Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тахир и Зухра |
год: | 1945 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Наби Ганиев |
сценарий: | Алексей Спешнев |
видеооператоры: | Даниил Демуцкий, Михаил Краснянский |
композитор: | Алексей Козловский |
художники: | Варшам Еремян, Валентин Синиченко |
жанры: | мелодрама, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 июля 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
«Тахир и Зухра» — лиро-эпическая поэма, бытующая у тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья, а также в Азербайджане и Турции. Основа сюжета сходна во многих версиях; это трагическая история обрученных, которые разлучены злой волей падишаха, отца девушки. Идейная основа версий, сложившихся в феодальную эпоху, — борьба за справедливость. Узбекская версия сохранила элементы фантастики, присущие мифотворчеству.
из БСЭ
Значительное влияние на развитие узбекского национального киноискусства оказал старейший русский режиссер Яков Протазанов, поставивший в Ташкенте комедийный фильм «Насреддин в Бухаре» (1943 г.). В его постановке участвовали узбекские актеры: Р. Пирмухамедов, М. Мирокимов, С. Талипов; художником был В. Еремян, вторым режиссером Наби Ганиев — один из основателей узбекской кинематографии, первый узбекский кинорежиссёр.
Творческие уроки Протазанова сыграли большую роль и в практике создания узбекского историко-фольклорного фильма. Об этом свидетельствует фильм «Тахир и Зухра» (1945 г.), поставленный Наби Ганиевым по сценарию А. Спешнева и С. Абдуллы.
Это — первое крупное произведение узбекского кино, перешагнувшее пределы республики и страны, прошедшее с успехом по экранам мира. Картина утверждает глубокие и гуманные идеи — идеи всепобеждающей человеческой любви и свободы.
Поставленная по мотивам романтической восточной легенды, она решена средствами реалистического искусства. Авторы во многом отступили от привычных канонов этого жанра устного народного творчества, где главное место занимали любовные страдания героев и другие романтические перипетии. Сохраняя пафос легенды о Тахире и Зухре, пронизанной мудростью народа и высокой патетикой, авторы фильма создали точный и емкий сюжет, тщательно, в реалистическом ключе разработали эпизоды и характеры. Режиссер искал и находил для фильма емкие кинематографические детали, имеющие метафорический смысл.
Картина зрелищна, она смотрится легко, с интересом. Ее драматургия разработана продуманно и четко. Ее кадры динамичны, в них полностью господствует актер-исполнитель.
Удачно изобразительное решение фильма. Художник В. Еремян сумел сочетать в своих декорациях конкретность и образные обобщения, воссоздал колорит и поэтическое своеобразие легенды.
Стоит подробнее сказать о композиции картины, ее драматургическом решении. Помимо главной драматургической линии — рассказа о любви Тахира и Зухры — в фильме есть несколько других тематических линий, крайне важных в общем решении картины. Они как бы уравновешивают все стороны повествования, устраняют однообразие, придают фильму полифоническое звучание.
Фильм Наби Ганиева «Тахир и Зухра» занесён в список ЮНЕСКО.
29 июля 2008