Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Выборгская сторона |
год: | 1938 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
сценаристы: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
продюсер: | Михаил Шостак |
видеооператоры: | Георгий Филатов, Андрей Москвин |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художники: | Вадим Власов, Василий Власов |
монтаж: | Владимир Сухобоков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1939 г. |
на DVD: | 26 мая 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
…
Сторона.
Превратить империалистическую войну в гражданскую.
Страшный лозунг. Страшный план. Страшный для мира. Но если не мир? Если уже даже не страх? Если — ужас? Если миллионы садистки умертвляются каждый день из года в год? Если на этом умертвии наживаются самые мерзкие, а самые лучшие разрываются на куски, травятся, мешаются с грязью, а если и возвращаются — то обрубками — обрубками тела — с обрубками души…
И без всякой надежды. Потому что если даже просто прекратить бойню — потом будет только пустота. Потом была только пустота. Передышка перед новой бойней…
Поднять граждан на граждан. Ради большинства. Гигантского большинства. Подавляющего большинства. Ради самых искренних. Самые искренние и встанут. Поднимутся и вырвут власть из тысячелетий «порядка» угнетения, из тысячелетий «порядка» уничтожения человеческого у большинства, из «порядка» уничтожения человеческого у тысячелетия подавляемого большинства человечества…
Что может быть неподъемнее, чем выстроить новый, невиданный уклад жизни. Вырасти миллиарды отношений между миллионами людей. Вопреки всему. Когда жизнь у подавляющего большинства висит на волоске. Когда совместное бытие истончилось до тонкой кожицы памяти о человечности. Когда падальщики не прекращают рвать всё себе, набивая собственное нутро, убивая последнее остатки надежды…
Что может спасти? Что может быть той силой, которая сделает невозможное?
Мечта!
Мечта и вера. Вера в себя, в товарищей. Вера в человека.
И любовь. Любовь к человеку.
* * *
Где эмоциональная вершина этой невероятной, в своей правдивости высшей правдой, трилогии о рождении советской власти?
Она в, формально «одной из», истории об оправдании горемычной подстрекательницы погромов винных погребов.
За лохмотьями героини явлены другие лохмотья — явлены одежды правды Евангелий — правды обетования — правды, что возвестила о Спасении и что поддерживает из столетия в столетие человечность в этом мире.
Чернота отчаяния. Чернота жизни без надежды. Без поддержки. В парализующем холоде одиночества ежедневного выживания и попыток спасти себя и детей. Без надежды… не проходящая усталость… Без понимания. В окружении таких же. И в окружении сытых волков, которые питаются людьми.
Редкие всполохи ненависти и желания мести… Все пропало. Нет ничего впереди. Жизнь ушла в черноту, только-только начавшись… Жизнь живьем закопанным в сырости могилы навсегда чужого угла в навсегда чужом городе и как оказалось чужих-чужих людей.
И вдруг спасение. Вдруг — прощение от вроде как врагов. Прощение суда, который судил не по уже давно-давно выцветшей «совести» и не по уже давно-давно людоедским «законам»…, который судил не ясно как и почему…
И вдруг — осознание. Суд судил — любовью. На весах любви. На весах человечности. На весах мечты о новой небывалой прежде жизни — мечты о счастье всех обездоленных. На весах мечты, что двигала всеми, кто отдал свои жизни без остатка и до конца в этой непонятной прежде Революции…
Слезы омывают душу надеждой, что случившееся чудо изменит всё, что так как случилось теперь будет всегда и со всеми, что прежняя чернота уйдет и больше не вернется. Слезы узревшие Спасение…
Слезы молодой матери, что стала раньше срока старухой и уже стояла одной ногой в смерти, в окончательном ничто — слезы персонажа фильма и слезы зрителей, что помнят ту надежду Октября, и что жили надеждой в 1938 году, что всё-всё плохое будет окончено. Жили верой в Будущее.
