Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я гуляла с зомби |
английское название: |
I Walked with a Zombie |
год: | 1943 |
страна: |
США
|
слоган: | «See this strange, strange story of a woman whose lure set brother against brother; whose love caused hate - and whose beauty bowed to the will of an evil spell in whose power we must refuse to believe - EVEN IF IT'S TRUE!» |
режиссер: | Жак Турнёр |
сценаристы: | Инез Уоллес, Курт Сьодмак, Ардел Рэй, Шарлотта Бронте |
продюсер: | Вэл Льютон |
видеооператор: | Дж. Рой Хант |
композитор: | Рой Уэбб |
художники: | Альберт С. Д’Агостино, Уолтер Е. Келлер, А. Роланд Филдс, Даррел Сильвера |
монтаж: | Марк Робсон |
жанры: | ужасы, фэнтези, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 апреля 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
Я гуляла с зомби
Сюжет. Медсестра приезжает на остров, где поблизости местные жители проводят ритуалы Вуду…
Этот старенький фильм снимал француз Жак Турнер, который в середине 30-ых перебрался в США. Я уже вам рассказывал про Турнера. Он меня как-то порадовал черной комедией “The Comedy of Terrors” с Винсентом Прайсом. Решил еще разок покопаться в его (достаточно большой) фильмографии, откопал “Я гуляла с зомби”.
Довольно любопытная работа Турнера. Такая драма, где присутствуют мистические нотки. Плюс, тревожная атмосфера (нуаром попахивает). Короче, самая настоящая классика зомби-хоррора. У меня нет никаких сомнений, Ромеро поглядывал на “Я гуляла с зомби”, да-да, перед созданием своей неповторимой зомби-франшизы. Это азы, это истоки.
Если вас интересуют только современные ужастики про мертвецов (где они быстро бегают и прыгают, а кровища льется рекой), вам будет скучновато. Но, если вы любите классику, смотрели (например) Гэльперина и его зомби-хоррор “Белый зомби” (который аналогично был построен на ритуалах), рекомендую “Я гуляла с зомби”.
Хороший актерский ансамбль (во главе с Фрэнсис Ди). Неожиданный финал (очень печальный, чего уж там).
Мало кто знает, но картину Турнера переснимали. Да-да, у “Я гуляла с зомби” есть современный ремейк. Вышел он в 2001 году. Называется просто “Ритуал”. Самое кринжовое, ушлые продюсеры попытались его подвязать к “Байкам из склепа”, якобы третья полнометражка (первые две – “Демон ночи” и “Кровавый бордель”).
Положа руку на сердце, черно-белый оригинал от Турнера, при всей своей древности и неторопливости, гораздо лучше. Субъективно!
7 из 10
15 июля 2022
Ближе к началу 40-ых жанр хоррора уже был далек от своих лучших кондиций. Классические монстры изжили себя в многочисленных продолжениях, пародиях и, чем черт не шутит, кроссоверах. Производство фильмов ужасов, достигшее своего пика в 35-ом году, так и не сделало качественного скачка на новую ступень, чем был обусловлен возникший позднее кризис. К тому же, когда над всей планетой нависла тень Второй мировой войны, кому было какое дело до ужасов, происходящих на кинематографическом экране? В таких условиях жанровому кино требовались новые ключевые решения, чтобы претендовать на нечто большее, чем упоминание в длинном списке проходных лент. В этом плане, фильм «Я гуляла с зомби» предлагает несколько интересных ходов.
Первым возникает логичный вопрос: что за зомби предлагают зрителю? Желающие увидеть полуразложившихся мертвецов могут, не задерживаясь, переходить к фильмам пост-ромеровской эпохи. Нет, зомби в данном контексте ссылаются на корни происхождения этого слова и явления, возникшего в теплых субтропических широтах. Реалистичность и какая-никакая правдоподобность в таком подходе добавляют свою долю интриги и загадочности.
Белая сиделка, боящаяся темноты, попавшая в отдаленные от цивилизации плантации в полном объеме узнает о черной магии, как в прямом, так и в переносном смысле. Перенос главного героя в нетипичное, загадочное и зловещее место является довольно популярным и эффективным методом. Но для этого, в первую очередь, необходимо грамотно воссоздать дух таинственности и неопределенности. Ритмичное биение барабана, кажется, не останавливается ни на минуту с момента прибытия, а за каждым движениям следят несколько черных лиц. Общая напряженность лишь усиливается в более узком и американском кругу. Окружение, которое могло бы стать зоной комфорта, оказывается семьей с множеством проблем и пробелов в генеалогическом древе. Витающие вокруг поместья призраки недоверия и отчужденности способны заразить и загубить любое, даже самое чистое и непорочное создание.
