Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Два бойца |
год: | 1943 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Луков |
сценаристы: | Евгений Габрилович, Лев Славин |
продюсер: | Борис Краковский |
видеооператор: | Александр Гинцбург |
композитор: | Никита Богословский |
художники: | Владимир Каплуновский, Эльза Рапопорт |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 октября 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
'Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!'
'Темная ночь' - Марк Бернес.
Необычная для периода сталинского кинематографа своей неимоверной искренностью и народностью лента о двух бойцах, показавшая нам истинный образ русского солдата, того, кто в реальности воевал, выживал, страдал, погибал и верил, тогда в те годы. Персонажи лишены всякого рода напыщенности по ним видно, что они отдают жизнь не за партию и не за Сталина, а за родной дом оставившими далеко за пределами фронта, за родных уже находящихся в оккупации или под ее угрозой, за родину, которую они могут потерять.
В данной картине довольно в отчетливо описан быт советского солдата начиная с фронтового юмора и заканчивая натюрмортом на столе у Таси в виде ломтика черного хлеба, трех чашечек чая и припрятанного на черный день горсти сахара.
Не случайно в одной из ключевых сцен с написанием писем сопровождается песней Марка Бернеса 'Темная Ночь'. Она словно молитва на устах каждого солдата находящая свое отражение в письме домой, выражающая тоску о самых близких его людях, о темной ночи разделивших отцов и детей, матерей и сыновей, жен и мужей.
Музыка в этом фильме играет душеспасительную роль, она помогает героям хоть на мгновение оказаться в том мире, где не было грохота артиллерийских орудий, бомбежек и вездесущей смерти.
10 из 10
8 декабря 2021
Поддержи. Не навреди. Спаси.
Что, как сделать хоть что-то, помочь чем-то, если 1943 год, а ты в эвакуации, а ты — всего лишь артист, писатель, режиссер, оператор, композитор? Что твоё лицедейство, что твои слова, что твой опыт расстановки людей в выдуманных сценах, когда ежедневно, ежечасно десятки, сотни, тысячи людей отдают свои единственные жизни в нескончаемой кровавой попытке защитить жизни других, судьбы других, будущее других… твоё будущее?
Что можно сказать идущим на смерть? Что за истину ты можешь им донести? Зачем им эта истина? О чем она может быть?
Говорить им ложь? Отводить им глаза? Пытаться погружать в сон, рассчитывая на то, что человек сможет пойти на смерть не просыпаясь, не понимая, не осознавая, — потому как так, вроде как, должно быть легче, проще, меньше страха, меньше колебаний, меньше страданий?
Кого и насколько может обмануть эта ложь? До первого выстрела, до первого боя, до первой смерти с хрипом, конвульсиями, развороченными внутренностями рядом? До первой похоронки, до первых голодных смертей близких?
Как и что сказать в 1943 тем, кто на фронте, тем, кто остался жив в тылу, кто только что освобожден из-под оккупации? Как и что сказать о 1941, о блокадном Ленинграде?
А сказать надо. Попытаться поддержать надо. Все силы что есть, всё умение что есть, всё отдать нужно. Иначе никак. Иначе зачем тебя спасли, отправив в Ташкент, иначе как ты будешь человеком, когда все люди вокруг борются из своих последних сил.
И твоя сила нужна. Нужно твое умение врачевать души, которое у тебя вроде как есть, ради которого в простые времена люди приходили к тебе на представления, смотрели твоё лицедейство на экранах, слушали твои слова и музыку день за днем…
Очень нужно быть не одному в страшном. Очень нужно, чтобы кто-то рядом, кто-то искренне повторил зачем, почему и для кого ты терпишь весь тот невозможный ужас, что выпал на твою долю; ради чего ты перешагиваешь через свой животный страх и идешь на смерть, бросаешь на бесчеловечные весы всемирной бойни свою единственную человеческую жизнь.