Жили верой. И прожили свою жизнь. И развернули человечность над планетой и над нами.
Нам же надо искать всё заново. И слезы на наших глазах — слезы понимания. Понимания тех, кто жил и понимания, что то что так отчетливо явленно нам в чуде Спасения — так и должно быть.
19 марта 2021
Выборгская сторона — это оплот революционного движения в Петербурге/Петрограде. Рабочие заводов, что находились на Выборгской стороне — одной из частей Северной столицы, — активно принимали участие в революциях 1905 — 1907 и 1917 гг.
Третья часть трилогии о Максиме с места в карьер начинается тем, что большевики врываются в Зимний дворец, Максим делает предупредительные выстрелы. Звучит знаменитая речь Ленина:
- Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!
Ну и коль уж Ленин не так часто будет появляться в этом фильме, то уместно сообщить, что роль вождя исполнил Максим Штраух.
После низложения Временного правительства и ареста министров, Максим по распоряжению Свердлова становится комиссаром Государственного банка. И поначалу эта должность ему претит. Но, как говориться: если партия сказала, — дело обеспечено!
И пока большевики ведут упорную борьбу с меньшевиками на верхах, Максим сотоварищи подавляет саботажников. Не секрет, что одно дело взять власть, и совсем другое — эту власть удержать! На сцену выходит знакомый нам по второй части бывший начальник, который в «Возвращении Максима» знал о заказе, а ныне — анархист и погромщик Платон Дымба.
«Выборгская сторона», по моему мнению, является самым интересным фильмом в трилогии!.. Тут и личная драма солдатки Козловой, и суд над бандитами, и отношения между Максимом и Наташей. Причём, отрадно, что это показано не приторно сладко, как нынче водиться в кинематографе, а житейско-бытовым способом.
Как я определил, что это лучший фильм в серии? Ну, главным образом так, что было грустно от понимания, что я расстаюсь с этими героями навсегда! За три фильма я их так полюбил что они словно мои друзья. Но дело сделано. Революция прошла успешно. Причём как для героев трилогии, так и для нашей истории.
Но общая история (та, которая уже выходит за рамки этих трёх картин) — это уже совсем другая история…
До свидания, Максим! Даст Бог, свидимся!..
10 из 10
27 апреля 2019
1918 -ый. В России произошла Февральская Революция, царь отрёкся от престола а вся власть перешла к Временному Правительству, которое расшатывали меньшевики, эсеры и анархисты. Немцы рвутся к Петрограду, солдаты устраивают митинги за мир, а большевики постепенно принимают управление страной на себя. Максим, к тому времени уже вернувшийся с фронта по приказу партии становится комиссаром и принимает на себя управление центрального банка…
« -Меня партия для того на это место и поставила, чтобы всю скопившуюся за пятьсот лет на Руси ругань на себя принимать!» (с)
После всесоюзного признания биографической картины о вымышленном рабочем пареньке из Петербурга, становящимся со временем профессиональным революционером — «Юность Максима» (в прокате 1934 — ого, уступил только «Чапаеву» и «Весёлым Ребятам»), вышедшее спустя 3 года продолжение — «Возвращение Максима» так же восторженно принимается зрителем, становясь безоговорочным лидером кинопроката 1937 -ого года. Фильм второй по сути не являлся законченным финалом саги про молодого революционера, поэтому кончался с намёком на возможное продолжение. И оно было снято уже к концу следующего года, однако на экранах страны появилось только в начале 1939-ого. В некотором роде, «Выборгская Сторона» (такое название получила финальная часть трилогии) так же не являлся завершением, да и вновь отправляющийся сражаться с прорвавшими линию фронта немцами, герой говорил обращаясь к зрителям: «- До свидания, товарищи.» Возможно, если бы не началась Великая Отечественная Война, появился бы и четвёртый фильм саги, в которым действие происходило бы уже во время Гражданской, и Максим не жалея себя сражался бы с беляками. Потом появилась бы пятая часть, в которой была бы показана жизнь и работа партийного чиновника Максима в годы НЭПа. Вероятно неуёмная сталинская пропаганда заставила бы Козинцева и Трауберга снять и шестую, венчающую весь кино — сериал картину про революционера Максима, в которой действие происходило бы уже в современные — 30 — 40 -ые годы, а сам герой был бы каким не — будь членом Политбюро — соратником и другом Вождя. И это не пустые домыслы, так как уже в «Выборгской Стороне» прозвенел первый тревожный