Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Освобожденная земля |
год: | 1946 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Медведкин |
сценаристы: | Зинаида Маркина, Дмитрий Тарасов, Зиновия Маркина |
видеооператор: | Тимофей Лебешев |
композитор: | Сергей Потоцкий |
художники: | Виктор Крылов, Евгений Владимиров |
монтаж: | Е. Радионова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Такие фильмы — истинное народное достояние: снятые о народе и созданные для народа, только что победоносно закончившего самую страшную войну в истории человечества. Именно такие фильмы были необходимы в первый послевоенный год. Вся страна лежит в развалинах, миллионы раскиданы по всей территории страны, утратив родственные связи. В такой момент самое главное — дать людям надежду на завтрашний день. Нисколько не приукрашивая сегодняшние невзгоды, показать, что завтра станет непременно лучше. Только для этого нужно упорно трудиться.
Александр Иванович Медведкин хорошо знал, что нужно показать в своём фильме. Ещё в 1932 году он руководил агитационным кинопоездом «Союзкино», выезжая на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. В годы войны Медведкин руководил фронтовыми киногруппами. Поэтому совсем не случайно первым послевоенным фильмом стал художественный рассказ о жизни села.
Сценарий у фильма просто удивительный. Написали его Дмитрий Тарасов и Зиновия Семёнова. Зиновия Семёновна Маркина — актриса, кинодраматург, сценарист, общественный деятель — в 1928 году в Москве поступила в первую в России и в мире Госкиношколу (техникум), ставшую впоследствии Институтом кинематографии, на факультет кинонатурщиков (актёров). В 1931 году Зиновия с отличием окончила Государственный институт кинематографии (ГИК), став первой выпускницей сценарного факультета и первой в СССР женщиной-кинодраматургом.
За годы творческой деятельности Зиновия Семёновна стала автором более 70 сценариев к художественным, научно-популярным и учебным фильмам. Все сценарии были написаны по государственным заказам, а потому имели целевое назначение. Вторым сценаристом стал Дмитрий Львович Тарасов, окончивший МГУ (1932, отделение истории и теории кино), а параллельно учившийся в сценарной мастерской «Межрабпомфильма». Вместе им удалось написать захватывающую, трогающую до глубины души историю.
Эмма Владимировна Цесарская — яркая, фактурная, талантливая актриса. Ей всегда удавался образ «женщины из народа»: и красота, и фигура — всё при ней. Поэтому она идеально подошла на роль председателя колхоза «Возрождение». Однако при всей её яркости, главный персонаж в картине не Цесарская, а Василий Ванин. Его Фёдор Васильевич Мулюк насоящий эмоциональный магнит картины. Он буквально притягивает к себе взгляд зрителя, благодаря искромётности его образной речи: «Казак без коня, как павлин без хвоста», «Колхоз вести — не решето трясти!», «Дома и солома съедома!»
Имеется ещё один персонаж, который буквально покорил своей естественностью — это мальчишка-подросток — тракторист 2 категории, сумевший восстановить брошенную немецкую танкетку и использовать её вместо трактора. Вообще, в этой картине много символичного — режиссёр знал, как привлечь внимание зрителя. Это и сбор военного металлолома, и восстановление первого разрушенного дома, и прекрасный эпизод с сидящим на люке подбитого немецкого танка Мулюком: «Не суй свиное рыло в чужой огород!»
Но самой запоминающейся лично для меня стала фраза председателя исполкома Александр Петрович Костенко (Александр Хвыля): «Сеять пора, а у нас 6 тракторов на 78 колхозов». Вот такая была — военная жизнь на селе…
26 марта 2018