Очень нужно слышать человеческое слово, голос, видеть перед собой образ человеческого достоинства, чтобы не затоптало зло остатки добра и надежды в душе.
* * *
Условность искусства. Никогда оно не мешала быть ему сильнее, чем самое точное отражение в бездушном зеркале «того что есть». Потому как в этой «условности» отметается всё лишнее, оставляя смысл.
Намоленная икона, рассказанная притча, спетая песня.
Фильм «Два бойца». Театральность боя, игра слов разговоров, несколько штрихов стотысячасмертной блокады… Шаг в одну сторону и будет неподъемная тяжесть реальности смерти, шаг в другую и будет бутафория картонной пустоты дежурных ободряющих лозунгов. Фильм оказался таким, что обе ненужности даже не приходят на ум, когда смотришь его.
Фильм сморишь — и видишь Правду. Правду жизни, правду надежды. Человеческую правду, которая только и может победить бесчеловечное.
Спасающая сила песен Марка Бернеса, что были записаны с первого дубля, что были сочинены Никитой Богословским и Владимиром Агатовым всего за несколько часов; история, миллионами опознанная как своя, записанная Львом Славиным и Евгением Габриловичем; необоримая сила образа Бориса Андреева; гармония результата режиссуры Леонида Лукова…
Фильм, что помог победить. Победить и остаться людьми.
(09.05.2020)
18 июля 2020
Военная драма. Экранизация повести «Мои земляки» советского писателя, бывшего в годы Великой Отечественной военным корреспондентом, Льва Славина. Почему выбрал именно данную картину? Просто мне ее порекомендовали, да и к тому же она была снята в годы войны, хоть мне и попалась «восстановленная» версия середины шестидесятых. Оригинальную версию не удалось найти, если она вообще до сих пор существует (скажите «спасибо» за это товарищу Хрущеву). Ну ладно, не будем о грустном. Как вы меня знаете, я люблю и ценю старое кино, и прощаю ему недостатки только из уважения к создателям, ведь если бы не было этих картин, то мы никогда бы не увидели «В бой идут одни старики», Аты-баты, шли солдаты, «Горячий снег» и так далее. Поступлю так же и в этот раз. За техническую часть я расскажу в конце, а пока вот вам мое краткое мнение — баллада о героических защитниках Ленинграда. Остановлюсь на выразительных достоинствах данной картины.
Итак, вот они:
1. История — картина повествует нам о двух закадычных и совершенно непохожих по характеру бойцах, веселого одессита Аркадия Дзюбина и хмурого молчуна Сашу Свинцова, которые защищают Ленинград от немецких захватчиков в первый год тяжелой и страшной войны. Дружба их пройдет невероятные испытания, но мы верим, что все будет хорошо. Между героями чувствуется душевная теплота и искренность. Им веришь, за них переживаешь, за них радуешься. Сколько таких дружеских уз образовалось за время войны, и как точно это подметил один из героев картины! Ну и романтическая линия вплетена хорошо. Может на сегодняшний день, рассказанная история не произведет такого сильного впечатления, как в те годы, но она заслуживает просмотра, как минимум одного!
2. «Темная ночь» — песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым специально для данной картины, которую так чувственно исполняет боец Аркадий, которого играет Марк Бернес. Эту песню я слышал множество раз, ибо она весьма известна и популярна. Когда она прозвучала в картине, то время буквально остановилось, война ушла на второй план, ты не обращаешь внимание на бомбежки, разрывы снарядов — ты просто слушаешь эту песню. Марк Бернес родом из Одессы, он как будто поет ее всем одесситам, которые стонут под немецким сапогом. Еще шел сорок третий год, еще шла Курская битва, лишь в апреле сорок четвертого Одесса будет полностью освобождена, и горожане услышат эту песню!
Ну и песня «Шаланды, полные кефали…', написанная тем же композитором и поэтом так же мне запомнилась. Она как будто отражает дух Одессы: фривольный, дурманный, и такой притягательный!
