Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Винтовая лестница |
английское название: |
The Spiral Staircase |
год: | 1946 |
страна: |
США
|
слоган: | «Conflicts that freeze your emotions! Suspense that takes your breath!» |
режиссер: | Роберт Сьодмак |
сценаристы: | Мэл Динелли, Этель Лина Уайт |
продюсер: | Дор Шэри |
видеооператор: | Николас Мусурака |
композитор: | Рой Уэбб |
художники: | Альберт С. Д’Агостино, Джек Окей, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера |
монтаж: | Гарри В. Герштад, Гарри Маркер |
жанры: | ужасы, триллер, драма, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 февраля 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Новая Англия, 1906 г. Маньяк убивает в округе девушек с физическими недостатками. Хелен работает сиделкой в особняке Уорренов и немая после детской травмы. Застигнутая грозой, она приезжает в дом, где ухаживает за прикованный к постели миссис Уоррен. Где-то поблизости находится и маньяк.
Экранизация детективного романа Этель Лины Уайт «Кто-то должен поберечься». Режиссёр Роберт Сьодмак смешал в своём фильме элементы нуара, готики и хоррора. Многое из картины было впоследствии использовано другими режиссерами, а сама лента уже давно считается классикой.
В целом, у Сьодмака получилось создать на экране вполне напряженную атмосферу. Для саспенса он активно использовал приёмы экспрессионизма и эффектные кадры с глазом убийцы и немой девушкой перед зеркалом безо рта. Но к середине действие изрядно проседает и тонет в долгих разговорах. Кроме того слабовата мотивация отдельных персонажей.
Зато по исполнению все вышло на хорошем уровне. Из мужских персонажей наиболее выделялся разве что Джордж Брент в роли профессора Уоррена. Зато в плане женских персонажей тут интереснее. На первом плане тут, конечно, Дороти Макгуайр, прекрасно сыграла немую героиню, которая противостоит маньяку в большом и темном доме. Этель Берримор, исполнившая роль миссис Уоррен получила номинацию на «Оскар». Исполнение тут действительно на уровне, хотя по мне ничего уж сильно выдающегося нет. Также запоминаются образы кухарки-пьяницы миссис Оутс, сыгранной незабвенной «невестой Франкенштейна» Эльзой Ланчестер и красавицы-секретарши Бланш в исполнении Ронды Флеминг.
Интересный образец готического нуара. Напряженная атмосфера, хорошая актерка и режиссура. Кстати, у фильма аж два римейка 1975 г. с Жаклин Биссет и телевизионный 2000 г. с Николетт Шеридан.
7 из 10
22 января 2018
Старый дом с множеством комнат, странные его обитатели, орудующий поблизости маньяк и проливной дождь с сильным ветром — лучшие приметы хорошего детектива. В фильме «Винтовая лестница» 1945 года режиссера Роберта Сьодмака все это есть. В центре событий — убийства девушек с физическими недостатками. Почему маньяк выбирает именно их? Под подозрение попадут несколько героев. Зритель получит все ответы в финале, основную же часть фильма придется понервничать из-за напряжения, которое будет возрастать с каждой минутой.
«Винтовая лестница» — настоящий образец классического триллера. Жуткие истории, происходящие в домах, всегда смотрятся на ура. Главная героиня фильма — сиделка Хелен, которая пережила в детстве сильный стресс, от чего лишилась голоса и перестала говорить. Без сомнения, эта девушка должна стать следующей жертвой маньяка. Идеальное преступление, когда добыча не сможет издать ни одного звука, не правда ли? Жених Хелен собирается забрать ее в другой город, но, как назло, у него есть срочные дела, которые возникли в самый последний момент. Может, это проделки убийцы? Наверняка маньяк отлично знает девушку и ее планы на будущее. А вдруг он является одним из обитателей особняка?
Роберт Сьодмак создал в своем фильме отличную напряженную атмосферу: шорохи в доме, странным образом открытые кем-то окна и пугающий стук ставен. За жизнь Хелен переживает ее хозяйка, миссис Уоррен, которая как будто бы догадывается, кто убийца. Тревожное состояние немощной старушки передается и зрителю: вот-вот маньяк сделает свое грязное дело…
Этот фильм не только о страшной ночи, которую переживут или не переживут в доме с винтовой лестницей. Триллер затрагивает еще и психологию героев. Например, Хелен потеряла голос из-за трагедии, произошедшей в ее семье. Сможет ли девушка найти в себе силы, чтобы вновь заговорить? Выживет ли она в таких обстоятельствах? Подозревать в детективе Сьодмака зритель будет сыновей хозяйки, жениха Хелен, прислугу и вообще каждого входящего в дом. Интересное кино, просмотр которого доставит большое удовольствие всем любителям детективов и историй про маньяков.
