Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Почтмейстер |
английское название: |
Der Postmeister |
год: | 1940 |
страны: |
Германия,
Австрия
|
режиссер: | Густав Ушицки |
сценаристы: | Герхард Менцель, Александр Пушкин |
продюсеры: | Карл Хартль, Эрих фон Нойссер |
видеооператор: | Ханс Шнеебергер |
композитор: | Вилли Шмидт-Гентнер |
художники: | Курт Херлт, Вернер Шлихтинг, Альфред Кунц |
монтаж: | Рудольф Шаад |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
24 апреля 1940 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 32 мин |
На эту картину можно смотреть сквозь призму двух аспектов: исторического и художественного. Удивительно, но оценки будут кардинально разными.
В историческом аспекте, картина вполне возможно является политическим заказом, который был реализован во исполнение пакта Молотова-Риббентроппа. Фильм в весьма позитивном ключе показывал русскую культуру и национальный колорит.
Дополнительные нюансы только подтверждают заказной характер картины — фильм получил главный приз (Кубок Муссолини) на Венецианском фестивале, а в Германии он был снят с проката сразу же после начала войны с Россией.
Впрочем, картина получилась настолько классной, что она ввела моду на Александра Пушкина. Через два года по заказу Муссолини Ренато Кастеллани экранизует «Выстрел» (в 42 году ни о какой дружбе с СССР уже думать не приходилось). Кстати, свою интерпретацию через несколько лет снимет арт-хаусный финский режиссер Теуво Тулио — в 46-м выйдет его «Крест судбы», а в 70-х — «Сенсуэлла».
Соответственно, если к картине относиться исключительно как к «орудию пропаганды», то она совсем не заслуживает внимания. Учитывая же мое отрицательное отношение к действиям Германии в годы выхода фильма, то фильм скорее всего остался бы без внимания.
Но, тем не менее, я решил найти в этой картине художественную составляющую. По правде сказать, относясь к фильму с заведомым предубеждением, я был очень удивлен не найдя в картине пропагандистских намеков. Более того, в фильме было множество художественных достоинств.
Поэтому, не вдаваясь в исторические аспекты, я решил оценивать фильм именно по его художественным достоинствам.
«Почтмейстер» — это весьма вольная экранизация «Станционного смотрителя» Александра Пушкина. Если в оригинальном сюжете жертвой романа между красавицей Дуней и офицером оказывается позабытый отец Дуни, то в немецкой версии разрабатывается несколько иная версия событий. Дуня старается наладить личную жизнь в Петербурге, а простоватый и любящий отец приезжает со скандалом поверив слухам на ее счет. Чтобы успокоить потерявшего разум отца, героиня вынуждена инсценировать брак с нелюбимым ей мужчиной, а также отречься и сильно оскорбить любимого человека.
Таким образом, получилась весьма двусмысленная, противоречивая и серьезная драма — весьма и весьма профессионально проработанная интерпретация Пушкина. Режиссура безукоризненно точна, наполнена психологизмом и эмоциональностью. Сцены, связанные с русским бытом производят самое благоприятное впечатление — чего стоит искрометный танец женщины в салоне. В запале эмоций она раздевается топлесс — для 40 года, это был весьма смелый ход.
Самое благоприятное впечатление оставляют и актеры. Исполнивший роль отца Генрих Георге, похожий по своей фактуре на Орсона Уэллс, вполне походит на представителя русской глубинки. У актера была сложная роль, но он с ней справился легко и непринужденно. Ни одного неправильно расставленного акцента, не разу не сбился на самолюбование и переигрывание.
Исполнившая роль Дуни Хильде Краль действительно похожа на славянку. Парадоксально, но Хильде также весьма точна в своей игре. Тоже самое можно сказать и о других актерах.
Такая вот парадоксальная ситуация: с одной стороны — фильм был снят при более чем зловещих обстоятельствах, но в аспекте художественном — получилась замечательная во всех отношениях интерпретация Пушкина. Не зная в полной мере всех аспектов, я склонен в данном случае художественную составляющую.
В итоге: психологически насыщенная интерпретация «Станционного смотрителя» Пушкина. Картина вполне заслуженна выиграла Венецианский фестиваль.
9 из 10
1 апреля 2013