звоночек, предвосхищавший такое развитие событий возможных сиквелов «Максима» — в одном из эпизодов фильма герой встречает молодого Сталина (тогдашнего члена революционного комитета), который жмёт ему руку! Но война требовала иного кинематографа, тем более в первые годы неравной борьбы, а потому страна про любимого персонажа — революционера на время забыла. Уже после окончания войны на «Ленфильм» стали поступать письма зрителей помнящих трилогию о Максиме, которые просили режиссёров снять продолжение, показать зрелые годы этого героя, его семейный быт и его старость. На что Леонид Трауберг и Григорий Козинцев отвечали тем, что их герой не может состарится, а следовательно и умереть, так же как не может состарится и умереть великое дело Революции…
В третей части появляются давно полюбившиеся персонажи: Максим (Борис Чирков), Наташа (Валинтина Кибардина), бывший депутат Госдумы, а ныне партийный работник Тураев (Анатолий Кузнецов). Появляется и мелькнувший в самом конце второго фильма Николай Крючков (солдат — призывник), а также из числа противников героев возвращаются интеллигентного вида меньшевик (Алексей Бонди), Василий Меркурьев (молодой меньшевик) и «Король Бильярда» — подавшийся к анархистам Платон Дымба (Михаил Жаров), который исполняет здесь под гитару известную песенку: « -Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный пошёл по городу гулять…» А так же появляется новый враг — матёрый подпольщик Ропшин (Дмитрий Дудкин) — руководитель ЦК партии эсеров. Эти последние втираются в доверие к Евдокии (Наталья Ужвий) — бедной вдове с ребёнком, подбивая неимущую и отчаявшуюся женщину на преступления против советской власти. В ярких, хотя и эпизодических сценах на экране появляются Яков Свердлов (Леонид Любашевский) — назначивший Максима на должность управляющего банка, матрос Железняк (Борис Блинов), Ленин (Максим Штраух) — проходивший мимо спавшего на полу в Зимним дворце Максима, и как было сказано Сталин (Михаил Геловани). Последнего после смерти Вождя, точно так же, как и из дилогии Ромма о Ленине — вырезали из картины…
Музыку для фильма писал по прежнему отечественный композитор — классик Дмитрий Шостакович (вновь в фильме присутствует ставшая мотивом главного героя, песня про крутящийся — вертящийся голубой шар). Есть в фильме как пафосные мелодии (вспомнить открывающую фильм сцену, в которой двери Зимнего распахиваются впуская солдатню, среди которой и наш вооружённый револьвером герой), так и лирические темы. На этот раз оператору снимавшему двух первых «Максимов» Андрею Москвину активно помогал начинающий Георгий Филатов. А вот художник — постановщик у завершающий трилогию части сменился. Вместо Евгение Енейя воссоздавал революционный Петроград Вадим Власов, который справился со своей задачей не чуть не хуже предшественника. Картина по прежнему вышла пафосной и пропагандистской. Что впрочем не помешало ей, как и двум первым частям, попасть в международный кино — прокат (включая Америку). И по совокупности — третий фильм является наиболее интересным и продолжительным в серии. Показано как герой учится новому для него делу, ведь по началу Максим принял «бумажную» должность как красноармеец Забелин из культового фильма Михалкова «Свой Среди Чужих…»: — мягко говоря — без былого восторга. Здесь противниками Максима и его партийных товарищей оказываются не только анархисты, эсеры и меньшевики баламутящие по чём зря народ, но и не признающие советской власти буржуи — купцы, помещики и банкиры которые по каким то причинам ещё не эмигрировали за границу. Хотя с представителями «гнилой интеллигенции» серьёзного противостояния не вышло — ибо они понятное дело не бойцы, а провокаторы, государственные изменники и трусы, и показаны через призму утрировавший все их мерзкие качества карикатуры…
Леонид Трауберг и Григорий Козинцев поставили много превосходных картин, в том числе и в эпоху немого кино (достаточно вспомнить «Вавилон» или фееричную «Шинель» по прозе Гоголя), а трилогий о Максиме вошли в историю советского кино, став родоначальниками под — жанра «революционно -приключенческое» кино. И пусть современный зритель знает эти фильме не так хорошо как зритель советский, тем не менее — трилогия о Максиме это сливки того, что может предложить ранний советский кинематограф. Если абстрагироваться от пропаганды и просто посмотреть эти старые, ещё довоенные фильмы, то многое можно понять как о прошлом страны, так и о её прежней идеологии.
