Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
День на скачках |
английское название: |
A Day at the Races |
год: | 1937 |
страна: |
США
|
слоган: | «Three Great Laff Stars ! . . . more gags and gals . . . more songs and dances !» |
режиссер: | Сэм Вуд |
сценаристы: | Роберт Пирош, Джордж Оппенхаймер, Аль Боасберг, Леон Гордон, Кэри Уилсон, Джордж Ситон, Джордж С. Кауфман |
продюсеры: | Макс Сигел, Сэм Вуд, Ирвинг Тальберг, Лоуренс Уайнгартен |
видеооператоры: | Джозеф Руттенберг, Леонард Смит |
композитор: | Франц Ваксман |
художник: | Седрик Гиббонс |
монтаж: | Фрэнк Е. Халл |
жанры: | комедия, мюзикл, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 июня 1937 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
У девушки Джуди (Морин О’Салливан) бизнес-проблемы. Как владелица частного пансионата, она на грани разорения, а кредиторы требуют и требуют денег. Помочь Джуди собрать нужную сумму берутся влюбленный в девушку Гил (Аллан Джонс) и два его дружка-полудурка Тони и Стаффи (Чико и Харпо Маркс). Для этого они приглашают на должность главврача якобы известного и именитого врача Хакенбуша (Граучо Маркс), который на самом деле является ветеринаром. Одна из состоятельных постояльцев пансиона готова проплатить долги Джуди, но условие одно – именно Хакенбуш и должен быть главврачом. Но есть ведь и другие шельмы, метящие на недвижимость Джуди…
«Братья Маркс» в 30-х звучало бы по-пролетарски только на наших просторах. Но не звучало ни «там», ни у нас. С нами дело ясное – американские комедии в Союзе практически не крутили, и уж точно не крутили с участием братьев Маркс. А на Западе эту троицу (на самом деле изначально братьев было пятеро – просто двое самых младших оказались на сцене менее талантливы, и подались в продюсеры) знают исключительно за их комедийные скетчи. Вообще, троица о себе заявила еще в эпоху немого кино в самом конце 20-х, а пик их популярности прошелся на первую половину и середину 30-х. Поэтому даже удивительно, что это их первый фильм, который попал в оскаровские номинанты. Характерно, что в 40-е братья начнут сниматься уже раздельно, и «День на скачках» является чуть ли не последним (по крайней мере, из известны, так точно) фильмов, где вся троица была еще вместе.
Чтобы понимать, в каком стиле брательники веселили публику, нужно знать значение слова бурлеск. Вот юмор у братьев как раз под стать их фамилии – пролетарский. Шутки с кривляньями, нелепыми ситуациями, киданиями тортов и прочее, прочее, что в свое время еще успешно апробировали Чарли Чаплин и Гарольд Ллойд. При этом изначально по сценарию (мы уже берем сюжет самого фильма) братья вроде как не на первом плане. В фильме есть главная любовная парочка, есть другая пара – их антагонисты, а вот персонажи Маркс вроде как вкраплены во все это повествование. Граучо Маркс (пожалуй, самый талантливый из братьев) – это такой себе типаж жуликоватого афериста с нарисованными усами и бровями, вокруг которого и строятся все интриги. Чико Маркс больше похож на брутального, но ушлого селюка. А фишка Харпо – ни слова на экране. Этакий ним в эпоху звукового кино, что само по себе было достаточно оригинально (да и кучерявый блондин кривляется вполне колоритно).