Над всем этим возвышается самая сильная фигура фильма — мистера Ренда. Открывающий монолог этого персонажа, произнесенный на палубе, способен подцепить зрителя как рыболовный крючок. Кажется, что даже звезды внемлют его рассуждениям о смерти и разложении. Использующий слова как метательные ножи, Ренд не стал бы таким эффектным героем, если бы не вдохновленная актерская манера Джеймса Эллисона, переплюнувшего своей работой общий уровень фильма.
Стоит отметить, что сценаристы пошли на интересный и нетипичный шаг для фильмов довоенной эпохи, уравновесив основных мужских и женских героев как по количеству, так и по значимости для сюжета. Так, ключевая женская фигура (Бетси Коннол) наделяется так же полномочиями рассказчика, на два шага предвосхищая предстоящие события. К тому же, решительность и сила характера — редкое качество для героинь 30-ых годов, которые чаще выполняли исключительно декоративную роль. Возникающий любовный треугольник с такими персонажами по определению не может быть скучным. А еще если третьей стороной или углом будет натуральный зомби, чье загадочное состояние не может объяснить не один квалифицированный врач.
Общее впечатление, которое производит «Я гуляла с зомби» наводит на мысли, что это не совсем образцовый фильм ужасов своего времени. Можно рискнуть и сказать, что по своей атмосфере фильм ближе к ранним образцам саспенса, о чем свидетельствуют оттягивание непосредственно ужаса и основного действия, томительное ожидание. Бездействие страшнее, действия, как бы намекают создатели, лишь ближе к финальным титрам решающие обратиться к непосредственно источнику страха. Все это вызывает вопрос, а была ли какая-нибудь мистика, нерациональная сила, объясняющая все происходящее? Собственно это и подталкивает к выводу о том, что наиболее точно охарактеризовать «I Walked with a Zombie» как хоррор характеров.
В качестве заключительных слов хотелось бы отметить парой использование теней и света в данной ленте, как примере, и всем жанре в целом. Освещение, при котором в круге света остается лишь персонаж, а вокруг — темнота, является очень сильным ходом для нагнетания страха, ныне незаслуженно забытом. Сильнее этого вспоминается разве что сцена из «Носферату», где на стене возле лестницы появлялась сгорбленная фигура с длинными ногтями, но при этом ее источник оставался за кадром.
24 марта 2014
Сразу же после «Людей-кошек», фильма нестандартного, изысканного и многогранного, Жак Турнер взялся за тему зомби. В наши дни эти вопросы настолько точно разработаны, что едва ли могут вызвать удивление.
Для привередливого зрителя сценарий сразу будет понятен — несколько человек отправляются на Гаити, где встречаются со странной болезнью и не менее загадочными ритуалами. Но Жак Турнер не так прост — не следует его путать с Бруно Маттеи, Джорджем Ромеро или Фульчи.
В сущности, Турнер просто приоткроет тему зомби. Он развернет весьма солидную и выдержанную в духе своего времени мелодраму, о том, как медсестра приезжает в Вест-Индию ухаживать за больной женщиной.
Атмосфера будет нагнетаться в истинно лавкрафтовской парадигме, а фильм благодаря изяществу Турнера покажется весьма солидной мистической мелодрамой. Уверен, что любителям прямолинейного хоррора, это кино едва ли придется по душе. Вообще, в этом фильме, равно как и в «Людях-кошках», главное внимание уделено совсем не сюжету, а бесподобной стилистической конфигурации. В сущности, Жак Турнер придерживался всех базовых канонов нуара. Тем интереснее результат.
Ведь стилистически, картина больше напоминает мелодраму, такую как «Письмо» Уайлера, «Джейн Эйр», «Ребекку» Хичкока. Кстати, сравнения с «Джейн Эйр» тут не случайны. Присмотритесь к соавторам сценария — да, да, та самая Бронте.
В итоге: с точки зрения фильмов ужасов — этак картина оканчивается большим «пшиком» — отсутствием ожидаемого экшна. Однако, в аспекте мелодрамы — фильм весьма смотрится, а мистический налет — только придает ленте шарма.
Строго для любителей истории кино.
8 из 10
1 июня 2013
Признаться, я начинала смотреть этот фильм с легким неудовольствием, так как ненавижу эти закадровые голоса героев, тем более, если они еще и спойлерят. Но постепенно визуальные красивости и всё более интригующий сюжет сделали своё дело: картина, что называется, «пошла». После загадочной песни чернокожего парня о двух братьях и девушке вообще стало весьма и весьма интересно.
