев, атаковавших форт, здесь были не менее кровожадные монголы, напавшие на американскую миссию. Ну и вместо Джона Уэйна мужественная американская миссионерка в исполнении Энн Бэнкрофт. Ну хватит про Форда, про него нужно книги писать, толстые, а не преамбулу к его фильму. Переходим к кино.

Свой стиль в вестернах Форд отточил до состояния катаны мастера Хаттори Ханзо. При этом, не боялся пионерствовать - великий «Дилижанс» аж 1939 года был одним из первых в истории фильмов в жанре роад-муви, да еще и содержал в себе нетрадиционную для тех времен социальную драму. «Форт Апачи» вышел в 1948-м и был так же пионерским и совершенно нетрадиционным. Начать с того, что в фильме не было ни ковбоев, ни шерифов. И по большому счету, даже главного героя в нем нет. Главный герой фильма - американская кавалерия.

Сюжет казалось бы нехитер. В отдаленный форт Апачи в ссылку отправлен бывший генерал, а ныне полковник Четвергов. В смысле - Тьюсдей (великолепный Генри Фонда). За что его сослали - не объясняется. Он жутко честолюбив и полон решимости в этой дыре навести порядок, заставить всех ходить по форме и отдавать честь, и уверен, что найдет способ покрыть себя славой даже тут. Забегая вперед скажем - это ему удалось. Но не совсем так, как он хотел бы. Одновременно с ним в форт прибывает молодой лейтенант О’Рурк, сын местного сержанта, а в прошлом майора. Кстати, этот форт просто кишит ссыльными. В качестве сержантов тут служат еще два бывших майора, причем, один из них майор армии южан. Короче, это место, где умирают надежды и дослуживают свой век штрафники. Еще с полковником прибывает его юная дочка в исполнении Ширли Темпл. Невероятная звезда по тем временам. Причем, все ее роли - детские и их с полсотни. Ее даже в сотню самых великих актрис Голливуда внесли. Во время съемок Форта Апачи ей было двадцать, а еще через год она завязала с кино. Такая вот неожиданная карьера. В общем, лейтенант ОРурк с дочкой полковника крутят роман. Тот резко против и показывает себя жутким снобом и даже козлом, настроив против себя абсолютно всех. В это время индейцы племени апачи уходят из определенной им резервации, потому что полномочный по делам индейцев спаивает их и грабит. И полковник Тьюсдей решает - вот он! Шанс покрыть себя славой и вернуться в цивилизацию победителем. Он отправляет капитана Кирби Йорка (Джон Уэйн) уговорить индейцев вернуться под его обещание со всем разобраться. Кирби дает слово вождю апачей Кочису (реальный персонаж, где-то на дальнем плане мелькает и Джеронимо, но совсем чуть-чуть). Тот ведет племя обратно. Но план полковника был совсем иным. Он плевать хотел на честное слово - дикарей оно не касается. Он выводит весь свой отряд в атаку на индейцев с целью уничтожить их. Поскольку в основу сюжета легла история генерала Кастера и печально известная «Битва при Литтл-Бигхорн», исход этой кампании предсказуем и спойлером не является.

Последняя битва занимает не очень много времени. Большая его часть посвящена гарнизонному быту. Взаимоотношения вояк и их жен в забытом Богом захолустье, которые умудряются вести светскую жизнь - балы, рауты, взаимопомощь, конфликты. Подготовка новобранцев, элементы офицерского быта и службы, субординация и дружба. Масса комедийных моментов, особенно касающихся больших любителей выпить в сержантском звании. Иной раз хохочешь просто до слез («Я была любимой племянницей у моей тёти Марты, поэтому, когда она умерла, она оставила своё состоянию приюту для котов, а подсвечники мне…») В этом фильме едва ли не впервые в голливудской практике индейцы апачи представлены благородными воинами в противовес американскому командованию. Но и тут все не просто. Полковник Тьюсдей персонаж очень неоднозначный. Он высокомерен, чванлив, но отчаянно любит свою дочь. Он не слушает советов опытных вояк и лезет в самую пасть льва, губя своих солдат, но при этом отчаянно храбр. Вопрос - оправдывает ли личная отвага тупость принимаемых решений?

