Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Насреддин в Бухаре |
год: | 1943 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Виктор Виткович, Леонид Соловьев |
видеооператор: | Даниил Демуцкий |
композиторы: | Борис Арапов, Мухтар Ашрафи |
художник: | Варшам Еремян |
жанры: | комедия, мелодрама, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 августа 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Первая экранизация сказаний о Ходже Насреддине, а конкретно в данном случае, романа Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия» — первого из двух, написанных про данного героя. И здесь ситуация немного интереснее, ибо похождения очаровательного плута и защитника бедняков смотрятся занятнее и интереснее типовой истории любви, да и восточный колорит и антураж добавляет очков, жаль только что кино чёрно-белое, поскольку тут прямо напрашиваются яркие краски.
Кино лёгкое и динамичное, с темпом проблем нет, есть смешные ситуации и диалоги, а за похождениями обаятельного Насреддина наблюдать забавно и интересно, и всё это сопровождается фольклорными шутками-прибаутками. Артисты все фактурные и все глаз радуют. Сам Насреддин в исполнении Льва Свердлина лучится обаянием и лёгким хулиганством.
Кино, конечно, звёзд с неба не хватает и снято достаточно просто, что, впрочем, ничуть не мешает наслаждаться действом. Мило и приятно.
7 из 10
21 мая 2024
Один из самых весёлых советских фильмов, опирающихся на ближневосточный фольклор. Ходжа Насреддин — персонаж, которым народы мусульманского Востока так гордятся, что внесли заявку на пересказы анекдотов с его участием в список нематериального культурного наследия человечества. Тем приятнее осознавать, что первым фильмом о Насреддине стал русскоязычный «Насреддин в Бухаре».
Выходец из простого народа, бойкий весельчак с острым умом — кажется, это самый приятный образ во все времена. Неудивительно, что главный герой так популярен. А поскольку он ещё и из «правильного» сословия, то в коммунистическом Советском Союзе охотно взялись за данный фильм. Несмотря на то, что нам показывают Насреддина как уже состоявшегося возмутителя спокойствия, зрители могут сполна насладиться плавным, постепенными раскрытием персонажа. Конечно, фильм очень наивен, тем более что вышел в 1943 году, но всем иногда приятно посмотреть на персонажей, которым везёт хотя бы немного.
Главная черта характера Насреддина — владение словом. Любую ситуацию он в состоянии развернуть так, что будет казаться победителем. Вполне ожидаемо, что отрицательными персонажами и оппонентами Насреддина являются всевозможные ростовщики и эмир, ослепший от своих богатств и власти. Как бы они ни старались, изловить Насреддина не получается, потому что такие, как он, заведомо неуловимые. Искренне забавно наблюдать за тем, как главный герой поёт и танцует. Однажды он так увлекается, что чуть не выдаёт себя, скрываясь от эмира. Поскольку в 1943 году режиссёры не всегда стремились подбирать актёров правильной национальности, главную роль исполняет Лев Свердлин. И судя по отзывам узбекских зрителей, актёр выглядит максимально органичным. Присоединюсь и я к таким отзывам: Свердлин молодец! Другого персонажа — мудреца Гусейна Гуслию — сыграл Николай Волков, для которого эта роль позднее станет проводником в фильм «Старик Хоттабыч». Да и в целом актёры подобраны удачно и играют великолепно.
Поражает и то, что декорации средневековой Бухары получились поразительно красивыми. Сейчас, когда доступен цветной вариант фильма, смотреть «Насреддина в Бухаре» стало ещё приятнее. Здорово, когда привычные фильмы начинают играть новыми красками!
8 из 10
28 мая 2023
Две книги Леонида Соловьева про то бедного и странствующего, то принимаемого при самых влиятельных дворах легендарного пройдоху и хитреца, «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный Принц», сейчас, видимо, незаслуженно забыты. А ведь по своим художественным достоинствам и искрометной ироничности они вполне могут стоять вровень с «Тилем Уленшпигелем» Шарля де Костера. Потому что у обоих героев миссии практически идентичные — являться своеобразными Робин Гудами, притом разя не материальным оружием, а метким словцом и остроумными иносказаниями. И вряд ли такое менее действенно, ведь стоит вспомнить известное изречение о том, что приравнивается к хранению опасного холодного оружия…
Разумеется, фильм, да еще при таком коротком хронометраже, не способен передать всю перчинку и накал «Возмутителя спокойствия», экранизацией которого он является, всю прихотливую вязь изысканных сюжетных построений, соперничающих в своей непостижимости и одновременно гармоничности с восточными арабесками. Урезана роль рябого шпиона, точно так же как и линия ростовщика, не совсем подробно раскрыты отношения героя с его четвероногим и мохнатым, симпатичным и няшным другом, и много что еще. Но несмотря на черно-белое исполнение, яркая, живописная, пульсирующая, неуемная стихия народной жизни иллюстрируется на диво. Со всеми ее узористыми коврами и затейливыми тюбетейками, нарядной архитектурой и уютными садами, простыми людьми, изнуренными и изможденными, но зато и праздновать умеющими вовсю, тупым эмиром, черствым ростовщиком, чопорным мудрецом, корыстными и хищными представителями знати.
