Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шуаны |
английское название: |
Les chouans |
год: | 1947 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Анри Калеф |
сценаристы: | Пьер Бриве, Шарль Спак, Оноре де Бальзак |
продюсеры: | Жорж Легран, Wilfrid Baumgartner, Анри Берар, Робер Дорфман |
видеооператор: | Клод Ренуар |
композитор: | Жозеф Косма |
художники: | Роберт Дюмениль, Катрин, Nicolas Sandry, Гастон |
монтаж: | Жак Грасси, Raymonde Nevers |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 1947 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Фильм Анри Калефа «Шуаны», снятый по роману Оноре де Бальзака «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Фильм так же известен под названием «Посланники короля»
Исторический фильм о любви, хоть и намного проще, чем у Бальзака, тем не менее, невероятно красивый. Каждый кадр филигранно выверен, костюмы, интерьеры, исполнители, всё на высоте.
Я читал рецензии некоторых критиков, якобы академично и анемично. Не могу согласиться весьма даже художественно и романтично. Разве что может аллюзии, фильм то почти сразу после войны снимался. Снимали одну войну, а в памяти другая ещё не стёрлась.
Что до актёрской игры, да Жан Маре немного скован, но возможно именно так и ведёт себя влюблённый мужчина. Он стеснителен и при этом подчёркнуто корректен. Господа критики читайте Бальзака, там найдёте психологические портреты героев, и описание времени в котором они жили, которые и помогут вам максимально вникнуть в сюжет фильма.
Действие фильма происходит во время Великой французской революции. Противостояние синих и белых, республиканцев и роялистов, то есть республиканских войск и войск, симпатизирующих королю, /мятежников, они же шуаны/. У одних была белая форма, у других синяя, /в фильме постоянно упоминается, белые и синие, но фильм чёрно-белый и кто не знает истории, может не понять о чём речь/.
В своей книге Бальзак копнул очень глубоко, он вскрыл причины восстания, /известного нам, как Вандейский мятеж/. В фильме же дана только мелодраматическая линия на фоне знаковых исторических событий. С неуверенным ударением на то, что личное человеческое зависит от социальных факторов, а в годы потрясений так и подавно обречено. Спорный однако вопрос, как по мне.
Мари-Натали Верней, шпионка республиканцев получает задание от герцога Отрантского Жозефа Фуше, влюбить в себя маркиза де Монторана, руководящего шуанами. Влюбить, а затем вывести из игры. Но ситуация выходит из под контроля. Между молодыми людьми вспыхивает страсть.
Что будет дальше, да как всегда у Бальзака ничего хорошего. Жизнь, она всё-таки более драматична, чем принято считать. А уж тем более во время войны.
Но хотелось бы не столько о сюжете, сколько об идее фильма.
Человек живёт в своём времени и по законам своего времени. И до поры до времени он законопослушен, пока не начинает задумываться о жизни, не начинает анализировать, пока не начинает понимать, что его используют. Он хочет жить честно, благородно, но чтоб и с ним обращались подобным образом. А человеческое общество это предательство, доносы, грязь и духовная деградация. И все твои идеалы используются как элементы управления тобой. И ты не реформатор, не благородный рыцарь, а пушечное мясо. И когда тогда ты пробуешь выйти из грязной этой игры. Тебя выводят из игры. Жестоко и грязно. Ты отработанный материал.
Так вот о жизни, не думай, что она закончится, так как тебе б хотелось. Не строй иллюзий. Может это смешно, а может и грустно, но в нашем мире хеппи-эндов не бывает.
Разве что в сказках, и в старых фильмах, да и то не во всех…
7 июня 2015
Скучный, академичный кинематографический дискурс наполненный однообразными костюмными решениями и многочисленными разговорами о войне и бунте. Скучающий, Орфей-Марэ оказывается тут в гордом изгнании — слишком уж не соответствует его фактура ретроградной эстетике. Такие ленты с большим успехом снимались в 30-х, но для конца 40-х, стилистика кажется перебором. Вот и приходится Марэ быть театрально напыщенным.
Можно конечно вчитываться в первоисточник Бальзака, сопоставлять его с фильмом, сверять любовную линию о женщине, которая стремится войти в доверие к военачальнику и предать его. Но, едва ли это интересно. К сожалению, предложенный нарратив оборачивается множеством привычных штампов. Героический Марэ с мертвой красавицей на руках так близок к своему Орфею. Впрочем, пик карьеры еще впереди, а пока — «Шуаны», это прогулка в тумане. Этот туман, не более, чем ностальгия по тридцатым. С мужественным Марэ осмысливает Калеф о недавней войне мировой, а на деле, лишь проносится по поверхности истории анналов.
4 из 10
10 января 2015
Не лучшая экранизация не лучшего романа Бальзака, украшенная присутствием в главной роли Жана Маре, одинаково успешного что в условно-сюрреалистическом «Орфее», что и в такой строгой историко-костюмированной постановке. Маре играет не фанатика-роялиста, но необычайно харизматичного лидера, легко забирающего себе власть и дающего надежду на продолжение уже достаточно бессмысленного сопротивления приверженцам Республики. Понятно, что такой враг наиболее опасен, и противоположный лагерь отправляет в стан приверженцев монархии авантюристку, цель которой совершенно понятна. Но, как говорится, сердцу не прикажешь, и мы видим, как два антагониста показательным образом начинают корректировать свои жизненные установки из-за вспыхнувших между ними чувств…
Надо сказать, что данная экранизация выдержана на весьма высоком уровне, но все же минусом ее является акцент на упомянутых главных героях, следить за другими не столь интересно, поэтому актерский ансамбль в фильме как-то не совсем сложился.
А главный минус «Шуанов» — чересчур академический стиль, доходящий подчас до ходульности. Даже Маре в некоторые моменты скорее подчеркнуто театрален, чем кинематографичен, фильму явно не хватает естественности и он все-таки скучноват, хотя сюжет при этом весьма авантюрен. Такое ощущение, что смотришь американское костюмированное кино, но только хуже. Понятно, от какой манеры отталкивались режиссеры «новой волны» в начале 1960-х годов, создавая французскому кинематографу совсем иную репутацию, нежели в сороковых годах.
18 августа 2013