Литературной основой послужила статья Инес Уоллас для American Weekly Magazine. Разумеется, она подверглась значительным изменениям, призванным подчеркнуть драматизм и таинственность истории. Изюминка фильма — малознакомый и потому притягательный для нас культ вуду.
Для большинства даже весьма образованных людей вуду — это тыканье иголкой в куклу врага с целью сжить его со свету. На самом деле это очень интересная синкретическая религия, изначально зародившаяся среди рабов на Гаити в результате смешения элементов католицизма с верованиями народов фон и эве.
Музыке и танцам — ключевой части ритуалов вуду — Турнёр уделил немало экранного времени. Есть тут и традиционная экстатическая пляска под звук барабанов — женщины в белых платьях и мужчины в костюмах. Впрочем, и без куклы не обошлось, так что комплект полный. Всем интересующимся рекомендую статью под названием Haitian Vodou в английской Вики.
В вудуизме можно проследить истоки концепции зомби — оживлённого фантастическим образом трупа, либо живого человека, полностью потерявшего контроль над собой и своим телом и подчиняющегося чьим-то приказам. Сам термин «зомби» — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой версии это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Первое упоминание о зомби относится аж к 1929 году.
Однако вернемся к фильму. Несмотря на колдовской антураж, природа заболевания Джессики не кажется однозначной: возможно как сверхъестественное, так и вполне обыденное объяснение. Зрителю приходится метаться между двумя версиями — магия вуду или последствия тяжелой тропической лихорадки. И даже после финальных титров четкий, аргументированный ответ едва ли возможен. Всё зависит от того, склоняетесь ли вы к науке или паранауке, допускаете ли существование незримых сил.
Если поначалу картину Турнёра называли глупой и нездоровой, то позже критики пересмотрели своё мнение, а в ход пошли совсем другие слова: исключительная, элегантная. Просто к тому времени зомби стали мейнстримом и скатились по большей части в трэш. В 2007 году Stylus Magazine назвал фильм самым лучшим в зомби-жанре. Определенное влияние «Я гуляла с зомби» оказал даже на литературу и музыку. Поистине, есть причины посмотреть этот чарующую черно-белую ленту с харизматичными актерами и открыть для себя тот факт, что порой прародители жанра имеют очень мало общего с потомками.
12 декабря 2012
Всем поклонникам Дафны Дю Морье вообще и фильма «Ребекка» картину Турнера посмотреть есть смысл. Готическая история с любовью, умершей, женским монологом от первого лица — все это есть. История, правда, простенькая.
Один из первых фильмов про вудуизм является и наиболее добрым по отношению к адептам и жрецам этого культа. Редкий случай, когда вудуисты не являются инфернальными персонажами, а, напротив, заняты чуть ли не нетрадиционными методами лечения.
5 из 10
17 декабря 2011
Взгляд из ХХI века наврядли увидит в картине Жака Турнёра фильм ужасов. Теперь это скорее глубокая драма с легким налетом мистики. «Я гуляла с зомби» это фильм прежде всего о любви — мужчины и женщины, матери и сына, братской любви. О любви взаимной и неразделенной. В этом вся его прелесть. Таким увидел этот шедевр я.
«Здесь нет красоты, — только смерть и разложение».
Позволю себе не согласиться с этими словами Уэсли Рэнда, сказанными в начале фильма, на яхте. Лента Жака Турнёра просто пронизана красотой. Чего стоят одни главные героини. Одна олицетворяет красоту живую, а другая — мертвую. В роли сиделки Бэтси — обворожительная Фрэнсис Ди. Бэтси — однозначно положительный персонаж (кстати отрицательных героев в фильме нет вовсе). Она всем сердцем старается помочь безнадежно больной Джесике. Ее не останавливает даже угроза потерять работу, а возможно и жизнь. В роли Джесики — Кристин Гордон. Ее героиня за весь фильм не произносит ни слова. Джесика вызывает искреннее сочувствие и до самого конца зритель надеется на ее счастливое излечение.
Том Конуэй сыграл роль мужа Джесики — владельца сахарных плантаций Пола Холанда. Образ Пола, на мой взгляд, классический успешный американец 40-х гг. Он прекрасно понимает, что больше никогда не сможет обрести семейного счастья вместе с Джесикой, но при этом изо всех сил хранит ей верность, несмотря на взаимную привязанность к сиделке Бэтси. Гараздо более интересный персонаж — Уэсли Рэнд (Джеймс Эллисон). Брат Пола, он с виду кажется пьянчугой-недотепой. Но именно он окончательно решит проблему семьи Холандов. Решит очень неожиданно и очень трагически. В качестве отличной актерской работы, я бы еще выделил Терезу Харрис, сыгравшую говорливую служанку Холандов — Альму. Персонаж матери Уэсли Рэнда выглядел немного нелепо, ввиду того, что актриса Эдит Баррет уж слишком молода на вид.
