| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
7.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Форт Апачи |
| английское название: |
Fort Apache |
| год: | 1948 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «John Ford's Masterpiece of the Frontier!» |
| режиссер: | Джон Форд |
| сценаристы: | Джеймс Уорнер Белла, Фрэнк С. Наджент |
| продюсеры: | Мериан К. Купер, Джон Форд |
| видеооператоры: | Арчи Стаут, Уильям Х. Клозир |
| композитор: | Ричард Хейгмен |
| художник: | Джеймс Басеви |
| монтаж: | Джек Мюррэй |
| жанры: | боевик, драма, приключения, вестерн |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
2500000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 марта 1948 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
2 ч 8 мин |
Мы говорим «вестерн» - подразумеваем Джон Форд. Говорим «Джон Форд» - подразумеваем вестерн. Многие режиссеры оставляют после себя след. Форд оставил не след, и даже не колею, а многополосное шоссе. У него учились, ему подражали, Спилберг в своем автобиографическом фильме «Фабельманы» показал сцену, где именно Великий и Ужасный Джон Форд дает юному герою, который мечтает стать режиссером, первые советы, как снимать кино. Практически все свои вестерны Форд снимал в «Долине монументов» на территории резервации навахо. И пофиг, где на самом деле происходило действие фильма. Долгое время остальные режиссеры избегали съемок в этом месте с роскошной фактурой, чтобы никто не обвинил их в фордоподражании. Это место даже называется неофициально «долиной Форда». Как режиссер он снял полторы сотни фильмов, из которых до нас дошло меньше сотни, потому как полсотни немых фильмов его производства просто канули в вечность - он начал снимать еще «до революции», в 1917 году. Кстати, за тот год юный Форд снял аж 9 фильмов. Так что представляете, какая это была потогонка. Последний свой фильм он снял в 1965 году. Он назывался «7 женщин». И это был классический вестерн. Только действие происходило в китайских степях, а вместо банды кровожадных индейцев, атаковавших форт, здесь были не менее кровожадные монголы, напавшие на американскую миссию. Ну и вместо Джона Уэйна мужественная американская миссионерка в исполнении Энн Бэнкрофт. Ну хватит про Форда, про него нужно книги писать, толстые, а не преамбулу к его фильму. Переходим к кино.
Свой стиль в вестернах Форд отточил до состояния катаны мастера Хаттори Ханзо. При этом, не боялся пионерствовать - великий «Дилижанс» аж 1939 года был одним из первых в истории фильмов в жанре роад-муви, да еще и содержал в себе нетрадиционную для тех времен социальную драму. «Форт Апачи» вышел в 1948-м и был так же пионерским и совершенно нетрадиционным. Начать с того, что в фильме не было ни ковбоев, ни шерифов. И по большому счету, даже главного героя в нем нет. Главный герой фильма - американская кавалерия.
Сюжет казалось бы нехитер. В отдаленный форт Апачи в ссылку отправлен бывший генерал, а ныне полковник Четвергов. В смысле - Тьюсдей (великолепный Генри Фонда). За что его сослали - не объясняется. Он жутко честолюбив и полон решимости в этой дыре навести порядок, заставить всех ходить по форме и отдавать честь, и уверен, что найдет способ покрыть себя славой даже тут. Забегая вперед скажем - это ему удалось. Но не совсем так, как он хотел бы. Одновременно с ним в форт прибывает молодой лейтенант О’Рурк, сын местного сержанта, а в прошлом майора. Кстати, этот форт просто кишит ссыльными. В качестве сержантов тут служат еще два бывших майора, причем, один из них майор армии южан. Короче, это место, где умирают надежды и дослуживают свой век штрафники. Еще с полковником прибывает его юная дочка в исполнении Ширли Темпл. Невероятная звезда по тем временам. Причем, все ее роли - детские и их с полсотни. Ее даже в сотню самых великих актрис Голливуда внесли. Во время съемок Форта Апачи ей было двадцать, а еще через год она завязала с кино. Такая вот неожиданная карьера. В общем, лейтенант ОРурк с дочкой полковника крутят роман. Тот резко против и показывает себя жутким снобом и даже козлом, настроив против себя абсолютно всех. В это время индейцы племени апачи уходят из определенной им резервации, потому что полномочный по делам индейцев спаивает их и грабит. И полковник Тьюсдей решает - вот он! Шанс покрыть себя славой и вернуться в цивилизацию победителем. Он отправляет капитана Кирби Йорка (Джон Уэйн) уговорить индейцев вернуться под его обещание со всем разобраться. Кирби дает слово вождю апачей Кочису (реальный персонаж, где-то на дальнем плане мелькает и Джеронимо, но совсем чуть-чуть). Тот ведет племя обратно. Но план полковника был совсем иным. Он плевать хотел на честное слово - дикарей оно не касается. Он выводит весь свой отряд в атаку на индейцев с целью уничтожить их. Поскольку в основу сюжета легла история генерала Кастера и печально известная «Битва при Литтл-Бигхорн», исход этой кампании предсказуем и спойлером не является.