Из других актеров (без фамилии Маркс) отмечу звездочку 30-х Морин О’Салливан, которая в эпоху Кларка Гейбла и ранней Кэтрин Хепберн была вполне популярной. К тому же Морин еще и уродит через 8 лет Мию Фэрроу – звездной актрисы уже другой эпохи («Ребенок Розмари», например). Ну и пару слов о режиссере картины. Сэм Вуд постановками фильмов занялся еще в начале двадцатых, и это первая картина режиссера, которая получила хоть какую-то (в данном случае, более чем второстепенную) номинацию на «Оскар». Однако настоящая режиссерская звездность к Вуду придет в 40-е, когда 4 его картины получат оскаровские номинации на лучший фильм. Хотя известен Вуд в Голливуде стал именно как стукач, активно сотрудничавший с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (в 50-х один из подкомитетов которой возглавлял небезызвестный сенатор Джозеф Маккарти). Впрочем, Вуд умер в 49-ом, еще до начала массовой антикоммунистической истерии в Штатах.
Вердикт. В плане абсурдного юмора и абсурдных же диалогов, «День на скачках» смотрится великолепно. Другое дело, что абсурд всегда специфичен и уж точно такой юмор не обладает эстетской тонкостью. Но если сравнивать с современными комиками, то братья Маркс – это чуть ли не виртуозы.
7 из 10
19 сентября 2023
- We come to hang the paper.
- How about hanging yourselves?
Если говорить о талантливых комических актерах начала прошлого столетия, то каждый первый вспомнит Чарли Чаплина, один из ста выудит из памяти имена Бастера Китона и Гарольда Ллойда, и только самые завзятые киноманы назовут братьев Маркс. Между тем, эти талантливые и многогранные актеры снимались в самых смешных и полных острой социальной сатиры лентах тридцатых годов. Жаль, что группа Queen ограничилась трибьютом лишь двум фильмам, обойдя вниманием блестящий «Утиный суп», но и «Ночь в опере», и «День на скачках» — уморительно смешные фильмы, которые будут понятны всем и всегда, а стало быть, никогда не устареют.
Сюжет, как это часто бывает у Марксов, закручен вокруг лирической пары — молодой, красивой девушки и наделенного прекрасным голосом юноши. Их преследуют житейские неурядицы: санаторный бизнес катится под гору, купленная для скачек за бешеные деньги лошадь проигрывает бега, а самые влиятельные люди города плетут козни. Влюбленной парочке помогают колоритные персонажи в исполнении братьев Маркс: местный обалдуй, промышляющий платными «гарантированными советами» на скачках — Чико, немой жокей Харпо и, наконец, неподражаемый Граучо — ветеринар, нацепивший халат доктора в благородной попытке спасти санаторий, заручившись модным врачом. Даму сердца Граучо играет Маргарет Дюмон, к которой, как и к братьям, прилипло определенное амплуа — ухоженная и богатая дама почтенного возраста, неравнодушная к чарам темпераментного усатого ухажера. Команда донельзя сыгранная, и перфоманс выдает поистине блестящий… впрочем, как и всегда.
Львиная доля юмора в комедиях Марксов приходится на лингвистический диапазон, что сильно затрудняет восприятие. Безумно жаль, что тонкие остроты Граучо не поддаются адекватному переводу на русский язык, и остается смириться с безжалостным фактом: оценить по достоинству эту сторону фильма смогут лишь те, кто смотрит его в оригинале. Вот простой пример: доктор пытается вывести самозванца Хакенбуша на чистую воду и велит измерить пульс пациентки. Хакенбуш кричит помощникам: «Pulse! Pulse!», на что те немедленно подрезают у нее сумочку, которая по-английски именуется purse, что весьма созвучно с pulse. И таких моментов в картине целый вагон.
Однако это отнюдь не значит, что не знающим язык будет не на что смотреть. Есть тут и простые, всем понятные гэги, и элементы slapstick comedy, и безумные погони в духе Панча и Джуди, и невероятно красивый танец на воде с элементами балетной постановки (за который фильм номинировали на «Оскар», между прочим), и зажигательные песни, и самобытная игра на музыкальных инструментах… А еще — понятный каждому романтичный сюжет со счастливой развязкой. Сейчас, когда в ходу всё больше сложные, мрачные, тяжелые и до крайности концептуальные истории, порой очень хочется окунуться в эту простоту, напоминающую о беззаботном детстве, чтобы потом весь день напевать Tomorrow Is Another Day и улыбаться. За эту улыбку, остающуюся на лице еще пару часов после финальных титров, братьям Маркс всегда хочется сказать отдельное спасибо.
