Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Проклятые |
английское название: |
Les maudits |
год: | 1947 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Adventure-Paced Sea Thriller!» |
режиссер: | Рене Клеман |
сценаристы: | Анри Жансон, Жак Компанеец, Жак Реми, Виктор Александров, Рене Клеман |
продюсеры: | Андре Полве, Мишель Сафра, Пол Вагнер |
видеооператор: | Анри Алекан |
композитор: | Ив Бодрие |
художник: | Поль Бертран |
монтаж: | Роджер Дуайр |
жанры: | триллер, драма, приключения, военный |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
19 сентября 1947 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 45 мин |
«Проклятые» — второй фильм Клемана, вновь обращающегося к военной теме. На этот раз объектом исследования становятся коллаборационисты, которые как пауки в банке третируют друг друга на подводной лодке. Режиссеру удалось заполучить для съемок реальную субмарину, из-за чего мизансцена оказалась весьма ограниченной: камере А. Алекана трудно развернуться в тесной обстановке, ее движения чрезвычайно скупы, поэтому планы сняты с разных точек, как пазл собранные при монтаже.
За три десятилетия до «Лодки» Петерсена «Проклятые» демонстрируют удивительную операторскую виртуозность в работе на субмарине. В отличие от однообразного павильонного кино 40-х Клеман целенаправленно отвергал простые решения, выбирая путь натурных, уличных (как в следующей ленте «У стен Малапаги») съемок в самой гуще жизни, чем прокладывал дорогу «новой волне», сам того не ведая.
К слабым сторонам фильма можно отнести однотипные, тяжеловесные диалоги на политические темы, призванные схематично очертить обстановку тех лет, но не способствующие ни продвижению сюжета, ни раскрытию характеров. Клеман во многом вступает на территорию Клузо, мажа персонажей черной краской, из-за чего все они становятся похожими друг на друга подлецами и негодяями, тем не менее не они не столь отвратительны, как их соотечественники в «Вороне» или «Дьяволицах».
По ходу развития повествование периодически приобретает остросюжетный характер, придавая ленте черты приключенческого жанра, отчего она только выигрывает, но, к сожалению, таких напряженным моментов не так много, если исключить двадцатиминутный драматичный финал.
Применяя эстетические достижения неореализма, Клеман отвергает большинство ощутимых недостатков французского кино 40-х, делая решительный шаг в сторону большей достоверности, но в отличие от «Битвы на рельсах», где все отдано на откуп непрофессиональных исполнителям, в «Проклятых» присутствие актеров придает происходящему некоторую искусственность.
Содержательно Клеманом двигала концепция безусловного осуждения коллаборационизма, вскрытие его духовных истоков, среди которых — трусость, эгоизм, приспособленчество, что не лишено некоторой дидактики. Закадровый комментарий, сопровождающий повествование, значительно отягощает восприятие, выглядит излишним в расстановке моральных акцентов, которые и так ясны из действия и диалогов.
Отношение к человеческой природе в режиссерской вселенной Клемана не столь пессимистично, как в работах Клузо, у постановщика «Проклятых» мировоззрение скорее тяготеет к стоицизму и французскому экзистенциализму, чем к нравственному ригоризму его коллеги. Как этап в совершенствовании профессионального мастерства Клемана «Проклятые» — чрезвычайно важная для него картина, в ней он оттачивает свое владение монтажом, выстраивание ритма, создание устойчивой драматургии без лакун, но в сравнении с «Битвой на рельсах» лента проигрывает в динамике и плотности повествования.
29 декабря 2015
Если обсуждать важность замысла, то картина безусловно значима. Тема эмиграции нацистов в Южную Америку на подводных лодках всегда волновала любителей конспирологии. Так уж сложилось, что на протяжении всей второй половины двадцатого века, в «желтых» СМИ регулярно поднимался вопрос бегства Гитлера. Ну а по мне, не особо знакомого со всеми раскладками конспирологов, достаточно лишь таинственной пропажи Бормана и бегства Менгеле. Клеман будто продолжает данные размышления. Он не персонализирует фашистов, просто показывая один рейс подводной лодки с бегущими преступниками. Как пауки в банке они будут регулярно «бодаться» друг с другом, что приведет к неотвратимому финалу. Начинающий Клеман был здорово принципиален и моралистичен.
С точки зрения зрителя, фильм конечно же показался мне не слишком интересным. Яркая завязка оборачивается скупым аналогом «Спасательной шлюпки» Хичкока. Непрекращающиеся диалоги не слишком гармонируют с тесным пространством судна. Впрочем, для своего года выхода картина безусловно была очень актуальной. Так что, рекомендовал бы ее к просмотру, как и «Битву на рельсах», лишь заинтересованным в творчестве Рене Клемана любителям кино. Нет ничего страшного в том, что некоторые фильмы, даже при всех их очевидных достоинствах устаревают. Отсюда и невысокая оценка.
4 из 10
8 февраля 2014