Последняя битва занимает не очень много времени. Большая его часть посвящена гарнизонному быту. Взаимоотношения вояк и их жен в забытом Богом захолустье, которые умудряются вести светскую жизнь - балы, рауты, взаимопомощь, конфликты. Подготовка новобранцев, элементы офицерского быта и службы, субординация и дружба. Масса комедийных моментов, особенно касающихся больших любителей выпить в сержантском звании. Иной раз хохочешь просто до слез («Я была любимой племянницей у моей тёти Марты, поэтому, когда она умерла, она оставила своё состоянию приюту для котов, а подсвечники мне…») В этом фильме едва ли не впервые в голливудской практике индейцы апачи представлены благородными воинами в противовес американскому командованию. Но и тут все не просто. Полковник Тьюсдей персонаж очень неоднозначный. Он высокомерен, чванлив, но отчаянно любит свою дочь. Он не слушает советов опытных вояк и лезет в самую пасть льва, губя своих солдат, но при этом отчаянно храбр. Вопрос - оправдывает ли личная отвага тупость принимаемых решений?
8 из 10
30 октября 2025
ФОРТ АПАЧИ — аванпост американской армии на мексиканской границе, дальний кордон цивилизации. 1870-ые годы, ветераны Гражданской войны ещё вполне себе при делах и амбициях, вот только званий и должностей в полумирное время на всех не хватает. Новый начальник гарнизона, подполковник Тхёрсди (во время войны — генерал), не скрывает разочарования от своего назначения в захолустье, но готов использовать конфликт с местными индейцами для быстрого возвышения. Его заместитель — капитан Йорк (бывший полковник), уважаемый воин и сторонник мирного разрешения споров, не согласен с командиром, но подчиняется его приказам…
В роли благородного Йорка — ДЖОН УЭЙН, король вестерна и живое воплощение американского фронтира в массовой культуре. Слуга присяги, отец солдатам, он — идеальный лидер: смел, мудр, неформален. Тхёрсди — его полный антагонист, в исполнении не менее легендарного ГЕНРИ ФОНДЫ. Образчик обаятельного «простого американца», он выступает здесь в редкой для себя отрицательной роли и выглядит настолько убедительно, что можно только сожалеть, что Фонда не сыграл их больше. Его персонаж — ревнитель дисциплины и болезненно воспринимаемой чести, самоуверенный воитель, пленник стереотипов и губительной гордыни. И если он терпит крушение на поле боя, то выигрывает место в памяти потомков — такова парадоксальная и горькая ирония человеческой истории, необыкновенная для фильма 1948-ого года.
Режиссёру-классику ДЖОНУ ФОРДУ эта тема была особенно близка (и позже будет развита в его позднем шедевре «Человек, который застрелил Либерти Вэланса»). 𝑭𝒐𝒓𝒕 𝑨𝒑𝒂𝒄𝒉𝒆 — обстоятельный и несуетливый вестерн, первый гимн Форда кавалерии как призванию и образу жизни, находящий место для офицерских жён, гарнизонных радостей и солдатских слабостей. Он не лишён недостатков: величавые планы Долина монументов слегка избыточны, а перипетии любовного романа красавицы Ширли Темпл заранее предсказуемы. Форд находит глубину в другом, экзистенциальном аспекте бытия служивых ветеранов. Отгремела большая война, и всё происходящее с ними сейчас неминуемо кажется мелким и негероичным. Преодолеть пустоту переходного времени и сохранить при этом верность гуманизму и идеалам воинского братства — по-настоящему доблестная задача. А вы говорите, вестерн с индейцами…
3 апреля 2021
В небольшой форт на границе с Мексикой прибывает новый командир полковник Оуэн Тьюсдей, который везёт с собой дочь Филадельфию. Оуэн недоволен своим назначением, воспринимает его как ссылку и боится, что не сможет здесь отличиться. Ещё на подъезде к форту Филадельфия знакомится и влюбляется в лейтенанта Майкла О’Рурка. Полковник Оуэн быстро наводит в сонном форте железный порядок и дисциплину — он надеется, что начальство заметит его. Его муштра вызывает недовольство старожилов форта, особенно капитана Кирби Йорк. Вскоре возникает волнение в среде апачей вождя Кочиса. Капитан Йорк, знакомый с индейскими обычаями, пытается уладить дело миром, но Оуэн, считающий индейцев недоразвитыми дикарями, видит в сражении с ними возможность поучить награду или повышение…
Первый и лучший фильм великого Джона Форда из так называемой «кавалерийской трилогии» (сюда также входят его картины «Она носила желтую ленту», 1949 и «Рио Гранде», 1950). Фильм основан на истории Джорджа Кастера и битвы при Литтл-Бигхорн. С одной стороны, восторженный портрет истории кавалерии, с другой весьма неприятный показ людей, которых люди называют героями. Чередуя комизм и драматизм Форд показывает через калейдоскоп событий жизнь отдаленного военного гарнизона.
