Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Травля |
английское название: |
Hets |
год: | 1944 |
страна: |
Швеция
|
слоган: | «The Prize Winning Sensation of Two Continents!» |
режиссер: | Альф Шёберг |
сценарий: | Ингмар Бергман |
продюсеры: | Харальд Муландер, Виктор Шёстрём |
видеооператор: | Мартин Бодин |
композитор: | Хильдинг Розенберг |
художники: | Арне Акермарк, Mimmi Trnqvist Zedell |
монтаж: | Оскар Розандер |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 1944 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Не первый фильм Бергмана глаз на который упал. Однако как оказалось до его режиссёрского дебюта были сценарии в авторстве.
Скандинавская классика смотрится в 2018—2019 году совсем нестаро. Проблемы злободневные, и им нет времени… Разве что действительно игра актеров тех времен имеет некоторый схожий темперамент. Нет это не копирка, а скорее направление в действии.
В центре школа с определенным уклоном, откуда бравые парни стартуют в жизнь кто продолжать учиться, а кто уже и постигать рабочие стези. В любой школе как известно есть тиран. Иногда несколько. Но у всех свой почерк. Своя оригинальная идея. В центре событий три персоны Учитель, Ученик, и Женщина.
Учитель Латыни (Калигула) конечно он деспот. Ссылаясь на свою болезнь которая была или нет мы не знаем, а может травма детская кою он вымещает на своих подопечных. Но он больше чем деспот учитель в его основе побуждения маньяка-психопата которого опасно держать в обществе. Тем не менее где-то на грани он остается в социуме. Ему тоже нужна любовь, по сути она всем так или иначе необходима.
Ученик (Эрик Видгрен) особый любимчик Калигулы. Именно на нем он отыгрывается по полной за всех. Хотя изначально парень выглядит очень старающимся. Хотя все более кажется что это он из уважения к своим родителям. Но когда нападки продолжаются, ломаться под натиском и перестает совершенно заниматься.
Женщина (Берта Оллсон) девушка явно или из сирот, или из неблагополучной семьи. Работая рядом со школой имеет знакомство с деспотом, а потом и учеником.
Волею судьбы что-то связало Калигулу и бедную девушку. Страх, его ревность, и неровен часом расправа. Все это толкает ее искать ниточку зацепку как вырваться. А травма заглушается алкоголем.
Любовь парня и девушки, а была ли она? Или лишь прикрытие уход от реальности? Им надо бежать, но куда? И учеба на грани провала. И страх расправы со стороны тирана. И хороший парень который еще только начинает жизнь. Как связать несвязное?
Тиран добивается своего насев на ученика. Но хорошие парни все равно останутся хорошими без условий. А безвыходная ситуация с любовью и жизнью в таких условиях имеет трагические корни. Когда на кон поставлено так много просто ждать смерти подобно.
Смотрел это кино два раза. Оставляет двоякое впечатление. Где зло остается злом. А добро добром. Но кто-то заплатил слишком высокую цену за это…
7 февраля 2019
Ян Эрик Витгрин (Альф Челлин) учится в выпускном классе престижной школы, для будущей культурной, политической и деловой элиты Швеции. В программу этой школы для мальчиков входит, в частности изучение латинского и греческого языков. Самым нелюбимым предметом для большинства учеников является мёртвый язык — латынь. Такое отношение во многом объясняется неприязнью к преподавателю, прозванному школярами Калигулой (Стиг Яррель). Ян знакомится с продавщицей табачной лавки Бертой Олсен (Май Заттерлинг) — девушкой далеко не пуританских взглядов. Конфликт между учителем и учеником переходит на новый уровень, поскольку Берта встречается с Калигулой и эта связь уже давно стала для неё ненавистной.
Ингрид Бергман написал сценарий фильма, основываясь на своих заметках в блокноте, написанных после сдачи им школьного выпускного экзамена. Эти заметки представляли собой рассказ о последнем школьном годе. Сценарий долго пролежал без движения, пока не попал к режиссёру Альфу Шёбергу, который и снял по нему картину. Он несколько сместил акценты при помощи различных художественных приёмов, а из главного антигероя Калигулы сделал настоящего монстра. В этом фильме состоялся режиссёрский дебют будущего мэтра. Совсем молодой Ингмар Бергман руководил съёмками одной из заключительных сцен. Видимо, здесь он почувствовал вкус режиссуры и вскоре, уже полностью самостоятельно, отснял свой первый фильм «Кризис». Что касается «Травли», то она была очень хорошо принята и критиками, и зрителями, получив при этом «Большой приз Каннского фестиваля 1946 года».
Центральной темой картины является противостояние учителя и ученика, находящихся в тайной связи с одной и той же девушкой — такой «любовный треугольник». Хотя, вряд ли здесь уместно говорить о любви — это скорее похоть, разве что Берте был симпатичен Ян, но она имела большой опыт, а он — совсем ещё необстрелянный юнец. Помимо этого конфликта у Калигулы также наблюдается ненависть почти ко всем своим ученикам, но не всё в школе так плохо. Директор оказывается вполне приличным человеком, а учитель греческого — полный антипод Калигулы, из-за чего неизбежен конфликт и между ними.