Фильм «Я гуляла с зомби» вызывает очень разные ощущения. Вместе с неподдельным умилением, не раз заставляющим невольно улыбнуться, он способен вызвать и легкий страх. Есть несколько сцен, от которых холод пробегает по спине. Чего стоит один жуткий вид Карефура — хранителя перепутья. Его немигающие, выпученные глаза выглядят очень устрашающе — отличная работа актера Дэрби Джонса. Таинственной атмосферы добавляют также неустанные ритмы тамтамов.
По настоящему шикарным получился финал картины — трагический и многозначительный. Несмотря на то, что фильм снят почти семь десятилетий назад, современным кинематографистам есть чему поучиться у Жака Турнёра. Картина снята очень красиво, очень изысканно и элегантно. Это в полной мере относится и к визуальному ряду и к актерской игре. Игра актеров легкая, непринужденная, но при этом строгая, выдержанная, ничего лишнего. Фильм черно-белый, но обратите внимание, как с помощью всего двух цветов переданы все оттенки тропических ландшафтов. Оценивая классические картины, часто приходится лукавить, делая скидку на легендарный статус фильма или на время, когда он был снят. «Я гуляла с зомби» один из тех немногочисленных шедевров киноклассики, которым я с чистым сердцем ставлю наивысшую оценку.
10 из 10
2 августа 2011
Все хорошее здесь умирает…
Одна медсестра отправляется на остров, чтобы позаботится о больной девушке, которая ведет себя очень странно. Даже подозрительно, потому что она все время молчит и ходит ночью как призрак. Медсестра знакомится с мужем больной девушки и его братом. А еще позже она узнает, что на этом острове практикуют магию Вуду. Тут и начинается самое интересное…
Режиссера Жака Турнера в России плохо знают, а ведь он снял очень много неплохих фильмов. «Я гуляла с зомби» — это старенький фильм ужасов от Турнера, который больше похож на драму с элементами мистики. Даже не думайте, что в фильме будет толпа живых мертвецов, которая будет всех поедать на своем пути. Тут все гораздо проще, но фильм все равно смотрится довольно-таки интересно. Он идет очень мало для полнометражного фильма и пролетит незаметно. Фильм пропитан черным цветом и заряжен чистым ужасом. Хотя вряд ли он сможет напугать человека, который смотрел много современных картин.
Все-таки фильм снят очень давно, а если быть точнее, то в 1943 году. В те времена фильмы снимать было в два раза труднее, чем обычно. Война напугала весь мир, и данный фильм пропитан этим страхом. А вдруг и после смерти можно жить! Я не думаю, что Турнер слизал идею своего фильма у режиссера Гальперина, который известен своим шедевром «Белый зомби», но знатоки кинематографа сразу заметят, что эти фильмы очень похожи. Там была магия Вуду и тут магия Вуду. Только как я уже говорил раньше в этом фильме больше драмы, чем ужаса. Лично мне было любопытно посмотреть этот фильм. Ведь именно из-за таких вот картин и вышли все современные фильмы про зомби.
А если вам интересен зомби-кинематограф и как все в нем зарождалось, то фильм «Я гуляла с зомби» пропускать явно нельзя.
10 из 10
29 июля 2011
Не совсем красивый перевод названия фильма — а ведь на ДВД он вышел как «Я гуляла с зомби», что весьма приятнее на слух — тем не менее не может испортить впечатление от его просмотра. Как это не удивительно, снятый более 65 лет назад фильм ужасов и сейчас смотрится пусть и не пугающе, но достаточно динамично и даже драматично.
С первых минут затягивают диалоги — о, они поистине красивы и образны! Порой ловишь себя на мысли, что не кино смотришь, а книгу листаешь. Да ведь и то верно — гляньте-ка, кто тут в сценаристах! Сама Шарлотта Бронте, автор заезженной кинематографистами «Джейн Эйр»! Дальше — больше. Любопытные съемки, неожиданная концовка, душевная музыка и песни, которые так и хочется скачать — это не может оставить безразличным, если, конечно, вы не принципиальный противник классического Голливуда и не яростный поклонник американских ремейков (кстати, если верить информации кинопоиска и imdb, вскоре мы увидим ремейк этого фильма в исполнении автора десятого Джейсона… вот уж комедия получится, как пить дать!). В целом фильм смотрится довольно свежо, например сцены танцев в Укрове произволят очень сильное впечатление, и как минимум интригующе. А большего ждать от фильма старины глубокой мы и не вправе.
9 из 10
9 мая 2009