| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дневник Гуадалканала |
| английское название: |
Guadalcanal Diary |
| год: | 1943 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «The Victory picture of the year !» |
| режиссер: | Льюис Сейлер |
| сценаристы: | Ламар Тротти, Джером Кэди, Richard Tregaskis |
| продюсеры: | Брайан Фой, Айслин Остер |
| видеооператор: | Чарльз Дж. Кларк |
| композитор: | Дэвид Баттолф |
| художники: | Джеймс Басеви, Лелэнд Фуллер, Томас Литтл |
| монтаж: | Фред Аллен |
| жанры: | боевик, драма, военный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 октября 1943 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
Тот случай, когда заведомо пропагандистский фильм, снятый в самый разгар войны, оказывается выдержанным и тактичным. И никакого героического надрыва, которым славились американские ленты тех лет. Не будет и визуальных изысков, эпатажа. Тут Вам не 'Тонкая красная линия', которая была снята уже в 80-х по сути повторяя историю битвы на Гуадалканал делая ее настоящим эстетским зрелищем. А вот 'Дневник Гуадалканала' - скромный камерный фильм. Но тут будет много сражений. Авторов даже не смутит наличие общих планов. Зритель получил масштаб и ретроспекцию, но это не сделало ленту громоздкой в финансовом отношении - все дело в логичности и продуманности каждой сцены.
В этом фильме нет особого сюжета. Нам просто показывают нескольких военных, которые высадились на острове Гуадалканал архипелага Соломоновых островов. Мы узнаем об этих парнях лишь обрывки, видим их эмоции и поведение в трудной ситуации. Создатели ленты гениальным образом умудряются совместить почти документальный стиль повествования с обнажением самых резких деталей. Например, гиперреалистичным оказывается появление у солдат собаки. Маленький веселый пес оживляет картину и выглядит очень правдиво. Правдивой выглядит и попытка дотянуться до самурайского меча не доводящая ни до чего хорошего американского военного. Ну и конечно письма... Вот думают все о том, что этот молодой паренек пишет своей девушке. Но он пытается делиться переживаниями со своей мамой. Однако подобрать слова он так и не может. А потом будут и пробитая насквозь каска, и полное уничтожение разведывательного отряда, и смелое бегство персонажа Энтони Куинна...
Напомню, что за год до выхода ленты на Гуадалканале началось сражение. К моменту выхода фильма на экраны оно уже завершилось. Но создатели фильма проявили такт и уважение ко всему происходящему. Быть может ленте и не хватает зрелищности. Но... Когда солдаты высаживаются на песок Гуадалканала или лежа на том же песке отстреливаются от атак не остается никаких сомнений в том, что все происходящее так и было. Ну и конечно следует отметить и сцены коллективной молитвы солдат под обстрелом.
7 из 10
10 января 2025
Фильм хорошо предал атмосферу самой войны. Вся первая его часть наполнена героическим пафосом в истинном американском духе и показывает настроение тех молодых американцев, которые рвались в бой, уже ощущая себя его победителями. Однако целый ряд неудач, вызванных в том числе и ошибкой командования из-за спешки в наступлении, показал реальное положение вещей на Тихоокеанском фронте в 1942 году. Фильм по своей сути документально-постановочный и в хроникальном виде передаёт все основные этапы сражения битвы за Гуадалканал. Поражает та быстрота, с которой кинолента вышла в свет. Битва за Гуадалканал, носившая также кодовое название Операция Уотчтауэр, проходила с 7 августа 1942 по 9 февраля 1943 года на Тихоокеанском театре военных действий как на земле, в воздухе, так и на воде и под водой между силами Союзников и Японии. А уже осенью 1943 года вышел «Дневник Гуадалканала». При этом в фильме хорошо передана как атмосфера войны, так и детально реконструированы сами битвы. Многие из кадров — реальная хроника Гуадалканальской компании. Это говорит о том, что фильм носил, конечно, в первую очередь прапагандистский характер. Не забываем, что в 1943 г. — момент выхода киноленты — война находилась ещё в самом разгаре.
Всё же фильм не обошёлся и без недочётов — помимо его пафосности, я бы отметил и однобокость картины. Это чистый взгляд с американской стороны, хотя японцы и показаны героическими бойцами, стойко защищавшими свои позиции (часто они сами приковывали себя к пулемётам, дабы избежать отступления).
Итог: неплохая военная картина, сравнимая со «Спасением рядового Райана», которая, впрочем, не запоминается, но и даёт детальное представление о переломном событии в боевых действиях на Тихом океане, каковым стала битва за Гуадалканал.
7 из 10
5 ноября 2012