Сочными тонами немечен характер каждого из участников действа. Хрестоматийная сцена про то, что «а там либо я умру, либо эмир, либо ишак» представляет такой насыщенный спектр переживаний на смуглых, зачастую потных лицах слушателей! Восторг, заинтригованность, растерянность, непринужденность. И изумительная догадка про незнакомца… На своем надежном ишаке едет тот странник и по городским улицам, и мнится, по изгибам человеческих душ. Сыпя язвительными подковырками и жгучими эпиграммами, роняя актуальные намеки и отточенные экивоки, пряча под халатами чрезмерной хвалы в адрес власть предержащих умную метафоричность, а искренность препоясывая кушаком саркастичной пародийности… но и романтичность тоже у него в репертуаре фигурирует.
Как-то в фильм сумела прокрасться даже пикантность. Ночные ухаживания за Гюльджан, гротескность сластолюбия и похоти эмира, особенно в той сцене, где девушка и её любимый двусмысленными фразами высмеивают властелина у того в собственном гареме. И если главный герой тут самая острая специя, то сама Гюльджан — пряность самая душистая.
Аромат экзотики, разумеется, только оттеняет тут нечто вневременное и ко всем странам применимое. Здешний плут и избавитель, как и Тиль, архетипический персонаж-трикстер, и в то же время крайне индивидуален, а истории и анекдоты о нем, разрозненные и нередко противоречащие друг другу, сплавились тут в крайне непосредственное и выдержанное повествование. Все вокруг одного имени, от него трепещут все, только одни от страха и гнева, исходя желчью, а другие — от желания скорее встретиться с ним и приветствовать. И имя его — Ходжа Насреддин.
15 февраля 2015
Ходжа Насреддин — образ народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Анекдоты о Ходжа Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер. Народная традиция создала и хранит своего героя — защитника справедливости, борющегося против социального зла оружием смеха. Л. В. Соловьев написал «Повесть о Ходже Насреддине» (ч. 1 — «Возмутитель спокойствия», 1940; ч. 2 — «Очарованный принц», 1954). По мотивам этого произведения поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960).
из БСЭ
Свой первый фильм Яков Александрович Протазанов (1881—1945) поставил еще до революции — в 1911 году. Картина называлась «Песня каторжанина». Протазанов стал одним из зачинателей советской кинематографии. Его фильмы «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др. оказали большое влияние на развитие советского кино.
«Насреддин в Бухаре» — последний фильм мастера. Фильм был снят в Узбекистане, в Ташкентской киностудии.
В 1940 году Протазанов снял исторический фильм «Салават Юлаев». В феврале 1941 года он вышел на экран, а в июне началась Вторая мировая война, перевернувшая все в жизни советских людей. Протазанов, как и многие другие деятели культуры из Москвы, Ленинграда и Киева переехал в Ташкент. Здесь ему поручили фильм «Насреддин в Бухаре». Старому мастеру предстояло создать образ узбекского народного героя.
Отлично понимая, как трудно с достаточной глубиной передать национальный колорит, Протазанов формирует группу и приглашает в нее режиссера Ташкентской студии Наби Ганиева (один из основателей узбекской кинематографии, первый узбекский кинорежиссёр, впоследствии снявший фильмы «Тахир и Зухра» и «Похождения Насреддина», занесённые в список ЮНЕСКО), композитора Мухтара Ашрафи (автор нынешнего гимна Республики Узбекистан), художника Варшама Еремяна.
Самое трудное в фильме — образ Насреддина. Он должен был быть близок и русскому и узбекскому зрителю. Протазанов долго не знал кому дать главную роль — Михаилу Жарову или Льву Свердлину. В конечном итоге его выбор остался на Свердлине, поскольку внешность Жарова была слишком русской. К тому же, Свердлин некоторое время жил в Ташкенте и преподавал в узбекской киностудии, так что он хорошо знал быт и нравы узбекского народа.
Свердлин сыграл гениально. Многие до сих пор считают его узбеком. А то, как он на ломаном узбекском языке кричал «Вай, жигарэм, жигарэм!» — это вообще что-то.
1943 году фильм вышел на экраны. По началу некоторые критики ругали Протазанова за то, что в годы кровавой войны он снял комедию. На что режиссер ответил: «Если мы все время будем думать только о войне, ничего от этого полезного нам ни будет. Человек не должен забывать смеяться».
За фильм «Насреддин в Бухаре» Протазанову присвоили звание заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. А сам фильм приобрел у нас статус культового, и до сих пор остается одним из любимейших.
14 июля 2008
Хвала Богу, что Яков Протазанов экранизировал потрясающую книгу Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия». И как экранизировал!-скажу я вам.
Экранизация ничуть не уступает первоисточнику…
Герой Лева Свердлина это ТОТ Ходжа, которого я представлял, читая книгу…
Если ваши дети, а тем более вы до сих пор не видели этой картины-то вы обязаны её посмотреть! Смех до упаду, колики от счастья в области живота гарантированы…
Рекомендую всем людям всех возрастов вне зависимости от наличия или отсутствия чувства юмора: если оно у вас есть, то вы его изрядно потешите, а если у вас нет чувства юмора, то после этой картины оно у вас обязательно появится!
10 из 10
14 июля 2008