Берлинский экспресс
Berlin Express
6
6.8
1948, триллер, драма, криминал
США, 1 ч 27 мин
В ролях: Мерл Оберон, , Питер фон Цернек, Отто Валдис, Фриц Кортнер
и другие
В послевоенном Париже должно пройти секретное совещание представителей ООН, на котором один из лидеров немецкого сопротивления д-р Генрих Бернхард собирается сделать доклад о состоянии Германии.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Берлинский экспресс

английское название:

Berlin Express

год: 1948
страна:
США
слоган: «Trapped on a Train of Terror!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Люсьен Бэллард
композитор:
художники: Альберт С. Д’Агостино, Альфред Херман, Даррел Сильвера, Уильям Стивенс
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, фильм-нуар
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 мая 1948 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, фильм-нуар

Постеры фильма «Берлинский экспресс», 1948

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Берлинский экспресс», 1948

Входящий в список 250 лучших нуарных фильмов, «Берлинский экспресс», на мой взгляд, нуаром особо не является, разве что содержит в себе ряд на тот момент мейнстримных стилистических черт. Проблема в том, что классический нуар связан с принципом этической амбивалентности, в нем нет однозначного деления на хороших и плохих, а часто все вращается вокруг конфликта плохих со злыми, если вспомнить позднейшую типологию Серджио Леоне. В нашем же фильме вопрос ставится совсем иначе: кто из многонациональных победителей истинно арийского национал-социализма на самом деле является «кротом», хорошо законспирированным агентом некоего профашистского подполья, действующего на широкую ногу и зигу в послевоенной Европе.

Совершенно ясно, что подобное противостояние не может иметь отношения к проблематике амбивалентного. Если в стройных рядах победительных многонационалов возможны некоторые недоразумения (советский герой еще вполне человечен, хотя подозрения в духе холодной войны уже имеются, а Франция в принципе представлена не героем, а героиней) насчет успешности их дальнейшей коммуникации, то легендарное подполье одной коричневой краской мазано. В принципе, этот окрас распространяется практически на всех немцев, за исключением невинно убиенного по сюжету. И вот именно в этом заключается наиболее точный ответ, почему апелляции к отдельным чертам нуара недостаточно, чтобы стать им на самом деле. Ответ простой: перед нами исключительно пропагандистский, именно антинемецкий, а не антифашистский фильм. Вспомним, что по итогам Первой Мировой Германия была крайне ущемлена в своих правах, что стало принципиальной причиной роста реваншистских настроений и привело в конце концов НСДАП к власти. После Второй Мировой победители действовали более тонко, ибо доктрина нации-преступника, а не прямолинейная экономическая конфискация оказалась гораздо более действенной. Вот и в этом фильме, по сути, утверждается то же самое. Фильм антиисторичен, в нем пытаются доказать тезис о национальной немецкой неисправимости. Никакого особого фашистского подполья в Германии не было. По иронии судьбы, гораздо более «упертыми» оказались малые народы Европы, однако время нуждалось в подобном киномифе, потому что новая политика в адрес Германии тогда получала бы полное этическое оправдание. Мы временно сохраняем оккупацию, потому что фашизм не дремлет в прямом смысле и продолжает строить свои козни. Конечно, подобному мифу не переплюнуть главный послевоенный миф, миф о французском антифашистском подполье, который больше создавался именно силами кинематографа, а не литературы, но свое дело он делает. Зловещие заговорщики, прячущиеся между пивными бочками (толстый намек на провалившийся в свое время путч?), — враги как бы реальные, а не экранные, хотя все это сильно отдает каким-то опереточным доктором Мабузе. И только вместе, в едином порыве (американский герой, конечно, равнее других в этой компании по понятным причинам) можно одолеть многоголовую гидру нацизма. На самом деле это единство клюквенное, фильм однозначно утверждает взгляд на победу именно в американской версии. Поэтому лента не более чем симптом размежевания, расхождения в разные стороны прежних союзников, у которых еще осталось занятие в стиле «если кое-кто и где у нас порой…», но их будущее противостояние фактически предопределено.

Впрочем, и в советском кинематографе подобного творчества хватало. Достаточно вспомнить снятую в следующем году одиозную «Встречу на Эльбе», где та же тема злобного нацистского подполья уже однозначно решена как двойная игра американских спецслужб. Таким образом, поединок двух систем происходит и в печати, и на экране, и на подобном фоне меркнут темные цвета нуара, уступая место черно-белой логике однозначной и безнадежной пропаганды.

6 из 10

29 июня 2018

Триллер Берлинский экспресс появился на свет в далеком 1948 году, более полувека тому назад, его режиссером является Жак Турнёр. Кто играл в фильме: Мерл Оберон, Roman Toporow, Питер фон Цернек, Отто Валдис, Фриц Кортнер, Майкл Харви, Том Кин, Фрэнк Альтен, Роберт Бун, Ernst Brengt, Брюс Камерон, Джеймс Крэвен, Фред Датиг мл., Артюр Дюлак, Карл Экберг.

Страна производства - США. Берлинский экспресс — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.