Актёрская игра вполне соответствует обычной для того времени манере — с некоторым эмоциональным перехлёстом. Мне больше всего понравилась Май Заттерлинг в роли Берты и дело вовсе не в её симпатичности. Просто она выглядит наиболее живым персонажем. Стиг Яррель сумел своей игрой вызвать настоящее отвращение к Калигуле, который пытается объяснить свою злобность душевной болезнью из-за одиночества. Но, очевидно, что он путает местами причину и следствие. Игра Альфа Челлина мне не очень понравилась, пожалуй, его персонаж самый «деревянный». Его поступки часто нелогичны. Хотя, мало кто в юном возрасте задумывается об этом, кусая локти в зрелости из-за упущенных возможностей. Вообще, многие персонажи довольно однобоки, то есть строго разграничены на положительных и отрицательных. Повествование носит назидательный характер, а ближе к финалу всё более приближается к скандинавскому варианту театра моралите. Впрочем, некоторые его черты свойственны и более поздним работам Бергмана.
В заключение хочу сказать, что перед нами бесценный артефакт. Знакомство с этой картиной позволяет зрителю прикоснуться к истокам творчества великого сценариста и режиссёра, причём началу более чем успешному. Сама картина и сегодня смотрится с достаточным интересом. К этой теме в дальнейшем будут возвращаться многие кинематографисты, в частности Франсуа Трюффо в фильме «400 ударов». Рекомендую всем, кому интересен настоящий художник — Ингмар Бергман.
8 из 10
18 апреля 2013
«Травля» — фильм 1944-го года, основанный на первом сценарии великого Ингмара Бергмана. Воплощение поручили Альфу Шёбергу — и убей меня бог, если я знаю, кто это.
Лучше чем Бергман писал об этом фильме я, конечно, всё равно не напишу. Вообще, читать рецензии на Бергмана — занятие крайне глупое — есть же великолепная автобиографическая книга «Ингмар Бергман. Картины» где гений 20-ого века очень критично и безапелляционно рассказывает по очереди обо всех своих произведениях, не делая ни единой поблажки, ни единой скидки. Так что, совершенно не понятно, на кой черт я тут пошло распинаюсь.
Основа истории — великолепна. Впрочем, плохих сценариев у Бергмана нет и уже не будет. Главные действующие лица — молодой романтик-идеалист, заканчивающий школу, и его учитель латыни, закомплексованный одинокий и обиженный на весь мир садист. Женщина у них одна на двоих — сильно пьющая продавщица из табачной лавки. Калигула (так школьники зовут учителя латыни) держит добычу железной хваткой, спаивая девушку и запугивая. Он рассказывает не столько своей жертве, сколько нам, зрителям, преинтересную историю, о том, как однажды бродячий кот вцепился ему в руку, и даже после смерти так и не разжал когти. Вот и Калигула буквально приковывает девушку к себе.
Он всеми силами старается обрести и удержать счастье — пусть методы у него и не самые гуманные. Однако его герой куда интереснее и человечнее недалекого высокомерного холеного богатенького сынка, который бросает умоляющую его о помощи девушку, не только испугавшись конкуренции и конфронтации с её демоническим таинственным любовником, но проявив даже определенную брезгливость и презрение к «недостойному» образу жизни спивающейся девушки и к её «низким» мещанским проблемам. Немного погодя, он всё же попытался вернуться к ней. Но опоздал. И вовсе не своё бездействие и трусливое дезертирство он обвинял в её смерти — нет, зачем же. Куда проще свалить вину на ненавистного учителя, который пусть и жесток, но, по крайней мере, знает чего хочет и имеет храбрость бороться за этого. Он как отчаянная немолодая жена, всеми силами спасающая изживший себя брак. В конце концов, он просто-напросто выживает.
Сама режиссура фильма не сильно выдающаяся. Классическая для кинематографа 40х годов пафосная струнная музыка, частые и довольно наигранные истерики героев, по-голливудски сладкие вступительные титры. То есть, при желании, есть к чему придраться. Да и как не пытается режиссер акцентировать внимание на школьнике-идеалисте, главная и самая яркая роль — у Стига Ярреля, играющего учителя-тирана. Я не знаю, расставлял ли Бергман именно такие акценты, но «как бы отрицательный» персонаж полностью затмевает «как бы положительного». И вот пришло время поговорить о концовке.
Цитирую Бергмана: Изначально «Травля» кончалась, собственно, тем, что все успешно сдают выпускной экзамен, кроме Альфа Челлина, который через черный ход выходит на улицу, в дождь. Калигула из окна машет ему рукой. Подобную концовку посчитали чересчур мрачной.
Вовсе она не мрачная была бы. Отнюдь. «Мрачная концовка» — это то, что Бергман дописал на радость «Свенск Филминдастри». Всё произведение обесценивается ею. Чуть ли не вовсе теряет смысл. Если бы не эта идиотская концовка в духе советских агиток, мы бы имели:
С одной стороны, молодого идеалиста с его мечтами о любви до гроба с «правильной» девушкой на белом коне, который не смог постоять за себя и в итоге сильно обжегся. Как правильно говорил ему его друг-циник «Ты ещё зеленый — скоро увидишь, какое болото наша жизнь»…
А с другой — немолодого одинокого учителя, жаждущего (как и мы все) любви — человека жалкого и ранимого, но одновременно безжалостного и целеустремлённого. Невероятно, насколько пронзительно Бергман умел донести до нас человеческое отчаяние. А ведь на момент съемки фильма ему было только 26 лет.
Посему мой совет — выключайте фильм сразу же после эпизода со сдачей выпускного экзамена, ибо таково было желание Бергмана. А желание Бергмана — закон.
9 из 10
2 января 2011