8 из 10

30 октября 2025

Гордыня и кавалерия

ФОРТ АПАЧИ — аванпост американской армии на мексиканской границе, дальний кордон цивилизации. 1870-ые годы, ветераны Гражданской войны ещё вполне себе при делах и амбициях, вот только званий и должностей в полумирное время на всех не хватает. Новый начальник гарнизона, подполковник Тхёрсди (во время войны — генерал), не скрывает разочарования от своего назначения в захолустье, но готов использовать конфликт с местными индейцами для быстрого возвышения. Его заместитель — капитан Йорк (бывший полковник), уважаемый воин и сторонник мирного разрешения споров, не согласен с командиром, но подчиняется его приказам…

В роли благородного Йорка — ДЖОН УЭЙН, король вестерна и живое воплощение американского фронтира в массовой культуре. Слуга присяги, отец солдатам, он — идеальный лидер: смел, мудр, неформален. Тхёрсди — его полный антагонист, в исполнении не менее легендарного ГЕНРИ ФОНДЫ. Образчик обаятельного «простого американца», он выступает здесь в редкой для себя отрицательной роли и выглядит настолько убедительно, что можно только сожалеть, что Фонда не сыграл их больше. Его персонаж — ревнитель дисциплины и болезненно воспринимаемой чести, самоуверенный воитель, пленник стереотипов и губительной гордыни. И если он терпит крушение на поле боя, то выигрывает место в памяти потомков — такова парадоксальная и горькая ирония человеческой истории, необыкновенная для фильма 1948-ого года.

Режиссёру-классику ДЖОНУ ФОРДУ эта тема была особенно близка (и позже будет развита в его позднем шедевре «Человек, который застрелил Либерти Вэланса»). 𝑭𝒐𝒓𝒕 𝑨𝒑𝒂𝒄𝒉𝒆 — обстоятельный и несуетливый вестерн, первый гимн Форда кавалерии как призванию и образу жизни, находящий место для офицерских жён, гарнизонных радостей и солдатских слабостей. Он не лишён недостатков: величавые планы Долина монументов слегка избыточны, а перипетии любовного романа красавицы Ширли Темпл заранее предсказуемы. Форд находит глубину в другом, экзистенциальном аспекте бытия служивых ветеранов. Отгремела большая война, и всё происходящее с ними сейчас неминуемо кажется мелким и негероичным. Преодолеть пустоту переходного времени и сохранить при этом верность гуманизму и идеалам воинского братства — по-настоящему доблестная задача. А вы говорите, вестерн с индейцами…

3 апреля 2021

100 лучших вестернов. 11. Форт Апач (1948).

В небольшой форт на границе с Мексикой прибывает новый командир полковник Оуэн Тьюсдей, который везёт с собой дочь Филадельфию. Оуэн недоволен своим назначением, воспринимает его как ссылку и боится, что не сможет здесь отличиться. Ещё на подъезде к форту Филадельфия знакомится и влюбляется в лейтенанта Майкла О’Рурка. Полковник Оуэн быстро наводит в сонном форте железный порядок и дисциплину — он надеется, что начальство заметит его. Его муштра вызывает недовольство старожилов форта, особенно капитана Кирби Йорк. Вскоре возникает волнение в среде апачей вождя Кочиса. Капитан Йорк, знакомый с индейскими обычаями, пытается уладить дело миром, но Оуэн, считающий индейцев недоразвитыми дикарями, видит в сражении с ними возможность поучить награду или повышение…

Первый и лучший фильм великого Джона Форда из так называемой «кавалерийской трилогии» (сюда также входят его картины «Она носила желтую ленту», 1949 и «Рио Гранде», 1950). Фильм основан на истории Джорджа Кастера и битвы при Литтл-Бигхорн. С одной стороны, восторженный портрет истории кавалерии, с другой весьма неприятный показ людей, которых люди называют героями. Чередуя комизм и драматизм Форд показывает через калейдоскоп событий жизнь отдаленного военного гарнизона.