Полковник Оуэн, одержимый соблюдением устава и надеждой прославиться, кидая своих солдат в безнадежную атаку. Эту роль безукоризненно исполнил Генри Фонда. Его противоположностью является в фильме Кирби Йорк, сыгранный Джоном Уэйном. Он старожил форта и новые порядки ему не по душе. Кроме того, он старается наладить мир с индейцами, но все его попытки идут прахом из-за упрямства полковника.
Любовная история между героями Ширли Темпл и Джона Агара выглядит несколько искусственно и плоско, в основном, из-за Агара, для которого это был дебют в кино. На втором плане собраны легенды Голливуда Виктор Маклаглен, Джордж О`Брайен, Уорд Бонд.
Противостояние великих актеров Генри Фонда и Джона Уэйна на фоне величественной природы Долины Монументов и гарнизонной рутины. Форд, как всегда, показал себя в этом фильме великим мифотворцом и художником Дикого Запада. И этот фильм одно из лучших его полотен.
8 из 10
7 августа 2015
Бравый полковник Оуэн, герой Гражданской войны, выпускник Вест-пойнта, сыпящий цитатами из кампаний Наполеона и Чингизхана, офицер и джентльмен во всем сослан, из-за какой-то оплошности, в далекую гарнизонную дыру на переднем краю фронтира — форт Апач. Негодуя на несправедливость, он все-равно, как истинный служака, направляется туда вместе с молодой симпатичной дочерью, исполненный решимости даже в этом, забытом богом месте, прославиться и снова вернуться на проторенный путь к заветной генеральской должности.
Одна проблема — форт расположен вдали от основных порубежных боев и стычек с дикими шайеннами и команчами. В Апаче не заработаешь славы и дождь из наград не прольется на тебя. Если только ты сам его не вызовешь. Рядом прозябает и тихо деградирует племя апачей, в принципе настроенных миролюбиво и не собирающихся выкапывать топор войны. Не беда — всегда можно спровоцировать конфликт и с саблей наголо ринуться на врага с отчаянностью атаки Легкой бригады в Крымскую войну. Об этом, в принципе, и фильм.
Картины Джона Форда напоминают антикварный кадиллак, который несмотря на свои полвека еще на ходу и с легкостью обгонит любой современный драндулет. Здесь точнейшим образом выверено и вымерено все. Характеры прописаны, персонажи ярки и ясны, камера всегда стоит там, где нужно и все делается крепко, надежно, по старым испытанным лекалам. Противостояние героев Фонда и Уэйна предопределено даже самими типажами великих актеров. Их негласная дуэль разворачивается посреди гарнизонной рутины и на фоне так привычных для Форда величественных скал Аризоны.
Классический добротный вестерн, однако, во многом революционен. Неоднозначность главных героев, никого из которых, кроме может молодого лейтенанта ОРурка, нельзя отнести к однозначно положительным персонажам. Да и сам взгляд на индейцев, которые эволюционировали из безымянной злобной массы, налетающей на дилижанс или форт в довоенных вестернах того же Форда в людей, со своей позицией, принципами и убеждениями. Причина их восстания вполне по-человечески понятна и объяснима и виною здесь не природная злокозненность краснокожих, а белый человек, нарушающий свои обещания.
