Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вперед, путешественник |
английское название: |
Now, Voyager |
год: | 1942 |
страна: |
США
|
слоган: | «Today Her Greatest! For a woman there's always an excuse . . .» |
режиссер: | Ирвинг Раппер |
сценаристы: | Кэйси Робинсон, Олив Хиггинс Прути, Paul Lugenbuhl |
продюсер: | Хэл Б. Уоллис |
видеооператор: | Сол Полито |
композитор: | Макс Штайнер |
художники: | Роберт М. Хаас, Орри-Келли, Фред М. Маклин |
монтаж: | Уоррен Лоу |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 октября 1942 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Однако же, золотые голливудские годы умеют удивлять, щеголяя романтическими мелодрамами с погружением в тему психологических конфронтаций. Да ещё рождая духовную камерную атмосферу, в которой хочется не стать кем-то, а начать всё заново.
У каждой ленты есть свой режиссёр, однако, стоит заметь, что имя режиссёра здесь скажет меньше всего — Ирвинг Раппер к ведущим деятелям не относился, сверхпопулярных фильмов не получал и трудился в той мере, в которой он умеет. Безусловно, в части исторической, фильм, что и до сих пор задействовано в кинопроизводстве, заточен под одну актрису. Здесь продолжается работа над выведением личностей в статус звёзд, и Бетт Дэвис, одна из самых ярких представителей актёрской профессии, способная на разыгрывание разносторонних трагедий и переживаний, абсолютно заслужено впоследствии была номинирована на премию киноакадемии, идеально окружив себя поначалу отчаявшимися фрустрациями, а затем бархатными и нежными мазками разрисовав вокруг себя мир любви и романтики.
Тема доминирования одним человеком над другим, в данном случае, родителя над ребёнком, а именно матери над дочерью, безусловно, является ключевой в данной киноленте, при этом вызывая дополнительный сюжет, который и раскрывает в полной мере принадлежность к любовному повествованию и завершает хронометраж таким типичным, но таким приятным голливудским финалом.
На 1942 год перед деятелями культуры открывались бесчисленные поля возможностей, для роста, глубины произведений и огромного количества неиспользованных сюжетов (хоть технологии развиваются и стремительно — прописных истин становится несоизмеримо меньше), вследствие чего «Путешественник» стал неким символом для двух категории героинь: властной хозяйки, проповедующей тиранию и психологическое давление на близкого человека, и девушки, которая в уже зрелом возрасте умудряется изменить свой характер, перейдя из объекта насмешек в хозяйку положения. В дальнейшем, использование данных персонажей вошло в широкий обиход — невзрачные девушки, подобно Бетт Дэвис расцветали, что стало одной из ключевых позиций общества в принципе (не стоит считать данную ленту катализатором — это лишь экземпляр из списка общих настроений, и в целом, она просто идеально охарактеризовала направление данных героинь); достаточно лишь включить современную комедийную мелодраму, где «каждая дурнушка обязана почувствовать себя человеком»; старшее поколение, изводившее своих отпрысков, широко было использовано хотя бы у того же Хичкока в его классических кинолентах, причём создано оно было больше по образу и подобию.
Что же касается идеологической составляющей — во время перетряхиваемой Европой войной, штаты сосредоточились на внутреннем состоянии человека, поиске причины в его детстве, его жизни. К сожалению, данная лента имеет свою актуальность и в текущий промежуток времени, даже в мире сверхсильном и сверхсамостоятельном. Личность и роль родителей в становление ребёнка — это самый важный процесс, при нарушении которого планета получает ещё одну холостую жизнь, поэтому сделать то, что удалось сделать героине — задача почти не подвластная людям, которые привыкли мгновенно уступать своим страхам.
Безумным является факт того, что родители проявляют безнаказанный, бессознательный эгоизм, не понимая процессов, которые с ними происходят, извлекая личную выгоду из всего, что имеется в их окружении, которые помыкают ребёнком и которые считают его своей личной вещью, у которой есть собственный график, по которому она примеряется.
Кому достанется лечащий врач, который будет сопереживать, кому достанется клиника, кому достанется личный трап для путешествия, и кто сумеет в этом путешествии влюбиться, пусть и не в свободного человека — это схема романтична, однако призраки реальности заставляют о ней только мечтать.
Что и во многом делает из персонифицированной драмы мечтательный взгляд в будущее.