10 из 10
14 апреля 2015
Третья и завершающая картина из трилогии о профессиональном революционере Максиме. Что ж, как уже отмечала о втором фильме — Трауберг и Козинцев верны своему принципу, налицо тенденция улучшения качества фильмов с каждом последующей серией. Третья, финальная лента — можно сказать уже высший пилотаж, интересно задумано и мастерски воплощено.
Сюжет еще более лихо закрученный — чего мелочиться-то, в третьей части Максиму уже поручено руководить государственным банком, по ходу дела он разговаривает лично с самим Ильичом по телефону, берет с поличным мародеров и грабителей, выступает в суде, вершит судьбы чуть ли не половины населения революционного Петрограда, взглядом останавливает озверевшую толпу голодных рабочих, возглавляет отряд комиссаров, на короткой ноге общается с Троцким и много каких еще великих чудес совершает.
Отмечу, что в титрах товарищ Чирков, исполнитель роли Максима, указан уже как «ЗАР» — то бишь «Заслуженный артист Республики (подозреваю именно Республики, а не России) — и это чувствуется уже по первым кадрам, конечно это уже совсем не та неумелая угловатость в игре, которая была в «Юности». Вообще интересно посмотреть три фильма последовательно — наглядно видно, насколько от раза к разу меняется его игра и лицо, и слава Богу редкий пример — в лучшую сторону, все более совершенствует свои актерские навыки.
Более проработаны сценаристами и линии других персонажей — Наташи, Евдокии Козловой. В целом женские образы прописаны лучше, гораздо лучше. Есть внятная мелодраматическая история — такая как бы закваска для всего тягучего повествования о революционных днях Петрограда. Сегодня, конечно, многое выглядит вычурно или смешно, как например монолог Евдокии о нелюбви к советской власти и мгновенном «прозрении» — Я же товарища Ленина, дескать, ненавидела, а он мне квартиру дает? Или, положит, рассуждения о том, что скоро женщин будут тоже получать по карточкам, как муку и масло., этакая экспроприация живого имущества из частных рук в государственные, а то бишь общественные. А после таких общественных «пользований» женщинами дети тоже будут общественные, государственными. Выглядит нелепо и абсурдно, хотя на самом деле имеет под собой реальные исторические факты первых советских директив и декретов о передаче права частной собственности на женщин государству. Для советской власти по первости женщина — как предмет — должна была быть передана страждущим, ну почти как фабрики — рабочим, а землю — крестьянам.
В фильме еще есть парочка таких на первый взгляд забавных эпизодов-анахронизмов, сделанных однако очень качественно. Нужную эмоции из зрителя все же достают.
Тем, кто осилил «Юность» и «Возвращение», очень рекомендую посмотреть и «Выборгскую сторону», чтобы составить полное впечатление о первой советской героической «трилогии».
16 февраля 2012