3. Батальные сцены — картину снимала Ташкентская киностудия в сорок третьем году в тяжелых условиях, и при этом они смогли показать войну. Да, виден недостаток массовки, да, немцы порой ведут себя странно, но ощущение войны, громадное напряжение сил, сила воли русских солдат, желание победы — все это удалось показать в полной мере! Сейчас данные сцены никого не удивят, при нынешнем уровне технологий, но тогда они смотрелись если не идеально, но на очень высоком уровне. Заслуженный плюс, и еще за декорации, созданные явно на скорую руку.
4. Будни защитников Родины — батальные сцены занимают в данной картине большую, но не самую главную роль. Картина прежде всего повествует о дружбе и фронтовых буднях солдат. Минутка тишины — и один пишет письмо маме, другой — любимой девушке, третий — поет, четвертый — играет и так далее. На войне смерть может придти внезапно, поэтому каждая минутка отдыха — это великая радость для солдата. Эти будни показаны просто идеально. Здесь вот никак не получиться придраться. Просто браво!
Немного о главных героях:
1. Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса — веселый и неунывающий одессит, который своей харизмой и поведением приковывает всеобщее внимание и буквально крадет каждый кадр со своим участием. Согласен, порой перегибает палку, но ты все равно следишь за ним и сопереживаешь, ведь есть нечто волшебное в его манере и веселом характере. Без таких людей мир был бы слишком тусклым. Марк Бернес — это просто нечто! Великолепное исполнение, он не играл — он жил этим героем! Снимаю шляпу в знак восхищения!
2. Саша Свинцов в исполнении Бориса Андреева — «Саша с Уралмаша», молчаливый и хмурый друг Аркадия, который всегда прикроет спину. Принимает некоторые высказывания друга уж слишком близко к сердцу (как впрочем и я), что становиться причиной мелких ссор. Тем не менее вызывает живейший интерес. Борис Федорович воплотил образ героического русского солдата, который ради друга пойдет на самый отчаянный шаг, лишь бы вытащить того из беды. Именно такие люди и смогли победить огромного, грозного и хищного коричневого зверя, что напал на нашу Родину в июне сорок первого. Борису Федоровичу — искреннее браво!
В картине так же снялась Янина Жеймо — Золушка из одноименной картины сорок седьмого года.
Эта картина демонстрировалась в Соединенных Штатах в январе победного сорок пятого года, и имела оглушительный успех у зрителей.
Теперь за техническую часть: на удивление, и звук и картинка не сильно нуждаются в реставрации. Но вот издание в формате blu-ray точно необходимо. Это отличное военное русское кино, которое должны показывать в школах, оно этого заслуживает, ибо снято очень хорошо и грамотно. Да и в мире о данной картине знать однозначно стоит, а то память у некоторых оказалась слишком короткой!
Позвольте мне, в канун семидесятипятилетия победы в Великой Отечественной войне поздравить всех граждан России, стран бывшего Советского Союза и всех наших соотечественников, проживающих в других странах, но остающимися русскими в душе, с этим светлым и могучим праздником! Чтите историю, чтите своих предков, не повторяйте ошибок и стройте светлое будущее, дабы такой великой крови больше в мире никогда не было! С праздником!
В итоге имеем отличную военную драму про нерушимую фронтовую дружбу с отличной и душевной музыкой, отличными батальными сценами, великолепными актерскими работами и мощнейшим посылом!
10 из 10
4 июля 2020
После просмотра меня еще долго не отпускало чувство душевной теплоты и любви, я остался впечатлен тем, насколько искренним, простым и человечным оказались «Два бойца».
Персонажи и история поражают своей простотой и неподдельной добротой. Именно такой и должна быть дружба между двумя людьми. Персонажи естественные и человечные, и актеры их отыгрывают на высшем уровне. Во время просмотра переживаешь за них, за их дружбу, за их судьбу.