20 марта 2017
«Мне говорили, когда ты родилась, что наградой за позднего ребенка мне будет спокойная старость. Особенно, учитывая что родилась девочка» цитата из фильма
С каждым поколением стандарты отношения к детям становятся все более мягкими и требовательными по отношению к родителям. Очевидно, что в начале века они были гораздо более жесткими, чем сейчас.
Режиссер Ирвинг Раппер взялся за весьма интересную тему: взаимоотношений повзрослевшей девушки и властной матери. Прошедшая серьезный курс лечения, «забитая» властной матерью женщина опять возвращается в свой дом. Мать шантажирует, что лишить ее наследства и ей приходиться шаг за шагом бороться за независимость.
Тема властной матери раскрыта в этом фильме на 100 процентов. Уверен, что Хичкок не раз посмотрел эту картину, когда вдохновлялся перед съемками «Птиц», «Психо» и «Марни». Тем более, что его властные матери в этих фильмах уж очень сильно походят на Глэдис Купер, сыгравшей в «Путешественнике» главную роль. Уверен, что вдохновлялся этим фильмом и Педро Альмодовар (помните посвящение Бэтт Дэвис в фильме «Все о моей матери»), и многие другие режиссеры.
Бэтт Дэвис в этом фильме показала многим женщинам пример того, что женщина должна бороться за право быть женщиной, в том числе и со своими родителями. В те годы, в самом разгаре была война. Уверен, что героиня Дэвис вдохновила многих. На первый взгляд в ее роли не было ничего особенного, но в то же время, у нее присутствовала незабываемая легкость. Так что, номинация на Оскар была вполне заслуженна.
Картина поднимает очень важную психологическую проблему — женщина, закомплексованная своими родителями. Однако, сама тема раскрывается весьма одномерно. Героиня представляется мне «удивленным от наличия возможностей путешественником, который только начинает путешествие по жизни и преодолению своих комплексов». Поднимаемые в картине проблемы, никак не могли безболезненно пройти для героини — зависимости, хронические болезни и прочие проблемы, просто не могли ее миновать. Однако, режиссер лишь намекнул на их наличие в начале фильма (до лечения). Это, на мой взгляд, слишком упростило картину.
В итоге: этот фильм посвящен рассказу о том, как построить личную жизнь женщине, которая постоянно находится под давлением властной мамы.
6 из 10
26 февраля 2013
Имя режиссера Ирвинга Раппера не встретишь часто, просматривая всевозможные списки или авторские сборники рецензий. Сняв несколько картин с Бэтт Дэвис, только благодаря одной его имя все же пробивается уверенным ростком среди рощ Кьюкор, Капра, Любич, Хоукс, Престон Стерджес — алхимиков Голливуда 30—40-х. А смотря ее, становится даже страшно — она настолько идеальна, что способна отпугнуть. Начало фильма отточено до мелочей. Нас приглашают в достопочтенное семейство Уэйл, в старинный дом, где бег нового времени не ощущается ни на секунду, приглаженный твердой рукой диктаторши маман. И, как контраст, забавна сцена приезда психиатра в это заколдованное царство, который оповещает о своем прибытии неуместным, вносящим разлад в размеренное течение жизни в этом доме, стуком курительной трубки о краешек вазы. Его приезд не случайность. Все дело в том, что единственная дочь миссис Уэйл, нежеланное дитя, «дитя моей старости» губит свои нервы, свою жизнь, находясь полностью в ее власти. Загнанная в угол, Шарлотта Уэйл, не знает другого способа для выхода своего протеста, как только впадать в истерики, курить и красить губы в тихую. До добра такое не доводит, доктор подоспеет вовремя. Шарлотта отправляется в санаторий на лечение, а оттуда — прямиком в путешествие, отрабатывать на практике технику общения с незнакомыми людьми.
Слово, не дающее мне покоя, — идеал(-ьный) не совсем то, что подходит под описание этого фильма. Кажется, что Раппер собрал все силы, все мастерство и все свои возможности в «Путешественнике». Это такая отдушина. Гармоничная. Наполненная множеством оттенков, мелочей, как на визуальном, так и на психологическом уровнях. Наверное, в этом вся загвоздка, не у многих режиссеров эти два элемента достигают полноценно раскрытых вершин. «Вперед, путешественник» покоряет своей высотой. Будь то перевоплощение Бэтт Дэвис из «толстой, с широкими бровями старой девы» в привлекательную своей непосредственностью мисс. Несколькими годами ранее Бэтт уже умело разыгрывала подобные трансформации в мелодраме Эдмунда Гулдинга «Старая дева», только наоборот, от красотки в стареющую мигрень. Но перевоплощение, это не только переодевание и нанесение грима. Это движения, мимика, игра. Дух захватывает, когда зрителю впервые показывают преобразившуюся Шарлотту. Шляпа прикрывает ее лицо, в движениях еще чувствуется неуверенность, волнение, но и жаркое желание чего-то нового. Подобные перевоплощения будут населять кинематограф все гуще и гуще, и все худшего качества будут они, довольствуясь одними внешними махинациями.