14 сентября 2016
Кинолента «Винтовая лестница» за авторством Роберта Сьодмака является картиной искренне нуарной натуры, в своей детективной части напоминающей творение великой Агаты Кристи «Рождество Эркюля Пуаро» — здесь также присутствует конфликт внутри семьи; также недомолвки и некоторые неурядицы в своих будничных днях скрывает каждое действующее лицо, почему круг подозреваемых лишь увеличивается с каждой минутой, подымая и без того немалый «градус» загадочности; и здесь в той же манере, что в книге известной Англичанки, преступником оказывается тот единственный, кого зритель никак не подозревал всю ленту.
Изначально фильм не преподносит себя, как истинное кино жанра нуар. То есть сперва нас не бросают в круговорот нескончаемых дождей, атмосферных туманов и хмурых детективов с сигаретой в зубах да опущенными на лица козырьками полых шляп. Сперва нас в заурядной, даже солнечной, спокойной обстановке знакомят с основными действующими лицами, давая обозреть отличительную деталь, ввиду которой герой и запомниться, каждого из них — некое увечье, болезнь, интрижки под носом ранее любимого начальства и тому подобное. То есть кино показывает персонажей отличных друг от друга, почему нет мешанины схожих образов в голове и когда идёт повествование о ком-то, ты сразу понимаешь, о чём речь. А вот где-то в конце знакомства зрителя с главными лицами сей картины, в свою силу вступает исконно обворожительная гамма нуар-фильмов. Начинается ливень, стук его капель по шиферной крыше немалого дома зычными отзвуками сопровождает фоном весь хронометраж, а туманный налёт, словно символизируя собой всепроникающую лживость людей, находящихся в особняке, путешествует по черно-белой картине, не давая расслабиться зрителю, ибо всё время некая тайна, некая недосказанность царит в самом сеттинге фильма. Это завораживает, это притягивает, это то, почему по праву творение Роберта Сьодмака стоит звать фильмом-нуар.
Кино повествует об истории схожих по специфике жертв убийств, где убийца не раскрывается до самого конца и представляет из себя взаправду персонажа, находящегося вне подозрений — вновь на ум приходит «Рождество Эркюля Пуаро». Только в киноленте на пару с этим говорится о прекрасной натуре людей, имеющих некоторые дефекты. То бишь фильм также подымает вопрос неприятия обществом некоторых людей, что чуть отличны от остальных. Он раскрывает насмешки социума в лице фанатичного маньяка, обозначая добросердечных граждан, как людей, что ввиду всеобщей поддержки остаются жить, пусть и имеют и за своей спиной некоторые грехи. Это довольно серьёзная тема, и здесь, не буду лукавить, она не стоит в приоритете, однако её дух, её тематика пронизывает картину красной нитью, ввиду чего в конце сам задумываешься: «А за что же он так с ними поступал? Стоит ли оно того, ведь они такие же люди?…»
Не стоит отрицать, что фильм лишён минусов. Нет. Вместе с отличными актёрами, хорошо поставленными диалогами и прочими плюсами картины нет-нет да проскакивает нечто, что чуть портит впечатление. Это и слишком возвышенные фразы — они редки, но присутствуют и чувствуются, потому мозг, услышав их, понимает: люди так не говорят. Или же некоторое недопонимание со стороны зрителя вызывают действия главной героини — это присутствует лишь в концовке, но всё равно вопрос «почему?» невольно в голове создаётся. Однако основной минус, и вместе с тем плюс — это злодей. Его амплуа неожиданно, его мотивы интересны и выражены давнишней обидой, но вот его действия являются истинными клише злодеев в фильмах. Да, я понимаю, что именно благодаря подобным кино создалось это самое клише, почему здесь оно выглядит ещё не избитым и не шибко режет глаз, однако всё равно долгие диалоги с жертвой выглядят довольно глупо, согласитесь…
Но в любом случае я не могу сказать, что «Винтовая лестница» — плохой фильм. Нисколько. Он крайне хорош, он крайне атмосферен, он привлекателен своей спецификой общего мира и методом съёмки, дополняемой отличными актёрскими работами. Это кино, в котором надо следить за тенью за спинами героев, за отзвуками, что изредка блуждают в стенах характерного особняка, за каждым словом и взглядом. Это фильм-нуар, предоставляющий зрителю детективную историю, с неожиданным и вместе с тем трогательным финалом.
P.S. Спасибо за внимание.