2 ноября 2019
Этот семейный комедийный подряд, был сформирован ещё в раннем детстве, их собственными родителями. Заметив врождённую(наследственную — их дядя был успешным комиком) одарённость мальчиков, их мать живо привила им интерес к музыке, соорудив вокальный ансамбль, впоследствии каждый из братьев виртуозно овладел несколькими музыкальными инструментами, а чуть позже они и вовсе открыли в себе талант клоунов-эксцентриков. На самом деле братьев было пять, но двое младших были менее талантливыми, появившись в нескольких ранних фильмах семейства и так и не найдя свой индивидуальный образ на экране, они занялись продюсированием более одарённых старших.
Трое старших братьев являли собой в кадре абсолютно противоположные друг другу архетипы.
Чико (Леонард Маркс) был эдаким невеждой-деревенщиной, плутом и прощелыгой, вечно «заваривающим» нелепые предприятия, вовлекая всех остальных. Великолепно владея фортепьяно и играя в своей собственной «дикой» манере, он периодически появлялся на экране с музыкальной сценкой, в которой превращал свою исполнительскую стилистику в гомерический фарс, также он был негласным переводчиком немой манеры общения среднего из трёх — Харпо(Адольфа Маркса).
Кудрявый блондин Харпо был лупоглазым мимом, соединившим в себе немую и трюковую школу комедийных актёров предыдущих десятилетий. Он словно и не заметил, что кино стало звуковым, продолжая жестоко подшучивать над другими, пользуясь жестами пантомимы и делая при этом невинное лицо ангела. Будучи мультинструменталистом, он также как и брат вводил в свою игру бурлескную нотку виртуозности, сохраняя при этом образ простачка, своей нелепостью ставя в глупые ситуации окружающих.
И наконец Граучо(Джулиус Маркс) — «мастер слова» в стилистике абсурдного юмора, человек с фальшивыми усами- просто нарисованными на его лице(ха-ха!) и наверное самый талантливый из всех троих. Сочинявший сам все свои скетчи и «острые» фразочки, он переходил от снобистской интеллектуальности, которую к слову сам и олицетворял, к безудержному «дуракавалянию» и откровенной клоунаде.
Всё вышеперечисленное присутствует в фильме «День на скачках», как не в одной другой картине этих «сумасшедших кривляк». По сути это классическая комедия положений, где братья-проказники традиционно для себя появляются не центральными героями на которых построен синопсис, а «пикантным гарниром» обрамляя всё действие в краски сюрреалистического фильма-концерта, постепенно «перетягивая одеяло» внимания зрителей полностью на себя.
Поток шуток и острот неослабевающий не на секунду, призваны разбавить, как те самые выше изложенные музыкальные номера братьев, так и вставные эстрадные и сценические виньетки артистов оперы и балета. Которые дают возможность зрителям, хотя бы на несколько минут отдышаться от постоянного смеха.
Диалоги-юморески можно цитировать бесконечно, причём простые на первый взгляд, они засияют окончательным блеском жемчужин, если понемногу вдумываться в них. Недаром, одним из самых известных поклонников трио Маркс, был и остаётся интеллектуал «до душки очков» Вуди Аллен, который во многом перенял образ Граучо.
Разбиваясь на множество самостоятельных сценок-скетчей, фильм тем не менее остаётся цельным произведением с чётким ритмом, с течением свой продолжительности только разгоняясь и в финале выплёскиваясь в фееричный мюзикл с негритянско-джазовым парадом-але, в лучших традициях музыкальных комедий Александрова.
И да, были времена, когда названиями фильмов братьев Маркс, именовали свои ранние рок-альбомы музыканты группы Queen.
9 из 10
12 июня 2011