Фильм очень атмосферный: потрясающие запоминающиеся музыкальные вставки, правильно поставленные и умело, но в то же время просто, снятые сцены, живые герои и тревожная обстановка войны. Все это в целом делает фильм запоминающимся.
Часто хочется пересмотреть его, чтобы заново переживать за судьбы двух друзей и почувствовать то душевное тепло, которого так не хватало людям в военное время, и которое фильм смог донести в сердца каждого, кто участливо его посмотрел.
10 из 10
24 июня 2019
«Все гениальное просто» именно эта фраза характеризует киноленту. Минимализм батальных сцен дополняет музыка, психологизм персонажей витает в каждом кадре. К середине фильма хочется петь вместе с героями, смеяться вместе с героями и умереть за отечество вместе с ними.
При этом картина снята без какой либо пропаганды обыкновенные герои войны, взятые, словно с чьей-то военной фотографии. Помимо понятной зрителю мотивации героев и простой как три рубля истории вас ждет невероятная харизма Марка Бернеса. Его удивительный голос и энергетика наполняют картину жизнью. Марк Бернес удивительно похож в этой роли на Василия Шукшина в фильме «Они сражались за Родину».
В итоге получаем достойную военную ленту, снятую в годы войны для поддержания боевого духа воинов, не потерявшую актуальность до сих пор.
8 из 10
29 мая 2018
Когда ситуация кажется безвыходной и появляется такое чувство, что весь мир обернулся против тебя человеку необходима надежда. Нечто светлое, яркое и жизнеутверждающее. Нечто такое, что поможет вспомнить о самых ярких, самых счастливых моментах в жизни и не сломаться. А чем Вторая Мировая не то самое темное и мрачное время? Время что пыталось отобрать у людей все самое светлое что в них было? И это понимали все. Это понимали как высокопоставленные офицеры, так и солдаты сидящие в окопах и с любовью перечитывающие письма из дома. Это понимали девушки и женщины, что днями работали на заводах и фабриках, а вечерами возносили молитвы, которые сводились к тому — только бы любимый муж/сын/друг детства вернулся бы с войны живым и здоровым, только бы вернулся. И это понимали кинематографисты, которые решили снять военный фильм, но не столько о самой войне, а о дружбе, преданности и любви, что разворачивалась в это непростое время. О чувствах, чистых, честных и настоящих. И благодаря этому обстоятельству «Два бойца» стали притчей во языцех и заложили основы для многих военных фильмов, что будут сняты в будущем.
Секрет успехи? А он в героях истории. Простых русских парнях, которых можно было встретить в то время, да и сейчас, на улице, а быть может они проживали в вашем дворе, уважаемый зритель, или чем черт не шутит — были вашими лучшими друзьями? Вот к примеру, Саша Свинцов из Екатеринбурга или как его еще называют «Саша с Уралмаша». Простой русский парень, своего рода медведь — добрый, неразговорчивый и незатейливый. А потому, когда у Саши в бою закончились патроны он подхватил маузер фрицев и… а что с ним делать? Заморская же штука, которая не пойми как работаем! Хм, что же делать? О, идея! Надо использовать данное оружие по прямому назначению — как палку! Нет, ну а что? Пришло время доказать злобным фрицам, что старик Дарвин был прав и люди все-таки произошли от обезьяны! Эмм, как-то обидно это прозвучало, не говорите Саше, ладно? А то ведь он расстроится. И ведь после такого фортеля Саша не только не получил пулю, но и заставил немцев бежать, да так, что у тех аж пятки сверкали, за что был представлен к награде. Непоколебимый русский дух и смекалка, а? Но не смотря на всю свою смекалку, Саше очень трудно найти общий язык с противоположным полом, ведь он простой работящий парень и не знает, чем заинтересовать девушку помимо того, что у него доброе сердце и он никогда не даст в обиду слабого и беззащитного. Ну как такого героя не полюбить?