Полковник Оуэн, одержимый соблюдением устава и надеждой прославиться, кидая своих солдат в безнадежную атаку. Эту роль безукоризненно исполнил Генри Фонда. Его противоположностью является в фильме Кирби Йорк, сыгранный Джоном Уэйном. Он старожил форта и новые порядки ему не по душе. Кроме того, он старается наладить мир с индейцами, но все его попытки идут прахом из-за упрямства полковника.

Любовная история между героями Ширли Темпл и Джона Агара выглядит несколько искусственно и плоско, в основном, из-за Агара, для которого это был дебют в кино. На втором плане собраны легенды Голливуда Виктор Маклаглен, Джордж О`Брайен, Уорд Бонд.

Противостояние великих актеров Генри Фонда и Джона Уэйна на фоне величественной природы Долины Монументов и гарнизонной рутины. Форд, как всегда, показал себя в этом фильме великим мифотворцом и художником Дикого Запада. И этот фильм одно из лучших его полотен.

8 из 10

7 августа 2015

Атака Легкой бригады.

Бравый полковник Оуэн, герой Гражданской войны, выпускник Вест-пойнта, сыпящий цитатами из кампаний Наполеона и Чингизхана, офицер и джентльмен во всем сослан, из-за какой-то оплошности, в далекую гарнизонную дыру на переднем краю фронтира — форт Апач. Негодуя на несправедливость, он все-равно, как истинный служака, направляется туда вместе с молодой симпатичной дочерью, исполненный решимости даже в этом, забытом богом месте, прославиться и снова вернуться на проторенный путь к заветной генеральской должности.

Одна проблема — форт расположен вдали от основных порубежных боев и стычек с дикими шайеннами и команчами. В Апаче не заработаешь славы и дождь из наград не прольется на тебя. Если только ты сам его не вызовешь. Рядом прозябает и тихо деградирует племя апачей, в принципе настроенных миролюбиво и не собирающихся выкапывать топор войны. Не беда — всегда можно спровоцировать конфликт и с саблей наголо ринуться на врага с отчаянностью атаки Легкой бригады в Крымскую войну. Об этом, в принципе, и фильм.

Картины Джона Форда напоминают антикварный кадиллак, который несмотря на свои полвека еще на ходу и с легкостью обгонит любой современный драндулет. Здесь точнейшим образом выверено и вымерено все. Характеры прописаны, персонажи ярки и ясны, камера всегда стоит там, где нужно и все делается крепко, надежно, по старым испытанным лекалам. Противостояние героев Фонда и Уэйна предопределено даже самими типажами великих актеров. Их негласная дуэль разворачивается посреди гарнизонной рутины и на фоне так привычных для Форда величественных скал Аризоны.

Классический добротный вестерн, однако, во многом революционен. Неоднозначность главных героев, никого из которых, кроме может молодого лейтенанта ОРурка, нельзя отнести к однозначно положительным персонажам. Да и сам взгляд на индейцев, которые эволюционировали из безымянной злобной массы, налетающей на дилижанс или форт в довоенных вестернах того же Форда в людей, со своей позицией, принципами и убеждениями. Причина их восстания вполне по-человечески понятна и объяснима и виною здесь не природная злокозненность краснокожих, а белый человек, нарушающий свои обещания.

8 из 10

17 июня 2013

Джон Форд — о военной кавалерии США на Диком Западе

Первый фильм «кавалерийской» трилогии Д. Форда. Здесь всё, вроде бы, просто, но в то же время достаточно сильно и, что немаловажно, душевно.

В полк, расположенный в Форте Апачи, прибывает новый командир — полковник Тьюсдэй, роль которого весьма убедительно воплотил на экране мастер актёрского искусства Генри Фонда. Тьюсдэй крайне недоволен своим новым назначением — до этого его карьера успешно развивалась на востоке Штатов и даже в Европе, поэтому, попав в глухомань, на «границу», полковник стремится поскорее выслужиться, и берёт полк в «ежовые рукавицы». Стиль работы Тьюсдэя с подчинёнными — педантизм и формализм, что, конечно, не может нравиться офицерам и рядовым кавалеристам.

