Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На границе |
год: | 1938 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Иванов |
сценаристы: | Пётр Павленко, Александр Иванов |
видеооператор: | Владимир Рапопорт |
композитор: | Венедикт Пушков |
художник: | Павел Зальцман |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 декабря 1938 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Учимся любить и защищать Родину!
Фильм вышел на экраны страны 2 декабря 1938 года, значит, я немного опоздал с поздравлением юбиляра. 80 лет — возраст почтенный. Это на 10 лет больше, чем существовал Советский Союз. Его уже четверть века нет, зато осталось кинематографическое наследие, ценность, которого, актуальность, с годами только растёт, потому что в фильме Александра Иванова главными являются не внешние атрибуты: драматическая военно-приключенческая составляющая, а главный позыв картины: «Учись любить и защищать Родину!», а такой лозунг не устареет ни при каком политическом строе. В старых советских лентах, независимо от основной сюжетной линии всегда присутствует ещё одна — незримая, но именно она «формирует» сюжет. Эта линия — политическая и экономическая обстановка в стране. Поэтому, чтобы правильно оценить фильм во всех его аспектах, необходимо знать, каким был для СССР 1938 год.
Дальневосточный регион являлся для СССР одним из самых сложных в военно-политическим отношении в предвоенные годы. Этот громадный по своим размером регион стал объектом не только пристального внимания императорской Японии, но и объектом, подвергшимся после Первой мировой войны масштабной японской экспансии. Готовясь к широкомасштабной агрессии в Азиатско-Тихоокеанском Регионе японские милитаристы, старались обеспечить свою страну всем необходимым для войны промышленным и сельскохозяйственным сырьём, а также создать важный стратегический плацдарм на Азиатском материке. Не случайно японское правительство в программе покорении Северного Китая, принятой советом министров в августе 1936 года, предусматривало создание в Маньчжурии антикоммунистическое, прояпонское квазигосударство, с полным подчинением Японии промышленности и ресурсов.
У этого квазигосударства много названий: «Манчжоу-го», «Манчжурия», «Государство Манчжурия», «Даманьчжоу-диго» (Великая Маньчжурская империя), а по сути — марионеточное государство, образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии. Существовало с 1 марта 1932 года по 19 августа 1945 года. Граничило с Японской империей, МНР, СССР, Мэнцзяном и Китайской Республикой. Столица — Синьцзин (ныне Чанчунь). Во главе государства был поставлен последний китайский император (из маньчжурской династии Цин) Пу И. Фактически Маньчжоу-го контролировалось Японией и целиком следовало в русле её политики. Торжественно провозгласив в марте 1932 года марионеточное государство Маньчжоу-Го, японская военщина тут же выдвинула тезис о защите маньчжурских провинций от большевистской угрозы. Военный министр Японии генерал Садао Араки в своих мечтаниях пошёл ещё дальше.
Он считал, что первая линия обороны Японии должна быть вынесена в юго-восточный район Байкальского озера и при этом, его совершенно не смущало, что это территория Советского Союза. Японцы активно обустраивали Маньчжурию в военном отношении. За два года было построено свыше 1000 километров железных дорог и проложено 2000 километров шоссейных дорог. Большинство из них имели направление к дальневосточным границам СССР или шли вдоль неё. Далеко не все эти дороги имели хозяйственное значение. Большими темпами шло обустройство военных городков, различных складов и аэродромов. К 1937 году здесь уже было 43 военных аэродрома и около сотни посадочных площадок. В Маньчжурии размещается на постоянной основе треть императорской армии — почти 130 000 штыков! В качестве основного союзника предполагалось привлечь армию императора Пу И — ещё 115 000 человек.
Советская дальневосточная граница ещё со времён окончания гражданской войны и военной интервенции постоянно оставалась объектом различных провокаций. Сначала здесь имели место ожесточённые бои с белобандитами и многочисленными отрядами хунхузов. Потом им на смену пришли провокаторы, солдаты китайской армии и их белогвардейские союзники, а после завоевания Маньчжурии, здесь основательно и надолго обосновались японские захватчики. При этом резко возросло количество пограничных инцидентов. В 1934 году японскими военнослужащими на участке Дальневосточного округа с июля по сентябрь было совершено 495 провокаций с применением различных видов оружия. За 7 месяцев 1935 года пограничники 24 раза вступали в вооружённые столкновения с японскими формированиями, в 24 случаях японские самолёты преднамеренно нарушали воздушные границы Советского Союза, углубляясь на его территорию.
Столь обстоятельное вступление было необходимо, чтобы в полной мере отразить реальную обстановку на дальневосточных границах. В свете всего перечисленного, события художественного фильма выглядят совсем иначе: это уже не просто развлекательный приключенческий фильм, а почти документальное отражение нелёгкой жизни приграничной полосы. Разумеется, картина имеет плакатно-назидательный характер, ведь она и снималась ради этого — показать зрителю готовность Красной Армии отбить любое нападение интервентов. И надо сказать, картина с этой задачей справилась на все 100%. В задачу режиссёра не входил глубокий и серьёзный анализ тех драматических событий и изучение «подводных камней» диверсионной работы. Именно по этой причине белогвардейские «ходоки» показаны в наивно-юмористическом ключе: и первая четвёрка, и — особенно! — Эраст Гарин в роли диверсанта Волкова.
Подобная карикатурность преследует одну цель — показать, что враг имеет не «семь пядей во лбу», и что его очень даже можно «бить». Причём бить не только мощным вооружением пограничников, но и — не в последнюю очередь — силами простых жителей. Степанида Тарасовна Власова (Елена Тяпкина) — женщина-кремень, но с аналитическим складом ума и природной наблюдательностью. В картине её персонаж «громкий», но чуточку «безликий» и даже монотонно-однообразный. А вот дочь Степаниды Варвара (Зоя Фёдорова) напротив — очень яркая, живая, эмоциональная. Невероятно хорош Ерофей Савельич Власов (Николай Виноградов) — этакий «дед Щукарь», который «японца только в глаз бьёт»! Роскошная роль у Николая Крючкова. Его Иван Николаевич Тарасов — командир от Бога. И повоюет так, что врагу мало не покажется, и на свадьбе «вдарит плясовую» так, что доски трещат!
Интересное получилось кино — яркое, познавательное, патриотичное.
25 февраля 2018