6 января 2016
Весьма возможно, что картина «Винтовая лестница» послужила неким трамплином для будущего шедевра Роберта Сьодмака «Убийцы». Во всяком случае после её просмотра у меня остались самые приятные впечатления. Искушённый зритель конечно может найти в ней кое-какие моменты, который были видены уже не раз в других фильмах, и будет прав, но здесь необходимо сделать скидку на время создания картины, которая датирована 1945-м годом. В далёком 45-м, кино и в частности кино жанра триллер только набирало обороты, поэтому нельзя подходить слишком строго к «Винтовой лестнице», тем паче, что при всех избитости темы определённые положительные моменты и новшества в ней безусловно присутствуют. Скажем я впервые увидел на экране Дороти МакГуайр и эта актриса проявила себя с самой лучшей стороны. Если в начале фильма мы видим милую и скромную девушку, при взгляде на которую на ум приходят тютчевские строчки про шёпот, робкое дыхание и трели соловья, то ближе к середине фильма это уже испуганный зверёк отчаянно борющийся за свою жизнь. Кстати, если уж говорить конкретно о интересных моментах, то чем вам не новаторский ход, сделать героиню немой ? Вполне хорошая задумка, равно как поступки маньяка в отношении… Нет, рассказывать не буду.
А в дебюте картины Хелен идёт по лесу и завидя зайчишку пугается, как тот самый заяц. Разве она не милашка ? А её робкие взгляды на врача Пэри ? В доме где она работает, да и вообще в округе нет сильного, твёрдого, а самое главное правильного по жизни и по понятиям мужчины того, как доктор Пэри. Вот и вынуждена милая Хелен вздыхать и грезить о свадьбе. Нет, мужчины конечно есть, тем более в этом странном доме. Два сводных брата. Но один ловелас и гонщик за юбками, а второй уж больно не её формата. Есть доктор Харви, но он годится в отцы, а то и в дедушки. И все мысли и тайные желания Хелен связаны с доктором Пэри. Признаться в своих чувствах, как девушка скромная и не испорченная, она не может, зато может написать доктору Харви письмо, как Татьяна Ларина. Но она этого не делает, опять же потому что скромна, да и события в округе приобрели зловещий оттенок и оборот.
Всё дело в том, что объявился маньяк, которого хлебом не корми, дай убить девушку с дефектом. Сьодмак не будет ходить вокруг да около, а не откладывая дело в долгий ящий подведёт зрителя и свою героиню к тому моменту, что ей грозит серьёзная опасность. Вообще этот дом, эта старая Англия, напомнила мне романы Агаты Кристи, только мисс Марпл или Эркюля Пуаро не хватает. Но и без них обстановке крайне напряжённая и мрачно-пугающая. А ещё в этом фильме можно увидеть не менее привлекательную женщину Бланш (Ронда Флеминг), которая последующими своими работами войдёт в историю мирового кино. И конечно Этель Бэрримор сыграла выше всяких похвал. Её глаза, то открывающиеся, то закрывающиеся нагоняют страх, если честно. Также мне понравилось отражение луны в глазном яблоке. Собирая всё воедино, могу порекомендовать это кино всем поклонникам жанра и старого Голливуда.
8 из 10
24 ноября 2014
В наши дни уже никого не удивишь фильмом в котором в заброшенном доме несколько человек остаются наедине с маньяком. Привередливый зритель это уже все видел в «Торсо» Серджио Мартино и «маньячных лентах» Ричарда Флайшера.
Теперь я знаю, что в далеком 45-м, на эту же тему был снят еще один фильм. Снял картину весьма солидный режиссер — Роберт Сьодмак.
Традиционно в те годы Сьодмак снимал нуары, и на этот раз, в сущности, он не изменил себе. Получился весьма напряженный нуар построенный на весьма простой сюжетной линии: большой дом, двое подозреваемых, один из них кровавый маньяк и двое женщин, одна из которых инвалид.
Мне фильм показался излишне простым и линейным. Хотя и безусловных успехов Сьодмака не замечать нельзя. Даже Джордж Брент, который был настолько невозмутимым в других фильмах, что я нередко сравнивал его с «чемоданом» — на этот раз постарался и сделал весьма достойную работу.
Я бы отметил изящную операторскую работу. Хотя, «правильно поставленная камера» характерна для всех фильмов Сьодмака. Например, стилистически фильм очень напоминает «Большого грешника» — хотя, в «Грешнике» куда более проработан концепт.
В итоге: я не самого высокого впечатления об этом фильме. Но нельзя преуменьшать его значения, многие «фишки» Сьодмака потом прекрасно использовали и Ричард Флайшер, и Серджио Мартино и другие режиссеры.
Сам по себе фильм, в больше мере для любителей истории кино.