Тьюсдэй, очевидно, вдовец, но вместе с ним в Форт Апачи приехала его юная красавица-дочь по имени Филадельфия (Ширли Темпл). Ещё в пути девушка знакомится с молодым лейтенантом Майклом О`Рурком (дебют в кино Джона Агара), и это знакомство в течении фильма постепенно перерастает во взаимную любовь.

Ну, и наконец, последний персонаж из числа главных героев — капитан Кирби Йорк (Джон Уэйн — какой же фильм Форда без него!). Первую половину картины Йорк остаётся в тени, зато всю вторую половину, и особенно концовку фильма, герой Джона Уэйна солирует.

Итак, племя индейцев апачи, обманутое снабженцами от государства, уходит из резервации и начинает войну против правительственных войск. Полковник Тьюсдэй ставит капитану Йорку задачу: найти месторасположение индейцев, связаться с вождями племени, и попытаться уговорить их вернуться. Йорк отправляется на опасное задание без оружия, взяв с собой лишь одного человека — надёжного и проверенного сержанта Бьюфорта (Педро Армендарис), которого использует в качестве переводчика. Вождь индейцев Кочис (Мигель Инклан) знает Йорка, и знает то, что слову капитана можно верить. Переговоры заканчиваются успешно, апачи возвращаются назад. Но это ещё не конец истории, а только её завязка…

Как и два последующих фильма-продолжения, «Форт Апачи» — картина весьма музыкальная и наполненная немалым количеством отменного доброго юмора. Главный поставщик последнего — огромного телосложения сержант Малкэхи (Виктор МакЛаглен). В последующих частях трилогии фамилия этого сержанта почему-то меняется на Квинкэннон, но манера и повадки остаются. (Здесь тоже есть Квинкэннон, но это совсем другой персонаж.)

В визуальном плане тоже есть на что посмотреть. Это и излюбленная режиссёром площадка для съёмки своих фильмов — величественная Долина Монументов, и впечатляющие трюки на лошадях, и тщательно подобранные, исторически детально воспроизведённые костюмы армии кавалерии США тех времён, да и просто блестящая операторская работа.

Удивительно, сколько всего успевает охватить в рамках одного двухчасового фильма Д. Форд! Линия вестерна пересекается с рассказом об истории кавалерии, любовная лирика соседствует рядом с жестокой батальной сценой, юмор переплетается с музыкальным саундтреком, а повествование об офицерской чести — в непосредственной близости с демонстрацией упрямства и амбиций командира, посылающего своих солдат на верную гибель.

8 из 10

25 июня 2011

Отличный вестерн Джона Форда с суперзвездами — Генри Фондой, Ширли Темпл и великим Джоном Уэйном. Начальник гарнизона — педант и тиран, его очаровательная дочь, влюбляющаяся в молодого лейтенанта, выходца из простой семьи. Жестокие индейцы (в том числе знаменитый вождь Джеронимо), не желающие вкушать блага цивилизации, включая огненную воду, в резервации. Стрельба, любовь, смерть, посконный юмор.

' — Новобранцы, есть кто-нибудь из Корка?!

— Я, сержант!

— Запомни, любимчиков в армии нет! Но с этой минуты ты капрал…»

Очень удивлюсь, если Гайдай не смотрел «Форт Апачи», снимая сцену в вытрезвителе, в «Приключениях Шурика»: «Добровольцы на погрузку навоза — напра-а-во!»

Великолепна, в расцвете красоты Ширли Темпл. Серьезно сыграл драму личности Генри Фонда. И я уверен, если бы Уэйн согласился-таки бы баллотироваться на пост президента, как ему предлагали, победил бы. И не подгадил.

8 из 10

22 июня 2009

Боевик Форт Апачи появился на свет в далеком 1948 году, более полувека тому назад, его режиссером является Джон Форд. Кто играл в фильме: Педро Армендарис, Уорд Бонд, Джордж О’Брайен, Ирен Рич, Гай Кибби, Грант Виттерс, Джек Пенник, Рэй Хайк, Мовита, Мигель Инклан, Мэри Гордон, Филип Киффер, Мэй Марш, Клифф Кларк, Фрэнк Фергюсон.

Расходы на кино составляют примерно 2500000. Страна производства - США. Форт Апачи — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.