8 из 10
17 июня 2013
Первый фильм «кавалерийской» трилогии Д. Форда. Здесь всё, вроде бы, просто, но в то же время достаточно сильно и, что немаловажно, душевно.
В полк, расположенный в Форте Апачи, прибывает новый командир — полковник Тьюсдэй, роль которого весьма убедительно воплотил на экране мастер актёрского искусства Генри Фонда. Тьюсдэй крайне недоволен своим новым назначением — до этого его карьера успешно развивалась на востоке Штатов и даже в Европе, поэтому, попав в глухомань, на «границу», полковник стремится поскорее выслужиться, и берёт полк в «ежовые рукавицы». Стиль работы Тьюсдэя с подчинёнными — педантизм и формализм, что, конечно, не может нравиться офицерам и рядовым кавалеристам.
Тьюсдэй, очевидно, вдовец, но вместе с ним в Форт Апачи приехала его юная красавица-дочь по имени Филадельфия (Ширли Темпл). Ещё в пути девушка знакомится с молодым лейтенантом Майклом О`Рурком (дебют в кино Джона Агара), и это знакомство в течении фильма постепенно перерастает во взаимную любовь.
Ну, и наконец, последний персонаж из числа главных героев — капитан Кирби Йорк (Джон Уэйн — какой же фильм Форда без него!). Первую половину картины Йорк остаётся в тени, зато всю вторую половину, и особенно концовку фильма, герой Джона Уэйна солирует.
Итак, племя индейцев апачи, обманутое снабженцами от государства, уходит из резервации и начинает войну против правительственных войск. Полковник Тьюсдэй ставит капитану Йорку задачу: найти месторасположение индейцев, связаться с вождями племени, и попытаться уговорить их вернуться. Йорк отправляется на опасное задание без оружия, взяв с собой лишь одного человека — надёжного и проверенного сержанта Бьюфорта (Педро Армендарис), которого использует в качестве переводчика. Вождь индейцев Кочис (Мигель Инклан) знает Йорка, и знает то, что слову капитана можно верить. Переговоры заканчиваются успешно, апачи возвращаются назад. Но это ещё не конец истории, а только её завязка…
Как и два последующих фильма-продолжения, «Форт Апачи» — картина весьма музыкальная и наполненная немалым количеством отменного доброго юмора. Главный поставщик последнего — огромного телосложения сержант Малкэхи (Виктор МакЛаглен). В последующих частях трилогии фамилия этого сержанта почему-то меняется на Квинкэннон, но манера и повадки остаются. (Здесь тоже есть Квинкэннон, но это совсем другой персонаж.)
В визуальном плане тоже есть на что посмотреть. Это и излюбленная режиссёром площадка для съёмки своих фильмов — величественная Долина Монументов, и впечатляющие трюки на лошадях, и тщательно подобранные, исторически детально воспроизведённые костюмы армии кавалерии США тех времён, да и просто блестящая операторская работа.
Удивительно, сколько всего успевает охватить в рамках одного двухчасового фильма Д. Форд! Линия вестерна пересекается с рассказом об истории кавалерии, любовная лирика соседствует рядом с жестокой батальной сценой, юмор переплетается с музыкальным саундтреком, а повествование об офицерской чести — в непосредственной близости с демонстрацией упрямства и амбиций командира, посылающего своих солдат на верную гибель.
8 из 10
25 июня 2011
Отличный вестерн Джона Форда с суперзвездами — Генри Фондой, Ширли Темпл и великим Джоном Уэйном. Начальник гарнизона — педант и тиран, его очаровательная дочь, влюбляющаяся в молодого лейтенанта, выходца из простой семьи. Жестокие индейцы (в том числе знаменитый вождь Джеронимо), не желающие вкушать блага цивилизации, включая огненную воду, в резервации. Стрельба, любовь, смерть, посконный юмор.
' — Новобранцы, есть кто-нибудь из Корка?!
— Я, сержант!
— Запомни, любимчиков в армии нет! Но с этой минуты ты капрал…»
Очень удивлюсь, если Гайдай не смотрел «Форт Апачи», снимая сцену в вытрезвителе, в «Приключениях Шурика»: «Добровольцы на погрузку навоза — напра-а-во!»
Великолепна, в расцвете красоты Ширли Темпл. Серьезно сыграл драму личности Генри Фонда. И я уверен, если бы Уэйн согласился-таки бы баллотироваться на пост президента, как ему предлагали, победил бы. И не подгадил.
8 из 10
22 июня 2009