Или не полюбить лучшего друга Саши — Аркадия Дзюбина, что приехал из чудесного города Одессы. Города каштанов и куплетов. И Аркадий, как это и положено в подобного рода фильмах является полной противоположностью своего лучшего друга — он весельчак и белобол, способный разговорить даже камень и заставить улыбнутся тяжелобольного. Да, порой Аркадий не знает меры и перегибает палку, отчего ранит чувства близких ему людей, но делает он это не со зла, а чтобы люди не отчаивались и не придавались хандре, а продолжали жить дальше. Да и потом, даже совершив ошибку Аркадий стремится ее уладить и видя как его друг отчаянно, но безуспешно пытается заговорить с красивой девушкой, Дзюбин приходит ему на помощь, как и положено хорошем другу.
И вот ведь что характерно, несмотря на то что фильм то про войну, но воспринимается он скорее как сказка. Добрая и жизнеутверждающая сказка в которой зло пусть и многочисленно, но все же трусливо, а добро и дружба обязательно преодолеют все невзгоды и напасти, как же иначе то? Это кино, которое длится всего каких-то семьдесят пять минут, а те положительные впечатления и эмоции, что он вызывает остаются надолго. Что уж говорить о песнях звучащих в картине, которые впоследствии будут звучать в сердце, настолько они получились трогательные. Единственное что грустно, так это то, что «Два бойца» не часто показывают по телевизору, а потому фильм этот стал забываться из памяти людской, это грустно и несправедливо. А потому, коли вам, уважаемый зритель, посчастливится натолкнутся на данный фильм, я бы все же рекомендовал не проходить мимо, а глянуть это кино хотя бы одним глазком. Хорошее настроение и заряд позитива гарантируется.
8 из 10
5 мая 2015
1943 год. Разгар Великой Отечественной войны. Кто бы мог подумать, что в Советском Союзе в это время могут снимать фильмы?
Леонид Луков создал светлый, добрый фильм. Смотря такие фильмы абстрагируешься от действительности и переносишься в то время, в военную атмосферу. Одновременно ощущаешь весь драматизм ситуации, но и видишь светлое будущее. Оно уже не за горами!
Замечательные актеры (Марк Бернес, Борис Андреев, Вера Шершнева, Янина Жеймо) и потрясающие искренние песни («Темная ночь», «Шаладны полные кефали») сделали этот фильм, который давно разошелся на цитаты, действительно бессмертным.
Очень жаль, что мои ровесники не смотрят такие фильмы, а ведь именно на таких фильмах и в сердце держится память.
Я вам не скажу за всю Одессу,
Вся Одесса очень велика.
Но и Молдованка и Пересыпь
Обожают Костьку моряка!
9 мая 2011
Есть такой анекдот:
Сталин и Наполеон стоят на Красной Площади на Девятое мая и смотрят парад. Наполеон читает «Правду», а Сталин постоянно толкает его в бок: «Смотрите, вот если бы у вас были такие танки и пушки, вы бы точно выиграли битву при Ватерлоо». «Наполеон, отрываясь от газеты: «Да что там пушки, танки… вот если бы у меня были такие журналисты, никто бы не узнал, что я проиграл битву при Ватерлоо!»
Так вот, если бы у нас не было таких фильмов, победа стоила бы нам еще большей крови. Потому что только здесь, в 1943 году, когда победой даже еще не пахло, герои могут быть на все сто процентов уверены, что немецкие пули их не настигнут. Они балагурят, пишут письма домой, общаются с девушками и трогательно рассказывают о любви своим друзьям:
«Я никому не могу рассказать, как ее люблю. Я, знаешь, ее почти как тебя люблю!».
Все это так трогательно, наивно и смешно с точки зрения современного прогрессивного обывателя, что я не удивляюсь тому, сколь мало известен этот фильм сейчас.
Но все же есть в нем одна вещь, которая обеспечила ему бессмертие — песня «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса, которая и сейчас бьет в самое сердце:
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится.
И если бы не эта наивность и чистота, если бы не эти песни — мы могли бы проиграть свое Ватерлоо…
22 марта 2011