5 из 10
6 июня 2013
Сьодмаку совсем не обязательно выписывать дату, к которой относятся события, произошедшие в «Винтовой лестнице». Достаточно пригласить зрителя на кинопоказ «Поцелуя» Уильяма Хейза и тогда все станет понятно — антураж, наряды и легкий налет ретро. Это в 1945-м-то году! Мамочки родные, но и такое бывает. Вообще, «Винтовая лестница» поражает соединением несовместимого. Наличие серийного маньяка, по которому, в будущем, а для нас в таком же прошлом, будут пускать слюни все маньяки из треш-загона и би-мувизов. А также излюбленная голливудская мелодраматическая линия, с капелькой розовых сопелек, но как хорошо, что их будет немного, ведь фильм не об этом снимается, и не какой-то там псевдо-готический роман начала века двадцатого экранизируется, а наоборот, книга мастерицы психологических детективов, Этель Лины Уайт, «Кто-то должен поберечься».
В «Винтовой лестнице» довольно серьезный мотив закопан, если к тому же учесть, откуда кони двинул режиссер этого уникального шедевра. Но, как и любому гениальному творению, неоднозначному по своей природе воплощения, «Винтовой лестнице» присущ и юмор, на грани черного, так, не в общей своей необхватной структуре, а в отдельных винтиках, что позволяет смотреть, итак те немногие минуты, выведенные в фильм, с еще большим интересом. Подобные хлопки, щипки, чтобы на попе сидел зритель неугомонно, ерзая и пыхтя, с удивительным проворством долетают и до наших дней и заражают неподдельной захватнической силой, и мне только и остается то ли порадоваться, то ли взгрустнуть, как-то эти два ощущения смешиваются между собой и их уже не разъединить, о том, что такие картины встречаются довольно редко.
Вот например, очень приятно видеть «невесту Франкенштейна» с самым сексуальным личиком Эльзу Ланчестер в роли совсем несексуальной кухарки выпивохи, но зато очень забавной.
- или вот — какое значение придает Сьодмак большому зеркалу от пола до потолка на еще одной лестнице в этом фильме. Все эти гадательные вычисления в голове, как стоит и предполагать, оставят с носом гадателя, и мне это очень приятно также, что Сьодмак держит напряжение до самого конца, как и по линии маньяка, так и по другой — более глубинной, точно, как проводка, спрятанная в стене.
- или совершенно очаровательная фантазия Хелен о свадьбе, все так сладко, ля-ля-ля, белое платье, куча гостей, и кульминационный штрих — нужно сказать всего лишь одно слово — Да… И такое ааа звенит в голове Хелен и пот прошибает по всему телу.
Ну и конец, который обязательно должен быть счастливым, но хэппи куда-то убежало, а осталось только энд. Да, конечно, страшная гроза закончилась, темнота расступилась в сторону, и на горизонте сеет рассвет, но как-то не становится светлее на душе у Хелен. Это по всей позе ее понятно и по надрывному плачу, режущему гортань. Она прошла еще через один кошмар и через него вернула то, что потеряла все по случаю того же кошмара. Но что-то исчезло. Да, эта беззаботная улыбка ребенка исчезнет. Кто-то, пожелавший остаться неизвестным, в черных кожаных перчатках, постоянно стирает ее с лица.
13 июля 2011
Надо сказать, довольно мощный и пугающий триллер. Если учесть что фильм снят более 60 лет назад, то впечатляешься еще больше!
Роберту Сьодмаку удалось создать не длинное (менее полутора часа) действо, что не может не понравиться любителям короткого хронометража, в течение просмотра которого находишься под постоянным напряжением.
Практически все действие картины происходит в старом большом доме с подозрительными обитателями: сексапильная секретарша и немая служанка, помирающая старуха и пугающая отбрасываемыми тенями сиделка, благородный доктор и ехидный братец, любящий гулять под дождем, — все точно играют свои роли, и до последнего гадаешь «кто же маньяк-душегуб?», что, собственно, и нужно от детективного триллера.
Кстати, стоит обратить внимание на один эпизод с большущим зеркалом, что стоит на лестнице и в которое смотрит главная героиня Хелен. В определенный момент, перед тем как мы увидим Хелен без рта (никаких компьютерных спецэффектов!), девушка перестает отражаться в зеркале! Мистика, да и только…
Дух Хичкока определенно присутствует. Причем буквально. В фильме занята сыгравшая одну из главных женских ролей в потрясающем триллере Хичкока того же 45 года «Завороженный» — Ронда Флеминг.
Вердикт: если Вы не видели этого культового фильма — найти и посмотреть!
10 из 10
12 марта 2009