Страх в ночи
Fear in the Night
5.5
6.4
1947, триллер, драма, криминал
США, 1 ч 12 мин
В ролях: Пол Келли, Кэй Скотт, Чарльз Виктор, Роберт Эмметт Кин, Джефф Йорк
и другие
Человеку снится, что его обвинили в убийстве, однако потом он начинает подозревать, что это не просто сон.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Страх в ночи

английское название:

Fear in the Night

год: 1947
страна:
США
слоган: «Can a man commit MURDER in a dream?...Here is the spine-tingling, blood-freezing answer...different from any mystery you've ever seen!...(original ad)»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Джек Гринхалг
композитор:
художники: Фрэнк Пол Сайлос, Гарри Райф
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 апреля 1947 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар

Постеры фильма «Страх в ночи», 1947

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Страх в ночи», 1947

Страх съедает душу

Хрупкий большеглазый юноша просыпается в номере дешёвого отеля. Только что он был в совсем другой комнате, казавшейся бесконечной из-за дверей-зеркал. Истошно кричала молодая женщина. Он убил человека и спрятал тело в шкаф. Как хорошо, что это был всего лишь сон! Но откуда на его запястье чужая кровь? И что это за ключ в кармане пиджака?

Человека обвиняют в преступлении, которого он не совершал — или всё-таки совершил? — классический сюжет из арсенала Альфреда Хичкока. С той лишь разницей, что непостижимые, на первый взгляд, события находят у мэтра рациональное объяснение. При всех своих фобиях и откровенной паранойе Хич твёрдо стоит обеими ногами на земле. Сверхъестественное ему не интересно. Мама Нормана Бейтса не покинет своё кресло, «Заворожённый» опирается на психоанализ, и даже в «Птицах» главная задача режиссёра — всего лишь напугать несчастных зрителей, но никак не объяснить мотивы чаек, ворон и прочих пернатых.

Голливуд, особенно ранний, такие кульбиты позволял себе редко. Публике обещали чудеса — она их и получала: Колин Клайв сшивал из кусков мёртвой плоти Бориса Карлоффа, Х. Б. Уорнер изгонял душу убийцы, подселившуюся в тело Кэрол Ломбард («Сверхъестественное», 1933). Сумасшедшие учёные правили бал. А были ещё ясновидящие и гипнотизёры.

Интереснейшая тема, великие артисты! Гипнотизёры и провидцы — два полюса одного дара. Единственное, что их объединяет — природа этого дара неясна ни зрителям, ни самим героям.

Надо сказать, по числу посвящённых им фильмов ясновидящие Старого Голливуда уступают гипнотизёрам. Но если те были персонажами второго плана, то провидцы — центральными героями, вокруг которых выстраивался сюжет. И Клод Рейнс («Ясновидящий», 1935), и Эдвард Дж. Робинсон («У ночи тысяча глаз», 1948) — шарлатаны, морочащие голову почтенной публике. Дар проявляется у них внезапно, под влиянием встречи с третьим лицом, и приносит одни страдания. Голливудские провидцы — прямые наследники Кассандры, чьим пророчествам не верил никто. Тем не менее, вместе с даром к ним приходит осознание своей ответственности и потребность помогать другим — даже ценой собственной жизни, как в случае с героем Робинсона.

В отличие от ясновидящих, гипнотизёры демонстрируют свои возможности с самого начала, преследуя при этом личные интересы и манипулируя окружающими. Альтруизм им незнаком. И если провидцев можно назвать созидателями, то гипнотизёры — безусловное зло, разрушающее всё на своём пути.

В фильме «Страх в ночи» оно даёт о себе знать почти случайно. И зрителю остаётся только удивляться: мы не увидим демонизма Джона Бэрримора («Свенгали», 1931) или аффектацию Герберта Лома («Тёмная башня», 1943), не почувствуем отвращение, как в случае с Луи Кэлхерном («Человек с двумя лицами», 1934), не испытаем невольный восторг, который вызывал Хосе Феррер («Водоворот», 1949). Зло, созданное фантазией Корнелла Вулрича и Максвелла Шейна, поражает своей обыденностью. А это значит, что опасность может подстерегать где угодно.

Обезличенность зла — один из главных плюсов фильма. Атмосфера непреходящего ужаса поглощает героя, а вместе с ним и зрителя. Обычный обыватель попадает в какое-то кошмарное зазеркалье, выбраться из которого нет никакой возможности. Вот он, нуар во всей своей кровожадной красе: клаустрофобно-камерное пространство, маленький человек перед лицом несправедливости и разливающийся по кадру, разъедающий душу страх.

Но самое интересное, что условное Добро в этом фильме так же обезличено, как и Зло. Винсент Грейсон — ничем не выдающийся кассир в банке, случайный человек, выхваченный из толпы. Примечательным его делает наше знание о дальнейшей судьбе актёра. Через семнадцать лет хрупкий большеглазый юноша наденет форму Звёздного Флота — и станет Леонардом Горацио МакКоем, любимым доктором миллионов поклонников сериала «Стар Трек».

При всех его достоинствах именно дебют ДеФореста Келли обеспечивает «Страху» место среди 250 лучших нуаров. И дело не только в магии ещё не созданного образа. Сюжет у Шейна куда важнее отдельных ролей, но обаятельный молодой актёр воплощает героя, с которым легко себя ассоциировать. Винс Грейсон с его страхами и незащищённостью перед Злом — такой же, как каждый из нас. И, в конечном счёте, ему удаётся выйти победителем. А значит, справедливость всё-таки существует.

8 из 10

27 марта 2021

Триллер Страх в ночи появился на свет в далеком 1947 году, более полувека тому назад, его режиссером является Максвелл Шэйн. Кто играл в фильме: Пол Келли, Кэй Скотт, Чарльз Виктор, Роберт Эмметт Кин, Джефф Йорк, Джои Рэй, Loyette Thomson, Глэдис Блейк, Джек Коллинз, Леандер Де Кордова, Крис Дрэйк, Стэнли Фаррар, Джулия Фэй, Джон Хэрмон, Майкл Харви.

Страна производства - США. Страх в ночи — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.