Вот и место, где Шарлотта распрощалась со своей невинностью и старой жизнью, выбрано не случайно. Манящая Бразилия, как воспоминание о случившейся любви, призвана быть его хранительницей. Возвращение Шарлотты домой — начало совершенно другого фильма. Путешествие выбрано как полюс, а от него в разные края простираются психологические портреты. В первой половине фильма воля Шарлотты находится под каблуком матери. Знаменитая сцена, когда зрителю показывают одни руки героини Дэвис, которая тушит окурки в блюдце, и прячет его в стол, полностью скопирована в телесериале «Бангкок Хилтон». Как и сама тема нежеланного ребенка для матери. Подобные копии только придают оригиналу вес в моих глазах.
Вторая половина «Путешественника» не сбавляет напряжения. Режиссер часто обращает внимание на руки своих героинь. Когда мать пытается оказать давление на вернувшуюся Шарлотту, и каждый раз получает сдержанный отпор, оператор останавливается на одной точке, взяв в кадр затылок актрисы и руку, облокотившуюся на деревянную колонну кровати, и мерное постукивание пальцами характеризует ход ее мыслей, так-так-так, обдумывающую план нападения, и в этом застывшем спокойном виде ощущается такая буря несогласия, злобы и раздражения, и в то же время старческой уверенности в своих силах, что невольно начинаешь беспокоиться за психическое состояние бедняжки Шарлотты.
«Вперед, путешественник» фильм, в котором Бэтт Дэвис не расслабляется ни на минуту. Психологические атаки так и сыплются на нее. Возможность замужества не самая яркая перспектива для развязывания этого клубка змей. Фильм идет дальше. Встреча с маленькой Тиной, таким же нежеланным ребенком, позволяет Шарлотте взглянуть на себя со стороны, основательно врасти в новую почву, жить этой силой и подпитывать ею кого-то другого. Этим поворотом в сюжете Раппер и его соавторы выпускают Шарлотту на волю, а не закрывают в другом, не многим отличающимся от прошлого, мирке. В очередной раз подтверждая оригинальность «Путешественника» и свежесть, которую чувствуешь и сейчас.
7 декабря 2011
Для меня это второй фильм с участием Бетт Дэвис. Но я уже могу с уверенностью сказать, что навсегда определила её для себя, как великолепную, потрясающе-талантливую, наполненную какой-то невероятной энергетикой, актрису. Её глаза живут, они или пылают или затуманиваются… но всегда отзываются на события.
Это не холодная отчуждённость Греты Гарбо, не истеричная красота Вивьен Ли, это невероятная сила женщины, сделавшей саму себя. Такой красотой, как Бетт Девис, может быть красива только объективно некрасивая женщина, но крайне…умная. Не раз за фильм я вспоминала «Осеннюю сонату» Бергмана. Конечно, эти два фильма сравнивать нельзя, они лежат в разных плоскостях, но я не могу не проводить аналогии между затрагиваемыми в этих двух лентах, ситуациями. И в том и в другом фильме, главной причиной ущербного развития личности дочери представлены её отношения с матерью. Я не верю ни в какие «комплексы Электры», да простит мне Фрейд, но, тем не менее, не могу не признать, что корни упомянутого конфликта все же глубже, нежели привычные проблемы «отцов и детей». Я решила поразмыслить над этим, думаю, обсужу это со своей мудрой мамой.
Ну и в завершении, не могу не отметить рефрен, который из раза в раз до глубины души трогал меня… эта забавная манера Джерри прикуривать сигарету для Шарлотты. Это так мило, хотя и слегка отдаёт НЛП.
18 мая 2011
The untold want by life and land ne’er granted,
Now voyager sail thou forth to seek and find.
«The Untold Want» Walt Whitman/Уолт Уитмен
Отличный фильм. Благородный, сентиментальный. Одновременно театральный и кинематографический. Но от этого вскоре отвлекаешься, втягиваясь в увлекательный мир кино. Вкусный фильм.
Заслугой автора романа, лежащего в основе сценария, и сценариста, в списке работ которого лучший фильм в истории «Касабланка», являются замечательные диалоги и сюжет. Фильм можно, наслаждаясь, просто слушать или растаскивать на цитаты, при условии хорошего дубляжа.
«Я не верю в научные термины. Пусть ими пользуются факиры и писатели», говорит доктор героине при знакомстве. Знакомимся и мы. Очень некрасивая, жутко нервная старая дева, тетушка Шарлотта. Она выплескивает на доктора историю своего короткого романа с офицером на морском судне, который уверял ее:
«Во всей Африке нет таких, как ты». А она, не веря своему счастью, отвечала:
«Мужчины не любят скромниц».
Роман и с ним счастье и свобода разбиваются о бетон материнской тирании. «Поздние дети несут на себе печать», с недовольством изрекает эта сама себе царица.
Героиня отправляется в путешествие, напутствуемая двустишием Уолта Уитмена из уст доктора: «… Вперед, путешественник, кто ищет, тот найдет», учась быть красивой и уверенной в себе. Постоянным ее спутником становится женатый мужчина, едущий без семьи. Она выдает ему свою историю. «Старые девы идеально подходят, чтобы выбирать подарки для юных девушек», помогает она ему в покупках. Он дарит в ответ ей флакон духов и хвалит ее блестящий наряд: «Ваши крылья взяты напрокат, но они всё же вам очень идут.»
Золотой век Голливуда. Когда героиня заплакала, заплакал и я.
Спасибо создателям фильма за моменты, когда чувствуешь, что вместе с героиней живешь.
Героиня курит. Это многократно обыгрывается, поэтому в кадре дым стоит столбом, иногда при просмотре впечатление, что глаза сейчас у меня, зрителя, заслезятся.
В конце фильма героиня находит себе alter ego — девочку Тину, в которой узнает себя, и о которой заботится. Девочка эта милая и очень похожа на Анну Цуканову, молодую актрису, известную по недавнему фильму «Дом Солнца», где исполнила роль бабы Беды, подпольного радио ди-джея в пионерском галстуке, и сыгравшую Мотю в телефильме «Курсанты» Петра Тодоровского.
Актриса, исполнившая главную роль — Бетт Дэвис, красивее многих женщин, но не красавица совсем, хоть и выглядит шикарно, когда героиня ее в расцвете, нарядна и уверена в себе. И подтверждает свою же реплику о существовании другой красоты, не «внешней».
10 из 10
26 мая 2010
Будучи поздним ребенком, Шарлотта Веил была чрезмерно опекаемой властной матерью. Прошли годы, и Шарлотта стала замкнутой, нервной и непривлекательной «старой девой», несмотря на молодость. Но благодаря нескольким неделям проведенным в санатории «Каскад» и заботливой опеке доктора Жакуита Шарлотте стало значительно лучше. и что бы закрепить лечение она отправилась в круиз. Случайная встреча с Джерри Даренсом изменила всю жизнь Шарлотты. Она расцвела и влюбилась. Но вот смогут ли они быть вместе? У Джерри супруга и куча проблем с младшей дочерью, а Шарлотту ждет возвращение домой к строгой матери, которая никак не желает понять, что Шарлотта уже не маленькая девочка.
Почти идеальная история любви, людей которые по многим причинам не могут быть вместе, но хотят счастья. История о любви и самопожертвовании. Сможет ли любовь преодолеть все трудности, которые приготовила судьба. Фильм несет четкую мораль, что не надо отчаиваться, а идти только вперед. Зачем ограничиваться Луной, когда есть столько звезд.
Фильмы с Бетт Девис потрясающие в первую очередь благодаря тому, что она даже из самой простой роли делала неповторимый образ. Она великолепно показала превращение из очкастой и некрасивой девушки в великосветскую львицу с шармом. Стоит признать, что Девис не являлась красавицей, но могла очаровывать. Специфические внешние данные и ее бездонные глаза просто магически действуют. К тому же между ней и героем сыгранным Полом Хенрейдом (тот самый муж Ингрид Бергман из «Касабланки») действительно происходит «химия» и их героям сочувствуешь и переживаешь.
Не зря фильм удостоился места в сотне лучших американских романтических фильмов по версии американского киноинститута. А в дополнение к регалиям стоит отметить, полученную премию «Оскар» за музыку и две номинации, одна из которых досталась Бетт Девис за исполнение главной женской роли (это была уже 7 ее номинация, при том, что из них 2 статуэтки она выиграла), а вторая Глэдис Купер за исполнение матери Шарлотты, как лучшей актрисе второго плана.
9 из 10
3 июля 2009